КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
IV. Учебно-материальное обеспечение. II. Расчет учебного времени Содержание и порядок проведения занятия время, мин вводная часть основная часть Учебные вопросы 1
II. Расчет учебного времени
III. Литература
Основная: 1. Бучило Н.Ф. Философия: учеб. пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н.Чумаков.-5-е изд., перераб. и доп.-М.: Проспект, 2010.-480с. 2. Налетов И.З. Философия: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2010, - 400 с. 3.Философия: учебник для вузов/под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 735 с. Дополнительная: 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 592 с. 2. Губин В.Д. Философия: учеб. – М.: Проспект, 2010. – 336 с. 3.Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / Е.В. Зорина, Н.Ф. Рахманкулова [и др.]; под ред.А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: Изд-во Проспект, 2009. – 336 с. 4. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для бакалавров. М., Юрайт, 2012. – 561с. 5. Философия: учебно-методический комплекс для подготовки бакалавров. В 2 ч.: часть 1: учебник / Под общ. ред. Ф.Д. Демидова - М.:РАГС, ИНФРА-М, 2010.-432с. 6. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 560с.: ил.
1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор. 2. Демонстрационные плакаты, схемы.
1. Понятие и природа глобальных проблем
Особенность современной эпохи — появление глобальных проблем. До недавнего времени считалось, что ни силы природы, ни сами люди не в состоянии прекратить существование человечества, или, по крайней мере, существенно повлиять на его существование. Сегодня перед человечеством стал гамлетовский вопрос: быть или не быть? Ситуация, с которой столкнулось общество, является результатом развития самого общества, главным образом научно-технического прогресса.
К глобальным проблемам относятся те, которые удовлетворяют следующим условиям: 1)масштабностью, значимостью не для отдельных стран и регионов, а для человечества в целом; 2)остротой, требующей незамедлительного решения; 3)комплексностью, связанностью друг с другом. Решение глобальных проблем можно сгруппировать на проблемы: связанные с отношениями между государствами; связанные с отношениями «человек—природа»; связанные с отношениями «человек—общество». К первой группе проблем относятся проблемы сохранения мира, выравнивания уровней экономического и социального развития всех стран; ко второй — проблемы ресурсов, энергетики, продовольствия и т. д.; к третьей — проблемы образования, здравоохранения, культуры и т. д. Осознание глобальных проблем привело к формированию так называемой глобалистики — комплексу концепций о причинах и путях решения глобальных проблем. На первом месте среди глобальных проблем — проблема выживаемости человека. Общечеловеческие затраты на вооружение превышают все виды затрат на производство продуктов питания в мире. Наращивание вооружения, с учетом ядерного оружия, становится бессмысленным. Ни одна страна сегодня не может обеспечить только свою безопасность. Безопасность может быть только всеобщей. Второе место среди глобальных проблем занимает экологическая проблема. Природа перестает выдерживать антропогенные воздействия. Важной является энергетическая проблема. Необходимо разработать новые методы получения энергии, сокращая используемое органическое топливо. Нужно стремиться к безотходному производству. Ставится вопрос о необходимости снижения темпов прироста населения, стабилизации его численности; называют оптимальным для Земли население порядка 8-9 млрд человек. Многие представители глобалистики, считая, что главной причиной глобальных проблем является научно-технический прогресс, полагают, что он же и позволит решить эти проблемы. Техника, основанная на науке, позволит разрешить возникшие противоречия и привести общество к оптимальному состоянию. В глобалистике предлагается множество рекомендаций. Но как их осуществить? Ясно, что разрешение глобальных проблем требует нового политического мышления, новой организации международных отношений и организации мирового сообщества. Но все это встречает значительные трудности. 2. Классификация глобальных проблем. Классификация глобальных проблем выступает как важный компонент комплексного исследования актуальных противоречий современности и позволяет рассматривать эти проблемы в их взаимодействии и взаимообусловленности. Она помогает выделить существенные связи, установить приоритеты и определить степень обострения объективно существующих глобальных проблем. Помимо этого, классификация способствует более глубокому пониманию системной взаимосвязи глобальных проблем и помогает определиться в последовательности принятия практических решений. Большое значение имеет и то, что строго и четко проведенная классификация в определенной мере подводит итог результатов предшествующих исследований в данной области познания и, вместе с тем, отмечает начало нового этапа в развитии таких исследований. В настоящее время среди различных подходов к классификации глобальных проблем наибольшее признание получил тот, в соответствии с которым все они делятся на три большие группы в зависимости от степени их остроты и первоочередности решения, а также от того, какие причинно-следственные отношения существуют между ними в самой реальной жизни. 1. Таким образом,первую группу составляют проблемы, которые характеризуются наибольшей общностью и актуальностью. Они проистекают из отношений между различными государствами, и потому их называют интерсоциальными. Здесь выделяются две наиболее значимые проблемы: устранение войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира; установление нового международного экономического порядка. 2. Вторая группа объединяет те проблемы, которые возникают в результате взаимодействия общества и природы: обеспечение людей энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами и т.п. Сюда же относятся и экологические проблемы, а также освоение Мирового океана и космического пространства. 3. И наконец, третью группу составляют проблемы, связанные с системой «человек — общество». Это демографическая проблема, вопросы здравоохранения, образования и др. Отнесение той или иной проблемы к какой-то конкретной группе имеет в некотором роде условный характер и зависит от исходных посылок, основания их деления. Поэтому любая подобная классификация должна рассматриваться не как окончательный вариант решения вопроса, а как один из возможных способов реконструирования сложной системы, способствующий лучшему пониманию природы взаимосвязи глобальных проблем. Теперь дадим краткую характеристику наиболее важным проблемам, представляющим серьезную опасность для всего человечества.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |