Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип наглядности обучения

Это один из самых известных принципов обучения. В его основе лежит закономерность, отражающая то, что органы чувств человека обладают разной восприимчивостью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. Информация, поступающая в мозг через органы зрения, не требует перекодирования, она запечатлевается в памяти ученика легко, быстро и надолго. Однако, процесс усвоения знаний, умений и навыков наиболее эффективен, если в нем участвуют и зрение, и осязание, и слух, если устанавливаются существенные связи между чувственным и рациональным познанием, конкретными образами и представлениями и масленым формированием понятий.

Наглядность заполняет пространство между конкретным и абстракт­ным в передаваемой информации.

Принцип наглядности в обучении выдвигался и теоретически обосновывался многими представителями теоретической мысли. Еще Я.А.Коменский выдвинул «золотое правило» дидактики: «…Все, что только можно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания».1

К.Д.Ушинский рекомендовал начинать обучение с чувственных восприятий, с рассмотрения детьми конкретных предметов, явлений, вещей, событий окружающей действительности. Дитя мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще. Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств: глаз, ухо, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус – приняли участие в акте запоминания. К.Д.Ушинский вскрыл глубокие связи между чувственным восприятием и мышлением. Как важно, подчеркивал он, чтобы ощущение превратилось в понятие, из понятия составлялась мысль, а мысль облекалась в слово.

Наглядное обучение обусловлено особенности познавательной деятельности младших школьников. Познание реального мира начинается с ощущения. Ощущение – результат воздействия материального мира на наши органы чувств.

В раннем возрасте ученик больше мыслит образами, чем понятиями. Его анализ вначале носит наглядно-действенный характер, он легче выделяет внешние детали, признаки в предметах и явлениях. Понятия доходят до сознания школьников легче, если они подкрепляются фактами, примерами, действиями с буквами, звуками, словами, числами и т.д. В последующих классах осуществляется постепенный переход от наглядно-действенного анализа к аналитико - синтетическому.

Существуют определенные правила использования наглядности. Рассмотрим некоторые из них:

- дитя мыслит формами, красками, звуками, отсюда необходимость наглядного обучения;

- запоминание предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание тех же предметов, представленных в словесной форме;

- понятия и абстрактные положения доходят до сознания учеников легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образцами; для раскрытия их необходимо использовать разные виды наглядности;

- возможно использование наглядности не только для иллюстраций, но и в качестве самостоятельного источника знаний. Это позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учеников;

- важно, чтобы наблюдения учеников были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия, независимо от порядка, в котором они наблюдались;

- наглядность - сильнодействующее средство, которое при невнимательном и неумелом использовании может увести мысль учеников от решения главной задачи. При чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием для глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности всеобщих закономерностей;

- при использовании наглядности необходимо использовать чувственный опыт учеников: опора на ранее сложившиеся представления конкретизирует изучаемые понятия;

- огромную роль в обучении имеет использование современных средств наглядности: учебного телевидения, видеозаписей, кодослайдов, полиэкранную проекцию и др.

- при использовании наглядных средств необходимо развивать у детей внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению;

- с возрастом учеников предметная наглядность должна все более уступать место символической.

Все способы действия, которым мы обучаем школьников, не являются случайными. Они опираются на общие принципы построения действий в той или иной области человеческой деятельности. В ходе исторического процесса понимание этих принципов опиралось на анализ и обобщение эмпирически найденных способов решения частных задач. Но обязательно ли следовать этому историческому порядку в процессе обучения? Нельзя ли построить его так, чтобы усвоение способов решения частных задач опиралось на понимание общих принципов построения соответствующих действий?

Традиционная педагогика, провозгласившая известный дидактический принцип «от частного – к общему, «от конкретного – к абстрактному», отрицает такую возможность. Принципиально иной ответ на этот вопрос дают авторы развивающей системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Они не только теоретически обосновали, но практически доказали возможность раскрытия общих принципов построения тех или иных действий уже на самых начальных этапах обучения. В этих условиях принцип наглядности рассматривается по-иному.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принцип сознательности и творческой активности | Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.