Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Измерение инфляции




 

Для того чтобы определить, какой уровень инфляции существует в стране, следует сопоставить цены одного времен­ного периода с ценами другого периода. Вначале нужно определить, цены каких товаров и услуг мы будем учитывать, поскольку не все товары и усдуги дорожают в равной степени. Спрос на хлеб при росте цен будет более устойчивым, чем, например, на драгоценности. При этом, в отличие от драгоценностей, хлеб потребляют все жители страны. Совокупность по­требительских товаров и услуг, выбранных для анализа роста цен, состав­ляет «потребительскую корзину». Чем больше товаров и услуг мы по­местим в «корзину», тем точнее будут полученные результаты. Опреде­лив набор «корзины», можно рассчитать индекс потребительских цен:

 
 
P1 Ip = ------ х 100 % P0

 

 


Где: Iр — индекс потребительских цен;

Р0 — цены в базовом периоде;

Р1 — цены данного периода.

 

Аналогично рассчитываются индекс цен производителей на про­мышленную продукцию, индекс валового внутреннего продукта и др. Индекс ВВП позволяет определить реальный объем валового внутренне­го продукта, очищенный от роста цен, поэтому он еще называется дефля­тором ВВП. (Иначе будет невозможно определить вызван ли, например, 5-процентный рост ВВП увеличением на 5% объема производства при нулевой инфляции, или же 3-процентным ростом производства и 2-про­центным ростом инфляции.)

Обычно индексы цен рассчитывают за месяц, квартал, год. При высо­кой инфляции приходится рассчитывать индексы за неделю и даже за день.

В зависимости от темпов роста показателей инфляции различают следующие виды инфляции:

1. Ползучая инфляция. Темп роста цен — до 10% в год. Это умерен­ный рост цен, который не оказывает существенного негативного влияния на экономическую жизнь. Сбережения остаются прибыльными (про­центный доход выше инфляции), риски при осуществлении инвестиций почти не возрастают, уровень жизни понижается незначительно. Этот уровень инфляции характерен для стран с развитой рыночной экономи­кой. Так, в западноевропейских странах последние пятнадцать лет ин­фляция составляет в среднем 3—5% в год.

 

2. Галопирующая инфляция. Темп роста цен — до 300—500% в год. Месячные темпы роста измеряются в двухзначных числах. Такая инфля­ция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосроч­ные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни на­селения значительно сокращается. Такая инфляция характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой, напри­мер, в латиноамериканских странах в 80-е гг., в бывших социалистиче­ских странах в 90-е гг.

Так, например, динамика инфляции в России характеризуется в годовом исчислении следующими цифрами (в процен­тах к предыдущему году):

1993 г. – 360 %,

1994 г. – 320 %,

1995 г. – 231 %,

2000 г. – 120 %,

2003 г. – 112 %.

 

3. Гиперинфляция. Темп роста более 50% в месяц. В годовом исчис­лении — более десяти тысяч процентов. Такая инфляция действует раз­рушительно на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом. Потребители пытаются избавиться от «го­рячих денег», превращая их в материальные ценности. Процветает спекуляция. Такая ситуация сложилась, например, в России после Граж­данской войны, когда финансовая система была полностью разрушена, цены в «совзнаках» исчислялись миллионами, а обмен товарами велся на натуральной основе.

Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэконо­мическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т. п.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.