Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В8-9 Особенности античной философской традиции




Таков путь (дао) всех образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым должно быть вверено управление обществом.

Чего не желаешь себе, того не делай другим.

Эти этические принципы лежат в основе политических взглядов Конфуция. Он выступал за строгое, четкое, иерархическое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья ("Правитель должен быть правителем, а подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном").

Социальные отношения являются параллелью семейных. Отношения подданного и правителя, подчиненного и начальника, такие же, как и отношения сына к отцу, младшего брата к старшему. «Правитель должен так относиться к своим подданным, а начальник к подчиненным, как отец к детям». Конфуций связывал идею общественного устройства с «исправление имен», то есть государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном.

В социальной этике Конфуция говорится о том, что человек должен быть «личностью не для себя», но «для общества», должен быть воспитан в духе уважения и почтительности к окружающим и обществу. Порядок (ли) выступает в качестве нормы конкретных отношений, действий, прав и обязанностей. Порядок включает в себя также правила внешнего поведенияэтикета. Порядок наполняется добродетелью (дэ). 4 основных добродетели:

- вежливость,

- точность,

- человечность,

- справедливость.

Главный метод управления народом - сила примера и убеждения. "Благородный муж", член правящей элиты, не должен быть гневливым, алчным, гордым и жестоким. Преследования и убийства инакомыслящих и непокорных Конфуций осуждал. Если верхи будут следовать правильному пути" (дао), учил он, то "со всех сторон к ним будут идти люди с детьми за спиной".

Отличие даосизма от конфуцианства заключается в том, что даосизм ориентирует человека на пассивное следование закону Дао, смирение перед средой, которую нельзя изменить, в то время как конфуцианство призывает к активному самосовершенствованию с целью изменения среды. Если выразиться двумя словами даосизм ориентирует человека в отношениях с обществом на пассивное смирение (смиряйся, всё равно ничего в обществе изменить нельзя), а конфуцианствона активное смирение (смиряйся и тем самым ты изменишь общество).

А поскольку конфуцианство выступало против революционных изменений, его можно назвать реформистским течением.

Немного позднее в Древней Греции возникает тип философствования, коренным образом отличавшийся от древневосточных типов и заложивший основы мыслительной культуры западной цивилизации. Античная философия (сначала греческая, а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э.

Совокупность философских учений, развившихся в Древней Греции и Древнем Риме (рабовладельческом обществе) (по другой версии) с конца 7 века до н.э. до 6 (по 5 в.) века н.э. называют античной философией.

Античный тип философствования на протяжении 1200 лет был господствовавшим в Средиземноморском регионе. Для него были характерны следующие черты:

· - космоцентризм мировосприятия, в котором Вселенная рассматривалась в неразрывной связи с человеком, а человек представлялся как органическая частица вселенной. Ее микромодель – «микрокосм»; «космоцентризм» - принцип повторения космоса в человеке, отражения космоса в человеке, а также признание за внешним миром (макрокосмом) статуса, определяющего все остальные законы и процессы, в том числе, происходящие в человеке, его духовности;

- антропоцентризм, то есть направленность философской мысли на человека, его внутренний мир, его познавательные способности;

- связь с научными знаниями (математическими, природоведческими, политическими), а также с мифологией и исскуством;

- огромное многообразие направлений и школ, которые являются истоком для позднейших форм европейского философствования.

Категориальный ряд:

· «архэ» - первопричина, начало, принцип всего сущего как его основы;

· «микрокосм» - человек, душа человека;

· «макрокосм» - космос, природа;

В развитии античной философии выделяют 4 этапа:

1. Период становления философии, досократическая философия (7-5вв. до н.э.). Материально-чувственный космос выступает здесь и в качестве объекта, и в качестве субъекта философской рефлексии. Основная проблема – поиски первоосновы всего сущего, стремление вырвать Космос из «объятия мифа», найти в нем объективную основу, которая в то же время была бы и универсальным законом мирового развития (Логосом). Представители этого периода усматривали первоначало в воде (Фалес Милетский), воздухе (Анаксимен), апейроне (Анаксимандр), числе (Пифагор), огне (Гераклит), атомах (Демокрит) и т.д.

2. Классический этап, представленный преимущественно Сократом, Платоном, Аристотелем (5-4 вв. до н.э.). Начинается с софистов и Сократа, которые разделили объект и субъект познания и совершили поворот в философствовании от натурфилософской проблематики к изучению человека, проблем гносеологии, самопознания, этической антропологии. Высшим теоретическим синтезом натурфилософской и антропологической линии философствования стали системы Платона и Аристотеля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.