КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности политического развития государств Центральной Азии
Несмотря на наличие целого ряда схожих черт, политические процессы в каждой из стран Центральной Азии имеют свою специфику. Ниже мы кратко обрисуем развитие политической ситуации в них на протяжении 1990-2000-х гг. Казахстан – не только самое большое по территории, но и наиболее европеизированное государство Центральной Азии. Он был самой интернациональной из советских республик, со значительной долей русского населения, а также немцев, украинцев, узбеков и татар. Правда, после обретения Казахстаном независимости из страны начался массовый исход русскоязычного населения, и за 1990-е гг. ее покинули более 1,5 млн. человек. Не последнюю роль в этом сыграл тяжелый экономический кризис, охвативший Казахстан в начале 1990-х гг. За 1991-1995 гг. его ВВП упал на 39 %, инфляция в отдельные годы превышала 1800 %, целые отрасли промышленности останавливались, а животноводство оказалось на грани краха, поскольку поголовье скота снизилось более чем на 50 %. Тем не менее благодаря энергичным мерам, принятым правительством, и росту мировых цен на нефть, по запасам которой Казахстан входит в десятку ведущих стран мира, казахстанская экономика уже с конца 1990-х гг. вошла в фазу стремительного роста. В первой половине 2000-х гг. размеры ВВП увеличивались ежегодно до 10 %, что позволило Казахстану войти в число лидеров среди стран СНГ по экономическим показателям, а наблюдателей заставило говорить о «казахстанском чуде». В стране удалось создать современный банковский сектор, завершить приватизацию, привлечь большие объемы иностранных инвестиций, осуществить налоговую, жилищно-коммунальную и пенсионную реформы. Экономические успехи сделали реальным повышение жизненного уровня населения, разрешение острых социальных проблем, прежде всего предотвращение потенциальных межнациональных конфликтов, представляющихся вполне вероятными при недовольстве русскоязычного населения, составляющего большинство в ряде областей, но почти не представленного в органах государственной власти. И успехи и неудачи пути, пройденного страной за годы независимости, связаны с именем Нурсултана Назарбаева, который бессменно руководит Казахстаном с 1989 г. В декабре 1991 г. он стал первым всенародно избранным президентом страны и заложил основы казахстанской государственности, преодолев трудности, связанные с экономическим кризисом, наличием острых межнациональных противоречий и оппозицией Верховного Совета. К 1995 г. он смог настолько укрепить свою власть, что уклонился от переизбрания, продлив срок пребывания на президентском посту до конца 2000 г. с помощью референдума. Одновременно были внесены поправки в конституцию страны, расширившие президентские полномочия и фактически ликвидировавшие разделение властей. Благодаря этому Назарбаеву наконец-то удалось получить послушный парламент (в Казахстане он состоит из двух палат – Сената и Мажилиса), который внес в конституцию изменения, продлевавшие срок пребывания в должности президента до семи лет, и назначил досрочные президентские выборы на январь 1999 г. После того как главный конкурент действующего президента бывший премьер-министр А. Кажегельдин под надуманным предлогом был отстранен от участия в выборах, Назарбаев, получив 80 % голосов, одержал легкую победу. В последующие годы он продолжил укреплять свою власть. Более жесткими стали гонения на оппозицию и независимых журналистов, устанавливался контроль над ведущими СМИ и органами юстиции. Все ярче проявлялся кланово-семейный характер верховной власти в Казахстане, выразившийся в политической деятельности дочери Назарбаева Дариги – крупнейшего медиамагната страны, возглавившей на парламентских выборах 2004 г. партию «Асар», набравшую 19 % голосов. В декабре 2005 г. Назарбаев, получив по официальным данным более 91 % голосов, в очередной раз выиграл президентские выборы. Его главному сопернику – лидеру оппозиционного движения «За справедливый Казахстан» бывшему генеральному прокурору Ж. Туякбаю досталось всего 7 % голосов. Однако стабильность политической ситуации в стране вызывает сомнения. В 2012 г. Назарбаеву исполнится 72 года, и уже сейчас идет острая подковерная борьба в эшелонах высшей бюрократии за его политическое наследство. До сих пор регулирование многочисленных противоречий в системе власти держится на личности Назарбаева, но как оно будет осуществляться после него, предвидеть невозможно. Во всяком случае, развитие успехов Казахстана будет зависеть от того, насколько устойчивой и эффективной окажется его политическая система, и как она сумеет адаптироваться к современным требованиям. Киргизия, не обладающая значительными запасами углеводородного сырья, является одним из беднейших государств Центральной Азии. На экономические трудности накладывается выраженное деление страны на более развитый север и аграрный перенаселенный юг, наряду с отсталостью страдающий от сложных противоречий между киргизским, узбекским и таджикским населением. Между тем в начале 1990-х гг. Киргизия первой в регионе приступила к осуществлению программы макроэкономических реформ, первой вела национальную валюту и в 1998 г. раньше других государств СНГ вступила в ВТО. Первый президент страны Аскар Акаев, пришедший на высший государственный пост из кресла главы республиканской академии наук и не связанный с коммунистической номенклатурой, утверждал, что Киргизия имеет все основания стать «центральноазиатской Швейцарией» - финансовым, транспортным и туристическим центром региона. Акаеву, действительно, удалось произвести впечатление на западных лидеров, которые стали рассматривать Киргизию как наиболее демократическое государство в Центральной Азии, адресуя ей солидную финансовую помощь (только США выделили Киргизии за 1992-2004 гг. ок. 750 млн. долл.). В самом деле, на фоне соседних стран киргизский режим выделялся в лучшую сторону. Конституция 1993 г. установила в стране парламентско-президентскую республику. Затем, правда, она была изменена в сторону сокращения полномочий парламента и усиления власти президента и его администрации. Тем не менее в 1995 г. Акаев в честной борьбе (по мнению наблюдателей) победил своего соперника коммуниста А. Масалиева, вновь заняв на пост президента, тогда как его коллеги в соседних странах просто продлили сроки своего пребывания у власти, проведя референдумы. Но во второй половине 1990-х гг. киргизский режим начал все заметнее терять свои демократические элементы, погрязнув в коррупции и межклановой борьбе. Многочисленные родственники и соратники Акаева захватили большинство крупных предприятий, всеми правдами и неправдами устраняя конкурентов в политике и бизнесе. Президентские выборы 2000 г. вызвали критику со стороны ОБСЕ за нарушения международных стандартов. Лидер оппозиционной партии «Ар-Намыс» («Достоинство») Ф. Кулов был арестован и вынужден отказаться от участия в выборах, что позволило Акаеву легко избраться на третий срок, добившись нужного для себя истолкования конституции.[2] Относительный либерализм Акаева, не допустившего принятия против оппозиции жестких репрессивных мер, в итоге сыграл с ним злую шутку. Несмотря на принятые в 2003-2005 гг. законы, запрещавшие участие в политической деятельности неправительственным организациям, затруднившие оппозиции проведение массовых собраний и участие в выборах, властям становилось все труднее контролировать ситуацию в стране. Открытый в Бишкеке в ноябре 2003 г. Центр поддержки независимых СМИ, финансируемый госдепартаментом США, открыто поддерживал оппозиционные группировки, призывавшие к отстранению Акаева от власти. Вдохновленная революциями в Грузии и на Украине оппозиция, объединившаяся в сентябре 2004 г. в блок Народное движение Кыргызстана под руководством Курманбека Бакиева, не скрывала намерения использовать назначенные на 27 февраля 2005 г. парламентские выборы для решительной схватки с правительством. И когда официально было объявлено о поражении главных кандидатов оппозиции, ее лидеры заявили о непризнании результатов выборов. 18-20 марта волнения охватили родную для Бакиева южную часть Киргизии, а 24 марта перекинулись на Бишкек. Акаев бежал из страны и через несколько дней прислал видеокассету с заявлением о своей отставке. Мартовская революция не внесла, однако, коренных изменений в политическую систему Киргизии и не сделала ее более демократичной. По сути, она ограничилась отстранением от власти клана Акаева и дележом постов среди победившей оппозиции. Избранный в феврале-марте 2005 г. парламент все-таки был объявлен легитимным, он возложил исполнение обязанностей президента страны на Бакиева. Легко победив на президентских выборах (июль 2005 г.), тот вскоре рассорился со своими бывшими соратниками Ф. Куловым и Р. Отунбаевой и пошел по традиционному пути укрепления власти исполнительных органов. В октябре 2007 г. Киргизия приняла новую конституцию, согласно которой парламент (Жогорку Кенеш) стал формироваться исключительно по партийным спискам. Прошедшие в декабре 2007 г. выборы показали, что Киргизия ничем не выделяется среди своих соседей: был избран вполне послушный парламент, большинство в котором принадлежит пропрезидентской партии «Ак Жол» («Светлый путь»). Ни одна из оппозиционных партий в Жогорку Кенеш не прошла. Узбекистан, самая крупная по численности населения страна Центральной Азии (ок. 27 млн. человек), в советское время являлся центром политической и хозяйственной жизни региона. Тогда в республике были построены крупные промышленные предприятия, увеличена площадь орошаемых земель, началось освоение газовых месторождений. Вместе с тем от советского прошлого Узбекистану достался комплекс трудноразрешимых проблем: сверхконцентрация промышленности, сосредоточенной вокруг Ташкента, монополия хлопка в сельском хозяйстве, экологическая, транспортная проблемы, а также межнациональные противоречия, связанные с положением не только русскоязычного населения, составлявшего в конце 1980-х гг. ок. 10 %, но и «коренных» меньшинств – таджиков, каракалпаков, казахов, туркмен. После обретения независимости власти Узбекистана должны были бороться не только с экономическим кризисом, но также с ростом национализма и исламского радикализма. Последний, как вскоре выяснилось, оказался наиболее серьезной угрозой. Как и в других случаях, преодоление трудностей государственного строительства Узбекистан производил посредством установления авторитарной президентской власти. Отличие от соседних стран заключалось в том, что здесь такой режим оформился довольно рано и принял одну из наиболее жестких форм. В 1990 г. президентом Узбекистана был избран Ислам Каримов, с 1989 г. возглавлявший республиканскую компартию. В декабре 1991 г. в качестве лидера сформировавшейся на базе компартии Народно-демократической партии Каримов с 86 % голосов выиграл всеобщие президентские выборы, не оставив шансов своим соперникам от оппозиционных партий «Бирлик» («Единство») и «Эрк» («Свобода»), и стал первым президентом независимого Узбекистана. Начавшаяся в соседнем Таджикистане гражданская война, а также нарастание угрозы исламского экстремизма внутри страны вынудили Каримова уже летом 1992 г. взяться за жесткое наведение порядка. «Бирлик» и «Эрк» были запрещены, их лидеры арестованы или эмигрировали. Создание и деятельность политических партий по национальному и религиозному признакам не допускалось. С этого времени легально в стране могли действовать только партии, созданные с одобрения властей. Несмотря на наличие формальной демократической атрибутики (проведение выборов, референдумов, существование пяти легальных политических партий), уже к середине 1990-х гг. в Узбекистане сложился авторитарный режим, по жесткости уступающий в регионе только туркменскому. Правда, в отличие от Туркменбаши Каримов не создал собственного культа личности, а сделал национальным героем средневекового завоевателя Тимура. Каримов сохранил под государственным контролем и большую часть экономики, не спеша с проведением радикальных рыночных реформ. С одной стороны, это позволило стране избежать экономического краха, но с другой, она так и не реализовала в полной мере свой значительный потенциал. Уровень ВВП на душу населения в Узбекистане сравним с показателями Киргизии и Таджикистана, велика безработица и коррупция. В 1995 г. Каримов путем референдума продлил свой срок пребывания на президентском посту еще на пять лет, а в 2000 г., набрав более 91 % голосов, заступил на второй срок, увеличенный до 7 лет. К этому времени светская оппозиция в Узбекистане была полностью подавлена, но идеи радикального ислама, несмотря на гонения, продолжали распространяться. Крупнейшие исламистские организации «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ) и «Хизб ат-Тахрир» ставили целью свержение правительства и создание на территории Центральной Азии исламского государства в форме халифата. В феврале 1999 г. в Ташкенте прогремела серия взрывов, организованных исламистами, а летом того же года боевики ИДУ, подготовленные в лагерях, находящихся в таджикских горах, вторглись в Ферганскую долину. Выбить их удалось лишь после тяжелых боев. Эти события привели власти Узбекистана к мысли о необходимости полного уничтожения религиозной оппозиции. В течение двух лет аресту подверглись более 7 тыс. человек, причисленных к исламским экстремистам, вводился запрет на ношение бород и религиозной одежды в общественных местах, началось минирование некоторых участков границ с Таджикистаном и Киргизией, вводился визовый режим для граждан соседних стран. Ведущаяся с исламизмом борьба привела Узбекистан в ряды созданной США после 11 сентября 2001 г. антитеррористической коалиции. И ранее стремившийся поддерживать с США хорошие отношения Каримов стал претендовать на роль их стратегического партнера в регионе. Он разрешил американцам создать военную базу в Ханабаде, использующуюся как перевалочный пункт для снабжения их войск в Афганистане. Однако надежды Каримова на то, что США сбалансируют влияние России в регионе и окажут Узбекистану весомую военную и финансовую поддержку, не оправдались. Выделив ок. 500 млн. долл. на укрепление армии, охрану границ и деятельность правоохранительных органов, США принялись требовать от Узбекистана прогресса в демократизации и обеспечении прав человека. Поскольку Каримов на политические уступки идти не спешил, уже в 2003 г. американская помощь начала свертываться. «Революция тюльпанов» в Киргизии послужила для Каримова первым предупреждением о том, что дружба с Западом и выполнение его требований будут грозить прочности его режима. А после того как в мае 2005 г. в Андижане вспыхнули волнения, жестоко подавленные узбекской армией (погибло несколько сотен человек), между Узбекистаном и Западом произошел разрыв. США и страны Евросоюза настаивали на независимом разбирательстве и заморозили экономическую помощь. В ответ Каримов добился закрытия базы в Ханабаде и пошел на упрочение сотрудничества с Россией, вступив в Евразийское экономическое сообщество и Организацию договора о коллективной безопасности. 23 декабря 2007 г. Каримов был избран президентом на третий срок, несмотря на то, что конституция Узбекистана запрещает одному и тому же лицу занимать высший государственный пост более двух раз подряд.[3] В стране продолжается экономический рост, основанный на высоких мировых ценах на основные статьи узбекского экспорта: хлопок, золото, медь, газ, уран. Однако будущее Узбекистана остается неопределенным. В случае отсутствия широких экономических и политических реформ растущее народное недовольство может вылиться в приход к власти исламистских группировок, что приведет к катастрофическим последствиям для всего региона. Таджикистан – единственная страна Центральной Азии, которой, прежде чем приступить к строительству национальной государственности, пришлось пройти через кровопролитную пятилетнюю гражданскую войну. Основной ее причиной стало то, что к моменту обретения независимости консолидация таджикской нации не завершилась, и власть в новообразовавшемся государстве начали делить региональные кланы (ходжентский, кулябский, гармский, бадахшанский), прикрывавшиеся политическими либо религиозными лозунгами. Война в Таджикистане была наиболее крупным конфликтом на постсоветском пространстве: в ходе нее, по разным оценкам, погибло от 60 до 100 тыс. человек, около 10 % населения страны стали беженцами либо вынужденными переселенцами, материальные потери составили ок. 7 млрд. долл. Будучи и в советские времена одной из беднейших республик, Таджикистан в результате гражданской войны оказался на грани краха. Более 80 % населения страны жило за чертой бедности, вынужденное уезжать в поисках средств к существованию за рубеж или промышлять незаконной торговлей наркотиками. После того как при прямой поддержке Узбекистана и России основные силы «исламско-демократической» оппозиции были разгромлены, к власти пришел представитель кулябского клана бывший председатель колхоза Эмомали Рахмонов. В ноябре 1994 г. он с 58 % голосов выиграл президентские выборы, хотя многие наблюдатели сочли их не соответствующими установленным критериям. Несмотря на то, что сразу после выборов Рахмонов объявил об окончании гражданской войны, полностью сломить сопротивление оппозиции ему не удавалось. Но и последняя, перестав получать помощь из Афганистана, где разворачивалось наступление талибов, была вынуждена пойти на уступки. После трудных переговоров процесс межтаджикского регулирования все же завершился компромиссом. 27 июня 1997 г. в Москве Рахмонов и лидер оппозиции Саид Абдулло Нури подписали соглашение о мире и национальном согласии, по которому оппозиция получала треть постов в правительстве, а ее вооруженные отряды расформировывались. Ограничения, содержащиеся в Московских соглашениях, не помешали Рахмонову добиться изоляции оппозиции и повести дальнейший политический процесс в стране в направлении, характерном для всех центральноазиатских государств. В сентябре 1999 г. в конституцию Таджикистана были внесены изменения, увеличивающие срок полномочий президента до 7 лет, а двумя месяцами позже Рахмонов с 97 % голосов был избран на второй срок. Оппозиция выборы бойкотировала. В феврале 2000 г. пропрезидентская Народно-демократическая партия, набрав 65 % голосов, одержала победу на парламентских выборах. Оппозиционная Партия исламского возрождения получила лишь ок. 8 % голосов и всего 2 представителя в парламенте. В дальнейшем правительство еще более усилило нажим на оппозиционные силы. Затруднялась деятельность независимых СМИ, влиятельные лидеры региональных кланов отстранялись от участия в политической жизни. В результате в стране сохранилась только имитация демократии, а избирательный процесс превратился в фарс, свидетельством чему стал референдум в июне 2003 г. На нем граждане должны были одобрить список сразу из 56 поправок к конституции, в том числе снимавших ограничения на количество сроков пребывания президента у власти и разрешавших деятельность религиозных партий. Референдум проводился без участия международных наблюдателей, а русскоязычные граждане Таджикистана жаловались, что бюллетени им выдавались на таджикском языке без перевода. Схожим образом прошли и очередные президентские выборы в ноябре 2006 г. Рахмонов без труда обеспечил себе переизбрание, набрав свыше 76 % голосов при 91-процентной явке. Оппозиция, ослабленная репрессиями и смертью в августе 2006 г. ее многолетнего лидера С.А. Нури, фактически не оказала влияния на результат выборов. Таким образом, по окончании гражданской войны правящий режим Таджикистана превратился из относительно демократического, обеспечивающего компромисс между властью и оппозицией, в авторитарный, хотя и не достиг такой степени жесткости, как в Узбекистане или Туркмении. Однако его позиции остаются не слишком прочными. Повальная бедность и безработица среди населения способствуют распространению экстремистских идеологий, растут коррупция и криминализация экономики, вследствие чего Таджикистан приобретает многие признаки «наркогосударства», не решен вопрос о соблюдении баланса интересов между регионами. Во многом сегодняшняя консолидация таджикского общества базируется на страхе перед повторением гражданской войны, но насколько она окажется устойчивой, прогнозировать чрезвычайно трудно. Туркмения занимает особое место в ряду центральноазиатских государств, потому что в 1990-е гг. здесь сформировался настоящий тоталитарный режим, подобный тому, который существовал в СССР при Сталине. Его основателем стал Сапармурат Ниязов, единственный лидер на постсоветском пространстве, который создал не только культ собственной личности, но и уникальную национальную идеологию, изложенную в книге «Рухнама». Ниязов, с 1985 г. занимавший пост руководителя республиканской компартии, как и его многие коллеги в соседних странах, в 1990 г. легко пересел в президентское кресло. После обретения Туркменией независимости компартия самораспустилась, а на ее месте была образована Демократическая партия, полностью подконтрольная президенту. В отличие от других региональных лидеров Ниязов не стал долго играть в демократию, сразу же подчинив себе все политические процессы в стране. Уже на президентских выборах в июне 1992 г. не выдвигалось альтернативных кандидатов, благодаря чему Ниязова поддержали 99,5 % избирателей. В 1993 г. Ниязов был провозглашен Туркменбаши – главой всех туркмен, а в 1999 г. объявлен пожизненным президентом страны. К началу 2000-х гг. культ личности Туркменбаши начал приобретать едва ли не гротескные формы. Его портреты заполонили все в стране – от телеэкранов, где размещались в качестве логотипов на всех телевизионных каналах, до упаковок с йогуртом. Всюду были поставлены прижизненные памятники президенту, в том числе знаменитая позолоченная вращающаяся статуя, доминирующая над панорамой Ашхабада. В честь Ниязова переименовывались города (Красноводск – в Туркменбаши) и месяцы календаря (во введенном в 2002 г. новом туркменском календаре январь стал называться «туркменбаши», а апрель получил название в честь матери Ниязова). Даже день рождения любимого коня президента был объявлен национальным праздником. «Рухнама» фактически получила статус священной книги и изучалась по всей стране. Особенную жесткость туркменский режим приобрел после неудачной попытки покушения на президента, предпринятой 25 ноября 2002 г. группой оппозиционеров во главе с бывшим министром иностранных дел Борисом Шихмурадовым (правда, оставшиеся на свободе оппозиционеры заявляли, что покушение на самом деле являлось инсценировкой спецслужб). Было арестовано более 100 человек, а на организованном в сталинском духе показательном судебном процессе Шихмурадов полностью признал свою вину, после чего получил 25-летний срок заключения. После попытки покушения усилилось давление на два крупнейших в Туркмении национальных меньшинства – узбеков и русских. С февраля 2003 г. для граждан страны вводились выездные визы, усложняющие возможность общения с родственниками за рубежом. В апреле 2003 г. Ниязов отказался продлить соглашение с Россией о двойном гражданстве, предоставив лицам, обладающим таковым, двухмесячный срок, в течение которого они должны были или выбрать туркменское гражданство, или покинуть страну. Тех, кто выбрал российское гражданство и не успел уехать, выселили из их квартир, а имущество конфисковали. Российское правительство, незадолго до того подписавшее с Туркменией газовое соглашение, предпочло замять инцидент. Впрочем, газ, действительно, сыграл немаловажную роль в судьбе постсоветской Туркмении. Огромные доходы от экспорта углеводородов (по запасам газа Туркмения уступает в СНГ лишь России и ежегодно экспортирует до 80 млрд. м3) позволили стране относительно легко преодолеть трансформационный кризис и уже в 1990-е гг. приступить к модернизации экономики. После обретения независимости в государстве, где ранее было всего 2 крупных предприятия, появились целые отрасли промышленности (пищевая и текстильная), сеть современных дорог и трубопроводов. Хотя данные о социальных показателях в Туркмении недостоверны, но, по-видимому, правительству удавалось поддерживать более высокий уровень жизни населения, чем в соседних странах, уступая в этом вопросе лишь Казахстану. С 1993 г. жители страны получили право бесплатного пользования электроэнергией, газом, водой и солью. Относительно неплохие материальные условия существования позволили населению сравнительно безболезненно перенести введение в 2005-2006 гг. таких непопулярных мер, как закрытие больниц в ряде городов страны и лишение некоторых категорий пенсионеров пенсий (согласно «Рухнама» стариков обязаны содержать их дети, а не государство). Учитывая особенности туркменского режима, большинство наблюдателей связывали возможность его либерализации со смертью Туркменбаши. Однако в отличие от СССР, где смерть Сталина положила начало «оттепели», смерть Ниязова 21 декабря 2006 г. не привела к существенным переменам. Возглавивший страну бывший министр здравоохранения Гурбангулы Бердымухаммедов (по некоторым версиям – сын Ниязова), выиграв 11 февраля 2007 г. президентские выборы, где состязался с марионетками, правда, провел несколько косметических реформ (в частности, разрешил гражданам страны ограниченный доступ к Интернету), но суть режима оставил прежней. Избавившись от наиболее влиятельных конкурентов, Бердымухаммедов приступил к подгонке политической системы страны «под себя». Принятая в сентябре 2008 г. новая конституция Туркмении упразднила Народный совет (Халк Маслахаты) из 2507 членов, передав его полномочия более компактному парламенту (меджлису из 125 депутатов) и президенту. Сохранив за собой основные рычаги власти и подремонтировав наследие Ниязова (о Туркменбаши новая конституция не упоминает вовсе), Бердымухаммедов уже объявил о наступлении новой эры – «эпохи Великого Возрождения», служащей очередным пропагандистским оформлением тоталитарного режима. * * * Векторы политического развития государств постсоветской Центральной Азии свидетельствуют, что в настоящее время они столь же далеки от демократии, как и в начале 1990-х гг. Однако отсутствие демократических преобразований – не самая главная беда региона, ведь в сущности не так уж важно, пришло ли к власти правительство, обеспечивающее стабильное поступательное социально-экономическое развитие страны, путем честных выборов или нет. Хуже то, что центральноазиатские режимы в большинстве случаев не обеспечивают разрешения основных общественных и межнациональных противоречий, не способны радикально повысить жизненный уровень населения, погрязли в межклановых разборках и коррупции. Это значит, что проявления недовольства неизбежны, и в настоящее время их выход на поверхность сдерживается только силой. И единственный путь, который может предотвратить обострение потенциальных конфликтов в центральноазиатских странах – плавная, постепенная модернизация их политических систем в направлении адаптации к современным демократическим стандартам.
Контрольные вопросы 1. Каковы основные сложности в становлении государственности в Центральной Азии? 2. Как изменялась динамика экономических процессов в странах Центральной Азии на протяжении 1990-2000-х гг.? 3. Чем обусловлено возникновение сильной президентской власти в странах региона? 4. Какое место занимает исламский фактор в общественно-политической жизни центральноазиатских государств? 5. Как влияют на политические процессы в Центральной Азии внешние факторы? Можно ли считать их основным источником напряженности в регионе? 6. Охарактеризуйте специфику политических процессов в различных государствах Центральной Азии. Рекомендуемая литература
Олкотт М.Б. Второй шанс Центральной Азии / М.Б. Олкотт. – М., 2005. – 487 с. СССР после распада / под общ. ред. О.Л. Маргания. - СПб., 2007. – 480 с. Стратегические перспективы: ведущие державы, Казахстан и центральноазиатский узел / под ред. Р. Легволда. – М.; Кембридж, 2004.— 290 с. Центральная Азия до и после 11 сентября: геополитика и безопасность. – Алматы, 2002. – 210 с. Южный фланг СНГ. Центральная Азия – Каспий – Кавказ: возможности и вызовы для России / под ред. М.М. Наринского и А.В. Мальгина. – М., 2003. – 376 с. [1] Некоторые авторы добавляют к этому списку также Монголию и Афганистан, поэтому в названии главы во избежание двусмысленности использовано уточняющее определение «постсоветская Центральная Азия». [2] Конституционный суд Киргизии постановил, что первый президентский срок Акаева начался еще до того, как Киргизия получила независимость, поэтому положение конституции о невозможности занимать пост президента более двух раз подряд в данном случае неприменимо. [3] Единственное более-менее внятное объяснение такого нарушения конституции было следующим: Каримов в 1992 г. был избран на пять лет, а значит отбыл только один семилетний срок и может баллотироваться на второй семилетний срок.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |