КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия кинизма и закат античной философии
Позднеантичный идеал мудреца в философии Эпикура и стоицизма . Аристотель завершает классический период в развитии греческой философии. В период эллинизма (IV век до н.э. - V век н.э.) меняется мировоззренческая ориентация философии, ее интерес все более сосредоточивается на жизни отдельного человека. Социальная этика Платона и Аристотеля уступает место индивидуальной этике эпикурейцев - последователей учения Эпикура и стоиков - представителей стоицизма. Философы эллинизма считали условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира и прежде всего от политической сферы. Философско-этическая система Эпикура направлена на обоснование идеи о возможности и необходимости достижения индивидом счастливой жизни. Для этого человек должен побороть страх пред богами и страх перед смертью, быть уверенным в возможности поступать в соответствии со своими желаниями. Поскольку человек - это прежде всего телесное чувственное существо, постольку всякое благо и зло в его жизни проистекает от его способности управлять своими ощущениями. Высшим благом для человека является достижение им блаженства, наслаждения. Однако действительно длительными и прочными могут быть только духовные наслаждения и блага, такие как дружба и знание. Высшая форма блаженства - состояние полного душевного покоя, невозмутимости, отрешенности от всех проблем этого мира -атараксия. Стоицизм исходит из представления о предопределенности всего существующего. Все события, происходящие в природе и обществе, подчинены строжайшей закономерности, которая выступает как неотвратимая необходимость. Человек ничего не может изменить в порядке вещей. Первый принцип этики стоицизма - поступать разумно, жить сообразно с природой, поскольку природа тождественна разуму. Философ или мудрец - это и есть человек, постигший неизбежное, сознательно подчинившийся ему, отказавшийся от чувственных наслаждений, чтобы наслаждаться добродетелью, к которой он приобщается через познание сущности вещей и благодаря победе разума над страстями.
Выражением глубокого кризиса и упадка древнегреческой философии стала философия киников. Под этим названием известна одна из т.н. сократических школ в Древней Греции, стремившаяся не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к обработке и экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни. Ее наиболее видными представителями являются Аигисфен, Кратет, Диоген Синопский. Антисфен проповедовал отказ от каких-либо потребностей, презирая роскошь и стремление к наслаждению, он призывал быть ближе к природе. По его мнению, не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака. Он общался с простыми людьми, девался и говорил как они, считая утонченную философию никчемной, его последователи резко осуждали рабство. Ученик Антисфена - Диоген утверждал, что моральная свобода заключается в освобождении от желания и считал, что, проявляя безразличие к благам, можно освободиться от страха. Блага жизни непрочны, поскольку они есть дары судьбы и случая, а не честные вознаграждения за наши подлинные заслуги. Мир плох, поэтому надо лучиться жить независимо от него. Философия киников означала закат античной философии, поскольку явилась отражением глубокого социально-политического и духовного кризиса древнегреческого общества. Социальная стабильность и крушение полиса, сопровождавшееся нарастанием юса, неуправляемых социальных конфликтов, политического деспотизма и мелкого тиранства привели в конечном счете к крушению культуры и философии, основанных на рационализме и личностных институциях, обосновывающих единство и гармонию человека и природы. ГЕРАКЛИТ (ок. 544-483 до н.э.)– древнегреческий философ. Уроженец Эфека (Малая Азитя), аристократ по рождению. Ему принадлежит: «Все течет, все изменяется» - panta rei (лат.) ПАРМЕНИД – (ок. 540-470 гг. до н.э.) – древнегреческий философ из Элеи (Южная Италия). Основатель элейской школы (элеаты). Ему принадлежит: «В познании все равно вернешься к началу, ибо истина хорошо закруглена». ДЕМОКРИТ – (ок. 460-370 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Левкиппа. Демокрит – один из основателей атомистики. Ему принадлежит: «Найти одно научное доказательство для меня лучше, чем овладеть всем персидским царством». СОКРАТ – (489-399 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, учение которого осуществило поворот от натурфилософии к проблеме человека. Ему принадлежит: «Хорошее начало не мелочь, хотя и начинается с мелочи», «Быть ниже самого себя – это не что иное, как невежественность, а быть выше самого себя – не что иное, как мудрость». «Nosce te i psum /лат./ – «познай самого себя». Ему приписывают: «Я знаю только то, что ничего не знаю». ПЛАТОН – (428/427 – 348/347 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа, основатель объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов («Софист», «Парменид», «Теэтет», «Государство» и т.д.). Ему принадлежит: «Слаще всего слышать истину», «Философам свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии» АРИСТОТЕЛЬ – (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, ученый-энциклопедист, создатель логики. Ему принадлежит: «Что человек есть в возможности, его творение являет в действительности». Ему приписывают: «Платон мне друг, но истина – дороже».
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |