Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия в древнем мире




ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

 

История философии - это история становления философии как единой системы знаний или философии как науки. В ней выделяются следующие разделы: античная философия; средневековая европейская философия; философия Нового времени ХVII–ХVIII веков.

Философия Древнего Востока на протяжении нескольких столетий может быть приурочена к двум мировым центрам - к древнеиндийской и древнекитайской цивилизациям. Ре­лигиозно-философские учения развивались здесь непосред­ственно из мифологического духовного наследия предшеству­ющих эпох, в т.ч. на основе наиболее значительных космого­нических и смысложизненных мифов. Зарождение собствен­но философской мысли относится к У1-П вв. до н. э., что соот­ветствует в исторической хронологии веку железа.

Первыми священными книгами древней Индии были Веды, древнейшей из которых была Ригведа (составлена в середине II тыся­челетия до н. э.). К ней примыкают две дру­гие веды - Веда песнопений (санведа) и Веда жертвоприношений (ядшурведа). Результатом дальнейшей разработки канонов учения стали появившиеся в I тысяче­летии до н. э. брахманы (ритуальные тексты), а к середине I тысячелетия до н. э. - Араньяки (лесные книги для отшель­ников). Уже к II в. до н. э. был детально разработан цикл из 13 протофилософских вед - Упанишады («знания, полученные у ног учителя»).

С достаточной степенью уверенности философские школы древней Индии можно разделить на ортодоксальные и неортодоксальные, в зависимости от того, принимают они или нет учение, изложенное в ведах.

Вообще, для древнеиндийской философии характерны следующие черты:

1) внимание к интроспекции (методд самонаблюдения) в от­вете на вопросы о сущности человека и окружающего мира;

2) признание тождества между микро- и макрокосмом;

3) признание существования 4-х уровней бытия: телесно­го; уровня, состоящего из жизненного «я» - «прана»; уровня, состоящего из сознания; состояния, обобщающего в себе все 3 уровня - «атман».

К числу неоклассических школ относятся локаяты, со­гласно которым душа и, следовательно, бессмертие отсут­ствуют. Большая часть школ придерживалась более распро­странённой доктрины - идеи освобождения от цепи пере­рождений в ходе особых психологических и телесных уп­ражнений, а также тезиса о том, что жизнь есть страдание.

Почти все эти школы привяли 8-ступенчатую практику йоги.

Нагараджуна (І-ІІ вв.) - древнеиндийский философ» основатель школы буддийской философии «мадхьямака» («учение о середине»)- Подвергнув критическому анализу существовавшие в его время буддийские и небуддииские кон­цепции и стараясь избежать крайностей нигилизма и догма­тизма, Нагарджуна пришел к выводу об их несостоятельнос­ти. Основные категории этих концепций, определяя область сущего, «теряют» его, не выдерживая к тому же критики по методу «четырех пределов» (А; Д; А&Д; А&А - возможные типы высказываний), который показывает невозможность непротиворечивого суждения о чем-либо. Так, понятия «при­чина», «движение», бытие-в-себе», «дхарма» (элемент бытия), «нирвана» - противоречивы. Это заставляет Нагарджуну сде­лать вывод о немощи разума в постижении последней непроти­воречивой истины мира инаправить её поиски в область сверхразумного. Только в этой последней возможно пости­жение принципиального тождества искомого абсолютного и феноменального, истины и противоречия, нирваны (приобще­ния индивидуального духа к абсолюту) и сансары (жизненного потока). Это тождество описывается главной категорией фи­лософии Нагарджуны - шуньята (пустота, относительность, ничто), которая поглощает все противоречия, являясь истин­ным Абсолютом. Метод и выводы Нагарджуны роднят его от скептиков и христианской традицией апотафического богословия. Главное произведение философа - «Мула - мадхьямака карика».

Для мировоззрения Древнего Китая, где философия воз­никла почти одновременно с древнеиндийской (VI - V вв. до н. э.), характерна опора на священные книги - «пятикнижие» (книги, песен, книга истории, книга перемен, книга об­рядов, книга весны и осени). Уже в наиболее ранней из книг упоминаются два принципа - ян и инь, оли­цетворяющие два взаимодополняющих начала, которые в позднейшей традиции идентифицировались соответственно с мужским и женским началом. Несколько позже китайс­кая философия включает категорию ци – н ематериальная (субстанция (аналогия «правы» в индийской традиции), то, что пронизывает весь космос. Расцвет китайской философии приходится на время, существования 6-ти классичес­ких школ: конфуцианства, моизма, школы закона (регист­ров), даосской школы, натурфилософской школы инь-ян, школы имен, которая близко подходила к древнегреческому учению софистов. К середине VI - началу V в. до н. э. конфуци­анство почти полностью превратилось в этическое учение о поведении на основе 3-х главных ценностей – почтительность к старшим, взаимность (человеколюбие), золотая середина.

Основателем школы Дао был старший современник Кон­фуция Лао цзы. Ему принадлежит: «Кто знает меру, у того не будет неудачи». Главной книгой Дао была «Дао-дэ-цзин». Согласно вероучению Дао, изложенному в книге, основной категорией школы является Дао - «путь». Это макро- и микрокосм, постигаемый с помощью интуиции, и дэ - прояв­ление Дао на уровне вещей.

Исключительным влиянием в древности и в философс­ких учениях эллино-римской эпохи пользовался зороаст­ризм - дуалистическая древнеиранская религия, названная по имени создателя-пророка Заратуштры. Зороастризм окончательно сформировался к VII в. до н. э. Основа этого вероучения - признание постоянной борьбы в мире двух про­тивоположных начал: добра, олицетворяемого божеством Ормуздом, и зла, олицетворяемого божеством Ариманом. Идеи зороастризма о конце мира, загробном воздаянии, последнем суде и воскресении мертвых и др. после включения в новый контекст и переработки составили основу христианской и иудаистской догматики. В настоящее время зороастризм су­ществует в форме парсизма.

Конфуций (551-479 гг. до н.э.)- «Учитель Кун (Кун Фу-цзы), признан первым китайским философом. Задав тон последующей мно­говековой конфуцианской традиции, Кон­фуций учит тому, что может найти при­менение в обыденной жизни («не пренеб­регай повседневностью»), беспокоясь о падении нравов и забвении заветов пред­ков («излагаю старое и не создаю ново­го»). Таким образом, антропоцентричное учение Конфуция - прежде всего этика, основные категории:

1) сяо («сыновняя почтительность»), расширительное толко­вание которой «санкционирует» патерна­лизм китайского общества, ибо сяо распространяется не толь­ко на отношения детей и родителей, но и на отношения под­чиненных и начальников. Культ предков как бы дополняет­ся культом императора;

2) жэнь («человечность»: «не де­лай другим того, чего не желаешь себе») утверждает адек­ватность жизни человека среди людей его собственной при­роде, провозглашает примат общественного по отношению к личному и необходимость поиска своей уместности;

3) ли («ритуал») обеспечивает уместность, придаёт чувствам, зна­ниям, поведению, течению всей индивидуальной жизни над­лежащую форму, установленную традицией, сдерживает, ут­верждая меру;

4) вэй («образованность», «воспитанность», «культурность») - то, чем непременно должен быть допол­нен ритуал, то, что украшает жизнь и природу (классические музыка и литература), возведя их в высшую гармонию;

5) цзюнъцзы («благородный муж») - воплощение качеств, вос­питываемых Конфуцием: сильный духом, образованный, че­стный, тот, в ком природа сомкнулась с культурой.

Ему принадлежит:

- «Молчи или говори то, что лучше молчания».

- «Истину полезно видеть нагую. Ложь пусть покрывает себя одеждою».

- «Прежде всего научайся каждую вещь называть ее име­нем: это самая первая и важнейшая из всех наук».

Основные произведения Конфуция: «Луньюй» («Беседы и поучения»).

Буддизм - древнейшая из мировых религий. Зароди­лась в Индии в VI - V вв. до н. э. как одно из учений этичес­кого плана. В III в. до н. э. по решению царя Ашоки из династии Маурьев буддизм был провозглашен официальной государствен­ной религией Индии. В настоящее время широко распрост­ранен в странах Южной и Юго-Восточной Азии. Основатель буддизма - принц Сиддхартха Гаутама - из династии Шакья-Муни, получивший имя Будда (просветленный), в пери­од централизации государства выразил протест против учения брахманских религиозных сект и сложной культовой регламентации. Буддизм видит освобождение от страданий на пути нравственного усовершенствования, удаления от мира и достижения путем особых духовных (медитация) и физических упражнений состояния нирваны. В ІІІ-І веках до н.э. идея Будды о спасении получила философскую трактовку в учении о мире и человеческой личности как потоке сменяю­щих друг друга элементах материи и сознания - дхарм. В первых веках н. э. буддийская религия претерпевает перерож­дение. Место простого почитания занимает обожествление Будды. Спасение человека с этого времени становится в за­висимости от милости божества, которую можно снискать повторением священных сутр. Учение о нереальности по­нятийного мышления и об абсолютном интуитивном знании стало основой позднейших школ, в том числе дзэн-буддизма и буддизма-ламаизма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.