Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нестандартные уроки

С середины 70-х годов в отечественной школе наблюдалось снижение интереса школьников к учебе. Педагоги пытались остановить эту тенденцию разными способами, в том числе и проведением нестандартных уроков.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структур (69).

Отношение к нестандартным урокам различно. Одни видят в них прогресс педагогической мысли, другие – считают их опасным нарушением педагогических принципов. Назовем несколько типов нестандартных уроков: уроки-«погружения», уроки - деловые игры, уроки пресс-конференции, уроки – соревнования, уроки типа КВН, уроки творчества, уроки – аукционы, уроки – зачеты, уроки – творческие отчеты, уроки – конкурсы, бинарные уроки, уроки - концерты, уроки - диалоги, уроки – ролевые игры, уроки-сказки, уроки - телепередачи, уроки - мозговые атак и др.

Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, но превращать их в главную форму работы нецелесообразно из-за большой траты времени на их подготовку, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности. Они хороши как разрядка, как праздник для учащихся, вызывают живой интерес не только учащихся, но и самих педагогов. Важ­но только «не заиграться», не потерять основное назначение урока — быть формой организации обучения.

 

Другие формы организации обучения. Система уроков в реальной педагогической практике дополняется радом других форм организации обучения, среди них: экскурсии, исследовательские группы, кружки, практикумы, семинары, консультации, факультативные занятия, домашняя самостоятельная работа и др.

Дадим характеристику некоторым из них.

Экскурсия – это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении лучшее усвоение материала (66).

Учебная экскурсия— это форма организации обучения в усло­виях природного ландшафта, производства, музея, выставки.Ее эффективность во многом зависит от подготовительной ра­боты, особенно от уточнения заданий, которые отдельные уча­щиеся или их группы должны выполнить, чтобы впоследствии представить результаты своей работы на уроке всему классу. В ряде случаев практикуется проведение комплексных экскурсий одновре­менно по нескольким учебным предметам. Они предоставляют широкие возможности для осуществления межпредметных свя­зей, всестороннего изучения объекта наблюдений в его целостно­сти, экономного использования времени.

В зависимости от места в учебном процессе различают экскурсии:

- вводные, или предварительные, когда они предшествуют изуче­нию материала на уроках и имеют целью проведение наблюдений или сбор материала, необходимого для использования на уроках;

- текущие, или сопровождающие, которые проводятся парал­лельно с изучением на уроках разделов программы и предназна­чены для конкретизации отдельных вопросов и более основатель­ного их рассмотрения;

- итоговые, или заключительные, завершающие учебную работу на уроках по отдельной теме или разделу программы.

По своему предметному содержанию они разделяются на производственные, естественнонаучные, историко-литературные, краеведческие и др.

Подготовка экскурсии заключается в разработке учителем вме­сте с учащимися плана ее проведения, в котором намечаются этапы ра­боты, составляется перечень наблюдений и материалов, которые нужно собрать во время экскурсии, указывается необходимое ос­нащение и оборудование (средства для наблюдений и их фиксации, измерительные приборы и инструменты и т.п.), рас­пределяется время по этапам экскурсии, уточняется форма орга­низации учеников на экскурсии (фронтальная работа, групповая или индивидуальная). Перед экскурсией ученики получают и уяс­няют задания для наблюдения, с ними проводят вступительную беседу, а также инструктаж по правилам поведения и технике безопасности на объекте.

Продолжительность экскурсий зависит от характера объекта, целей проведения, возраста учащихся и обычно колеблется в пре­делах - 40 - 50 минут.

Во время экскурсии нужно обеспечить активную работу всех учащихся, возможность проведения наблюдений (хорошую видимость объектов), дисциплину и порядок, соблюдение правил поведения и правил техники безопасности.

Завершается экскурсия итоговой беседой учителя (реже - письменной работой), в ходе которой новые сведения включаются в общую систему знаний учащихся. Учитель помогает в обработке собранного материала, в подготовке отчетов. По материалам экскурсии организуются выставки, проводятся специальные занятия - конференции, вечера. Собранные на экс­курсии материалы могут использоваться в качестве раздаточного материала на соответствующих уроках, экспонатов школьного музея.

Консультации как сопутствующая форма обучения, предназ­начены для помощи учащимся в освоении отдельных тем или раз­делов курса, а также при углубленном изучении предмета. В пере­воде с латинского «консультация» означает совет, даваемый спе­циалистом. Консультации могут быть общеклассными, групповы­ми или индивидуальными, по инициативе учителя, по просьбе родителей или учащихся, обзорными и тематическими.

Консультация — это составная часть процесса обучения, орга­нически связанная с постижением нового материала, его осмыс­лением, закреплением и применением.

Различают сле­дующие виды консультаций:

- вводные (или предварительные) — предшествуют изучению материала на уроках;

- текущие — проводятся параллельно с прохождением на уроках учебной программы с целью коррекции отдельных учебных уме­ний учащихся, более глубокого рассмотрения важных и сложных вопросов изучаемого материала;

- заключительные — после изучения отдельной темы или раздела программы.

Полезно вопросы учащихся собрать заранее, чтобы учитель мог систематизировать их, выбрав наиболее интересные и трудные, подготовить консультантов из числа самих учащихся.

 

Домашняя учебная работа дополняет деятельность детей на уро­ках, отличается большой самостоятельностью и отсутствием не­посредственного руководства учителя. Она имеет большое значе­ние для формирования навыков самостоятельного умственного труда, чувства ответственности за порученное дело, потребности к постоянному самообразованию.

Домашняя самостоятельная работа выполняет ряд дидактических функций:

- закрепление знаний, умений, полученных на уроке;

- расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе;

- формирование умений и навыков самостоятельной работы;

- развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям школьников;

- выполнение наблюдений, проведение опытов.

Обычно домашняя самостоятельная работа школьников оформляется в виде различных учебных заданий:

- работа с текстом учебника (чтение, понимание, выписывание непонятных слов, выражений);

- выполнение упражнений, решение задач;

- выполнение графических работ (рисование, заполнение контурных карт и др.);

- практические работы по наблюдению за животными, растениями, явлениями природы;

- проведение простых самостоятельных опытов;

- заучивание наизусть и т.д. (89).

В последние годы наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами много говорится об отрицательном влиянии школы на здоровье детей, объясняют это перегрузкой детей. В этих условиях распространяются призывы работать без домашних заданий.

Однако серьезных доказательств бесполезности домашних заданий нет.

Министерство образования РФ рекомендует давать домашние задания в следующих пределах: в 1-м классе (со второго полугодия) – до 1 часа, во 2-м до 1,5 часов, в 3-4-м до 2 часов.

Для выполнения домашней работы предварительно на уроках отрабатывают приемы самостоятельной работы с учебником, справочной литературой, наблюдений и опытов, самопроверки, необходимые учащемуся при выполнении домашних заданий. Нужно, чтобы учащиеся имели отчетливое представление о том, что им надо сделать и как следует выполнять задание в домаш­них условиях. Задание на дом сообщается обязательно до звонка, четко и ясно, записывается на классной доске и в школьные дневники.

Хорошо, если ученики усвоили правила выполнения домашней работы. Подласый И.П. предлагает следующий вариант правил работы дома:

- После возвращения из школы пообедай, отдохни на свежем воздухе или выполни поручения родителей по хозяйству.

- Выполняй домашнее задание в установленное распорядком дня время.

- Имей постоянное место работы. Убери с рабочего места все, что не относится к выполнению домашних заданий. Подготовь письменные принадлежности.

- Продумай план работы.

- Выполняй сначала более сложные задания, а легкие выполняй потом.

- Повтори сначала правила, а потом приступай к выполнению упражнений, решению задач и примеров.

- Работай по плану, не торопись.

- Делай небольшие перерывы для отдыха, проветривай комнату.

- В конце проверь, все ли ты сделал правильно.

- Собери в сумку книги, тетради – все необходимое для школы.

Проверяет домашние задания учитель на уроке (в ходе опроса учеников, их самостоятельной работы, при беглом осмотре вы­полненных дома письменных работ, во время беседы по изуче­нию нового материала, при повторении пройденного, решении задач и упражнений, выполнении лабораторных работ). Часть письменных и графических работ, особенно значительного объема и сложности, учитель проверяет вне урока.

Оценки за письменные домашние работы учеников выставляются в их тетрадях и учитываются при устных ответах школьников на уроках.

При этом необходимо учитывать индивидуальные психо-физиологические особенности детей. Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник.

Факультативные занятия предусматриваютизучение по выбору и желанию учащегося углубленного или расширенного курсана основе школьных предметов. Они являются связующим звеном между уроками и внеклассными занятиями, ступенью перехода от усвоения предмета к изучению соответствующей науки, одной из эффективных форм группового дифференцированного обучения, рассчитанной на расширение или углубление знаний, приобретенных при изучении обязательных учебных программ, развитие познавательных интересов, способностей и профессиональную ориентацию учащихся.

На факультативных занятиях объяснения учителя сочетаются с практиче­скими занятиями, на которых учащиеся приобретают навыки ра­боты с литературой, умение самостоятельно мыслить, где они осваивают методику проведения несложных исследований и экс­периментов, вырабатывают навыки обращения с техникой и ла­бораторным оборудованием.

Предметные кружки (мастерские, лаборатории, кафедры, сту­дии) формируются на добровольных началах из учащихся парал­лельных классов или из разновозрастных учеников для дополни­тельных занятий прикладными аспектами изучаемых дисциплин. Руководить кружками могут как учителя-предметники, так и ро­дители учащихся или иные специалисты.

В форме кружковой работы проводятся занятия научных об­ществ учащихся (ученических кафедр, школьных академий), ко­торые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, организуют конкурсы и олимпиады.

 

Вопросыдля самоконтроля

1.Что такое организационные формы обучения?

2.Какие основные формы организации обучения сложились в истории развития школы?

3.Какими особенностями характеризуется классно-урочная система?

4. В чем сущность дидактических требований к уроку?

5. Какие воспитательные и развивающие требования реализуются на уроке?

6. Назовите основные типы уроков и их структуру.

7. Какие преимущества и недостатки имеет комбинированный урок?

8. Какие стадии выделяются в подготовке урока? Охарактеризуйте их.

9. Какие требования предъявляются к домашней самостоятельной работе?

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Урок - основная форма организация обучения в современной школе | Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.