КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нестандартные уроки
С середины 70-х годов в отечественной школе наблюдалось снижение интереса школьников к учебе. Педагоги пытались остановить эту тенденцию разными способами, в том числе и проведением нестандартных уроков. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структур (69). Отношение к нестандартным урокам различно. Одни видят в них прогресс педагогической мысли, другие – считают их опасным нарушением педагогических принципов. Назовем несколько типов нестандартных уроков: уроки-«погружения», уроки - деловые игры, уроки пресс-конференции, уроки – соревнования, уроки типа КВН, уроки творчества, уроки – аукционы, уроки – зачеты, уроки – творческие отчеты, уроки – конкурсы, бинарные уроки, уроки - концерты, уроки - диалоги, уроки – ролевые игры, уроки-сказки, уроки - телепередачи, уроки - мозговые атак и др. Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, но превращать их в главную форму работы нецелесообразно из-за большой траты времени на их подготовку, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности. Они хороши как разрядка, как праздник для учащихся, вызывают живой интерес не только учащихся, но и самих педагогов. Важно только «не заиграться», не потерять основное назначение урока — быть формой организации обучения.
Другие формы организации обучения. Система уроков в реальной педагогической практике дополняется радом других форм организации обучения, среди них: экскурсии, исследовательские группы, кружки, практикумы, семинары, консультации, факультативные занятия, домашняя самостоятельная работа и др. Дадим характеристику некоторым из них. Экскурсия – это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении лучшее усвоение материала (66). Учебная экскурсия— это форма организации обучения в условиях природного ландшафта, производства, музея, выставки.Ее эффективность во многом зависит от подготовительной работы, особенно от уточнения заданий, которые отдельные учащиеся или их группы должны выполнить, чтобы впоследствии представить результаты своей работы на уроке всему классу. В ряде случаев практикуется проведение комплексных экскурсий одновременно по нескольким учебным предметам. Они предоставляют широкие возможности для осуществления межпредметных связей, всестороннего изучения объекта наблюдений в его целостности, экономного использования времени. В зависимости от места в учебном процессе различают экскурсии: - вводные, или предварительные, когда они предшествуют изучению материала на уроках и имеют целью проведение наблюдений или сбор материала, необходимого для использования на уроках; - текущие, или сопровождающие, которые проводятся параллельно с изучением на уроках разделов программы и предназначены для конкретизации отдельных вопросов и более основательного их рассмотрения; - итоговые, или заключительные, завершающие учебную работу на уроках по отдельной теме или разделу программы. По своему предметному содержанию они разделяются на производственные, естественнонаучные, историко-литературные, краеведческие и др. Подготовка экскурсии заключается в разработке учителем вместе с учащимися плана ее проведения, в котором намечаются этапы работы, составляется перечень наблюдений и материалов, которые нужно собрать во время экскурсии, указывается необходимое оснащение и оборудование (средства для наблюдений и их фиксации, измерительные приборы и инструменты и т.п.), распределяется время по этапам экскурсии, уточняется форма организации учеников на экскурсии (фронтальная работа, групповая или индивидуальная). Перед экскурсией ученики получают и уясняют задания для наблюдения, с ними проводят вступительную беседу, а также инструктаж по правилам поведения и технике безопасности на объекте. Продолжительность экскурсий зависит от характера объекта, целей проведения, возраста учащихся и обычно колеблется в пределах - 40 - 50 минут. Во время экскурсии нужно обеспечить активную работу всех учащихся, возможность проведения наблюдений (хорошую видимость объектов), дисциплину и порядок, соблюдение правил поведения и правил техники безопасности. Завершается экскурсия итоговой беседой учителя (реже - письменной работой), в ходе которой новые сведения включаются в общую систему знаний учащихся. Учитель помогает в обработке собранного материала, в подготовке отчетов. По материалам экскурсии организуются выставки, проводятся специальные занятия - конференции, вечера. Собранные на экскурсии материалы могут использоваться в качестве раздаточного материала на соответствующих уроках, экспонатов школьного музея. Консультации как сопутствующая форма обучения, предназначены для помощи учащимся в освоении отдельных тем или разделов курса, а также при углубленном изучении предмета. В переводе с латинского «консультация» означает совет, даваемый специалистом. Консультации могут быть общеклассными, групповыми или индивидуальными, по инициативе учителя, по просьбе родителей или учащихся, обзорными и тематическими. Консультация — это составная часть процесса обучения, органически связанная с постижением нового материала, его осмыслением, закреплением и применением. Различают следующие виды консультаций: - вводные (или предварительные) — предшествуют изучению материала на уроках; - текущие — проводятся параллельно с прохождением на уроках учебной программы с целью коррекции отдельных учебных умений учащихся, более глубокого рассмотрения важных и сложных вопросов изучаемого материала; - заключительные — после изучения отдельной темы или раздела программы. Полезно вопросы учащихся собрать заранее, чтобы учитель мог систематизировать их, выбрав наиболее интересные и трудные, подготовить консультантов из числа самих учащихся.
Домашняя учебная работа дополняет деятельность детей на уроках, отличается большой самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства учителя. Она имеет большое значение для формирования навыков самостоятельного умственного труда, чувства ответственности за порученное дело, потребности к постоянному самообразованию. Домашняя самостоятельная работа выполняет ряд дидактических функций: - закрепление знаний, умений, полученных на уроке; - расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе; - формирование умений и навыков самостоятельной работы; - развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям школьников; - выполнение наблюдений, проведение опытов. Обычно домашняя самостоятельная работа школьников оформляется в виде различных учебных заданий: - работа с текстом учебника (чтение, понимание, выписывание непонятных слов, выражений); - выполнение упражнений, решение задач; - выполнение графических работ (рисование, заполнение контурных карт и др.); - практические работы по наблюдению за животными, растениями, явлениями природы; - проведение простых самостоятельных опытов; - заучивание наизусть и т.д. (89). В последние годы наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами много говорится об отрицательном влиянии школы на здоровье детей, объясняют это перегрузкой детей. В этих условиях распространяются призывы работать без домашних заданий. Однако серьезных доказательств бесполезности домашних заданий нет. Министерство образования РФ рекомендует давать домашние задания в следующих пределах: в 1-м классе (со второго полугодия) – до 1 часа, во 2-м до 1,5 часов, в 3-4-м до 2 часов. Для выполнения домашней работы предварительно на уроках отрабатывают приемы самостоятельной работы с учебником, справочной литературой, наблюдений и опытов, самопроверки, необходимые учащемуся при выполнении домашних заданий. Нужно, чтобы учащиеся имели отчетливое представление о том, что им надо сделать и как следует выполнять задание в домашних условиях. Задание на дом сообщается обязательно до звонка, четко и ясно, записывается на классной доске и в школьные дневники. Хорошо, если ученики усвоили правила выполнения домашней работы. Подласый И.П. предлагает следующий вариант правил работы дома: - После возвращения из школы пообедай, отдохни на свежем воздухе или выполни поручения родителей по хозяйству. - Выполняй домашнее задание в установленное распорядком дня время. - Имей постоянное место работы. Убери с рабочего места все, что не относится к выполнению домашних заданий. Подготовь письменные принадлежности. - Продумай план работы. - Выполняй сначала более сложные задания, а легкие выполняй потом. - Повтори сначала правила, а потом приступай к выполнению упражнений, решению задач и примеров. - Работай по плану, не торопись. - Делай небольшие перерывы для отдыха, проветривай комнату. - В конце проверь, все ли ты сделал правильно. - Собери в сумку книги, тетради – все необходимое для школы. Проверяет домашние задания учитель на уроке (в ходе опроса учеников, их самостоятельной работы, при беглом осмотре выполненных дома письменных работ, во время беседы по изучению нового материала, при повторении пройденного, решении задач и упражнений, выполнении лабораторных работ). Часть письменных и графических работ, особенно значительного объема и сложности, учитель проверяет вне урока. Оценки за письменные домашние работы учеников выставляются в их тетрадях и учитываются при устных ответах школьников на уроках. При этом необходимо учитывать индивидуальные психо-физиологические особенности детей. Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник. Факультативные занятия предусматриваютизучение по выбору и желанию учащегося углубленного или расширенного курсана основе школьных предметов. Они являются связующим звеном между уроками и внеклассными занятиями, ступенью перехода от усвоения предмета к изучению соответствующей науки, одной из эффективных форм группового дифференцированного обучения, рассчитанной на расширение или углубление знаний, приобретенных при изучении обязательных учебных программ, развитие познавательных интересов, способностей и профессиональную ориентацию учащихся. На факультативных занятиях объяснения учителя сочетаются с практическими занятиями, на которых учащиеся приобретают навыки работы с литературой, умение самостоятельно мыслить, где они осваивают методику проведения несложных исследований и экспериментов, вырабатывают навыки обращения с техникой и лабораторным оборудованием. Предметные кружки (мастерские, лаборатории, кафедры, студии) формируются на добровольных началах из учащихся параллельных классов или из разновозрастных учеников для дополнительных занятий прикладными аспектами изучаемых дисциплин. Руководить кружками могут как учителя-предметники, так и родители учащихся или иные специалисты. В форме кружковой работы проводятся занятия научных обществ учащихся (ученических кафедр, школьных академий), которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, организуют конкурсы и олимпиады.
Вопросыдля самоконтроля 1.Что такое организационные формы обучения? 2.Какие основные формы организации обучения сложились в истории развития школы? 3.Какими особенностями характеризуется классно-урочная система? 4. В чем сущность дидактических требований к уроку? 5. Какие воспитательные и развивающие требования реализуются на уроке? 6. Назовите основные типы уроков и их структуру. 7. Какие преимущества и недостатки имеет комбинированный урок? 8. Какие стадии выделяются в подготовке урока? Охарактеризуйте их. 9. Какие требования предъявляются к домашней самостоятельной работе?
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |