Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В7 Конфуцианство

Даосизм

Последователи даосизма – даосы.

Лао-Цзы (собств. имя - Ли Эр; VI в. до н.э., 604 г до н.э. -?), основоположник доасизма, утверждал, что в мире существует единый и общий путь вещей (Дао), изменить который не может никто. Высшее предназначение – это следовать дао. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел – покой и смирение. Целью учения Лао-Цзы было самоуглубление, достижение духовного очищения, овладение телесностью. Даосы многое сделали для развития медицины, гимнастики, боевых искусств, химии. Но при этом ими упускались вопросы отношения человека и общества, их взаимовлияние. По теории даосизма, человек не должен вмешиваться в естественный ход событий, в том числе и процессы, которые происходят в обществе.

Этический идеал даосизма выражен в концепции у-вей (букв. - недеяние, бездействие) и направлен против законников и конфуцианцев. У-вей означало подчинение естествен¬ному процессу, гармонию с дао, отсутствие всякого дейст-вия, идущего вразрез с ним и приводящего к свободе и сча¬стью. Цель поведения - уподобиться дао, которое не борет¬ся, но умеет побеждать; победоносное бездействие, осталь¬ное - суета.

Основатель школы Конфуций (кит. - Кун Цю, латинизированная версия имени Кун Фу-цзы-учитель Кун; 551-479 гг. до н.э.). Он считается первым китайским фило¬софом, и его жизнеописание за многовековую историю, естественно, обогатилось позднейшими легендами. Известно, что сначала он был низшим чиновником в государстве Лу, потом ряд лет. странствовал по Восточному Китаю, а конец жизни посвятил исключительно своим ученикам.

Конфуцию (Кун Фу-цзы) приписывают составление такой книги, как летопись «Весна и Осень». В школе Конфуция преподавались 4 дисциплины: мораль; язык; политика; литература.

В центре его философии находятся проблемы человека и воспитания. Его занимала проблема умственного и нравственного облика человека. Он первым разработал концепцию идеального человека – Цзюнь-цзы – «благородного мужа» не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Этот благородный человек должен обладать человечностью (Жэнь), или любовью к людям. Вообще, благородный муж разбирается в том, что есть справедливое, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно. Все люди близки друг другу благодаря своей природе и различаются лишь в результате воспитания. «Для того чтобы познать новое, необходимо изучать старое. Учение без размышления бесполезно, размышление без учения опасно».

Основным достоверным источником для исследования его воззрений являются сохранившиеся записи изречений Конфуция и его учеников в книге "Беседы и суждения" (Лунь юй).

Исходной для Конфуция можно считать концепцию "неба" и "небесного веления" (приказа, т.е. судьбы). Моральные, человеческие и этические нормы идут от Неба (тянь): «Небо породило во мне моральные качества», – говорил Конфуций. Небо – это высшая духовная сила, определяющая природу человека."Небо" - это и часть природы, и высшая духовная сила, определяющая природу и человека ("Жизнь и смерть определяются судьбой, богатство и знатность зависят от неба").

Сторонники же Конфуция и его последователи были озабочены тем, как обуздать распри в обществе и привести общественную и частную жизнь людей в состояние гармонии. Подчёркивая основополагающее значение древности для гармоничной жизни общества (господства справедливости, отсутствия междоусобных войн, бунтов, притеснения большинством меньшинства, разбоя и т.д.). Конфуцианцы видели в качестве главного средства достижения всего этого ритуал и исправление имён. Основы конфуцианства изложены в трактате Сюнь цзи (IV - Ш в.в. до н.э.).

1. В мире должен торжествовать принцип «жэнь», это – принцип гуманности и человеколюбия, главный принцип конфуцианства.

2. Для этого должен восторжествовать принцип следования ритуалу или п ринцип ритуала, который называется принципом «ли». Конфуций по этому поводу говорил: «Воспитанный человек предъявляет требований к себе, низкий к другим»

Ритуал (фактически привычка, обычай, закон) даётся от Неба, но в своём движении он следует земле. Он – основа устойчивости царства, клана, человека; сам ритуал есть плод долга, а долг - часть душевного совершенства. "Благодаря ритуалу Небо и Земля приходят в согласие, солнце и луна ярко светят, четыре времени года следуют одно за другим, звёзды и созвездия движутся (по небесному своду), реки и речки плавно несут свои воды и все вещи процветают; благодаря ритуалу любовь и ненависть получают правильное направление; радость и гнев - праавильное выражение; благодаря ритуалу низы послушны, а верхи мудры и изменения всех вещей приходят в порядок. Отход же от ритуала приводит к гибели", - говорится в теоретических построениях конфуцианства.

Однако осуществлению принципов «ли» и «жэнь» может повредить стремление людей отойти от привычных понятий и попытаться внести в жизнь нечто новое.

3. Так возникает еще один принцип Конфуцианства принцип «чжэн-мин», принцип исправления имен. С течением времени люди извратили многие имена, и их нужно привести в соответствие с их сущностью.

Вот, что писал Конфуций: «Люди самовольно создают имена, и это вызывает в народе сомнения, путаницу, приводит к многочисленным спорам и тяжбам. Имя же признаётся подходящим по обоюдному соглашению людей, но таковое у древних китайцев определяется канонами и традициями предков».То, что называют путаницей в именах, говоря современным языком, есть вскрытие в них противоречий, обнаружение элементов диалектики мышления. Например, "убить разбойника не значит убить человека" или «восстать против тирана не значит восстать против правителя» в трактате Сюнь цзи рассматриваются как образцы произвольного употребления слов, вносящие путаницу в умы людей. Здесь просматривается консервативная тенденция конфуциананства.

4. Из всего вышесказанного возникает принцип «цзюнь-цзы» или принцип благородного мужа. Этот принцип гласит, что все люди могут быть высоконравственными, т.е. следовать ритуалу. Но, прежде всего, это удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью людей, которые во времена Конфуция были представлены в виде образованного китайского чиновничества. Они, эти благородные мужи, должны были служить примером для простолюдинов.

В этой связи вытекает необходимость соблюдения в обществе жесткой иерархии внутри общества и семьи: государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын – сыном, - от которой в Поднебесной зависит гармония в Поднебесной. Здесь ритуал предстаёт как способ ограничения, сдерживания антиобщественных порывов, выступает по сути в качестве меры поступка.

5. Для соблюдения субординации и порядка Конфуций выработал принцип справедливости и исправности «и». Человек должен поступать так, как велит его положение и порядок. Исправное поведение - это поведение с соблюдением порядка и человечности, ибо "благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно".

Человеческое существование не может обойтись без следующих двух принципов:

1) помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь;

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В6 Философия Древнего Китая | В8-9 Особенности античной философской традиции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.