КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Показатели сформированности знаний
Владение понятиями: - узнавание и определение понятий (сопоставление терминов и определений, конструирование определений, понятий); - раскрытие объема понятий (характеристика номенклатуры объектов или явлений, обобщенных понятием и их классификация); - раскрытие содержания понятия (характеристика существенных признаков объектов или явлений, отраженных данным понятием); - установление логики взаимосвязей между понятиями в понятийной системе; - характеристика действий, вытекающих из содержания понятий (описание возможных практических и интеллектуальных решений, выполняемых на основе содержания понятия). Владение фактами: - знание фактов (описание фактов, отнесение их к контексту изучаемого материала, времени и др.); - установление логики взаимосвязи между фактами. Владение теориями: - узнавание теории; - раскрытие содержания теории (характеристика основных положений, доказательств, выводов); - характеристика действий, осуществляемых на основе теорий. Владение закономерностями и правилами: - узнавание правила, закономерности; - формулирование закономерности, правила; - раскрытие содержания правила, закономерности; - характеристика действий, связанных с применением правила, закономерности. Показатель сформированности умений. Диагностическими показателями владения умения обычно являются конкретные действия, В структуре любого действия можно выделить общие элементы, реализация которых необходима для воспроизведения каждого конкретного умения. Владение этими элементами может служить объективными показателями сформированности умения: - построение алгоритма (последовательности) операций выполнения конкретных действий в структуре умения; - моделирование (планирование) практического выполнения действий, составляющих данное умение; - выполнение действий, составляющих данное умение; - самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности. Показатели сформированности навыков. Обобщенные показатели сформированности навыков совпадают с показателями умений. Но поскольку навык предполагает автоматизированное действие, оценивается обычно еще и время его выполнения, например измерение скорости чтения, устного счета и т.п. Итак, оценка знаний составляет процесс измерения уровня усвоения и является одной из важнейших и трудно решаемых проблем дидактики – проблемой педагогических измерений. Измерение и оценка в обучении требуют анализа вопроса о том, что подлежит измерению, о критериях, показателях, шкалах и единицах измерения, об инструментах и приборах измерения. Все эти понятия пока слабо разработаны в дидактике, особенно в отечественной, поскольку традиционно оценка школьных достижений производится экспертом, учителем. Каждый учитель решает, насколько уровень знаний ученика соответствует требованиям программы, пользуясь при этом критериями, хотя и рекомендованными методиками по предмету, но сильно скорректированными субъективными представлениями учителя о нужном качестве знаний. Основной недостаток экспертной оценки – субъективизм. Исследования показывают большой разброс оценок, поставленных разными учителями за один и тот же ответ. Таким образом, экспертная оценка является не точной, грубой. Балл - отметка несет в себе очень мало сведений о качестве учебного процесса и не дает информации для его совершенствования. Однако в 20 веке дидактика стремится четко управлять учебным процессов на всех этапах, от разработки целей и содержания до его результатов, в это время идет интенсивный поиск объективных методов контроля, позволяющего своевременно реагировать на решение возникающих проблем. Чтобы учесть особенности каждого ребенка, наряду с диагностированием обученности диагностируют обучаемость. Обучаемость - это способность (пригодность) учащегося овладевать заданным содержанием обучения. ПодласыйИ.П. (69) выделяет следующие компоненты обучаемости: - потенциальные возможности обучаемого (восприимчивость, готовность к умственному труду, способность учиться, успешность познавательной деятельности); - фонд действенных знаний (тезаурус); - обобщенность мышления, его сила, гибкость, самостоятельность, экономичность; - темпы продвижения в обучении (усвоения знаний). При этом фактор темпов он рассматривает как производный от предыдущих факторов. Темпы, по мнению И.П.Подласова, являются определяющей характеристикой обучаемости. И.П.Подласый выделяет несколько темпов обучаемости: Темп усвоения знаний, умений (Ту). Он рассчитывается по формуле:
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |