Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение науки

Определение науки. Функции науки в обществе. Научная истина. Научная рациональность и структура науки. Сциентизм и антисциентизм. Направления философии науки. Методы и процедуры научного исследования.

ЛЕКЦИЯ 4. СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Истина и ее трактовка

Целью познания является получение истинного знания, однако на этом пути всегда встречаются заблуждения. Их истоки: сложности процесса познания, действия познающего субъекта, влияние социальных условий. Еще в ХVII в. великий английский философ Ф. Бекон говорил о существовании в познании «идолов» четырех видов (идолы театра, площади, пещеры), которые есть не что иное, как заблуждения. Заблуждения есть препятствия в познании, которые в науке со временем преодолеваются на пути к истине.

Чаще всего истина определяется как соответствие знания о предмете самому этому предмету, его свойствам и отношениям. Знание может считаться истинным, если оно в каких-либо отношениях обладает этим соответствием. В зависимости от его свойств выделяются истины: а) абсолютная истина, т.е. знание, полностью соответствующее объекту и не изменяющееся впоследствии в силу своей полноты; б) относительная истина – неполное, дополняющееся, развивающееся знание об объекте. Истин в познании такого рода больше, чем абсолютных, и они представляют собой этапы на пути движения к абсолютной истине.

По отношению к истине существует два крайних подхода: 1) догматизм, объявляющий то или иное знание «вечной» и неизменной истиной. Чаще всего это позиция не только отдельного человека, объявляющего свой жизненный опыт единственно «правильным», но и взгляды отдельных социальных групп, «цепляющихся» за устаревшие положения для сохранения своего влияния в обществе; 2) релятивизм, напротив, отрицает момент устойчивости истины, ее объективное содержание, настаивает на том, что любое знание относительно, неустойчиво. Однако без наличия качественно определенных вещей, истинных знаний о них человеческая цивилизация вообще не могла бы существовать.

Итак, познание есть сложный процесс постижения мира с помощью форм чувств и разума, результатом которого является истинное знание о мире. С помощью познания человек реализует свою сущностную силу: стремление к преобразованию мира.

Возникнув, познание развивалось, усложнялось и привело к науке, научному познанию.

 

 

Различные формы знания вырабатываются соответствующими способами познания: религиозное – религиозным, обыденное – обыденным, художественное – художественным и т. д. В настоящее время развитие современной цивилизации в большей мере зависит от научного познания, которое самым тесным образом связано с другими способами освоения действительности. Однако сама по себе наука самодостаточна, и именно с помощью научного знания могут быть решены основные проблемы, с которыми сталкивается человечество.

Науку (греч. episteme, лат. scientia) можно определить как систему по выработке объективных знаний об окружающем мире и человеке, прежде всего объективных законов действительности. Знание для науки – доказанное знание, то есть оно должно быть подтверждено фактами и аргументацией. Само слово «наука» означает «научение знанию». Любой объект, который может быть увиден, зафиксирован и воспроизведен в буквальном смысле или в виде модели, становится предметом научного исследования. Наука выявляет законы развития реальности и формулирует их. Закон – это необходимые, устойчивые, существенные, повторяющиеся отношения, существующие между предметами реальности. Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности.

Современная наука представляет собой сложную и многообразную систему отдельных научных дисциплин. Науковеды насчитывают их несколько тысяч, которые объединяют в следующие сферы: фундаментальные и прикладные науки. Главной особенностью научного познания является установка на достижение истины. Фундаментальные науки часто ориентируются на достижение истины ради самой истины. Они имеют своей целью познание объективных законов мира (как они существуют сами по себе). К ним относятся математические науки, естественные науки (астрономия, астрофизика, биология, биохимия, география, геология, геохимия, физика, химия и др.), социальные и гуманитарные науки (археология, демография, история, лингвистика, экономика, этнография и др.). Прикладные науки направлены на решение практических задач. Они нацелены на разработку способов применения полученных фундаментальной наукой знаний объективных законов мира для удовлетворения потребностей и интересов людей. К ним относятся кибернетика, технические науки (прикладная механика, сопротивление материалов, технология машин и механизмов и др.), сельскохозяйственные и медицинские науки, педагогическая наука.

Все эти дисциплины различаются предметом познания, средствами и методами познания, системами ценностей, стилями мышления, совокупность которых определяет отношение ученых к процессу познания и социально-культурному фону. В связи с этим появляется понятие научной культуры.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие познания. Виды познания | Функции науки в обществе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.