Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дефицит бюджета




 

 

Утверждённый или исполненный бюджет считается сбалансированным, если его доходы полностью соответствуют расходам.

 

Дефицит бюджета – это превышение доходов над расходами.

Обратное явление – профицит.

 

Причины дефицита бюджета:

1) Опережающий рост расходов по сравнению с доходами (эта причина свойственна для развитых стран);

2) Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в разтитие экономики;

3) Дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становиться недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;

4) Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, её развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

 

Величина дефицита Государственного Бюджета является одним показателей состояния государственных финансов. Так за последние 20 лет ситуация менялась следующим образом: с конца 80-х по середину 90-х годов резко возрос дефицит бюджета. Это было связано с изменением формационного уклада России. (Новые экономические отношения – капитализм). С середины 90 – х по 2008 год происходил рост экономики и дефицитность была заменена профицитом. (Накопили в 2007-2008 гг. стабилизационный фонд). Сейчас опять стадия стагнации.

Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита в конце 80-х начале 90 –х годов явились:

1) Низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой результативностью внешнеэкономических связей;

2) Нерациональная структура бюджетных расходов усиленная стремлением жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся странам и т.п.;

3) Неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.

Относительной величиной бюджетного дефицита является отношение дефицита бюджета к ВВП. Этот показатель характеризует возможности государства в привлечении необходимых средств на покрытие дефицита.

Нормальное соотношение 2-3%.

Таким образом Бюджетный Дефицит может выполнять 2 функции:

                   
   
   
 
   
Пассивную усугубляет (эконом. процессы)
   
Активную стимулирует (экономику)
 
 
 

 

 


Нормальный дефицит бюджета – государство сознательно увеличивает расходы с тем, чтобы оживить экономическое развитие.

 

Последствия дефицита Государственного Бюджета:

 

1) Усиление инфляционных процессов;

2) Сокращение реальных доходов населения (обострение социальной напряженности);

3) Увеличение Госдолга;

4) Сокращение платёжеспособного спроса;

5) Снижение темпов экономического роста;

 

Крайне отрицательные последствия (финансово-экономические, социальные) огромного бюджетного дефицита настоятельно требуют осуществления системы мер по его преодолению, проведения активной финансовой политики, использования общепринятых в мировой практике методов борьбы с дефицитом.

При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо руководствоваться следующими принципами:

 

1) Только на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим бюджетный дефицит;

2) Бюджетный дефицит, о чём свидетельствует мировой опыт, не должен превышать 2-3% ВВП.

3) Для покрытия дефицита бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные методы.

 

Методы покрытия дефицита бюджета:

 

1) Дополнительная эмиссия денег;

2) Ужесточение налоговой политики;

3) Выпуск долговых государственных ценных бумаг;

4) Государственные займы и кредиты;

       
   
 

 

  Внутренние займы     Внешние займы
  Кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ.     Государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путём выпуска ценных бумаг от имени РФ.
  Государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени РФ.     Кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в ино
  Бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней, бюджетной системы РФ     странной валюте

 


Управление дефицитом бюджета:

 

Для преодоление дефицита бюджета необходимо:

1) Выработка чёткой программы финансового маневра в пределах имеющейся денежной массы;

2) Определение источников покрытия Дефицита Бюджета;

3) Осуществление контроля за ходом развития бездефицитности Бюджета;

4) Определение платёжеспособности населения и юридических лиц.

 

Направления преодоления дефицита бюджета.

1) Изменение направлений инвестирования бюджетных средств в от­расли народного хозяйства с целью значительного повышения финан­совой отдачи от каждого бюджетного рубля;

2) Резкое сокращение сферы государственной экономики и госу­дарственного финансирования;

3) Прекращение оказания помощи другим государствам и продажа на мировом рынке части задолженности других стран бывшему Советскому Союзу;

4) Снижение военных расходов;

5) Сохранение финансирования лишь важнейших социальных про­грамм; мораторий на принятие новых социальных программ, требую­щих значительного бюджетного финансирования;

6) Запрещение Центральному Банку страны предоставлять креди­ты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами;

7) Привлечение иностранных инвестиций.

 

Для сбалансированности бюджетов:

В Бюджетном кодексе РФ установлены нормы, регулирующие де­фицит бюджета:

  • - в случае принятия бюджета на очередной финансовый год с де­фицитом в законе (решении) об этом бюджете утверждаются источ­ники финансирования дефицита бюджета;
  • - текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов бюджета субъекта РФ, местного бюд­жета;
  • - размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслужива­ние государственного долга Российской Федерации;
  • - размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. (в первоначальной редакций предел состав­лял 5%);
  • -размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ (в первоначальной редакции предел составлял 3%);
  • - в случае утверждения законом субъекта РФ, нормативным ак­том представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества, предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ, местного бюд­жета может превышать установленные ограничения, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

В случае, если в ходе исполнения бюджета имеет место превышение предельного уровня дефицита бюджета, или значительное снижение доходов, то предусмотрено введение механизма секвестра расходов.

 

 

Секвестр - пропорциональное сокращение государственных расходов (на 5,10,15 и так далее процентов) еже­месячно по всем незащищенным статьям бюджета, в течение ос­тавшегося (до конца финансового года) периода.

Защищёнными статьями бюджета считаются те статьи, финансирование которых осуществляется в полном объёме.

 

Перечень защищенных статей, не подлежащих секвестрованию, как правило, стабилен и утверждается в составе бюджета, где приводится отдельной статьей.

 

Основные защищённые статьи:

заработная плата (денежное довольствие у воен­нослужащих), стипендии, государственные пособия, погашение внутреннего товарного долга, Федеральный фонд финансовой под­держки субъектов РФ и др.

 

Решение о введении секвестра принимает Правительство РФ и уведомляет об этом Федеральное Собрание Российской Федера­ции. В решении указывается размер секвестра (процент сокраще­ния расходов) и период времени, на который он вводится.

 

Классификация источников

финансирования дефицитов бюджетов (статьи):

 

1) Долговые обязательства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, выраженные в ценных бумагах;

2) Кредитные соглашения и договоры, заключённые от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, Государственных Внебюджетных Фондов;

3) Привлечение прочих источников финансирования дефицитов бюджетов;

4) Погашение долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, выраженные в ценных бумагах;

5) Погашение кредитов по кредитным соглашениям и договорам, заключённым от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, Государственных Внебюджетных Фондов;

6) Погашение обязательств за счёт прочих источников финансирования дефицитов бюджетов;

7) Государственные и муниципальные гарантии;

8) Акции и иные формы участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности;

9) А) Продажа акций;

Б) Продажа земельных участков, находящиеся в государственной и муниципальной собственности;

10) Государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней (поступления от их реализации);

11) Остатки средств бюджета;

12) Курсовая разница.

 

Классификация источников внешнего финансирования дефицита бюджета, включает статьи, относящиеся только к федеральному бюджету и бюджетам субъектов РФ:

 

1) Долговые обязательства РФ и Субъектов РФ, выраженные в ценных бумагах, номинированные в иностранной валюте;

2) Кредитные соглашения и договоры, заключённые от имени РФ и субъектов РФ, номинированные в иностранной валюте;

3) Прочие источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов;

4) Государственные гарантии в иностранной валюте.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.