КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Должности муниципальной службы
Должности государственной службы СЛУЖБЫ ДОЛЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ Основная Проведения лекции №2 по учебной дисциплине План – конспект «ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА» Тема лекции: «Должности государственной и муниципальной службы» Учебные вопросы: 1. Должности государственной службы. 2. Должности муниципальной службы. Основные цели лекции: 1. Изучить перечень должностей государственной и муниципальной службы. 2. Формирование ориентировочной и мотивационной основы освоения учебного материала лекции. Распределение учебного времени:
Литература для самостоятельной работы: Нормативный материал: 1. Конституция Российской Федерации. Ростов-на-Дону. Феникс, 2009. 2. Федеральный закон от 27.05.2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». 3. Федеральный закон от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». 4. Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы). 5. Федеральный закон от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 6. Федеральный закон от 8.01.1998 г. №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». 7. Федеральный закон от 2.03.2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
1. В.В.Черепанов, В.П.Иванов. Основы государственной службы и кадровой политики. Учебное пособие. Юнити. Москва, 2008. 2. Гладышев А.Г., Горбов Н.М., Городяненко В.Г. и др. Муниципальная кадровая политика. Учебное пособие. Москва, 2003. 3. В.Н.Парахина, Е.В.Галеев, Л.Н.Ганшина. Муниципальное управление. Учебное пособие. Москва, 2007.
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Россия является федеративным демократическим правовым государством с республиканской формой правления. В основу системы государственного управления России положено два принципа: принцип разделения властей; принцип комплементарности, предполагающий разделение государства на уровни управления, распространяющие власть по узловым административно - территориальным звеньям пространства страны. Система государственного управления в России имеет некоторые особенности, существенно отличающие её от других государств. По форме правления Россия является президентской республикой. Существует три ветви власти: исполнительная, законодательная и судебная. А также существует разделение государства на уровни управления: федеральный, региональный и муниципальный. Система государственной службы Российской Федерации включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Федеральные государственные гражданские служащие осуществляют профессиональную деятельность на должностях государственной гражданской службы: в Администрации Президента Российской Федерации; в Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; в Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; в Аппарате Правительства Российской Федерации; в федеральных органах исполнительной власти; в Управлении делами Президента Российской Федерации; в Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации; в представительствах Российской Федерации; в представительствах федеральных органов исполнительной власти за рубежом; в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти; в Аппарате Конституционного Суда Российской Федерации; в Аппаратах федеральных судов общей юрисдикции; в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации; в Аппаратах арбитражных судов Российской Федерации; в Прокуратуре Российской Федерации; в Аппарате Счетной палаты Российской Федерации; в Аппарате Центральной избирательной комиссии Российской Федерации; в Аппарате Уполномоченного по правам человека Российской Федерации; в государственных органах Правительства Российской Федерации; в государственных органах при Правительстве Российской Федерации. В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Государственная гражданская служба Российской Федерации организована в соответствии со следующими основополагающими принципами: 1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина. 2. Единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации. 3. Равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия её прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего. 4. Профессионализм и компетентность гражданских служащих. 5. Стабильность гражданской службы. 6. Доступность информации о гражданской службе. 7. Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами. 8. Защищённость гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Взаимосвязь государственной гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством (ст.7 ФЗ №79 2004 г.): 1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы; 2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы; 3) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих; 4) учёта стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; 5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих; 6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.
Классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей государственной гражданской службы, а также с учётом профессионального уровня, продолжительности государственной гражданской службы Российской Федерации в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.
Классный чин может быть первым или очередным. Первый классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения федерального гражданского служащего на должность гражданской службы. Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему. Как правило (за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации о порядке присвоения классных чинов) федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена. Классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом Российской Федерации. Порядок присвоения классных чинов на государственной гражданской службе регулируется Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим».
2.1. Должности и их классификация Под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальных должностях, не являющихся выборными. Муниципальная должность - это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за выполнение этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Муниципальная должность, определение который даёт Федеральный закон от 8.01.1998 г. №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы РФ» характеризуется следующими признаками: 1) она устанавливается уставом муниципального образования, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ; 2) она предполагает ответственность за исполнение связанных с ней обязанностей; 3) она замещается на постоянной основе в установленном законом порядке; 4) с ней связан определённый комплекс обязанностей и соответствующих им прав, необходимых, чтобы обеспечить осуществление задач и функций местного самоуправления. Закон подразделяет все муниципальные должности на два вида: выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительных или иных выборных органов местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов (председатель представительного органа местного самоуправления и др.); иные муниципальные должности, замещаемые путём заключения трудового договора (контракта) - муниципальные должности муниципальной службы. Закон, определяя муниципальную должность, подразделяет их также на две группы: а) должности с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения; б) должности с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий органов местного самоуправления. В первом случае речь идёт о должностях выборных лиц местного самоуправления, т.е. должностных лиц, избранных населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделённых согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения. Во втором случае имеются в виду должности муниципальной службы, т.е. должности в органах местного самоуправления. Лица, их замещающие - муниципальные служащие, - осуществляют профессиональную деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Таким образом, муниципальная должность - это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Федеральным законом помимо понятий «муниципальная служба», «муниципальная должность» вводится понятие «муниципальный служащий». Выборный характер ряда муниципальных должностей предопределяет только особенности правоположения замещающих их лиц как муниципальных служащих. К примеру, тот же глава муниципального образования наделён законодательно закрепленными за ним властными полномочиями, но он же обладает правами и обязанностями по службе, относящимися к сфере трудового права (право на денежное содержание, на отпуск, на пенсионное обеспечение; обязанность представлять необходимые документы в кадровую службу соответствующих органов местного самоуправления и т. д.). Поэтому вполне логично в сфере муниципальной службы распространять на лиц, занимающих выборные муниципальные должности, общий правовой статус муниципальных служащих с необходимыми изъятиями из него и дополнением его особыми служебными правами, обязанностями названных лиц. Постоянный, профессиональный характер деятельности муниципальных служащих на муниципальных должностях означает включение упомянутых должностей в штатное расписание соответствующих органов местного самоуправления. Штатное расписание должностей муниципальной службы устанавливается, как правило, главой муниципального образования в соответствии со структурой управления, закрепленной в уставе муниципального образования. Однако в штатное расписание в целях технического обеспечения деятельности муниципальных органов могут включаться должности, не относящиеся к муниципальным должностям. Классификация муниципальных должностей устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. Федеральный закон от 8.01. 1998г. №8-ФЗ нацеливает субъектов Федерации на проведение соотношения муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы Российской Федерации с учётом квалификационных требований, предъявляемых к должностям муниципальной и государственной службы (п. 2 ст. 8). Соотносимость государственных и муниципальных должностей необходима уже потому, что между государственной и муниципальной службами нет и не может быть жесткой границы. Для муниципальных служащих переход на государственную службу часто означает профессиональный и кадровый рост. Но такой переход не должен означать, что человек вынужден начинать все сначала, теряя, например, прежний стаж муниципальной службы. Этот стаж необходимо перевести в стаж государственной службы, исходя из заранее введенных критериев. Согласно законодательству Свердловской области классификация должностей муниципальной службы построена на разведении понятий «муниципальная должность» и «должность муниципальной службы» в рамках трех категорий должностей: «А», «Б», «В». Критерий разделения должностей на три категории - степень близости полномочий отдельных должностей к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований. К числу муниципальных должностей относятся должности категории «А», а к должностям муниципальной службы - должности категорий «Б» и «В». Необходимо отметить, что федеральный законодатель не разводит понятия «муниципальная должность» и «должность муниципальной службы». Должности категории «А» (муниципальные должности) устанавливаются для непосредственного исполнения полномочий органов местного самоуправления. Деятельность в этих должностях наиболее приближена к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Полномочия служащих, занимающих муниципальные должности, часто тождественны полномочиям органов местного самоуправления, муниципальных образований в целом, содержательно совпадают с ними. К муниципальным должностям относятся должности главы муниципального образования, выборного главы администрации поселения, сельсовета, депутата представительного органа, замещающего свою должность на постоянной основе. Введение в состав должностей категории «А» должности депутата представительного органа требует пояснения в связи с тем, что статус муниципального служащего несовместим с любым депутатским мандатом, - это правило не распространяется только на глав муниципальных образований. Системное толкование норм законодательства о муниципальной службе позволяет снять противоречие двух вышеизложенных правил за счёт следующего вывода: муниципальные служащие не могут быть депутатами в силу несовместимости их должностей с депутатским мандатом, а депутаты местных представительных органов могут быть при определённых условиях муниципальными служащими. Однако это касается лишь тех должностей в рамках представительного органа, которые, во-первых, замещаются на постоянной основе, а во-вторых, обеспечивают непосредственное осуществление полномочий представительного органа (освобождённые депутаты, работающие в должностях председателя Думы, заместителей председателя Думы, председателей её постоянных комитетов и т. п.). При этом в уставе муниципального образования, регламенте Думы и других документах обязательно должно быть закреплено правило о необходимости замещения данных думских должностей только депутатами. Должности категорий «Б» и «В» именуются не муниципальными должностями, а должностями муниципальной службы. Должности категории «Б» устанавливаются для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории «А». К ним относятся должности помощника главы муниципального образования советника (консультанта) главы муниципального образования, пресс-секретаря главы муниципального образования. Выделение этих должностей в отдельную категорию связано с особым характером отношений между замещающими их служащими и главой муниципального образования. Закон исходит из права главы назначать на эти должности нужных ему в силу каких-то обстоятельств людей: вновь пришедший глава свободен в подборе кандидатов на названные должности, поскольку муниципальная служба на должностях категории «Б» ограничивается сроком, на который назначаются или избираются главы муниципальных образований. С уходом прежнего главы истекает и срок полномочий служащих на должностях категории «Б». Должности категории «В» устанавливаются для обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления. К этой категории относятся все иные должности, не попадающие в категории «А» и «Б». Должности категории «В» делятся на пять видов: 1) высшие должности (заместитель главы муниципального образования, управляющий делами (руководитель аппарата) администрации главы муниципального образования, представительного органа местного самоуправления муниципального образования, глава администрации района в городе); 2) главные должности (начальник управления, отдела, службы, председатель комитета, заместитель главы администрации района в городе, глава администрации поселка, сельсовета, поселения); 3) ведущие должности (заместитель начальника управления, отдела, службы, заместитель председателя комитета, начальник (заведующий) отдела (сектора) в составе управления, комитета, отдела, советник (консультант), пресс-секретарь, заместитель главы администрации поселка, сельсовета, поселения); 4) старшие должности (помощник, главный специалист, ведущий специалист, заместитель начальника (заведующего) сектора в составе управления, комитета, отдела); 5) младшие должности (специалисты I, II категории, просто специалисты). НАПРИМЕР: высшие и главные должности муниципальной службы устанавливаются уставом и нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с законами Московской области; ведущие и старшие должности устанавливаются нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и законами Московской области; младшие должности устанавливаются нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с его уставом. Закон об основах муниципальной службы предусматривает установление законами субъектов Федерации соотношения муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы. При этом учитываются квалификационные требования, предъявляемые к соответствующим должностям муниципальной и государственной служб. Приведённая классификация должностей даётся в законодательном утверждаемом едином реестре. Думается, что перечни должностей каждой категории и вида, содержащиеся в реестре, не могут рассматриваться как закрытые и исчерпывающие. В реестре более важны не перечни конкретных должностей, а принципы разделения последних на отдельные категории и виды.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |