КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И испытательных лабораторий
Аккредитация органов по сертификации Взаимное признание результатов испытаний и сертификации как способ устранения технических барьеров в торговле во многом зависит от аккредитации. Авторитет и независимость аккредитующего органа определяют доверие к деятельности организации по сертификации и её результатам. В зарубежных странах аккредитация является самостоятельным видом деятельности, регламентируемым соответствующими нормативными документами, выполнение требований которых служит гарантией единства и сопоставимости оценок компетентности аккредитованной организации. А это обеспечивает доверие к результатам испытаний и сертификации. В США системы аккредитации испытательных лабораторий существуют с 1976 г., во Франции – с 1979 г., в Великобритании – с 1981 г., в Дании – с 1973 г. По одной национальной системе аккредитации действуют лишь в Дании, Швейцарии, Японии, Австралии, Норвегии и Финляндии. В других государствах существует по несколько систем, особенно многочисленны они в США. Практика аккредитации в зарубежных странах организуется по-разному. Бывает один (единый) национальный орган или несколько аккредитующих организаций, возможны разные системы аккредитации (США). В этой связи наметилась тенденция к согласованию правил аккредитации, созданию единых национальных систем, что послужит базой взаимного признания результатов аккредитации. В России работы по аккредитации возложены на Госстандарт РФ постановлением Правительства «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг» №100 от 1994 г. Таким образом, аккредитация и сертификация оказались в одних руках. Определилась необходимость разделения этих видов деятельности. В 1995 г. Правительством РФ была утверждена программа демонополизации в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.. Перед Госстандартом РФ была поставлена задача совместно с другими органами управления сформировать систему аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий. Был сформирован Межведомственный совет по аккредитации и сертификации, в состав которого включены представители заинтересованных организаций. Однако полного разделения аккредитации и сертификации у нас не предусмотрено. Были выработаны принципы организации системы аккредитации в РФ, которые нашли отражение в основополагающих стандартах ГОСТ Р серии 51000, гармонизированных с руководствами ИСО / МЭК, европейскими стандартами серии EN 45000, положениями Международной конференции по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК). Общее руководство и координация деятельности по аккредитации осуществляет специально созданное самостоятельное подразделение Госстандарта – Отдел по аккредитации, который сертификацией не занимается. Российская система аккредитации (РОСА) – это совокупность организаций, участвующих в деятельности по аккредитации, аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий, других субъектов, а также установленных норм, правил, процедур, которые определяют действие этой системы. Объектами аккредитации являются организации, осуществляющие деятельность в области оценки соответствия: -испытательные лаборатории; - органы по сертификации, контролирующие организации; - метрологические службы юридических лиц; - организации, осуществляющие специальную подготовку экспертов. Главные цели аккредитации – обеспечение доверия к организациям путём подтверждения их компетентности; создание условий для взаимного признания результатов деятельности разных организаций в одной и той же области. Участниками российской системы аккредитации являются: Совет по аккредитации в РФ (Совет), аккредитующие органы и технические центры по видам деятельности, объекты аккредитации и аккредитованные организации, эксперты по аккредитации. Совет решает вопросы, относящиеся к принципам проведения единой технической политики в области аккредитации; исследованиям по аккредитации; координации деятельности аккредитованных органов, экономическим аспектам аккредитации; международному сотрудничеству в области аккредитации и т.д. Рабочие органы Совета – технический секретариат, рабочие группы и комиссия по апелляциям. Аккредитующий орган. Аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в законодательно регулируемой (обязательной) сфере, организуют и проводят Госстандарт России и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательными актами РФ. Аккредитацию в добровольной сфере имеет право осуществлять юридическое лицо, отвечающее требованиям к аккредитующим органам. Госстандарт разрабатывает общие процедуры аккредитации, требования к аккредитующим органам, объектам аккредитации и экспертам, к документам по аккредитации и взаимодействует с международными, региональными и зарубежными национальными организациями по аккредитации. Основные функции аккредитующего органа связаны с его главной задачей – реализацией единой политики по аккредитации в России. Для этого аккредитующий орган устанавливает специальные правила, процедуры и указания, по которым действует аккредитация; устанавливает специальные требования к объектам аккредитации, аккредитует их и выдаёт им аттестат аккредитации, проводит регистрацию аккредитованных объектов и экспертов, а также публикует информацию о них и рассматривает апелляции. Одной из важнейших функций аккредитующего органа является разработка правил по признанию других систем