КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уместность
Уместность речи – качество, которое выделяется по соотношению речи и цели общения, речи и адресата, речи и ситуации общения, т.е. содержательная и внешняя согласованность речи с целью и условиями общения. Требование уместности речи сформулировано ещё Аристотелем, отмечавшим, что стиль должен соответствовать излагаемому предмету и данному случаю. Уместность – функциональное качество, это означает, что определённое языковое средство рассматривается не само по себе, а в его функционировании в определённых коммуникативных событиях, и в одном событии оно может быть подходящим и хорошим, а в другом – неподходящим и плохим. Например, эпитеты и метафоры уместны в поэтической речи и неуместны в канцелярских жанрах официально-делового стиля; неполные предложения уместны в разговорной речи и неуместны в научной речи. Таким образом, уместность – это требование гибкого отношения к языку, его умелого приспособления к задачам общения. Различают уместность в широком и узком смысле слова. В широком смысле уместность отражает соблюдение в речи этических и коммуникативных норм, её соответствие основным параметрам ситуации общения, поэтому такая разновидность проявления этого качества определяется как уместность ситуативная. Поскольку вариантов коммуникативных ситуаций много, то и спектр проявления ситуативной уместности / неуместности очень широк. Например, неуместно начинать общение с предъявления претензий партнёру, если у вас общая цель, которая достижима лишь при условии совместных действий; неуместна громкая речь, если она мешает другим людям, и, напротив, в публичном выступлении громкая речь является одним из необходимых его компонентов; неуместно давать кому-нибудь советы, если сам советчик не достаточно в этом компетентен; неуместно читать текст «по бумажке», выступая пусть даже перед небольшой аудиторией (в написанный текст можно только подглядывать); неуместно задерживать человека, который торопится уйти; неуместно обсуждать важные вопросы «на ходу» и т.д. В то же время каждый человек имеет право на речь, но при этом он должен помнить, что это право предполагает и ответственность за сказанное, в том числе, и за его уместность. Уместность в узком смысле предполагает реализацию этого качества в тексте и потому называется текстовой. Она заключается в целесообразности использования того или иного речевого средства в конкретном высказывании. В первую очередь текстовая уместность связана с выбором жанра, адекватного цели и условиям общения. В аспекте уместности оценивается соответствие текста выбранному жанру. Каждый жанр требует своего стилистического оформления и выбора соответствующего функционального стиля речи. При этом важно учитывать то обстоятельство, что стили не изолированы друг от друга, они могут смешиваться, в одном тексте могут быть использованы элементы разных стилей. Например, элементы разговорного стиля, который в большей степени соответствует устной речи, проникают и в научную, и в публицистическую, и в художественную речь. Главное условие уместности иностилевых включений – мотивированность их употребления.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |