Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация деятельности




Речевая деятельность и работа с информацией

Познавательная деятельность

Наблюдение объектов окружающего мира, обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдения, опытов, работы с информацией); устное описание объектов наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»)

Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения (ответ на вопрос «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединение предметов по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же как…, такой же, как…). Различение целого и части.

Проведение простейших измерений разными способами; использование соответствующих приборов и инструментов для решения практических задач. Работа с простейшими предметами, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых предметов.

Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

[ВЛВ1] Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя, определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. Построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа).

Использование простейших логических выражений типа: «… и/или…», «если, то…», «не только, но и …». Элементарное обоснование высказанного суждения.

Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использование компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Представление материала в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопрос «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»).

Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.

Учебное сотрудничество; умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Региональный (национально-региональный) компонент содержит нормативы в обла сти родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др.

Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

Введение образовательных стандартов ставит вопрос о гарантированном достижении каждым учеником определенного, заранее заданного уровня подготовки, позволяет каждому ученику обучаться на максимально посильном уровне, формирует положительные мотивы учения.

Стандартизация — это деятельность, направленная на дости­жение максимальной степени упорядочения в определенной сфе­ре на основе установления некоторых общих правил для всеобще­го и осознанного использования в отношении реально существу­ющих или потенциальных задач.

Стандартизация образования не только не ограничивает ра­зумную инновационную деятельность педагогов, их профессио­нальное творчество и поиски собственного стиля преподавания, но и создает реальную возможность для этого, поскольку четко определяет границы возможных изменений. Задавая обязательный минимум, стандарт обеспечивает единство образовательного про­странства страны, свободный переход обучающихся из одного учреждения в другое (к ним не могут предъявляться требования, превышающие ГОС).

Учебные планы. Содержание обучения находит отражение в учебных планах, программах, учебниках.

Учебным планом называется документ, которым определяется состав учебных дисциплин, количество часов в неделю, отводимых на их изучение в отдельных классах, общее количество часов на изучение предмета, структуру учебного года, порядок изучения предметов по годам обучения.

Школьный учебный план составляется на основе Базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства образования.

В базисном учебном плане представлен перечень всех учебных дисциплин по годам обучения в школе.

Региональный базисный учебный план разраба­тывается и утверждается на основе государственного региональными органами управления образованием и носит рекомендатель­ный характер.

Учебный план школы (образовательного учреждения) разрабатывается на основе государственного базисного и регио­нального учебных планов на длительный период. Он отражает осо­бенности конкретной школы и имеет концептуальный характер, так как опирается на образовательную концепцию (философию) конкретной школы.

Рабочий учебный план с учетом текущих условий ут­верждается ежегодно Советом школы. Такой план может, к при­меру, быть переходным при введении новых учебных курсов, при реорганизации школы в гимназию, лицей.

Учебный план предусматривает три основных вида учебных занятий:

- обязательные занятия, предназначенные для освоения обще-культурного образовательного ядра;

- обязательные занятия по выбору учащегося как организацион­ная форма жесткой дифференциации обучения;

- факультативные занятия, предназначенные для освоения элек­тивных курсов.

Поясним значение термина «обязательные занятия по выбору учаще­гося». Обязательные они потому, что учащийся должен набрать опреде­ленное их количество из предлагаемого перечня. В этом их отличие от факультативов, в которых учащийся может не участвовать. Но спи­сок предложенных предметов должен быть достаточно обширен, иначе не реализуется право выбора.

Особенности структуры учебного плана проявляются в выде­лении федерального, национально-регионального и школьного компонентов.

Федеральный компонент обеспечивает единство образователь­ного пространства в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются образовательные области об­щекультурного и общегосударственного значения. В полном объе­ме их представляют такие учебные предметы, как русский язык (как государственный), математика, физика и астрономия, хи­мия, информатика.

Национально-региональный компонент отражает специфику ре­гиона. В результате такие образовательные области, как общество (история и социальные дисциплины), земля (география и эколо­гия), биологические системы, искусство, физическая культура, трудовая подготовка представлены и федеральным, и националь­но-региональным компонентами.

Школьный компонент содержания образования связан с прио­ритетами конкретного образовательного учреждения. Организаци­онно он вводится в форме обязательных занятий по выбору и фа­культативных занятий. Учебное время, отведенное на школьный компонент, может быть использовано на углубление и расшире­ние знаний, относящихся к федеральному и национально-регио­нальному компонентам, и для изучения отдельных учебных пред­метов (курсов) или их разделов. Причем они могут быть как тра­диционными для школы, так и новыми.

Педагогические требования к учебным планам:

- обеспечение разностороннего развития учащихся;

- последовательное изучение учебных дисциплин;

- обеспечение преемственности между предметами, различными типами учебных заведений народного образования;

- обеспечение связи обучения с практикой;

- соответствие содержания обучения уровню развития науки, техники, культуры, реальным возможностям, возрастным особенностям школьников.

Учебная программа. Учебная программа определяет содержание учения по предмету, объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. В соответствии с п. 12 Закона РФ «Об образовании», разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов, а также рабочих программ учебных курсов отнесены к компетенции образовательного учреждения. Это означает, что учреждение несети всю полноту ответственности за соответствие учебных пла­нов и программ нормативным требованиям. Не может служить оправданием, к примеру, тот факт, что в школе реализуется про­грамма, опубликованная в каком-либо печатном издании и даже рекомендованная каким-либо органом управления образованием, если она противоречит требованиям стандарта.

Программа учебной дисциплины должна содержать как минимум следующие части:

- титульный лист с основными характеристиками как програм­мы, так и образовательного учреждения, где она реализуется;

- пояснительную записку с описанием назначения дисциплины, ее роли в достижении соответствующего образовательного ценза, соответствия образовательному стандарту;

- примерный тематический план, раскрывающий последователь­ность изучения разделов и тем, а также распределение учебного времени;

- примерное содержание учебной дисциплины с описанием мето­дов и ожидаемых результатов обучения по разделам и темам;

- нормы и способы оценки результатов обучения;

- описание средств обучения (технических и аудиовизуальных);

- перечень рекомендуемой литературы для учителя и учащих­ся;

- требования к знаниям, умения и навыкам учащихся.

 

Педагогические требования к учебным программам:

- научность, методологическая выдержанность;

- связь образования с жизнью, практикой;

- соответствие учебного материала уровню развития детей;

- установление взаимосвязей между учебными дисциплинами;

- обеспечение преемственности в изучении учебного материала.

Учебники, учебные пособия. Учебники разрабатываются на основе учебных программ. В них предусмотрен подлежащий усвоению детьми учебный материал по предмету. В учебниках содержаться такие задания, выполнение которых содействует развитию у детей умений и навыков учебного труда.

За последние годы проведена значительная работа по развитию содержания образования, увеличилось число вариативных учебников с 7 в 1990 году до нескольких десятков в настоящее время. Практически все учебные предметы оснащены учебно-методическими комплексами (учебники, тетради на печатной основе, прописи, хрестоматии, задачники).

Интересна образовательная программа «Школа 2100», созданная под научным руководством академика РАО А.А.Леонтьева. Она включает комплект учебников и программ, непрерывных авторских курсов по основным образовательным областям:

родной язык – обучение грамоте, русский язык, чтение, риторика (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, Т.А.Ладыженская и др.),

математика и информатика (авторы Л.Г.Петерсон, А.В.Горячев и др.), естествознание (авторы А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан и др.),

обществознание (авторы Д.Д.Данилов, С.В.Тырин).

Все учебники написаны на основе единой концепции вариативного личностно-деятельностного подхода к обучению (автор концепции – академик А.А.Леонтьев), с единых психологических, дидактических и методических позиций, что позволяет оптимально решать задачу развития ребенка – ученика начальной школы.

Учебники и программы названных авторов для начальной школы – составная часть непрерывных курсов для дошкольников, начальной и основной школы.

Педагогические требования к учебнику:

- научная достоверность содержания материала;

- тесная связь с жизнью, с практикой;

- соответствие учебного содержания возрастным особенностям детей, их интересам, склонностям;

- краткость, четкость, ясность, сжатость изложения;

- наличие достаточного количества иллюстраций, схем, таблиц, хорошее внешнее оформление;

- наличие рекомендаций о рациональных приемах самостоятельной работы учащихся с материалами учебника.

В России происходят эпохальные политические, социокультурные, духовные и экономические изменения. В обществе произошла смена единой монопольной идеологии на неопределенные плюралистические свободно избираемые идеологии. Возросла социальная, духовная и экономическая дифференциация общества. Индивидуальные цели жизни личности начали признаваться обществом, как не менее значимые, чем коллективные и общественные цели. Все это не могло не повлиять на образовательную политику страны, произошли существенные изменения в содержании образования.

В целях перехода от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личностно-ориентированной модели вариативного образования были разработаны в период 1989-1994 гг. программы «Творческая одаренность», «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями в развитии», «Социальная служба помощи детям и молодежи».

В начальную школу как альтернативные традиционной системе обучения были введены «Развивающая технология обучения Л.В. Занкова» и «Развивающая система обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова».

По своей направленности эти программы предназначаются для решения следующих задач:

- возрождение ориентации на индивидуальность ребенка;

- расшатывание мифа об «одинаковости» всех детей;

- формирование в обществе объективной потребности в создании психологической службы образования, нацеленной на профилактическую, диагностическую, развивающую, коррекционную и реабилитационную работу с личностью.

Вариативное содержание образования развивается в нескольких направлениях:

- от отдельных альтернативных научных педагогических школ к системе вариативных инновационных технологий, это так называемые «авторские школы»;

- от монополии государственного образования – к сосуществованию и сотрудничеству государственного и негосударственного образования, но с учетом государственных стандартов;

- от «безнациональной унитарной» школы, работающей по единым нормативным документам, - к этнической дифференциации содержания образования в системе общего образовательного пространства, например, введение курса М.Ю.Новицкой «Введение в народоведение» для начальной школы;

- от предметоцентризма – к образовательным областям, которые стимулируют появление интегративных учебных курсов и помогают школьникам приобщиться к целостной картине мира;

- от «чистых» линий развития типов общеобразовательных учреждений – к «смешенным» (Школа – детский сад, школа – вуз и т.д.);

- от монопольного учебника перешли к вариативному учебнику.

Различают два типа авторских школ – инструментальные, в фокусе внимания которых тот или иной конкретный метод, найденный в практической деятельности благодаря таланту педагога-новатора, и культурологический. Он рождается, как правило, на стыке мировоззренческих концепций с инновационными технологиями. Например, Вальфдорская педагогика с ее специфическим содержанием образования исходит из философии Р.Штайнера. К культурологическим авторским школам также можно отнести «Дидактическую систему обучения Л.В.Занкова», «Систему развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова», «Школу диалога культур» Библера;

 

Вопросы для самоконтроля

1. Сущность содержания образования и его исторический характер.

2. Теории формирования содержания образования.

3. Принципы и критерии отбора содержания образования.

4. Содержание общего среднего образования (ГОСт).

5. Содержание начального образования.

6. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.