аккредитации, в том числе зарубежных. В свою очередь аккредитующий орган должен отвечать ряду требований. Они касаются персонала, общей политики и принятия решений, системы качества, действующей в аккредитующем органе, порядка проведения аккредитации и документации по аккредитации. Эти требования регламентируются ГОСТ Р 51000.2-95 «Система аккредитации в РФ. Общие требования к аккредитующему органу». Стандарт предназначен для применения аккредитующим органом в процессе создания и обеспечения системы аккредитации, а также теми организациями, которые претендуют на аккредитацию и готовятся к ней. Технический центр выполняет работу, которую поручает ему аккредитующий орган. Это может быть: предварительное рассмотрение заявок на аккредитацию, проведение экспертизы документов, подготовка программ аттестации заявителей и инспекционного контроля аккредитованных организаций, рассмотрение результатов аттестации и инспекционного контроля и подготовка по ним проекта решения и т.д. Организации, которые планируют получить аккредитацию, обязаны быть готовыми к выполнению конкретных видов деятельности, соответствующих заявленной области аккредитации. После подачи заявки на аккредитацию необходимо взаимодействие со всеми участниками процедуры аккредитации, а затем, независимо от результатов – оплата работ по аккредитации в соответствии с установленным порядком. При этом, аккредитованные организации обязаны выполнять работу чётко в соответствии с областью аккредитации и поддерживать соответствие организации установленным требованиям. В процессе своей деятельности аккредитованные организации взаимодействуют с аккредитующим органом и другими участниками аккредитации, представляя информацию обо всех изменениях, которые могут затрагивать критерии аккредитации. Эксперты по аккредитации проводят экспертизу документов, представляемых на аккредитацию, аттестуют заявителей и готовят решение о выдаче аттестата аккредитации, а также осуществляют инспекционный контроль за аккредитованными организациями. В качестве экспертов не могут быть привлечены лица, участвующие в подготовке аккредитации. Оценку квалификации экспертов проводит аккредитующий орган в соответствии с разработанной им квалификационной процедурой. Аккредитующий орган определяет процедуру и порядок назначения эксперта, которые, в частности, включают согласие самого эксперта, согласие заявителя на личность эксперта и предоставление экспертам методических указаний, рабочих документов и инструкций по проведению аккредитации. Процедура аккредитации состоит из следующих последовательно выполняемых действий: - представления заявителем заявки на аккредитацию; - экспертизы документов по аккредитации; - аттестации заявителя; - анализа всех материалов и принятия решения об аккредитации; - выдачи аттестата об аккредитации; - проведения инспекционного контроля аккредитованной организации. Регламентация всех составляющих процедуры аккредитации установлена в ГОСТ Р 51000.1-95, который предназначен для применения аккредитующими органами и организациями, подлежащими аккредитации. Система аккредитации предусматривает повторную аккредитацию и доаккредитацию. Повторная аккредитация проводится не реже, чем раз в пять лет. Продление действия аттестата аккредитации возможно и без повторной аккредитации. Решение об этом принимает аккредитующий орган по результатам инспекционного контроля. Доаккредитация – это аккредитация в дополнительной области деятельности. Этой процедуре подвергается аккредитованная организация, претендующая на расширение своей области деятельности. Программа и процедура доаккредитации определяются аккредитующим органом. Аккредитация на компетентность, или универсальная аккредитация, проводится аккредитующим органом. Деятельность которого полностью соответствует международным требованиям, изложенным в Руководстве 61 ИСО / МЭК. Предполагается, что аккредитация на компетентность обеспечит доверие к аккредитованному органу (или лаборатории) со стороны заявителей. Аккредитация с целью предоставления полномочий на право проведения работ по сертификации в системе сертификации проводится организацией, получившей свои полномочия соответствующим законодательным актом. Предоставление полномочий необходимо для создания уверенности в том, что испытания, проводимые данной лабораторией, и решения, принимаемые органом по сертификации, достоверны, будут признаваемы заинтересованными сторонами и не вызовут сомнений по отношению к системе сертификации.
Контрольные вопросы. 1. Сколько систем аккредитации существует в каждом государстве? 2. На кого в России возложены работы по аккредитации? 3. На кого в Госстандарте возложено общее руководство и координация деятельности по аккредитации? 4. В чём заключаются главные цели аккредитации? 5. Какие вопросы решает Совет по аккредитации в РФ? 6. Какие рабочие органы входят в Совет по аккредитации? 7. С чем связаны основные функции аккредитующего органа? 8. Какие работы выполняет технический центр? 9. Какие лица не могут быть привлечены в качестве экспертов? 10. Кто проводит оценку квалификации экспертов? 11. Какие действия включает в себя процедура аккредитации? 12. Через сколько лет должна проводиться повторная аккредитация? 13. В каких случаях может проводиться доаккредитация? 14. Кто может проводить аккредитацию на компетентность?
7. Порядок проведения сертификации продукции .
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |