КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В6 Философия Древнего Китая
Становление философии в культурах древнего Востока. ВОПРОСЫ Интернет-ресурс 1. Первоисточники по философии: http://philosophy.allru.net/pervo.html 2. Сайт «Золотая философия» http://philosophy.allru.net/ 3. Философский портал: www.philosophy.ru/filink.html 4.Электронная библиотека по философии: www.filosof.historic.ru/index.shtml 5.Электронная полнотекстовая «Библиотека ИХТИКА»: www.ihtik.lib.ru/lib_ru_philosbook_22dec2006.html 6. Сайт института философии - http://www.philosophy.ru Дополнительна литература. 1. Современная философия: Словарь и хрестоматия. / Под ред. В. П. Кохановского // М.К. Мамардашвили. Как я понимаю философию. – Ростов на Дону, 1995 г. 2. Основы религиоведения / Под ред. Борисова Е.М, Джохадзе Н.И. Философия. М.: МЭСИ, 2004-2005 гг. 3. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра – М., 2006 г 5. Особенности и основные течения в развитии философских знаний в Древней Индии. Важнейшие идеи философии буддизма. 6. Особенности философской мысли древнего Китая, ее рационально-прагматическая направленность. 7. Специфика и основные идеи философского учения Конфуция. 8. Философия античности. Космоцентризм античного философского мышления. Проблема первоначала в философии досократиков (учения Гераклита, Пифагора, Демокрита). 9. Материализм, идеализм и рационализм в античной философии. 10. Философия Сократа. 11. Идеализм Платона. 12. Энциклопедизм Аристотеля. Его учение о формах. 13. Этика свободы Эпикура. 14. Исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (Августин Блаженный). 15. Философия Средних веков. Схоластика. Философия Фомы Аквинского Становление древнекитайской философии, как и древнеиндийской, связано с ломкой традиционных общинных отношений, вызванной экономическим прогрессом, появлением денег и частной собственности, ростом научных знаний, в первую очередь в области астрономии, математики и медицины, которые создали благоприятную почву для духовных перемен. Примечательно, что и в Китае первыми "оппозиционерами" выступали аскетировавшие бродячие мудрецы, подготовившие в эпоху "Чжань го" ("борющихся царств") наступление "золотого века" китайской философии Зарождение философии в Китае исследователи относят к VШ-VI в.в. до н.э. В ДК богатая философская традиция имела ярко выраженную социальную направленность и рассматривала центральное положение человека как «средины» между Небом и Землей. Важнейшее понятие – категория Дао, означавшая одновременно закономерность, путь, метод, истина, благой ход вещей и человеческой жизни. Философские школы не противостояли, а дополняли друг друга. Школы инь и ян,конфуцианство, моизм, легизм, даосизм. В китайских мифах происхождение мира связывается со сверхъестественным человеком – Паньгу, из вздоха которого появились ветер и облака, из головы – гром, из левого глаза – солнце, из правого – луна, из туловища с руками и ногами – четыре стороны света, из крови – реки, из пота – дождь и роса, из блеска глаз – молнии. Источниками древнекитайской философии являются 5 книг: 1) книга песен (11-6 вв. до н.э.); 2) книга истории (начало 1 тыс. до н.э.) – описывает основные исторические события, сборник официальных документов; 3) книга порядка (4 в. до н.э.) – основные нормы социальной жизни и жизнедеятельности, основные церемонии; 4) книга весны и осени – хроника государства Лу (в котором жил Конфуций), являющегося эталоном решения общественно-политических вопросов; 5) книга перемен (12-6 вв. до н.э.), содержащая философское учение. Ценнейшим источником древнекитайской философии является «Книга Перемен» (И Цзин), которая может рассматриваться как связующее звено между предфилософией и собственно философией. В «Книге Перемен» представлена оригинальная система философских построений. Характерным является то, что человек, природа, Вселенная рассматриваются как единое целое, в котором всё взаимосвязано и взаимообусловлено, но вместе с тем и пронизано переменами (отсюда и название «Книги»). Механизм перемен раскрывается через взаимосвязь двух базовых начал, а именно Ян и Инь. Человек возникает тогда, когда изначальный эфир (ци) делится на два противоположных начала Инь и Ян (свет и тьму). Мужской дух Ян стал управлять небом, а женский Инь – землей. Своим появлением человек призван преодолеть эту «расколотость» мира, ибо объединяет в себе темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное, покой и движение, твердость и мягкость. В философии Древнего Китая выделяют три фундаментальных числа: 2 – Инь и Ян, 3 – небо, человек, земля, 5 – огонь, земля, вода, дерево, металл. Первое - Ян считается мужским, подвижным, деятельным началом; второе - Инь - женским, инертным, пассивным началом. При их вертикальном расположении между ними помещается третий - промежуточный элемент - Цзы, символ примирения и гармонии противоположностей - их дитя. Так составляется триграмма: • Ян (отец) верхний уровень • Цзы (дитя) средний уровень • Инь (мать) нижний уровень. Триграмма выступает в качестве универсальной модели всех форм бытия, а именно: • родовой семьи (муж – ребёнок – жена) • общества (правители - военные и хозяйственные организаторы - общинники) • природы (Небо - Поднебесная - Земля). Если брать триаду в более широком смысле, то окажется, что перед нами ничто иное, как " генетический механизм " единой системы "Вселенная - природа - человек", из которого следует, что всё здесь находится в органической связи, и при этом осуществляется универсальный закон, который китайцы называли Дао. Существенной чертой древнекитайской философии является её традиционное обращение к образу совершенно мудрого человека /мудреца/. Сама идея мудреца возникла как следствие разрушения кровнородственных связей и упадка родового мировоззрения. Эта ситуация получила космическое истолкование: древние китайцы считали, что связи верха и низа разрушаются, центры Цзы перестают быть прежними, в итоге в Поднебесной возникает хаос. Теперь идеалами оказываются ценности прошлой жизни, где всё было устойчивым и ясным. Целью человека становится установление равновесия между земным и небесным, то есть человеческой природой и судьбой. Мудрец и есть тот человек, кто знает тайны судьбы, знает закон Дао и стремится восстановить утраченный порядок, обращаясь к Небу, расшифровывая его символы. В древнекитайской философии просматриваются два типа мудрецов: конфуцианский и даосский. За ними стоят две концепции человека: политический человек у Конфуция и естественный человек у даосов (сторонников и последователей учения Лао-цзы). Обе концепции с разных сторон шли к одному, а именно - к " золотой середине ", то есть гармонии в Поднебесной.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |