КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие познания. Виды познания
Познание есть процесс постоянно развивающейся в обществе отражательной деятельности, которая осуществляется как на индивидуальном, так и на общественно-объективированном уровне. В последнем случае результаты познания становятся доступными всему обществу. Они существуют в отделенных от самого познания формах: научные тексты, художественные произведения, образцы искусства. К видам познавательной деятельности относятся: 1) обыденное познание; 2) научное познание; 3) художественное познание. На определение видов познания большое влияние оказывают такие факторы как ориентированность познания, его цель, содержание, характер взаимосвязи объекта и субъекта. Под объектом познания понимается объективная реальность или (как чаще бывает на практике) ее фрагмент, включенные в познавательную деятельность на данном историческом этапе развития. Объектом познания в принципе могут быть все предметы и процессы мира, включая и самопознание человека и общества. Субъект познания – познающий человек и познающее общество тесно взаимосвязаны между собой. Познание – это взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является познавательный образ как отражение предмета или явления мира. При этом очень сложной в теории познания является проблема соответствия образа и предмета. Существовали такие взгляды, согласно которым образ не есть копия действительности, а только ее обозначение «иероглифами» (Г. Гельмгольц); образ есть только «комплексы ощущений» самого субъекта (Э. Мах). При таком подходе результатом познавательного акта является не образ предмета, содержащий знание о нем, а некие непонятные «письмена», которые еще нужно разгадывать. Вся история развития общественной практики, науки показывает, что познавательный образ есть не что иное, как отражение действительности в виде чувственно-наглядных, и понятийных образах. Особой специфической формой познания является художественный образ в литературе и искусстве, сущность и роль которого изучается такой философской наукой как эстетика. Познание есть процесс, включающий в себя различные, относительно самостоятельные циклы, в начале и конце каждого из которых находится практика. В самой общей форме практику можно определить как процесс деятельности человека по изменению природы, общества и самого себя. Стержнем практики является целеполагание – реализация в деятельности потребностей и интересов. Существуют следующие основные виды практики: 1) материальное производство, трудовая деятельность; 2) социальная практика как деятельность людей по созданию, сохранению и изменению собственных общественных отношений; 3) наблюдение и эксперимент в науке. Эти виды практики носят относительно самостоятельный характер и взаимодополняют друг друга. В истории познания и науке постепенно складывались представления об источниках познания, его этапах и формах. Только в философии Нового времени возникают философские учения эмпиризма и рационализма, исходящие из представлений о том, что источниками познания являются опыт, в основе которого лежат чувственные представления и разум. Упоминавшийся выше французский философ ХVII в. Р. Декарт считал чувства ненадежными источниками познания, а все знания выводил из разума («Я мыслю, следовательно, существую»). Ведущая роль разума в познании подчеркивалась им в теории «врожденных идей». Английский философ Д. Локк ведущую роль в познании отводил опыту, основанному на чувственных впечатлениях. Критикуя «врожденные идеи» Р. Декарта, Д. Локк писал, что «в интеллекте нет ничего, чего бы не было ранее в ощущениях». Развитие науки показало, что эмпирия и разум тесно взаимосвязаны как в самом познании, так и в отдельных отраслях науки. Обыденное познание или общий процесс познания осуществляется каждым человеком независимо от уровня образования, национальности, профессии. Этот процесс включает в себя следующие ступени: 1) Чувственное познание как сложный процесс отражения предметов и явлений с помощью органов и чувств. Существуют следующие формы чувственного познания: а) ощущение – исходная «клеточка» познания, с помощью которой отражаются в сознании отдельные свойства предметов и явлений (форма, цвет, звук, вкус). От природы у человека есть пять органов чувств, которые являются своеобразными «окнами» в мир; б) восприятие – чувственно-наглядный образ предмета как целого. Восприятия могут возникнуть только на основе ощущений, и они носят избирательный характер в зависимости от потребностей и интересов человека; в) представление – чувственно-наглядный образ предмета, который сохраняется и воспроизводится в сознании в отсутствии самого этого предмета. Основа представлений – переработанные сознанием ощущения и восприятие. Представление есть чувственная основа для воображения и фантазии как важнейших человеческих способностей в освоении мира. В целом чувственная ступень познания формулирует в сознании чувственно-наглядные образы предметов, явлений, событий, окружающего мира. 2)Следующей, более высокой ступенью познания является рациональное (логическое) познание, которое основано на деятельности мышления. Это величайшее свойство человека, возникшее в ходе длительной социальной практики, позволяет ему абстрагироваться от второстепенных, несущественных связей и отношений познаваемого предмета, выделять только его наиболее главные, существенные свойства и «отливать» их в логических формах мысли. «Производство идей, представлений сознания первоначально вплетено в материальную деятельность и в материальное общение, в язык реальной жизни»[5]. Абстрактное мышление дало возможность мысли отрываться от данной наличной ситуации, устанавливать мысленные связи с другими предметами и ситуациями. Постепенно возникли следующие логические формы мышления: а) понятие, отражающее общие и существенные свойства и отношения предмета. Выделяются обыденные и научные понятия. Последние носят более «строгий», отточенный характер (ср. «лес», «дом» и «насаждение», «сооружение»). Любая наука имеет свой «язык понятий»; б) суждение – форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Суждение – это всегда законченная мысль, имеющая следующую логическую форму: S есть P, где S – субъект суждения, отображающий предмет мысли; Р – предикат, отображающий свойство субъекта, которое утверждается или отрицается; слово «есть» – логическая связка между ними; в) умозаключение – форма мысли, с помощью которой из двух или более суждений выводится новое, опосредованное знание о предмете: Все жидкости – упруги, Вода – жидкость. Следовательно, вода упруга. Умозаключение играет особую познавательную роль, позволяя получить новое знание, не прибегая к практическим действиям с соответствующим отображаемым предметом, если известно, что входящие в него суждения носят истинный характер. В реальном процессе познания чувства и разум всегда взаимосвязаны, «переплетены», поскольку чувства, эмоции «окрашены» логикой, отлиты в ее формы (понятия «красный», «желтый», «кислый», «сладкий» и т.д.), а логические формы мысли содержат в себе Понятие познания. определенную «примесь» эмоционального отношения к миру.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1096; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |