Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Управление положением фар, стеклоочистителем. Блокировка дверей

Управление положением фар.

Стандартами, принятыми во всех странах, определены границы освещенной зоны при ближнем свете. Если по каким-либо причи­нам граница освещенной зоны приближается к автомобилю, то ви­димость дороги ухудшается. Если же граница освещенной зоны от­даляется, то ухудшаются условия видимости для водителей встречных автомобилей. Практика показала, что граница освещен­ной зоны при ближнем свете может значительно изменяться в за­висимости от нагрузки автомобиля. На рис. 4.1 показана эта зави­симость для легкового автомобиля средних размеров с классиче­ской компоновкой (двигатель впереди, багажник сзади).

Положения границы освещенной зоны, соответствующие раз­личным нагрузкам, получены на экране, расположенном на рас­стоянии 10 м. Основная регулировка соответствует тому случаю, ко­гда в автомобиле находится только водитель. Варианты нагрузки: 1 – автомобиль без нагрузки; 2 - 6 - соответственно 1...5чел.; 5...7 чел. и максимальная загрузка багажника; 8 - водитель и 100 кг багажа; 9 - водитель и загрузка багажа до максимальной нагрузки на ось.

 


 

Рис. 4.1. Изменение границы освещенной зоны автомобиля при ближнем свете в зависимости от нагрузки автомобиля: I – положение границы освещенной зоны; II – граница при основной регулировке


 

 

Рис. 4.2. Функциональная схема системы, регулирующей положение фар

фирмы Bosch: 1 – индуктивные датчики; 2 – элементы сложения сигналов; 3 –задатчики эталонного сигнала; 4 и 5 – соответственно задний и передний мосты

 

Чтобы снизить влияние нагрузки на границу освещенности, были сделаны попытки устанавливать фары в соответствии с наиболее часто встречающимися режимами нагрузки. Однако существенное улучшение условий освещения обеспечивают лишь системы регу­лирования, поддерживающие почти неизменную границу освещен­ной зоны при изменениях нагрузки.

На рис. 4.2 показана функциональная схема системы, регули­рующей положение фар фирмы Bosch. Индуктивные датчики 1 воспринимают перемещение переднего 5 и заднего 4 мостов относительно кузова.

Полученный электрический сигнал, характеризующий действи­тельное положение моста относительно кузова, сравнивается с эталонным сигналом, установленным с учетом технических требо­ваний. Сигнал рассогласования, полученный в элементе сложения, усиливается и поступает к биметаллическому исполнительному ор­гану. В зависимости от рассогласования биметаллический элемент нагревается и с помощью рычажной передачи поворачивает корпус фары вокруг нижней точки крепления. Система регулирования уст­роена так, что положение фар не изменяется под воздействием колебаний ходовой части и кузова, возникающих из-за неровностей дороги. Добиться этого сравнительно легко, так как на­пряжения помех, имеющие высокую частоту, хорошо отделяются.

Различные автоматические регуляторы положения фар отличаются от рассмотренной системы лишь конструкцией отдельных элементов.

Управление стеклоочистителем.

 

Увеличивающаяся интенсивность движения на автомобильных дорогах делает все более сложным управление автомобилем, осо­бенно на высоких скоростях. Поэтому любое облегчение труда во­дителя положительно сказывается на безопасности дорожного движения.

Серьезной помехой работе водителя является загрязнение ло­бового стекла, особенно при незначительной интенсивности осадков, когда водителю приходится периодически включать и выклю­чать стеклоочиститель, отвлекаясь от управления автомобилем. Существующие уже достаточно долгое время электронные устрой­ства «Пауза», позволяющие плавно изменять промежутки времени между срабатываниями стеклоочистителя, рассчитаны на работу при слабом дожде и не включают стеклоочиститель при загрязне­нии лобового стекла мелкими частицами грязной воды от встреч­ных и попутных автомобилей. При этом водитель включает стеклоомыватель вручную.

С целью автоматизации очистки стекла в нашей стране и за ру­бежом разработаны различные автоматические системы управле­ния стеклоочистителем (АСУС) и стеклоомывателем. Функциональ­ная схема отечественной системы показана на рис. 4.3, а оптиче­ская схема оптоэлектронного датчика на рис. 4.4. Использующийся для информирования системы о состоянии лобо­вого стекла 2 оптоэлектронный датчик состоит из полупроводнико­вых светодиода ИИ и фотодиода ФП, собирающих линз Л1 и Л2, призм 1 и 3, светоотражающего покрытия 4. Датчик располагается внутри автомобиля на лобовом стекле в районе зеркала заднего вида. Сигналы от генератора импульсов ГИ (см. рис. 4.3) через делитель У1 и полупроводниковый светодиод ИИ поступают на кон­тролируемое стекло. При попадании на лобовое стекло частиц грязи и воды отражающая способность лобового стекла изменяется и фотодиод ФП через фильтр Ф и усилитель тока У2 подает сигнал на компаратор К, который в свою очередь через усилитель тока УЗ и коммутатор ВК обеспечивает включение стеклоочистителя ИД. Такая система позволяет очи­щать только наружную поверх­ность стекла.

 

 


 

 

Рис. 4.3. Функциональная схема АСУС, обеспечивающая контроль в поддержание чистоты одной из поверхностей стекла: 1 - контролируемое стекло; 2 - светоотражатель

 

Однако внутренняя поверх­ность стекла также подвержена загрязнению (например, запоте­ванию). Система, функциональ­ная схема которой показана на рис. 4.4, позволяет контролиро­вать чистоту как внешней, так и внутренней поверхностей стекла.

Оптоэлектронный датчик такой системы включает в себя два фо­тодиода ФП1 и ФП2, управляющие отдельными каналами схемы. Для очистки внутренней поверхности стекла от запотевания включается управляющее воздействие ИД2, заключающееся в его обогреве (обдуве). Элемент Д на схеме – делитель напряжения.

 

 


 

Рис. 4.4. Оптическая схема оптоэлектронного датчика

 

Блокировка дверей.

На многих современных автомобилях устанавливается система автоматической блокировки дверей, повышающая безопасность и удобство эксплуатации автомобиля. Повышение безопасности движения обеспечивается путем подачи водителю светового или звукового сигнала при попытке начать движение с незакрытыми дверьми. Кроме того, система не позволяет открыть двери на ходу, автоматически блокируя дверные замки. Система автоматической блокировки дверей позволяет закрыть замки всех дверей, крышки багажника и лючка бензобака путем нажатия кнопки с места води­теля или снаружи автомобиля дистанционно. При этом автоматиче­ски включается охранная сигнализация. Дистанционное отпирание дверей осуществляется при помощи инфракрасного «ключа», лу­чом от которого достаточно осветить специальный датчик на лобо­вом стекле автомобиля. В случае попытки открыть автомобиль ли­цами, не имеющими соответствующего «ключа», срабатывает ох­ранная сигнализация.


 

Рис. 4.5. Функциональная схема АСУС, обеспечивающая одновременный контроль и поддержание чистоты наружной и внутренней поверхностей стекла: 1 – контролируемое стекло; 2 – светоотражатель

 

Система автоматической блокировки дверей (рис. 4.5) состоит из электронного блока управления, органов управления, датчиков и исполнительных механизмов.

Электронный блок связан с блоками управления охранной сигна­лизацией и дистанционным «ключом». Управление отпирание и за­пиранием дверей он осуществляет по сигналам дистанционного или традиционного механического «ключа», а также кнопок управления, расположенных внутри автомобиля.

Кроме того, электронный блок управления получает сигналы от следующих датчиков:

· датчик ускорения – сигнализирует об аварийном ускорении автомобиля, требующем выключения блокировки дверей (например,
при аварии);

· датчик скорости – подает сигнал о начале движения;

· датчики состояния дверей – сигнализируют об открытии (не­
полном закрытии) дверей, крышки багажника, лючка бензобака;

· датчик качания – срабатывает при попытке злоумышленников
совершить кражу колес автомобиля.

 


 

Рис. 4.6. Структурная схема системы автоматической блокировки дверей

 

На основании сигналов от датчиков и органов управления элек­тронный блок управляет механизмами управления дверных замков, крышки багажника, лючка бензобака, контрольными лампами, си­реной охранной сигнализации, плафонами освещения салона.

Надежность современных конструкций дверных замков позволя­ет дверям автомобиля оставаться закрытыми даже при значитель­ных повреждениях кузова и неизбежно возникающих при аварии механических нагрузках. Поэтому в блокировании дверей исполь­зуются штатные дверные замки. Исполнительный механизм замка состоит из шагового электродвигателя, на валу которого установлен кулачок, блокирующий замок.

В случае отказа системы автоматической блокировки дверей предусматривается возможность их механического отпирания и запирания.

На рис. 4.7 показана принципиальная электрическая схема типового блока управления. Микропереключатель, расположен­ный в моторедукторе, подает сигнал на клемму «6» блока управления при открывании двери водителя ключом или системой охранной сигнализации. При этом в течение 0,5...1,5 с на клемме «3» блока управления образуется отрицательный потенциал, а на клемме «4» - положительный. Срабатывают моторедукторы и все двери автомобиля разблокируются.

При запирании двери водителя ключом или включении охранной сигнализации микропереключатель в моторедукторе 87.3730 замы­кает на массу автомобиля клемму «8» блока управления. На клем­му «3» подается положительный потенциал, а на клемму «4» - от­рицательный. Замки всех дверей блокируются.

 


 

Рис. 4.7. Принципиальная электрическая схема блока управления

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос. Гидромеханическая передача с электронным управлением | Денситометры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.