Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о формах организации обучения, их развитие в дидактике




Формы организации обучения в начальной школе

Тема 1.7. Формы организации современного обучения.

Понятие о формах организации обучения, их многообразие. Возникновение и развитие классно-урочной системы обучения.

Современные требования к уроку – основной форме обучения. Реализация задач образования, воспитания и развития на уроке.

Типы уроков и их структура. Комбинированный урок. Урок усвоения новых знаний. Урок формирования умений и навыков. Урок закрепления и повторения учебного материала. Урок систематизации знаний, умений и навыков. Контрольно-проверочный урок.

Подготовка учителя к уроку. Тематическое и поурочное планирование. Пути и средства повышения эффективности урока. Сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных форм учебной работы. Организация сотрудничества, общения учителя и учащихся в процессе учебной деятельности.

Учебные экскурсии как формы организации обучения в непосредственном познании действительности. Виды экскурсий. Требования к их подготовке, проведению и обобщению полученных результатов.

Формы организации самостоятельной деятельности обучаемых (домашняя учебная работа, самоподготовка в группе продленного дня, учебная работа в малокомплектной школе, самообразование). Повышение степени самостоятельности по мере готовности обучаемых к выполнению соответствующей деятельности.

Формы и методы индивидуальной работы с одаренными и слабоуспевающими учащимися. Дифференциация и интеграция в учебном процессе. Компьютеризация начального обучения.

Ключевые понятия: формы обучения, урок, типы уроков, экскурсия, домашняя учебная работа, общеклассные, групповые, индивидуальные формы, дифференциация и интеграция в учебном процессе. Компьютеризация начального обучения.

Цель: Рассмотреть основные формы организации учебного процесса: урок, требования к современному уроку, типы и структуру уроков; экскурсию; факультатив; домашнюю учебную работу.

Несмотря на очевидную важность в практической деятельно­сти определения эффективных форм организации обучения, в на­уке нет четкого разделения понятий — «форма организации обучения», «организационные формы обучения», «формы учебной работы», «формы обучения».

В обыденном понимании форма часто воспринимается лишь как внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, как «наружный вид, внешнее очертание, определенный установленный порядок».

Применительно к обучению форма — это специальная кон­струкция процесса обучения. Характер ее обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Такая конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической действительности выступает процесс взаи­модействия, общения учителя с учащимися при работе над опреде­ленным учебным материалом.

В истории мировой педагогической мысли и практике образо­вания известны самые разнообразные формы организации обуче­ния, в связи с чем, возникла необходимость в их классификации, определении наиболее эффективных, соответствующих потребностям времени и конкретным целям обучения.

Как правило, выделяют следующие группы форм организации обучения:

по количеству учащихся, занятых в процессе обучения,

- кол­лективная (иногда особо выделяется фронтальная работа учителя сразу со всем классом в едином темпе и с общими задачами), групповая, индивидуальная формы;

по месту учебы различают школьные, внешкольные и экстернат.

К первым относятся школьные уроки, работа на пришкольном опытном участке, консультации, кружковые занятия и т.д., к внешкольным – домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на природе и т.д.

А экстернат – это особая форма, предполагающая самостоятельное обучение с последующей сдачей экзаменов для получения свидетельства об образовании;

по особенностям коммуникативного взаимодействия учителя и учащихся — это урок, лекция, семинар, лабораторная работа, практикум, экскурсия, факультативное занятие, олимпиада, конференция, кружок, мастерская, лаборатория, зачет, экзамен;

по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углубле­нию знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации обучения обеспечивает динамику становления гума­нитарной позиции учащегося в процессе учебного взаимодействия.

В историческом развитии обучение с момента возникновения и выделения в самостоятельный процесс осуществлялось в различных формах. На ранних стадиях развития человеческого общества обучение было органически связано с трудовой деятельностью. Дети учились, подражая взрослым, копируя трудовые операции. С усложнениями трудовой деятельности и накоплением знаний возникла необходимость специальных организационных форм обучения, в школах Древнего Китая, Египта, Греции возникли групповые формы обучения. Группы были непостоянны, каждый ученик в группе учил то, что требовал учитель.

Высшая форма группового обучения – классно-урочная система – возникла в начале ХУ11 века в некоторых передовых для того времени братских школах Украины.

Я.А.Коменский в своей работе «Великая дидактика» (1632) теоретически обосновал целесообразность и необходимость групповых форм проведения учебных занятий, удовлетворяющих определенным признакам: одновременное начало занятий; определенная продолжительность занятий; одинаковые по возрасту, составу, уровню подготовки группы детей; одинаковый темп изучения материала; проведение занятия по определенной организационной форме.

В настоящее время эта форма организации обучения, претерпевшая значительные изменения, преобладает в школах мира, несмотря на то, что классу и уроку как дидактическим понятиям уже более 350 лет. Важнейшими особенностями классно-урочной системы являются:

- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет свой состав в течение всего учебного года;

- класс работает по единому годовому плану и программе согласно постоянному расписанию;

- основной единицей занятий является урок;

- урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме;

- работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает результаты учебы по своему предмету.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, каникулы, перемены – это тоже признаки классно-урочной системы.

Ее достоинства:

- четкая организационная структура;

- простое управление;

- возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного поиска решения задач;

- постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся;

- экономичность обучения.

Есть у классно-урочной системы и ряд недостатков:

- она ориентирована в основном на среднего ученика, создает непосильные трудности для слабого и сдерживает развитие сильного;

- создает трудности для учителя в учете индивидуальных особенностей школьников;

- не обеспечивает организованное общение между старшими и младшими.

Первая попытка модернизации классно-урочной системы обучения была предпринята в конце ХУ111 – начале Х1Х вв. английским священником А.Беллом и учителем Дж. Ланкастером. В это время возникла необходимость в большом количестве рабочих, располагающих хотя бы элементарной грамотностью.

Суть белл-ланкастерской системы взаимного обучения состояла в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше.

В конце Х1Х – начале ХХ вв. становится актуальной проблема индивидуализации обучения учащихся с различиями в их умственном развитии. В США получает развитие батавская система, которая включала в себя две части. Первая часть – это урочная работа с классом в целом. Вторая – индивидуальные занятия с теми учащимися, которые нуждались в таких занятиях. С отстающими учениками занимался помощник учителя. А с теми, кто изъявлял желание углубить знания, занимался учитель.

Одновременно в Европе стала создаваться маннгеймская система, основателем которой был Йозеф Зиккенгер. Он предлагал создать четыре класса, соответственно способностей детей: основные классы – для детей, имеющих средние способности, классы для учащихся малоспособных, которые «обычно не кончают школу», вспомогательные классы – для умственно отсталых детей, «переходные классы» для наиболее способных школьников, которые могут продолжать учебу в средних учебных заведениях.

В Европе и США в начале ХХ века было опробовано много систем обучения, направленных на индивидуализацию процесса обучения. Наиболее радикальной из них является система индивидуализированного обучения, впервые примененного учительницей Еленой Паркхерст в первом десятилетии ХХ в. в г. Дальтон. Эта система вошла в историю педагогики и школы под названием Дальтон-план. Его еще иначе называют лабораторным или системой мастерских. Ученик занимается в лабораториях или мастерских индивидуально на основе полученного задания от учителя и при необходимости обращались к нему за помощью. Задания выдавались на год по каждому предмету. Годовые задания потом конкретизировались в виде заданий на месяц, учащиеся отчитывались по ним в установленные сроки.

Дальтон-план получил высокую оценку американского педагога Джона Дьюи и быстро стал распространяться во многих странах, в России в том числе. В 20-е годы в СССР использовалась модификация Дальтон-плана под названием бригадно-лабораторной системы.

Задание получала группа детей (бригада), дети вместе выполняли задания в лабораториях и мастерских, потом вместе отчитывались за выполненную работу. Скоро эта система была отменена из-за своей несостоятельности: неуклонно снижался уровень знаний, детям было не под силу без помощи учителя справиться с заданиями, хорошо оборудованных кабинетов, библиотек не было.

Рассмотрим наиболее распространенные в настоящее время формы организации обучения.

Коллективное обучение. Положило начало педагогике как науке. Когда в связи с бурным ростом мануфактурного производства с середины XVI в. потребовалось много хорошо и быстро обученных людей, возникла концепция коллективного обучения. Ее основы разработал страсбургский педагог Й. Штурм, а теоретически обосновал и популяризировал Я.А. Коменский.

Основные особенности коллективного обучения отражаются в его классно-урочной системе. Коллективность обучения создает условия для применения дискуссий, сопоставления раз­личных точек зрения и разноплановых взаимодействий, что явля­ется обязательным условием для формирования гуманитарной ат­мосферы.

Групповое обучение п одразумевает объединение учеников в группы и взаимодействие внутри них: так изучают новый матери­ал, обсуждают его, оценивают свою деятельность, готовят вы­ступление. В структуре учебного процесса может быть предусмотрено взаимообучение групп, для чего учебный материал предваритель­но дробится на отдельные вопросы по количеству групп.

Групповую форму обучения целесообразно широко применять с VI— VII класса, однако эпизодическое ее использование полез­но уже в начальной школе. Исследования (X. Й.Лийметс и др.) показали, что оптимальный состав групп должен быть от 5 до 7 человек. Иногда более успешно работа организуется в группах по 3 — 5 человек — так легче управлять детьми на уроке. Возможны разные подходы к формированию групп. Иногда необходимо комплектовать группы из учени­ков с примерно одинаковой успеваемостью и одинаковым тем­пом работы, однако, более продуктивной для слабых учеников является группа, состоящая из детей с разной успеваемостью, когда в группе есть сильные ученики, они стимулируют средних и слабых. Состав этих групп непостоянный и, как правило, раз­личный по разным предметам. При его определении важно учи­тывать взаимоотношения между учащимися.

В практике групповые формы обучения применяются в сочета­нии с коллективными, в том числе, и в форме межгруппового взаимодействия (к примеру, проблемные группы на уроке). Такая организация учеб­ного процесса позволяет отрабатывать опыт диалогических отно­шений, лежащий в основе гуманитарности как качества субъекта.

Индивидуальное обучение. Самая старая форма организации учебного процесса, которая встречается уже в глубокой древно­сти. Заключается она в том, что учащийся выполняет учебные за­дания индивидуально, пользуясь при этом непосредственной или косвенной помощью учителя (например, репетиторство или са­мостоятельное изучение учебника). Преимущества такой формы очевидны: индивидуализация содержания, методов, темпов усво­ения, постоянный контроль за ним. Основные недостатки: затрат­ность сил и времени и отсутствие сотрудничества учащихся со сверстниками в достижении цели.

В современной образовательной системе индивидуальное обу­чение используется как вспомогательное, дополняющее коллек­тивно-групповые формы. В отношении воспитания гуманитарной позиции индивидуальное обучение также дополняет возможнос­ти коллективно-групповой организации тем, что позволяет нена­сильственными методами регулировать процесс индивидуально-личностного становления ребенка в значимой для него деятель­ности.

Разные формы организации обучения подразумевают и раз­личную структуру коммуникативных отношений его участников: логику, права и обязанности, варьирование темпа, объема и спо­собов передачи и усвоения содержания образования.

Классно-урочную систему критикуют и за то, что так называе­мая фронтальная форма организации занятий на уроке содержит лишь минимальные дозы коллективности: обычно ученики работают при этом рядом, но не вместе. Каждый индивидуально воспри­нимает объяснения учителя, индивидуально пишет такой же дик­тант, как и соседи, решает такую же задачу, как и все остальные. Есть общая цель, но нет коллективной работы — сложения усилий для ее достижения. А если какой-нибудь ученик вздумает помочь вызванному для ответа у доски товарищу или пишущему диктант соседу, то за этот неблаговидный поступок — подсказку — он будет наказан. «Создается парадоксальное положение: одна из важнейших задач школы — воспитание коллективизма. Лучший способ воспитания коллективизма — активное участие в коллективной деятельности. А основная деятельность ученика — учебная — почти лишена элементов подлинного коллективизма. Приходится орга­низовывать эту деятельность вне сферы обучения — в дежурствах, общественно полезной работе, играх и развлечениях.

Таким образом, основная критика классно-урочной си­стемы направлена на то, что она нивелирует способности, «стри­жет всех под одну гребенку», культивирует авторитаризм, подра­жательную деятельность, не обеспечивает условия для формиро­вания творческих способностей, для развития атмосферы коллек­тивизма в процессе обучения (13).

В связи с этими недостатками некоторые критики периодичес­ки предлагают отказаться от классно-урочной системы. Однако достойной замены ей не находится.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 5700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.