КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос о соотношении философии, веры и знания (науки)
В переработанном Фомой виде соотношение Аристотеля стало таким: 3. теология - наука в высшем смысле 2. философия - (теория перспективы, например) 1. наука - в обычном понимании (арифметика, геометрия). Здесь п.п. 1 и 2 дают разумные истины, п. 3 - сверхразумные истины. Мудрость же у Фомы не зависит от всякого иного знания (как было у Аристотеля), она есть мудрость сама по себе. Если наука и философия описывают окружающий мир, то теология "объясняет", например, чудеса, как-то: исцеление больных, воскресение из мертвых, чудеса природы и т.д. Все это доступно только божественному уму, человеку же - лишь отчасти и не всегда. Он утверждал, что человека нужно изучать целиком, то есть в единстве души и тела. Тело (труп) – это не человек, также дух (приведение) – не человек. Человек – это существо промежуточное между животным и ангелом. Человек – это личность. Природа – не злое, а доброе начало, так как ее создал бог. Надо жить в реальном мире, в единстве с природой и стремиться к земному, а не только райскому блаженству. Разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении души к познанию истины. Истина одна – это бог и его учение. К ней можно идти двумя путями: 1) путь веры – короткий, непосредственный путь; 2) путь разума, науки – это длинный путь со многими доказательствами. Все, что мы познаем в природе, – тоже истинно и не противоречит вере. Разум возвышается над волей и может ею управлять. Смысл жизни – счастье, которое есть познание и созерцание бога. Добродетели человека – мудрость, отвага, умеренность, справедливость, вера, надежда, любовь. Философия Фомы начинается с категории бытия, обозначающей все, что есть, и все, что может быть. Всякое сущее есть единство сущности и существования. Сущность всякой вещи есть то, что выражено в определении, которое содержит родовое, а не единичное. У бога сущность тождественна с существованием. Единичные же вещи просто существуют, но их сущность находится не в них, а в определении. Бытие бога может быть доказано разумом. Широкую известность приобрели пять доказательств бытия Бога Фомой Аквинским. 1. Все, что движется, движимо чем-то другим. Нельзя, однако, продолжать этот ряд до бесконечности. Следовательно, существует перводвигатель, и им является Бог. 2. Все, что существует, имеет причину вне себя. Первопричиной всего существующего является Бог. 3. Всякое случайное явление зависит от необходимого, которое имеет свою необходимость либо в другом необходимом, либо в себе самом. Первая необходимость – Бог. 4. Существуют различные степени качеств – красоты, истины, блага, добра, следовательно, должна существовать наивысшая степень совершенства. Этим эталоном, всесовершенным существом является Бог. 5. Телеологическое: все в природе направлено к некой цели, имеет смысл и полезность. Следовательно, должно существовать разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели. Этим разумным существом является Бог. Значение схоластики – схоластика дисциплинировала мысль, вводила порядок и системность в умственную работу. Искусство доказательства включало оперирование противоположными утверждениями и оттачивалось в диспутах проходивших в церковных школах и университетах. Именно тогда в Западной Европе закладывалась традиция публичной полемики. Слабой стороной схоластики было то, что она более всего заботилась о чистоте учения о Боге и не ориентировалась на жизненные проблемы, ей были чужды жизнь человека как таковая, его нужды и потребности.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |