Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биологическое и социальное в человеке




С проблемой сущности и существования связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических, электрохимических, нервно-мозго­вых и других процессах его организма. Социальное и биологи­ческое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторона­ми которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу.

Со стороны своей биологической природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом — набо­ром генов, получаемых от родителей. Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, кото­рая в виде задатков зашифрована в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида (рост, цвет кожи, форму лица, силу голоса, продолжительность жизни и т.д.), на его психические качества (эмоции, темперамент, отдельные черты характера и т.п.). По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных видах деятельности (художественном творче­стве, музыке, математике и др.). Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способ­ностей человека. Задатки — это лишь предпосылки спо­собностей человека, которые нельзя свести к генотипу. Спо­собности обусловлены, в общем виде, единством трех факто­ров: биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и психическим (внутреннее Я человека, его воля и т.п.).

При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора — пансоциологизма и абсолютизации биологического фактора — панбиологизма. В первом случае человек предстает как абсолютный продукт социальной среды, как tabula rasa (чистая доска), на которой эта среда от начала до конца пишет все развитие индивида. Ко второй концепции относятся различного рода биологизаторские учения. В частности, сюда относятся расистские тео­рии, утверждающие о природном превосходстве одной расы над другой.

Однако объяснять развитие и поведение человека преиму­щественно в терминах и рамках биологии было бы неверно. Как мы уже отметили, биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, по­павший в животные условия существования, даже если и вы­живает физически при благоприятных обстоятельствах, одна­ко не становится человеком. Для этого индивиду нужно пройти определенный период социализации. Нельзя не присоединить­ся в этой связи к суждению о том, что: «Ребенок в момент рож­дения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изо­ляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людь­ми». Другими словами, вне социальных условий одна биология еще не делает человека человеческой личностью.

 

Вывод: человек представляет со­бой целостное интегральное единство трех составляющих:

■ биологического (анатомо-физиологические задатки, тип
нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.);

■ психического (чувства, воображение, память, мышление, воля, характер и т.д.);

■ социального (мировоззрение, ценностные установки, мо­ральные черты, знания и умения и др.).

Человек — представитель Homo sapiens, генетически связан­ный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Он — существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершен­ное), универсальное (морфологически способное к любому виду деятельности), целостное (интегрирует в себе физическое, пси­хическое и духовное начало). Человек — это живая система.

 

3. Бытие человека. Проблема смысла человеческого существования.

 

Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всем пути развития филосо­фии. В разные времена разные философы отвечали на этот во­прос по-разному.

Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку на­ряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое — чаяния людей каждой данной эпохи.

Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они дру­гие. Смысл жизни можно рассматривать в трех временных из­мерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация) и будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.

К определению смысла жизни существуют различные под­ходы, которые лежат в основании той или иной концепции.

Смысл жизни — это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э. Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (уста­новка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на исполь­зование всех человеческих потенций).

Иными словами, смысл жизни человека — в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, чем развитее ее экзистенциалы, тем больше она ока­зывает влияние на окружающих ее людей, социокультурную среду.

Разумеется, эти общие представления о смысле жизни дол­жны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.

Конечность человеческого бытия — естественный закон при­роды. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смер­ти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти: если человек живет, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. А Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о смерти. В качестве компенсации за страх перед смертью приду­мано немало мифологем: перевоплощение души (буддизм), бес­смертие души (христианство).

Реальное, немифологическое бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духов­но. Он остается в своих делах, творчестве, памяти людей.

 

Основные выводы:

1.Проблема человека является центральной в философии. Она важна и сложна, как сложен сам человек. Эта проблема не решена, и вряд ли будет окончательно решена, пока существует человек и его познавательные способности. Поиском решений занимается такое направление (раздел) в философии как философская антропология.

2. У человека нет данных изначально запрограммированных природы и сущности. И то, и другое - исторически изменяющиеся характеристики. Основным фактором, который делает человека человеком – это общество (социализация). Человек – психобиосоциальное существо.

3.Универсального смысла жизни не существует. Он не дается извне. Это выбор каждого человека, который определяется теми ценностями, которые он выбирает. Физического бессмертия нет, а дальше тайна. Реальное, немифологическое бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духов­но. Он остается в своих делах, творчестве, памяти людей.

Вам – молодым людям, выбравшим сложную, но благородную профессию, я обратил бы слова С.Говорухина: «Мужество – это, когда человек не даёт страху смерти руководить своей жизнью»

Задание для самоподготовки

Установите, каким концепциям смысла жизни соответствуют следующие принципы:

1. Живи наслаждаясь. 1. Эвдемонизм.

 

2. Из всего извлекай пользу. 2. Утилитаризм.

 

3. Следуй своему идеалу и 3. Этика долга.

Предначертанному долгу.

 

4. Будь смиренен, живи во 4.Прагматизм.

искупление грехов.

 

5. Счастье – вот подлинное 5. Гедонизм.

предназначение человека.

 

6. Цель оправдывает средства. 6. Аскетизм.

 

Разработал преподаватель

кафедры гуманитарных дисциплин

старший лейтенант внутренней службы­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­,

канд. филос. наук А.А. Туманов

 

”___23___” сентября 2013 года

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.