![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дефицит бюджета
Утверждённый или исполненный бюджет считается сбалансированным, если его доходы полностью соответствуют расходам.
Дефицит бюджета – это превышение доходов над расходами. Обратное явление – профицит.
Причины дефицита бюджета: 1) Опережающий рост расходов по сравнению с доходами (эта причина свойственна для развитых стран); 2) Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в разтитие экономики; 3) Дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становиться недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода; 4) Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, её развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.
Величина дефицита Государственного Бюджета является одним показателей состояния государственных финансов. Так за последние 20 лет ситуация менялась следующим образом: с конца 80-х по середину 90-х годов резко возрос дефицит бюджета. Это было связано с изменением формационного уклада России. (Новые экономические отношения – капитализм). С середины 90 – х по 2008 год происходил рост экономики и дефицитность была заменена профицитом. (Накопили в 2007-2008 гг. стабилизационный фонд). Сейчас опять стадия стагнации. Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита в конце 80-х начале 90 –х годов явились: 1) Низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой результативностью внешнеэкономических связей; 2) Нерациональная структура бюджетных расходов усиленная стремлением жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся странам и т.п.; 3) Неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы. Относительной величиной бюджетного дефицита является отношение дефицита бюджета к ВВП. Этот показатель характеризует возможности государства в привлечении необходимых средств на покрытие дефицита. Нормальное соотношение 2-3%. Таким образом Бюджетный Дефицит может выполнять 2 функции:
Нормальный дефицит бюджета – государство сознательно увеличивает расходы с тем, чтобы оживить экономическое развитие.
Последствия дефицита Государственного Бюджета:
1) Усиление инфляционных процессов; 2) Сокращение реальных доходов населения (обострение социальной напряженности); 3) Увеличение Госдолга; 4) Сокращение платёжеспособного спроса; 5) Снижение темпов экономического роста;
Крайне отрицательные последствия (финансово-экономические, социальные) огромного бюджетного дефицита настоятельно требуют осуществления системы мер по его преодолению, проведения активной финансовой политики, использования общепринятых в мировой практике методов борьбы с дефицитом. При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо руководствоваться следующими принципами:
1) Только на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим бюджетный дефицит; 2) Бюджетный дефицит, о чём свидетельствует мировой опыт, не должен превышать 2-3% ВВП. 3) Для покрытия дефицита бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные методы.
Методы покрытия дефицита бюджета:
1) Дополнительная эмиссия денег; 2) Ужесточение налоговой политики; 3) Выпуск долговых государственных ценных бумаг; 4) Государственные займы и кредиты;
Управление дефицитом бюджета:
Для преодоление дефицита бюджета необходимо: 1) Выработка чёткой программы финансового маневра в пределах имеющейся денежной массы; 2) Определение источников покрытия Дефицита Бюджета; 3) Осуществление контроля за ходом развития бездефицитности Бюджета; 4) Определение платёжеспособности населения и юридических лиц.
1) Изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля; 2) Резкое сокращение сферы государственной экономики и государственного финансирования; 3) Прекращение оказания помощи другим государствам и продажа на мировом рынке части задолженности других стран бывшему Советскому Союзу; 4) Снижение военных расходов; 5) Сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ; мораторий на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования; 6) Запрещение Центральному Банку страны предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами; 7) Привлечение иностранных инвестиций.
Для сбалансированности бюджетов: В Бюджетном кодексе РФ установлены нормы, регулирующие дефицит бюджета:
В случае, если в ходе исполнения бюджета имеет место превышение предельного уровня дефицита бюджета, или значительное снижение доходов, то предусмотрено введение механизма секвестра расходов.
Секвестр - пропорциональное сокращение государственных расходов (на 5,10,15 и так далее процентов) ежемесячно по всем незащищенным статьям бюджета, в течение оставшегося (до конца финансового года) периода. Защищёнными статьями бюджета считаются те статьи, финансирование которых осуществляется в полном объёме.
Перечень защищенных статей, не подлежащих секвестрованию, как правило, стабилен и утверждается в составе бюджета, где приводится отдельной статьей.
Основные защищённые статьи: заработная плата (денежное довольствие у военнослужащих), стипендии, государственные пособия, погашение внутреннего товарного долга, Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ и др.
Решение о введении секвестра принимает Правительство РФ и уведомляет об этом Федеральное Собрание Российской Федерации. В решении указывается размер секвестра (процент сокращения расходов) и период времени, на который он вводится.
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов (статьи):
1) Долговые обязательства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, выраженные в ценных бумагах; 2) Кредитные соглашения и договоры, заключённые от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, Государственных Внебюджетных Фондов; 3) Привлечение прочих источников финансирования дефицитов бюджетов; 4) Погашение долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, выраженные в ценных бумагах; 5) Погашение кредитов по кредитным соглашениям и договорам, заключённым от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, Государственных Внебюджетных Фондов; 6) Погашение обязательств за счёт прочих источников финансирования дефицитов бюджетов; 7) Государственные и муниципальные гарантии; 8) Акции и иные формы участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности; 9) А) Продажа акций; Б) Продажа земельных участков, находящиеся в государственной и муниципальной собственности; 10) Государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней (поступления от их реализации); 11) Остатки средств бюджета; 12) Курсовая разница.
Классификация источников внешнего финансирования дефицита бюджета, включает статьи, относящиеся только к федеральному бюджету и бюджетам субъектов РФ:
1) Долговые обязательства РФ и Субъектов РФ, выраженные в ценных бумагах, номинированные в иностранной валюте; 2) Кредитные соглашения и договоры, заключённые от имени РФ и субъектов РФ, номинированные в иностранной валюте; 3) Прочие источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов; 4) Государственные гарантии в иностранной валюте.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |