Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фрейдизм и неофрейдизм

Структурализм

Структурализм - это методологическое направление в ряде гуманитарных наук (языкознании, этнографии, психологии, истории), выдвигающее на передний план анализ структуры исследуемого объекта. Он возник во Франции в первой половине XX века. Основными представителями структурализма являются антрополог Клод Леви-Спороге, психоаналитик Жак Лакан, философ Мишель Поль Фуко и Луи Альтюсер.

Основу структурного метода образует выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных (неизменных) при некоторых преобразованиях, В таком понимании понятие структуры характеризует не просто устойчивый "скелет" какого-либо объекта, а совокупность правил, по которым из одного объекта можно получить второй, третий и

так далее путем перестановки его элементов и некоторых других симметричных преобразований. Выявление структурных закономер­ностей некоторого множества объектов достигается путем выведения различий между этими объектами в качестве превращающихся друг в друга конкретных вариантов единого абстрактного инварианта.

Структурный метод первоначально был разработан в лингвистике, а затем взят на вооружение в "науках о человеке": антропологии, этнологии, психологии, социологии и других применительно к мышлению как в норме, так и в патологии. В частности, К. Леви-Стросс, создатель концепции структурной антропологии, наибольшее внимание уделил исследованиям мифологического мышления, стремясь показать наличие общей структуры в мифах различных племен и народностей. Он пришел к выводу, что одни и те же мифы воспроизводятся с буквальной точностью в разных регионах мира. По его мнению, и мифологическое, и научное мышление подчинены одной и той же логике.

Структурализм, наряду с критическим рационализмом, представляет собой одну из форм проявления позитивизма.

Фрейдизм и неофрейдизм представляют собой этапы развития психоаналитической философии, возникшей в 20-е годы XX столетия в Австрии, а затем в других странах Европы и в Америке. Эмпирической базой этого философского направления является психоанализ. Он возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов методом катарсиса (самоочищения). Постепенно из медицинской методики он "вырос" до уровня философского течения, стремящегося объяснить личностные, культурные и социальные явления.

Основоположником психоанализа является австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856-1939). Его заслуга - открытие особой области человеческой психики - бессознательного. Фрейд исследовал структуру бессознательного, его влияние на индивидуальную и общественную жизнь. Он выделял в человеческой психике три взаимодействующих уровня: бессознательное, предсознательное и сознательное.

Бессознательное Фрейд считал центральным компонентом, соответствующим сути человеческой психики, а сознательное - лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознательным. Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов. Первый элемент - "Оно", глубинный слой бессознательного влечения, психическая "самость", основа деятельности индивидов. Второй элемент "Я", сфера сознательного, посредник между "Оно" и "высшим миром", в том числе природными и социальными институтами. Третий элемент - "Сверх-Я", внутриличностная совесть, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу постоянно возникающего конфликта между ними. "Сверх-Я" является как бы высшим существом в человеке, это внутренне усвоенные индивидом социальные запреты власти родителей

и авторитетов.

Глубинный слой человеческой психики, по мнению Фрейда, функционирует на основе природных инстинктов "первичных влечений" с целью получения наибольшего удовольствия. В качестве основы первичных влечений Фрейд сначала рассматривал чисто сексуальные влечения. Позднее он заменил их более общим понятием "либидо", которое стало охватывать всю сферу человеческой любви, включая родительскую любовь, дружбу и любовь к родине.

Согласно 3. Фрейду, в конечном счете деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений. Доминирующую роль играют "инстинкт жизни" - эрос и "инстинкт смерти" - танатос.

Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательное влечение "Оно", и направить их в русло социально одобренного поведения. Для этого "Я" обращается за помощью к "Сверх-Я". Человек, по 3. Фрейду, может владеть своими инстинктами и страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. Задача психоанализа состоит в том, чтобы перевести бессознательный материал человеческой психики в область сознания и подчинить своим целям.

Идеи психоанализа развивал Карл Густав Юнг (1875-1961), который з отличие от Фрейда, считал, что инстинкты имеют не биологическую, а символическую природу. Он предположил, что символика является составной частью самой психики и что бессознательное вырабатывает формы или идеи, имеющие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека.

Эти формы не имеют внутреннего содержания, а являются формальными элементами, способными оформиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики. Эти формальные элементы, неотъемлемо присущие всему человеческому роду, носят название "архетипы". Они представляют собой формальные образцы поведения или символи­ческие образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, в реальной жизни соответствующие стереотипам сознательной деятельности человека. Архетипы действуют в человеке инстинктивно.

К.Г, Юнг проводил четкое разграничение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное - это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти

человеческого прошлого, а также дочеловеческое животное состояние. Оно зафиксировано в мифологии в народном эпосе, в религиозных верованиях и проявляется, выходит на поверхность у современных людей через сновидения.

Основоположники психоаналитической философии 3. Фрейд и К.Г. Юнг ставили перед собой задачу - прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи неофрейдисты - А. Адлер (1870-1937), К. Хорни (1885-1952), Э. Фромм (1900-1980) стремились на основе базовых идей этой философии объяснить социальное устройство жизни людей. В частности, А.Адлер считал, что для объяснения мотивов поведения личности необходимо знать конечную цель ее устремлений, 'бессознательный жизненный план", при помощи которого человек старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность.

Согласно Адлеру, индивид из-за дефектов в развитии своих телесных органов, несовершенства человеческой природы испытывает чувство неполноценности или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свою творческую потенцию. Эта актуализация носит название компенсации или сверхкомпенсации. Сверхкомпенсация - это особая форма реакции на чувство неполноценности. На ее основе "вырастают" крупные лич­ности, великие люди, отличающиеся исключительными способностями.

К. Хорни считала основным побудительным мотивом личности стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния страха индивида. Чувства тревоги и беспокойства, согласно Хорни, являются базовыми для поведения индивидов и сопровождают человека на протяжении его жизни. Они могут быть вызваны недостатком уважения, враждебной атмосферой и насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета.

Хорни выделяет три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям:

1) к людям;

2)от людей;

3)против людей.

При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности:

а) услужливая, ищущая любви и одобрения любой ценой;

б) пытающаяся отрешиться от общества;

в) агрессивная, жаждущая престижа и власти.

Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не исчезает, а нарастает, рождая нее новые и новые конфликты.

Крупнейшим представителем неофрейдизма считается Э. Фромм, который попытался соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного, а все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные среды. Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческом; существования, имеющего две составляющие - экзистенциальную и теоретическую. К экзистенциальной составляющей он относит два факта:

1) человек изначально находится между жизнью и смерть, он брошен в этом мире в случайном месте и времени и выбирается из него опять же случайно;

2)существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, и тем, что он не может реализовать их в силу кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами сообразно своему характеру и культуре.

Исторические противоречия, согласно Фромму, имеют совершенно иную природу. Они не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества.

Психоаналитическое направление в, психологии и культурологии возникло как вполне рациональное учение об особенностях психики человека, объясняющее глубины его подсознании, влияние эмоций, чувств, впечатлений на поведение и особенности культуры человека.

Однако учение основа юлой психоанализа 3. Фрейда, К. Юнга, А. Арпера было истолковано в иррационально-мистической плоскости. Взяв за точку отсчета идеи психоаналитиков о врожденности и наследственности "первичных влечений" человека, сексуальных комплексов, природы бессознательного, как внутреннего и сущностного ядра человека, ряд их последователей (В. Рейх, К. Хорни) заговорили о принципиальной необъяснимости человеческой деятельности, мистической сущности сексуальной свободы и негативном разуме человечества, исключающем рациональность.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Персонализм | Глоссарий I
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.