![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные сведения. Ключевые слова: закономерности обучения, принципы обучения, развитие принципов обучения, взаимосвязь закономерностей и принципов обученияКлючевые слова: закономерности обучения, принципы обучения, развитие принципов обучения, взаимосвязь закономерностей и принципов обучения. Тема 1.4. Закономерности и принципы обучения в современной педагогике Закономерности обучения. Принципы обучения в современной педагогике. Обоснование в теории и практике начального образования принципов научности, системности, доступности, наглядности, осознанности и активности учения, прочности усвоения знаний, личностно-ориентированного подхода. Взаимосвязь закономерностей, принципов, методов в педагогическом процессе начальной школы. Цель: раскрыть сущность понятий «закономерности» и «принципы обучения», показать изменчивость принципов обучения, а значит, и необходимость совершенствования системы принципов обучения, вклад педагогов-новаторов в решение этой проблемы; рассмотреть классификацию принципов обучения.
Закономерности обучения. Принципы обучения в современной педагогике. Принцип (от латинского слова «принципиум» - основа, первоначало) - руководящая идея, основное правило, основное требование к учебному процессу, вытекающее из установленных наукой закономерностей. Другими словами, принципами обучения называют определенную систему исходных, основных требований к обучению, выполнение которых обеспечивает эффективность учебного процесса. И.П.Подласый уточняет: «Принципы дидактики - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями» (68). Выступая как категория дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями. Закон определяется как компонент структуры педагогической науки, которая, отражая объективные, внутренние, существенные и относительно стойкие связи педагогических явлений, способствует научному управлению учебно-воспитательным процессом, предвидению результатов того или иного управленческого решения, направленного на оптимизацию содержания, форм, средств и методов учебной деятельности. Назовем те основные законы, которые выделяют многие исследователи (Ю.К.Бабанский, В.И.Загвязинский, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов. М.Н.Скаткин и др.). Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Он раскрывает объективный процесс, определяющий влияние общественных отношений на организацию процесса обучения. Речь идет о том, чтобы, используя этот закон полно и оптимально, перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов. Закон воспитывающего и развивающего обучения. Этот закон раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности школьников, между способами организации обучения и его результатами. Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и коллективной организации учебной деятельности. Закономерности обучения рассматриваются как выражения действия законов в конкретных условиях. Это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Часть закономерностей проявляется всегда, независимо от действий участников процесса обучения, например, цели и содержание обучения зависят от требований общества к уровню образования личности. Другая часть проявляется как тенденция, то есть не в каждом отдельном случае. Выделяются внешние и внутренние закономерности. Первые отражают зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической и политической ситуации, уровня культуры, потребности общества в определенном типе личности. К внутренним закономерностям относятся связи между компонентами процесса обучения: зависимость содержания обучения от целей и задач, зависимость методов обучения от целей, задач и содержания обучения, зависимость средств и форм обучения от целей, задач, содержания и методов. К внешним закономерностям относятся: - социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения; - воспитывающий и развивающий характер обучения; - обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе; - зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром. К внутренним закономерностям процесса обучения относятся: - зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными или практическими задачами и наличным ypoвнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития; - отношение между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения; - подчиненность результативности обучения способам управления процеccом и активности самого ученика; - задачная их структура, то есть при успешном решении одной учебной задачи и постановке следующей ученик продвигается от незнания к знанию, от знания к умению, от умения — к навыку (12). Из закономерностей вытекают принципы обучения. Они зависят от принятой дидактической концепции, суть которой в нацеленности обучения и воспитания на развитие личности, индивидуальности, обладающей духовным богатством, общечеловеческими ценностями и моралью. Основной источник дидактических принципов - практика обучения, опыт и находки учителей. Появление и эволюция принципов обучения легко прослеживаются в трудах великих педагогов прошлого (Я. А.Коменского, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др.). Каждый из них стремился представить систему принципов обучения. Я.А.Коменский основой этой системы считал принцип природосообразности обучения, и все остальные принципы выступали у него в той последовательности, которая согласовывалась с принципом природосообразности. Иной подход был у А.Дистервега. Он конкретизировал дидактические принципы и рассматривал их как требования: 1) к содержанию обучения, 2) к обучающим, 3) к обучающимся. К.Д. Ушинский считал необходимыми условиями хорошего обучения своевременность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, правильность. К дидактическим принципам он относил также: 1) сознательность и активность обучения, 2) наглядность, 3) последовательность, 4) прочность знаний и навыков. Традиционно сложившиеся принципы обучения получили более глубокое обоснование в новых психолого-педагогических исследованиях на основе современной трактовки соотношения обучения и развития, теории формирования умственных действий, теорий развивающих систем обучения. Большой вклад в наполнение новым содержанием многих принципов обучения внесли педагоги-новаторы. Например, принцип доступности они реализуют с помощью идеи опоры, идеи опережения, идеи изложения материала крупным блоком, идеи обучения в зоне ближайшего развития, а принцип сознательности и активности обучения - с помощью идеи учения без принуждения, идеи самооценки и самоанализа, идеи саморегуляции, умелого использования интеллектуального фона класса. Несмотря на отсутствие единства мнений относительно количества и названий принципов обучения, ученые выражают в основном одно и то же содержание и одни и те же тенденции в понимании закономерностей обучения. С точки зрения закономерностей возникают определенные требования к учению и преподаванию. Принципы обучения и выражают эти требования. Существуют различные подходы к классификации принципов обучения. Нам более логичным кажется подход, предложенный Ю.К.Бабанским. Он предлагает классифицировать принципы обучения в логике структуры процесса обучения. Классификация принципов обучения
Принципы обучения реализуются с помощью правил обучения. Правило обучения - это описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения цели обучения. Иными словами, это конкретное указание учителю, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации. Обычно правила имеют форму советов-напоминаний учителю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения требования принципа.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |