Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление и язык. Язык формальной логики




Связь познания и практики взаимная: практика выступает как источник познания, поскольку она формирует объект познания. Кроме того, вводя предметы в практический оборот, преобразуя их, человек получает первичную информацию об их свойствах и проявлениях в виде ощущений, восприятий, представлений. Больше того, и теоретическое знание есть обобщение практики на сущностном уровне, а сам переход от эмпирии к теории диктуется отнюдь не чистым любопытством, а потребностями практики в выявлении закономерностей природных и социальных процессов.

Научно-экспериментальная практика в виде экспериментов, наблюдений, измерений и т.д.

Они различны уже потому, что познание представляет собой духовную, а практика - материально-предметную деятельность. Но они и связаны между собой, поскольку практика имеет свою познавательную сторону, а познание - практическую.

Познание - это социально-опосредованное отношение человека к миру. Особое место в социальном опосредовании познания занимает практика как материально-предметная деятельность по преобразованию действительности. При этом познание и практика различны и в то же время взаимосвязаны между собой.

Роль практики в познавательном процессе.

Основные виды практики:

- материально-производственная, трудовая деятельность,

- социально-преобразующая деятельность, вносящая изменения в основные сферы общества,

3. Логика – наука о мышлении

 

В процессе познания можно выделить две ступени – чувственную и рациональную. Основными особенностями рационального познания является его обобщенность, абстрактность, активный и целенаправленный характер. Способностью мыслить рационально и правильно выстраивать свои мысли обладают фактически все люди, вне зависимости от того, изучали ли они логику или нет, поскольку в процессе социализации человек усваивает определенные мыслительные конструкты и учится мыслить, овладевая естественной логикой.

Термин «логика» происходит от древнегреческого Logos, что понималось как мысль, слово, речь, разум, закономерность. Уже из этого мы можем предположить, что логика изучает мысль и мышление, разум человека.

Но мышление человека изучают также

философия (прежде всего, проблему отношения мышления к предметам и явлениям объективного мира),

психология (которая рассматривает специфические закономерности и механизмы психической жизни человека, психология - (от др.гр. ψυχή — душа; λόγος — слово) — область научного знания, которая исследует особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных),

языкознание (концентрируя внимание на сущности слова и знака как инструментов мыслительного процесса человека),

физиология высшей нервной деятельности (изучая физиологические процессы, сопровождающие мыслительную деятельность).

В чем же специфика логики как науки? Логика, как и вышеперечисленные науки, изучает мышление, однако в определенном аспекте – одна рассматривает мышление как средство, как метод познания действительности. Она учит, как правильно построить стройное рассуждение и прийти к истинным выводам в отношении предмета анализа. И потому соблюдение требований логики является непременным условием последовательного, непротиворечивого и обоснованного мышления.

Под мышлением понимают поток мыслей, протекающий непрерывно во время нахождения человека в бодрствующем состоянии. В зависимости от психического состояния человека поток мыслей имеет различный характер. Когда мы находимся в расслабленном состоянии, то мысли текут произвольно, не имея существенных связей между собой, всплывают из памяти по ассоциации. Такой способ мышления называется ассоциативным мышлением.

Но при решении определенных задач, доказывать или аргументировать собственное мнение поток мыслей выстраивается таким образом, что отдельные элементы этого потока следуют за другими по необходимости, и эта связь мыслей завершается каким-либо выводом. Такой тип мышления называется дискурсивным, и предполагает определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность мыслей. Формой выражения дискурсивного мышления является рассуждение.

Специфика логики заключается в том, что она исследует мышление как инструмент познания объективного мира, как средство получения истинных знаний, и потому в логике изучается только дискурсивный тип мышления. При чем мышление изучается логикой, в первую очередь, как процесс, подчиняющийся определенным закономерностям в своем функционировании. И потому логика позволяет отвлекаться от содержания объекта и концентрировать внимание только на формах выражения дискурсивного мышления. Потому мы можем сделать вывод, что предметом изучения логики является рассуждение. Рассуждением называется последовательность выстроенных по определенным правилам мыслей, которая обосновывает уже известные мысли или порождает новые обоснованные мысли. На основе сходных рассуждений В.Н. Брюшинкин дал следующее определение: логика – это теория правильных рассуждений и их элементов, которая отличает правильные рассуждения от неправильных на основании одной только их формы.

Человек, обладая сознанием, обладает вместе с тем и способностью мыслить. Мышление человека разнообразно, оно может быть практическим, игровым, имитационным. Однако важнейшим для человека является языковое мышление, то есть те процессы активного, целенаправленного, обобщенного и опосредованного (не связанного непосредственно с чувственной реальностью, но основывающегося на знании о ней) отражения действительности в мозгу человека, неразрывно связанные с языком. Язык, таким образом, предстает как материализация мысли, как способ выражения мысли.

Одной из центральных проблем как теоретического языкознания, так и философии языка является проблема соотношения мышления и языка. Решение этой проблемы неоднозначно, однако оно непосредственно влияет на понимание логики. Так Ф. Шлейермахер отождествляет язык и мышление. Позиции сближения языка и мышлением отстаивали В. фон Гумбольдт и его последователи, Л. Леви-Брюль, бихевиористы, неопозитивисты и другие. Непосредственную связь между языком и мышлением отрицали Ф.Э. Бенеке, Н.Я. Грот.

 

По мнению О.Н. Лагуты, языковая форма является как условием передачи мысли, так и условием ее реализации, поскольку мы постигаем мысль уже оформленной языковыми рамками. При помощи языка люди вступают в мир информации и коммуникации, выражая результаты своей мыслительной деятельности. Мысль может существовать вне языкового оформления (как, например, интуиция), однако такая мысль не осознается нами.

Что же такое «язык»? Семиотика (наука о знаках и знаковых символах) дает следующее определение: язык – это система знаков, предназначенных для накопления, сохранения и передачи информации. При чем под знаком понимается чувственно воспринимаемый объект, который условно представляет обозначенный им предмет. Искусственно созданные знаки называются символами. Знаки могут быть временными и постоянными. Временные знаки возникают для использования в конкретной ситуации. Например, Петя и Маша утром договариваясь о встрече решают, что если Петя присылает смс с текстом «вариант 1», то встреча состоится в 16.00 у метро «Пушкинская», а если с текстом «вариант 2» - то встреча состоится в 16.30 у метро «Советская». Когда Маша получает смс с текстом «вариант 2», то в ее сознании возникает мысль, что на встречу надо идти к метро «Советская» к 16.30. Постоянные знаки понятны большинству членов сообщества, в котором сложилось использование данного знака, примером таких знаков могут быть дорожные знаки.

Язык является упорядоченной совокупностью (системой) знаков. В зависимости от способа образования, различают естественные и искусственные языки. Естественные языки складываются постепенно в ходе формирования и развития отдельного этноса как результат общения между людьми. Выражения естественных языков позволяют выразить практически любую мысль, но при этом могут возникать неоднозначные толкования таких выражений из-за использования слов-синонимов, метафор, гипербол, архаизмов, междометий и пр. Для устранения неточностей искусственного языка и адекватного и точного описания предмета познания создаются искусственные языки, выражения которых строятся по заранее сформулированным правилам. К таким искусственным языкам можно отнести эсперанто, формулы математики и химии, ноты в теории музыки. Логика также имеет свой специфический искусственный язык. Это язык знаков, символов, формул и обозначений.

Общепринятым в современной логике является так называемый язык логики предикатов. В этом языке на основании смысловой (семантической)характеристики языковых выражений выделяются две группы терминов – дескриптивные и логические.

Дескриптивные термины (от лат. descriptic- описание) – это такие термины, которые выражаются словами естественного языка и адекватно отражают предмет мысли. Среди дескриптивных терминов различают:

- имена предметов (слова или словосочетания, которые обозначают отдельные предметы или классы однородных предметов)

- предикаторы - языковые выражения, которые обозначают свойства или отношения, наличие которых в суждениях утверждается или отрицается.

- функциональные знаки - это принятые обозначения предметных функций, операций (Sin a, "+" и др.).

Логические термины - заменяют в естественном языке определенные союзы (логические постоянные, или логические константы).

На основе семантических категорий естественного языка создан специальный алфавит языка логики предикатов, основные символы которого представлены в таблице 1.

Символ Способ употребления Название Читается
x, y, z   предметные переменные  
p, q, r   пропозиционные переменные  
Р, Q, R   предикатные переменные  
^ p ^ q конъюнкция p и q
v p v q дизъюнкция слабая p или q
v p v q дизъюнкция сильная либо p, либо q
-> рq импликация если p, то q
<-> рq эквиваленция(эквивалентность) p тогда и только тогда, когда q
- - p отрицание неверно, что р

Язык логики предикатов используется, прежде всего, в символической логике. Нами элементы этого языка будут использоваться в ходе дальнейшего изложения материала.

Итак, язык является способом выражения и реализации мысли, при чем следует отметить, что прямого соответствия между элементами мышления и элементами языка нет. Так, например, одна мысль может быть оформлена в одном языке различными способами – с помощью различных слов, словосочетаний и предложений. С другой стороны, одни и те же слова могут быть использованы для оформления разных понятий и представлений. Но несмотря на это, прослеживаются определенные соответствия между грамматическим строем языка и общими категориями мышления, и это показано в таблице (см. табл. 2).

Логические (смысловые) категории Языковые элементы
Субъект Подлежащее
Предикат Сказуемое
Объект Дополнение
Атрибут Определение
Предмет, явление Существительное
Процесс (действие, состояние) Глагол
Качество Прилагательное
Количество Числительное; грамматическая категория числа
Связи; отношения Предлоги, союзы; грамматическая категория падежа

Еще одной сложностью при разрешении проблемы соотношения мышления и языка является различный характер этих явлений. Так язык является определенным материализованным результатом мыслительных процессов. И в языке можно выделить самостоятельные единичные структуры (единицы языка), такие как слово, выражение (высказывание), а также средство, с помощью которого одни языковые конструкции преобразовываются в другие, называемое функтор. Мышление же является процессом, и потому не имеет полностью автономных структур. Однако в мыслительном процессе можно выявить взаимосвязанные логические формы: понятие, суждение, умозаключение и доказательство. Они выражают опосредованные знания, то есть такие, истинность которых видна через посредство других знаний.

Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. В языке понятия выражаются с помощью слов (например, логика, философия) или группы слов (например, формальная логика, студент НТУ «ХПИ»).

Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. В языке суждения выражаются в виде грамматически верного повествовательного предложения. Например, «Студенты НТУ «ХПИ» изучают логику».

Умозаключение -это такая форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам получается заключение.

Например:

Все студенты-отличники получают стипендию

Иванов – студент-отличник

Иванов получает стипендию

Доказательство – это форма мышления, обосновывающая истинность некоторого суждения путем выведения его из других суждений, принимаемых за истинные.

Язык и мышление находятся в сложном взаимодействии и оказывают друг на друга взаимное влияние. Так мышление предоставляет содержательную основу для языка и определяет уровень языковой культуры, контролирует использование языка в коммуникации. Язык же является предпосылкой для формирования мышления, средством формулирования и моделирования мысли.

Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что мышление и язык – это взаимообусловленные явления: для существования мышления необходим язык, а для существования языка необходимо мышление.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.