Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешняя торговля и торговая политика

 

Товарооборот между странами осуществляется по мировым ценам. В их основе лежит интернациональная стоимость. Это означает, что на мировом рынке находят общественное признание общественно необходимые интернациональные затраты труда. Страна, с издержками производства выше интернациональных, проигрывает во внешнеэкономических связях, и наоборот.

Цена на мировом рынке формируется на рыночной стоимости товара и мировом стандарте его качества. Однако на практике закон стоимости на мировом рынке реализуется не в чистом виде. На цену товара воздействует множество факторов: внешнеторговые и валютные ограничения, политика ТНК, курсы валют, биржевые спекуляции и др. Но и здесь закон стоимости как тенденция оказывает воздействие на международный обмен как определенный регулятор рыночной экономики.

Необходимо учитывать, что объект торговли на мировом рынке — не продукция всей страны, а лишь отдельные товары, пробивающие себе дорогу на международный рынок в результате успеха в острейшей конкуренции за снижение издержек производства и высокое качество экспортируемого товара.

На мировом рынке принцип равной прибыли на равный капитал, выступающий одним из важнейших при формировании цен на национальных рынках, перестает действовать. Мировые цены и прибыль на мировом рынке складываются не путем усреднения национальных затрат труда, а на основе усреднения затрат труда производителей товаров— участников международной торговли.

Платежный баланс представляет собой итог всех внешнеэкономических операций страны и выражает соотношение нетто— изменений денежных требований и обязательств страны по отношению к остальному миру за определенный период времени.

Наиболее же распространенным подходом к определению платежного баланса является определение его как состояния суммы фактических платежей, получаемых страной из-за границы, и суммы платежей, произведенных ею за границей за определенный период времени (обычно за год).

При активном платежном балансе страна получает из-за границы платежей больше, чем заплатила сама, при пассивном — наоборот.

В доходную часть платежного баланса входят поступления от внешней торговли, фрахтования судов, капиталовложений за границей, доходов от иностранного туризма, валютно-кредитных операций и др. Соответственно такие же статьи включаются и в расходную часть платежного баланса.

Важнейшая составная часть платежного баланса—торговый баланс. В нем

отражаются поступления и расходы страны по экспорту, импорту и реэкспорту.

Экспорт – вывоз товаров работ и услуг за пределы государства, импорт – ввоз.

Соотношение импорта и экспорта называется сальдо торгового баланса или «чистый экпорт».

Торговый баланс отражает движение товаров, услуг неторговых платежей и др.

Состояние платежного баланса оказывает существенное влияние на курс валюты. Как платежный баланс, так и валютный курс в концентрированном виде дают представление не только о внешнеэкономическом положении страны, но и о состоянии ее внутренней экономики.

Одним из важнейших понятий внешней торговли является конвертируемость валют. Конвертируемыми называются валюты, которые свободно обмениваются на другие национальные валюты.

Существующие виды конвертируемости подразделяются на две условные группы: полную и частичную конвертируемость. Полная конвертируемость означает отсутствие каких-либо ограничений для национальных и иностранных владельцев валюты данной страны на ее ввоз — вывоз или перевод за границу при совершении любых операций в любое время. Такая форма конвертируемости была характерна для периода золотого стандарта.

Частичная конвертируемость указывает на наличие определенных валютных ограничений, которые распространяются на субъекты, объекты и зоны обратимости.

Основным условием, способствующим введению конвертируемости валюты, является равновесие баланса текущих платежей, иначе говоря, страна не должна иметь дефицита платежного баланса. Конвертируемость требует наибольшей открытости национальной экономики, беспрепятственного движения товаров и определения уровня цен преимущественно под влиянием спроса и предложения. При этом влияние рыночного механизма на формирование внутренних и мировых цен должно быть равнозначно и в

значительной степени предопределять одинаковые тенденции в их динамике и невозможность существенных долговременных различий в уровнях этих цен.

Выработка внешнеэкономической политики и регулирование внешнеэкономических связей являются исключительной функцией государства. Цель внешнеэкономической политики любой страны состоит в защите и реализации национальных экономических интересов, решении внешнеэкономических проблем на взаимовыгодной экономической основе, обеспечении экономической безопасности страны.

Существует два варианта внешнеторговой политики:

1 Фритредерство (свободная торговля) – когда государство отказывается от защиты отечественных товаропроизводителей.

2. Протекционизм – когда государство защищает отечественных товаропроизводителей от демпинга со стороны иностранных товаропроизводителей. Демпинг – продажа товаров по цене ниже себестоимости.

Государственный протекционизм — это система отношений, в которые вступает государство в качестве выразителя интересов национальной экономики с внутренними и внешними хозяйствующими субъектами по поводу создания и поддержания наилучших условий развития национальной экономики (в целом), обеспечения суверенности экономического развития, сохранения и улучшения положения страны в мировом хозяйстве.

Следует разграничивать узкое и широкое значение понятия «протекционизм». В узком понимании протекционизм ограничен сферой торговли и направлен на защиту национальных производителей на внутреннем рынке.

В широком значении протекционизм представляет систему защитных мер, охватывающих весь процесс воспроизводства и направленных на реализацию долговременных национальных экономических интересов перед внешнеэкономической экспансией.

В рамках политики протекционизма государство защищает широкие общественные интересы. Отстаивая экономические интересы нации, протекционизм представляет собой институциональный регулятор иммунитета национальной экономики.

Государственный протекционизм осуществляется в трех направлениях:

1) на предотвращение существующей или потенциальной угрозы национальным экономическим интересам со стороны внешних сил — оборонительный или пассивный протекционизм;

2) на создание особо благоприятных условий для накопления отечественного капитала в целях ускорения темпов экономического роста и придания устойчивости всей национальной экономике — активный протекционизм;

3) на усиление конкурентных возможностей национальными предпринимателями и выхода на мировой рынок — наступательный протекционизм.

При выработке внешнеэкономической политики следует учитывать, что протекционизм и свободная торговля — это два взаимосвязанных противоречивых процесса в рыночных условиях, в развитии которых можно выделить две тенденции.

Первая — это борьба протекционизма и свободной торговли в один и тот же период. В данном случае прослеживаются два участника этой борьбы — крупный торгово-финансовый капитал с защитой свободной торговли и производительный капитал, заинтересованный в защите отечественного производителя от иностранной конкуренции.

Вторая тенденция — борьба этих двух тенденций (протекционизма и свободной торговли) во времени. Суть в том, что когда отечественное производство только набирает силу, оно заинтересовано в реализации протекционистской экономической политики. Но по мере накопления и роста отечественного производства появляется заинтересованность к свободному рынку.

Страны-лидеры заинтересованы в свободной торговле. На практике политика свободной торговли для экономически развитых стран служит продолжением политики протекционизма. Развитые страны имели в своей истории длительный период жесткого протекционизма. Следует заметить, что и сейчас они осуществляют избирательную политику протекционизма и жесткой торговли (обеспечение обороноспособности или национальной безопасности, защита молодых и слабых отраслей от демпинга и т.д.).

В реализации протекционизма во внешнеэкономической политике государство использует целую систему экономических институтов (льгот и ограничений, тарифов, пошлин, квот, лицензий, государственное законодательство), определяет порядок экономических взаимоотношений хозяйствующих субъектов с зарубежными странами.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Международные экономические отношения | Макроэкономические проблемы переходной экономики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.