КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Урок - основная форма организация обучения в современной школе
Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени1.. Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по Бударному). Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок – сложный и ответственный момент (этап) учебного процесса: от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия учителей направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения. Провести хороший (качественный) урок – дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, целями и задачами обучения личными потребностями учеников, закономерностями и принципами учебного процесса. Качество урока, его эффективность – важный показатель при оценке деятельности учителя. Требования к уроку условно можно разделить на три группы. Дидактические или образовательные требования: - четкое определение образовательных задач в целом, отдельных элементов урока, место конкретного урока в системе уроков; - определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету, задачами урока, с учетом уровня подготовки учащихся; - выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия на каждом уроке, - выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся; - реализация на уроке важнейших дидактических принципов; - реализация межпредметных связей. Воспитательные требования: - постановка воспитательной задачи урока в соответствии с уровнем развития и воспитанности классного коллектива, отдельных групп школьников; - формирование на основе полученных знаний основ научного мировоззрения, нравственных и эстетических взглядов; - формирование и развитие познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности; - создание положительного эмоционального фона; - соблюдение учителем педагогического такта, выдержки, терпения; - обогащение опыта общения и отношений. Организационные требования: - наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования; - организационная четкость урока (своевременное начало, оптимальное использование каждой минуты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность урока, сознательность дисциплины); - подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и ТСО; - целостность, завершенность отдельного урока и их системы внутри темы, раздела (по Бабанскому Ю.К.). И.П.Подласый выделяет четвертую группу требований к уроку – развивающие требования. К ним относятся: - изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»; - проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирования новых качественных изменений в развитии; - прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, социальном, эмоциональном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом перемен; - развитие памяти, внимания, мышления учащихся; - формирование потребности в знаниях, готовности к самообразованию; - формирование учебной деятельности школьников; - формирование творческих способностей, создание проблемных ситуаций. Качественное своеобразие отдельных уроков определяется их целями и содержанием, методикой проведения, особенностями школы, учителя и учащихся. Для того чтобы выявить общие характеристики в большом многообразии уроков, необходима их классификация. Различают разные подходы к классификации уроков в зависимости от того, какие признаки положены в основу. Одна из первых классификаций уроков принадлежит И.Н.Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям: содержанию и способу проведения. По первому критерию, например, уроки математики делятся на уроки арифметики, алгебры и геометрии, а внутри них – в зависимости от содержания тем. По способу проведения учебных занятий уроки делятся на уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы т.д. По логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности различаются следующие типы уроков: 1) вводный, 2) первичного ознакомления с материалом, 3)усвоения новых знаний, 4) применения полученных знаний на практике, 5) формирования навыков, 6)закрепления, повторения и обобщения, 8) контрольный, 9)смешанный или комбинированный (73). Наиболее употребительна классификация по основной дидактической задаче (по Б.П.Есипову): - уроки овладения учащимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение явлений и процессов, их осмысление и формирование понятий; - уроки формирования и совершенствования умений и навыков; - уроки обобщения и систематизации знаний; - уроки повторения, закрепления, или, по другой формулировке комплексного применения знаний, умений и навыков; - контрольно-проверочные уроки (с устной и письменной проверкой знаний, умений и навыков); - комбинированные уроки, на которых одновременно решается несколько дидактических задач. Однако эту классификацию нельзя считать универсальной, так как практически не удается в чистом виде встречаться с любым из приведенных типов уроков, кроме комбинированного. Эффективность урока в большей степени определяется его структурой, которая зависит от целей, содержания изучаемого материала, методов, приемов и средств обучения, уровня развития школьников, места урока в общей системе уроков по теме (разделу) программы. Помимо указанных факторов на структуру урока большое влияние оказывает творческий характер работы учителя. Структура урока должна отражать не только и не столько внешние проявления организации совместной деятельности учителя и учащихся, сколько выражать сущность внутренних процессов, с которыми связано методическое творчество учителя и активная учебно-познавательная деятельность учащихся. Исходя из этого, в структуре урока выделяют две части: относительно постоянную, характеризующую общие для данного типа уроков элементы, и изменяемую, раскрывающую методику решения дидактических задач на каждом из основных этапов урока (В.А.Онищук). Дидактическая подструктура представляет для учителя исходную позицию, алгоритм, которым он руководствуется при построении процесса обучения на уроке. В нее входят три этапа: актуализация опорных знаний и способов познавательных действий учащихся, формирование новых понятий и способов действия и применение изучаемого материала. Методическая подструктура состоит из элементов, представляющих виды (способы) деятельности учителя и учащихся (на первом этапе – решение типовых задач, письменные или устные упражнения, опрос, демонстрация фильмов и др.; на втором - объяснение учебного материала, или эксперимент, или самостоятельная работа, связанная с решением познавательной задачи и т.д.). Новые подходы к пониманию структуры урока вызваны объективной необходимостью активизации познавательной деятельности школьников. В ходе урока учитель старается организовать активную познавательную деятельность школьников, используя при этом фронтальную, групповую и индивидуальные формы работы. Чаще используется фронтальная работа, однако она не дает возможности учитывать уровень развития, познавательные интересы и возможности каждого школьника. Потому она должна сочетаться с индивидуальной, которая характеризуется высоким уровнем самостоятельности, максимальным соответствием уровню развития, уровню подготовки каждого школьника, Она наиболее эффективна при восполнении пробелов, при углублении знаний, при закреплении умений и навыков. Индивидуальная работа на уроке позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого школьника сообразно его подготовке и возможностям. Успех ее определяется правильным подбором дифференцированных заданий, систематическим контролем учителя за их выполнением, оказанием своевременной помощи в решении возникающих у учащихся затруднений. Важно для слабоуспевающих учеников дифференцировать не только сложность заданий, но и меру оказываемой им помощи. При умелой организации индивидуальная работа учащихся на уроке формирует у них навыки и потребность в самообразовании. В последние годы все большее распространение получают групповые формы работы. Структура урока определяет его логику, стиль взаимодействия учителя и учащихся и, в конечном счете, результативность. В современной школе, по мнению Бутырко Н.М., выделяются следующие структуры урока: - традиционная (опрос; объяснение; закрепление; домашнее задание); - дидактическая (актуализация опорных знаний; формирование новых понятий и способов действий; применение знаний; формирование умений и навыков); - проблемная (создание ситуации и постановка проблемы; выдвижение предположений, гипотез; доказательство гипотез; проверка правильности решения проблемы); - психологическая (воспроизведение известного знания; осознание учащимися знаний в известной ситуации; восприятие новых знаний и способов действий; осознание и осмысление учащимися элементов нового; обобщение; применение знаний и способов действий); - мотивационная (организация и управление вниманием учащихся; разъяснение смысла деятельности; анализ мотивационных состояний; совместная с учащимися постановка целей занятия; обеспечение ситуаций успеха в достижении цели; поддержание положительных эмоций и состояния уверенности у учащихся в своих действиях; оценка действий, процесса и результатов обучения); - методическая (комбинированная по отношению к другим структура, которая определяется учителем). Как видно, в этих структурах в качестве элементов урока используются его этапы, объединенные определенной дидактической задачей. При других подходах в качестве структурных элементов выделяются цель урока, содержание учебного материала, методы и приемы обучения, способы организации учебной деятельности.1 Структура может изменяться в зависимости от содержания учебного материала, условий, подготовленности учащихся: например, в структуре отдельных уроков при изучении незнакомого для учащихся материала может вовсе отсутствовать воспроизведение опорных знаний. Планирование урока включает в себя определенную последовательность действий учителя: 1) анализ предшествующих уроку результатов обучения; 2) определение задач урока (образования, развития и воспитания); 3) подготовка содержания учебного материала с учетом уровня обученности и возрастных особенностей учащихся, целей урока; 4) выбор наиболее эффективного сочетания методов и приемов обучения; 5) определение структуры урока, логики подачи материала, применения методов и приемов обучения; 6) планирование структуры взаимодействия учителя и учащихся, логики управления деятельностью учащихся на уроке Бутырко Н.М. предлагает следующую примерную схему планирования урока: Тема урока _____ Цели урока _____ Тип и вид урока _ Методы обучения Оборудование___ 1-й этап: актуализация опорных знаний и способов действий. Вычленяются опорные знания, выясняется связь с прошлыми уроками, выбираются тип самостоятельной работы (репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый) и форма обучения (индивидуальная, групповая, фронтальная); намечаются способы решения задач мотивационного обеспечения урока, продумываются формы контроля за ходом работы. 2-й этап: формирование новых понятий и способов действий. Выделяются новые понятия и способы их формирования; определяются основная и второстепенные проблемы; выбираются тип и форма самостоятельной работы; отбирается содержание учебного материала; готовятся проблемные и не проблемные (информационные) вопросы; намечаются варианты способов решения учебных проблем, возможные подсказки их решения. 3-й этап: применение знаний, формирование умений. Планируется тип и форма самостоятельной работы; готовится содержание (задания, упражнения, инструкции и пр.); намечаются конкретные умения и навыки для отработки (например, умение планировать, контролировать, решать типовые и другие задачи); выбираются способы получения обратной связи (информации). 4-й этап: домашнее задание. Указывается, что нужно повторить к следующему уроку (фундамент для будущей актуализации), объясняется учащимся содержание их самостоятельной работы: объем, источники информации, форма отчета. На протяжении всей истории урока не прекращаются поиски путей его совершенствования. Основные направления совершенствования современного урока сводятся к тому, что: - изучение индивидуальных особенностей учащихся происходит на основе единой системы оценки возможностей каждого ученика коллективом учителей, «педагогическим консилиумом» (Ю.К. Бабанский); - существует разнообразие видов учебной работы (в том числе игрового и занимательного характера); - применяются проблемные уроки, выполнение групповых работ и индивидуальных заданий творческого характера; - идет сочетание урока с проведением различных видов внеклассной и клубной деятельности учащихся; - на протяжении нескольких дней учащиеся осваивают только один или два предмета, основательно в них погружаясь (Щетинин М.П.). Сегодня не существует универсальной, жесткой структуры урока, которая была бы пригодна для всех случаев организации процесса обучения. Основной является структура комбинированного урока, где выделяются: организация обучения, повторение изученного, усвоение новых знаний, умений, повторение и обобщение знаний, задание на дом. Интегрированные уроки. Одно из новых направлений совершенствования обучения в начальной школе организация и проведение интегрированных уроков (или уроков интегрированного содержания). Интегрированный урок ( от лат. «полный», «целостный») – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой урок имеет ряд преимуществ: способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств учеников за счет включения интересного материала, который позволяет с различных сторон познавать явление или предмет изучения. Следует отличать интегрированные уроки от интегрированных курсов (предметов). Интегрированные курсы – это несколько учебных предметов, объединенных вокруг определенной стержневой темы или главных понятий. Так, например, чтение, письмо, устная речь объединены в интегрированный курс «Введение в русскую словесность»; сведение по истории, географии, гражданскому воспитанию – в интегрированный курс «Родная земля», «Твоя вселенная»; сведения из физики, астрономии, химии, биологии – в интегрированные курсы «Природа и люди», «Мир вокруг нас» и т.д. В учебные планы современных начальных школ уже введены в региональный или школьный компоненты интересные интегрированные курсы по народоведению, валеологии, развитию творческих способностей, этике, художественной, информационной культуре. Интегрированные уроки отличаются тем, что в них объединяются блоки знаний по разным предметам по одной теме. Поэтому важно определить главную цель интегрированного урока. Если цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации. Практика показывает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков уже в первом классе дают следующие сочетания предметов: обучение грамоте (с ознакомлением с окружающим миром, музыкой, рисованием); математика (с ознакомлением с окружающим миром, трудом, рисованием, физкультурой). Во втором классе вокруг изучения родного языка может быть интегрировано содержание отдельных уроков чтения, рисования, ознакомления с окружающим миром, музыки и т.д. Назовем требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков: - определение системы таких уроков на целый год в каждом классе; - тщательное планирование каждого урока, выделение главной цели и сопутствующих задач; - моделирование (т.е. анализ, отбор, многократная перепроверка) содержания уроков, наполнение их только тем содержанием, которое помогает решить главную цель; - тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения; - оптимальная нагрузка детей впечатлениями; - привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов, специалистов (69). Интегрированные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения привлекательную для учеников новизну, помогают лучше понять смысл и содержание важнейших понятий, количество интегрированных уроков должна постепенно возрастать.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |