КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Алфавит языка логики. Примеры
Язык-это знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми. Любая наука, в том числе логика, строит свой язык на базе естественного языка, а именно формируя специальные слова, термины, особые знаки(символы).Приведу пример символики логики: S-субьект, то, о чем идет речь. P-предикат, то, что говориться про S. «-»- связка которая объединяет P и S и, как правило, опускается. ^-коньюкция, объединение (союз и, да, но). V- разъединение (союз или), ≡-логическое равенство, ->-импликация, условие (если, то), >-отрицание соотвествующего высказывания,p- любое действие, q- результат действия,его следствие. 6.Понятие как форма мышления. Понятие – это форма мышления, отражающая предметы или явления на основе существенных и отличительных признаков. Исходной формой абстрактного человеческого мышления является понятие. Любая мысль выражается посредством понятия. Понятие образуется на основе ощущения, восприятия и представления с помощью общенаучных методов: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков. Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением. 7.Приёмы образования понятий. Образование понятия – это сложнейший процесс, который предполагает активность субъекта и включает в себя множество логических приемов. Важнейшими из них принято считать анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Анализ – это мысленное разложение предмета на его признаки. Синтез – мысленное соединение признаков предмета в единое целое. Сравнение – мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков их сходства или различия в том или ином отношении. Абстрагирование – мысленное упрощение предмета путем выделения в нем одних признаков и отвлечения от других. Обобщение – мысленное объединение однородных предметов и их группировка на основе тех или иных общих признаков. Его конечным итогом является мысль, имеющая разнообразное содержание, но принимающая одну и ту же форму – понятия. 8.Содержание и объём понятия. Закон обратного отношения между содержанием и объёмом. Содержание понятия составляют все его элементы, которые могут быть выделены в качестве отдельных понятий. Объем понятия есть все другие понятия, для которых оно служит признаком, главной их частью. Первое можно обозначить символом А, тогда второе будет выглядеть как Аа, Ав, Ас, Аd… Если наш символ А (содержание), допустим, означает понятие «государство», то другие символы (Аа, Ав, Ас…) (объем) будут означать «рабовладельческое государство», «феодальное государство», «буржуазное государство», «тоталитарное государство», «демократическое государство» и т.д. Нетрудно заметить, что А выступает подчиняющим (родовым), а Аа, Ав, Ас… - подчиненными понятиями. Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятия — закон формальной логики о зависимости между изменениями объёма и содержания понятия[1]. Если первое понятие шире второго по объёму, то оно беднее его по содержанию; если же первое понятие у́же второго по объему, то оно богаче его по содержанию. Например, понятие «физика» обладает ме́ньшим объёмом, чем понятие «наука». При этом содержание понятия «физика» больше (богаче), чем содержание понятия «наука», так как помимо своих собственных содержит все признаки понятия «наука». 9.Виды понятий Понятия разделяются на виды за счет изменения одного из элементов своей структуры. Например, по объему (количественному признаку) понятия делятся на единичные, общие и пустые (нулевые). К количественному признаку относится разделение понятий на регистрирующие (исчислимые) и нерегистрирующие (неисчислимые).
По содержанию (качественному показателю) понятия делятся на утвердительные и отрицательные, конкретные и абстрактные, безотносительные и соотносительные, собирательные и разделительные (несобирательные).
Понятия, отражающие единственный предмет (явления,процесс), называются единичными; их объем индивидуален.Это, например, понятия о дневном светиле, об авторе Евгения Онегина» и т.п.
Понятия, объемы которых отражают два и более однородных предмета (явления, процесса), называются общими. Например студент, театр, наводнение и пр. Общее понятие грамматически выражается единственным числом; слова “столб” и “столбы” в равной степени выражают общее понятие о столбе.
Понятия объемы которых отражают пустые предметные области, называются пустыми (нулевыми). Таким понятиям не соответствуют никакие объекты, они представляют собой результат абстрагирующей деятельности сознания отражающего идеальные объекты с предельными свойствами («несжимаемая жидкость», «идеальный газ» и пр.). Понятия о сказочных или фантастических объектах тоже являются пустыми («русалка», «минотавр» и пр.).
Понятия, отражающие поддающуюся исчислению область (множество, класс) предметов, называются регистрирующими (исчислимыми). Например, «дни недели», «времена года» и пр.
Объемы нерегистрирующих {неисчислимых} понятий фактически не поддаются точному исчислению. Это предельно широкие понятия «количество», «качество», а также общие понятия «море», «человек», абстрактные понятия «чернота», «кривизна» и пр. Хотя объемы понятий «дом», «стол», «человек» и могут быть исчислены, но практически это неосуществимо.
Утвердительные (положительные) понятия отражают наличие некоторого признака у предмета. Положительными понятиями могут быть как общие, так и единичные, пустые. Положительными, общими, а в некоторых случаях и пустыми являются понятия о городе, луне, цене, морали и пр.
Отрицательные понятия образуются путем добавления частицы «не» к положительному понятию: «не-роза», «не-студент», т.е. они указывают на отсутствие любого признака, который утверждается положительным понятием. Понимание отрицательности в обычном смысле не всегда совпадает с логическим.
Конкретными называются понятия, отражающие предмет, явление или процесс в целом: «ночь», «улица», «фонарь», «аптека» и т.п. Конкретными понятиями могут быть любые утвердительные как общие, так и единичные и пустые понятия.
Абстрактными в логике считаются понятия, отражающие отдельное свойство предмета, отдельный его признак,причем так, словно он существует независимо от своего предмета-носителя: «белизна», «человечность», «вечность» и пр.
Понятие называется соотносительным, если оно своим содержанием требует непременного соотнесения с другими понятиями. Такими понятиями являются, например «меньше», «между», «мать» и др. Безотносительное понятие мыслится без непременного соотнесения с другими понятиями. Таковыми могут быть утвердительные,отрицательные, конкретные, абстрактные и другие понятия, кроме соотносительных.
Собирательные понятия специфичны, поскольку своим содержанием отражают определенное (строгое или не строгое) количество однородных предметов как нечто целое: «взвод», «Млечный Путь» и т.п. Разделительные понятия по содержанию относятся к каждому предмету множества («любой», «каждый» и пр.). Разделительность понятия определяется в контексте, например в утверждении «россиянин имеет право на образование» понятие «россиянин» используется как разделительное, потому что подразумевается каждый в отдельности россиянин. Однако то же самое в контексте «россиянин полетел в космос» становится собирательным, поскольку имеется в виду не каждый россиянин. 10. Отношение между понятиями. В логических отношениях могут быть только сравнимые понятия - т. е. те понятия, которые имеют некоторые общие признаки, позволяющие их сравнивать (сопоставлять друг с другом). Например, «юрист» и «адвокат», «адвокат» и «общественный деятель», «студент» и «спортсмен» и т. п.
Несравнимые понятия - такие, которые не имеют общих признаков и поэтому не могут сравниваться. Например, «кража» и «дерево»; «преступление» и «рок-музыка».
Сравнимые понятия могут находиться в отношениях совместимости и несовместимости.
Совместимые понятия - такие, объемы которых полностью или частично совпадают: «слушатель» и «спортсмен»; «юрист» и «следователь»; «преступление» и «убийство».
Несовместимые понятия - такие, объемы которых не имеют общих элементов (хотя и могут быть сравнимы): «преступник» и «непреступник»; «собственник» и «несобственник». К совместимым понятиям относятся: 1. Равнозначные - понятия, объемы которых полностью совпадают. Например, «Россия» и «родина социалистической революции», «путь» и «дорога», «работа» и «труд». Эти понятия отражают один и тот же предмет с разных сторон. Например, «Москва» (А) и «столица России» (В), «автор романа «Преступление и наказание» (А) и «Ф. М. Достоевский» (В). Разнозначные понятия могут заменять друг друга в контексте, хотя не всегда. Например, можно сказать, что «он пошел на работу» (но не на труд), «прошел два дня пути» (но не дороги). Соотношение между равнозначными понятиями отображается одним кругом (объемы понятий полностью совпадают 2. Подчиняющие и подчиненные - понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого понятия. Например, объем понятия «адвокат» полностью входит в объем понятия «юрист», т.е. все адвокаты являются юристами, но не наоборот; объем понятия «общественное порицание» полностью входит в объем понятия «наказание». На кругах Эйлера соотношение между такими понятиями изображается следующим образом: При этом А называется подчиняющим понятием (например, А - юрист), а В - подчиненным понятием (например, В - адвокат). 3. Перекрещивающиеся - понятия, объемы которых частично совпадают (перекрещиваются). Например, понятие «студент» (А) перекрещивается с понятием «спортсмен» (В). На кругах это изображается следующим образом:
К несовместимым понятиям относятся: 1. Соподчиненные - два или больше понятий, которые не пересекаются, но подчиняются общему для них понятию. Например: понятия «береза» (А) и «яблоня» (С) вместе подчиняются понятию «дерево» (В); понятия «кража» (А) и «убийство» (С) вместе подчиняются понятию «преступление» (В); а понятия «юридический институт» (А) и «медицинский институт» (С) вместе подчиняются понятию «высшее учебное заведение» (В). На круговых схемах это изображается следующим образом: 2. Противоположные - понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, замещая их исключающими признаками. Объемы двух противоположных понятий составляют в сумме только часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются (которому соподчиняются). Например: «белый» (А) и «черный» (В); «восточный» (А) и «западный» (В); «большой дом» (А) и «маленький дом» (В). На круговых схемах изображается следующим образом: 3. Противоречащие - понятия, одно из которых (А) содержит некоторые признаки, а другое (В) эти же признаки исключает, не замещая их никакими другими. Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем родового понятия. Например, «черный» и «нечерный»; «революционер» и «нереволюционер»; «наказуемое» и «ненаказуемое» (деяние).
Зная виды отношений между понятиями, мы получаем возможность не путать понятия и правильно употреблять их в процессе мышления.
11. Обобщение и ограничения понятий Обобщение понятия – это совершение перехода от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием к понятию с большим объемом и меньшим содержанием. При обобщении осуществляется переход от видового понятия к родовому. Например, обобщая понятие «хвойный лес», мы переходим к понятию «лес». Содержание этого нового понятия уже, зато объем значительно шире. Содержание уменьшилось, потому что мы изъяли (убрав слово «хвойный») ряд характерных видовых признаков, отражающих особенности хвойного леса. Лес – это род по отношению к понятию «хвойный лес», являющемуся видом. Исходное понятие может быть как общим, так и единичным.
Ограничение понятия – это логическая операция, противоположная обобщению. Если обобщение идет по пути постепенного отстранения от признаков предмета, ограничение, напротив, обогащает совокупность признаков понятия. Таким образом, осуществляется переход от общего к частному, от вида к роду, от единичных понятий к общим. Эта логическая операция характеризуется уменьшением объема за счет расширения содержания. Операция ограничения не может продолжаться дальше, когда в его процессе достигается единичное понятие. Оно характеризуется максимально полным содержанием и объемом, в котором мыслится лишь один объект. 12.Сущность деления понятий Понятие принято делить на следующие виды: 1)единичные и общие.2)собирательные и несобирательные.3)конкретные и абстрактные.4)положительные и отрицательные.5)безотносительные и соотносительные. 1)понятие котором мыслится один элемент, называется единичным (например «Москва» «Л.Н. Толстой» «РФ» Понятие, котором мыслится множество элементов, называется общим. («столица» «федерация» «писатель») 2)Понятие, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными(коллектив, полк, созвездие) Понятие, в котором мыслиться признаки, относящиеся к каждому его элементу, называется несобирательным (звезда, командир полка, государство) 3)Конкретным- понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существуещее.(книга,свидетель) Абстрактным- понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами. (белизна, смелость) 4)Положительным –понятие, содержание которых составляются свойства, присущие предмету.(грамотный, порядок, верующий) Отрицательный- понятие, содержание которых указываются на отсутствие у предмета определенных свойств((неграмотный, беспорядок, неверующий) 5)безотносительный-понятие, отражающие предмет, существующий раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам(студент, государство, место преступления) Соотносительные –понятие содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию (понятие родители по отношению к понятию дети) 13.Виды деления понятий Деление понятий — это логическая операция, посредством которой объем делимого понятия распределяется по объемам новых понятий, каждое из которых представляет частный случай исходного понятия. Например, расчеты делятся на наличные и безналичные. Понятия разделяются исходя из существенного признака, который может изменяться по определенному принципу или правилу (например, образование из понятия «торговый баланс» новых понятий, в которых фиксируется то или иное соотношение ввоза и вывоза товаров). Структура деления: Делимое понятие — понятие, в объеме которого необходимо выделить новые понятия. Основание деления — признак, по которому будет производиться деление. Члены деления — понятия, полученные в результате деления. 14. Правила деления понятий Правила деления 1. Деление должно быть соразмерным. Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия. 2. Деление должно производиться только по одному основанию. В процессе деления избранный нами признак должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком. Например, граждан какой-либо страны в зависимости от поставленной задачи можно разделить по их социальному положению или национальности, профессии или полу. Но нельзя смешивать эти признаки и делить, скажем, граждан России на рабочих, русских, шахтеров и женщин. 3. Члены деления должны исключать друг друга. Если выбрано не одно основание, то члены деления — видовые понятия — будут находиться в отношении частичного совпадения. Подобный же результат получим при делении преступлений на умышленные, неосторожные и воинские. Деление всех студентов института на заочников, первокурсников и спортсменов также приведет к нарушению данного правила. 4. Деление должно быть непрерывным. В процессе деления родового понятия нужно переходить к ближайшим видам, не пропуская их. Но нельзя переходить от деления на виды одного порядка к делению на виды другого порядка, например делить преступления на преступления против личности, в сфере экономики, и утрату военного имущества. Такое деление лишено последовательности, оно называется скачком в делении. 15.Сущность определения понятий. Дефиниция Определение понятия (или дефиниция) есть логическая операция, которая раскрывает содержание понятия или устанавливает значение термина. С помощью определения понятий мы можем раскрывать содержание понятия и тем самым отличать мыслимые в нем предметы от других предметов. Так, например, давая определение понятия “трапеция”, мы отличаем его от других четырехугольников - ромба, квадрата, прямоугольника или параллелограмма: “Трапеция - четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие - не параллельны” Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым(дефиниендум),понятие, раскрывающие содержание определяемого понятия-определяющим(дефиниенс). Употребляются сокращенные обозначения-Dfd(от латинского definiendum-определяемое) и Dfn(от лат. Definience-определяющее) 16.Дефиниция и её виды дефиниций разделяют на 4 подмножества: Р е а л ь н о й дефиницией называется определение, которое отождествляет, различает, строит, выделяет предмет Иными словами, реальная дефиниция определяет предмет Н о м и н а л ь н о й дефиницией называется определение, посредством которого раскрывается, уточняется, вводится значение терминов Название номинального определения происходит от латинского слова - nomina (имя) По способу выявления содержания понятия определения делятся на явные и неявные. Явные раскрывают существенные признаки предмета, к неявным относятся определение через отношение предмета к своей противоположности. 17. Правила определения понятий 1. Определение должно быть соразмерным, т.е. объем определяемого понятия должен совпадать с объемом определяющего, они должны быть равнозначащими понятиями. Эта соразмерность легко проверяется через перестановку мест членов определительного суждения. Приведем примеры. «Наука о законах и формах правильного мышления есть логика». Если переставить местами это логическое уравнение, то можно обнаружить тождество, как и в первом случае. Иное дело, когда мы прибегнем к таким примерам: «Молодой человек, обладающий дипломом, есть специалист». Если переставить местами определяемое и определяющее, то можно заметить, что понятие «специалист» шире понятия «молодой человек с дипломом». Значит, в этом случае данное правило нарушено.
2. Нельзя допускать круга в определении, т.е. когда определяющее само разъясняется через определяемое понятие. Нарушение этого правила ведет к логической ошибке – тавтологии. Вот некоторые примеры тавтологии: «Преступник – это человек, совершивший преступление»; «Сравнительная аналогия» (из газеты «Телегород», № 21, 2003). Здесь видно, что определяющее понятие повторяет сказанное в определяемом, не раскрывая его значения. Во избежание этой ошибки нужно помнить, что определяемое и определяющее понятия равны по объему, но не тождественны по своему содержанию, представляют самостоятельные понятия.
3. Определение не должно быть только отрицательным. Ведь целью определения является ответ на вопрос: чем является данный предмет, отображенный в понятии. Для этого необходимо выявить и перечислить в утвердительной форме его существенные признаки. Отрицательное определение отмечает лишь отсутствующие признаки, т.е. указывает, чем не является данный предмет. Однако негативный момент в составе определяющего понятия иногда необходим, он более четко выделяет предмет нашей мысли. Например, понятие «невидимый мир» не дает позитивного представления об этом мире, но подчеркивает сам предмет, который отображен в понятии.
4. Определение должно быть кратким, точным и ясным. Слишком многословное определение выходит за рамки своего назначения и грозит превратиться в простое описание. В определении надо избегать двусмысленных, расплывчатых терминов, которые можно толковать по-разному. Нечеткое определение ведет к непониманию предмета, к смутным представлениям и путанице. 18.Суждения как форма мышления. Суждения и предложения Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике. Более сложной по сравнению с понятием формой мышления выступает суждение. Оно включает понятие, но не сводится к нему, а представляет собой качественно особую форму, выполняющую иные свои функции в мышлении. В нем утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком или отношение между предметами. Суждение обладает свойством выражать либо истину, либо ложь. Истинное суждение – суждение в котором мысль, отражая действительность, во-первых, связывает то, что связано в самой действительности; во-вторых, в истинном суждении мысль связывает предметы и разделяет их таким образом, каким они связываются и разделяются в самой действительности. Ложное суждение – суждение в котором мысль, во-первых, связывает то, что не связано в самой действительности, и разделяет то, что в самой действительности СО связано, во-вторых, суждение ложно даже в тех случаях, когда оно, пытаясь соединить то, что соединено в самой действительности, связывает предметы не так, как они связаны в самой действительности. Каждое суждение обладает определенной структурой, состоящей из двух тесно связанных между собой компонентов: субъекта и предиката. Субъект суждения – это понятие, о котором что-либо утверждается или отрицается, сокращенно обозначается в логике буквой «S». Предикат суждения – это понятие о том, что именно утверждается или отрицается о некотором другом понятии, сокращенно обозначается буквой «Р». Субъект и предикат называются терминами суждения. В этом состоит одна из логических функций понятий. Термины суждения носят соотносительный характер. Один не существует без другого. Однако роль терминов в суждении далеко не одинакова. Субъект содержит уже известное знание, а предикат несет о нем новое знание. 19. Виды и состав простых суждений, виды дизъюнкции Простые суждения — выражают связь двух понятий, не включают других суждений. Простое суждение состоит из субъекта, предиката и связки. В зависимости от того, что утверждается или отрицается в суждениях — принадлежность признака предмету, отношение между предметами или факт существования предмета — суждения делятся на: 1. Атрибутивные (категорические) — (S — Р) — суждение о признаке предмета; утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком. Состоит из субъекта (понятие о предмете суждения, содержит исходные знания), предиката (понятие о признаке предмета, содержит новое знание о предмете) и связки (объединяет термины суждения в единое целое). Субъект и предикат — термины суждения. Права авторов, рационализаторов, изобретателей охраняются государством. Это сложное суждение, состоит из трех простых: Права авторов охраняются государством; Права рационализаторов охраняются государством; Права изобретателей охраняются государством: S1 есть P; S2 есть P; S3 есть P. Но так как все три суждения имеют один и тот же предикат, оно может рассматриваться как простое суждение со сложным субъектом 2. Объемная интерпретация атрибутивного суждения — включение объема одного понятия в объем другого или исключение из него. Россия (S) — суверенное государство (Р), где Р включает в себя S. Никто из судей (S) не вправе воздержаться от голосования (Р), где S (судьи) исключается из объема предиката Р (лица, имеющие право воздержаться от голосования).
Поскольку связка «или» употребляется в естественном языке в двух значениях – соединительно-разделительном и исключающе-разделительном, то следует различать два типа разделительных суждений: 1) нестрогую (слабую) дизъюнкцию и 2) строгую (сильную) дизъюнкцию. Нестрогая дизъюнкция – суждение, в котором связка «или» употребляется в соединительно-разделительном значении (символ?). Напр.: «Холодное оружие может быть колющим или режущим» – символически р? q. Связка «или» в данном случае разделяет, поскольку отдельно существуют такие виды оружия, и соединяет, ибо есть оружие, одновременно и колющее, и режущее. Нестрогая дизъюнкция будет истинна при истинности хотя бы одного члена дизъюнкции и ложна, если оба ее члена будут ложны. Строгая дизъюнкция – суждение, в котором связка «или» употребляется в разделительном значении (символ – двойная дизъюнкция). Напр.: «Деяние может быть умышленным или неосторожным», символически. Члены строгой дизъюнкции, называемые альтернативами, не могут быть одновременно истинными. Если деяние совершено умышленно, то его нельзя считать неосторожным, и, наоборот, деяние, совершенное по неосторожности, не может быть отнесено к умышленным. Строгая дизъюнкция будет истинна при истинности одного и ложности другого члена; она будет ложна, если оба члена истинны или оба ложны. Таким образом, суждение строгой дизъюнкции будет истинным при истинности одной альтернативы и ложным как при одновременной ложности, так и одновременной истинности альтернатив. 20. Объединенная классификация простых суждений При анализе простых категорических суждений в них необходимо различать как качественную, так и количественную стороны. С точки зрения качества связки суждения делятся на две группы: утвердительные и отрицательные.
В утвердительных суждениях логическая связка приписывает предикат суждения субъекту. Например, в суждении «Высокая степень квалификации специалиста требует его основательной предварительной подготовки» к субъекту суждения (S) «высокая степень квалификации специалиста» с помощью утвердительной связки (не высказанной в языке) приписывают предикат суждения, (Р) – «требует его основательной предварительной подготовки».
В отрицательных суждения логическая связка отделяет предикат от субъекта суждения. Например: «Рыбы не являются млекопитающими». В этом суждении связка отрицательная, так как признак «млекопитающие», составляющий предикат суждения (Р), несовместим с понятием «рыбы» (S).
Логическая связка суждения считается отрицательной только в тех случаях, когда отрицательная частица «не» стоит перед связкой. Если же эта частица стоит после связки, то она входит в состав предиката, а суждение относится к разряду утвердительных. Например: «Творчество этого автора страдает безвкусицей» или «Мировоззрение Л.Н. Толстого содержит идею непротивления злу», и т.д.
Оба вида суждения не должны метафизически противопоставляться: с логической точки зрения любое из них может быть преобразовано в свою противоположность. Например: «Рыбы являются не млекопитающими существами» (это уже утвердительное суждение).
По количеству категорические суждения делятся на единичные, частные и общие. За критерий деления при этом берётся предмет мысли, который по объёму содержит или единичные явления, или часть явлений какого – либо класса, или все явления данного класса.
Единичные суждения – это те, объём субъекта которых содержит только один элемент (индивидуальная вещь, явление, событие, и т.д.). Например: «Д.И. Менделеев – основатель периодической системы элементов», «Саша – студент первого курса» и т.д.. Частные суждения характеризуются тем, что содержание предиката относится только к части объёма субъекта. Например: «Некоторые из нас автолюбители», Более важной для познания формой суждения является общее суждение, где объём субъекта относится ко всем предметам данного класса. Например: «Все тела состоят из атомов», или «Все люди смертны», и так далее.. Во всех общих суждениях предикат относится (утвердительная или отрицательная) ко всем предметам того или иного класса.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |