Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Я знаю, что я ничего не знаю




Сократ оказал огромное влияние на античную и мировую философию, он интересен не только своим учением, но и самой своей жизнью, поскольку его жизнь была воплощением его учения. Сократ никогда не стремился к активной общественной деятельности, вел "жизнь философа ": проводил время в философских беседах и спорах, обучал философии, не заботясь о своем благополучии и о своей семье. Сократ никогда не записывал ни своих мыслей, ни своих диалогов, считая, что письменность делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему усвоению, в письменах мысль умирает. - Поэтому все, что мы знаем о Сократе, мы знаем "понаслышке", от его учеников - историка Ксефонта и философа Платона. Как и некоторые софисты, Сократ исследовал проблему человека,

Основная проблема его философии – проблема субъекта (человека), рассматривая человека как существо нравственное. Поэтому философию Сократа можно охарактеризовать как этический антропологизм.

Сократ выдвинул лозунг: «Познай самого себя», то есть познай, кто ты есть и будь им. Сократ утверждал, что - внешний по отношению к человеку мир - непознаваем, а познать можно только душу человека и его дела, в чем и заключается, по Сократу, задача философии. Познать самого себя - это значит найти понятия нравственных качеств, общие у людей; убеждение в существовании объективной истины у Сократа, что есть объективные моральные нормы, что различие между добром и злом не относительно, а абсолютно. Философия Сократа направлена внутрь человека.

Философия, по Сократу, – это не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить, или жизнепонимание. Но так как жизнь – это искусство, то для совершенства искусства необходимо знание искусства. Отсюда возникает вопрос о сущности знания. Знание – есть усмотрение общего для целого ряда вещей. Это понятие о предмете и достигается путем определения понятий.

Для определения понятий Сократ пользовался методом, который получил название диалектика и включал следующие этапы:

- постановка вопроса;

- ответы собеседника;

- критика предложенного определения;

- уточнение первоначально поставленного вопроса.

Цель философского метода – обнаружение противоречий в утверждениях противника. Это метод, порой, называли сократовской иронией. Целью его философского учения было стремление помочь людям, чтобы они нашли сами себя. На достижение общей истины и направлен метод Сократа, названный им самим " майевтикой " (букв. "повивальное искусство") и представляющий собой субъективную диалектику - умение вести диалог так, что в результате движения мысли через противоречивые высказывания позиции спорящих сглаживаются, односторонность точек зрения каждого преодолевается, получается истинное знание. Считая, что сам он не обладает истиной, Сократ в процессе беседы, диалога помогал истине "родится в душе собеседника". Искусство Сократа действительно помогало людям обрести новое знание и как бы родиться вновь, как мыслящему субъекту. Учитель подобен акушеру, он помогает человеку обнаружить то, что он уже имел в себе.

Основное внимание Сократ уделял познанию добродетели. Познание добродетели есть предпосылка нравственной жизни и достижения добродетели. Истинная нравственность – это знание того, что есть благо, прекрасное и вместе с тем полезное, что способствует достижению счастья. Благоразумие есть не только знание того, что есть добро или зло, но умение отделить одно от другого. Сократ выделял три основных добродетели:

1) сдержанность – умение укрощать страсти;

2) мужество – умение преодолевать страсти;

3) справедливость – соблюдение божественных и человеческих законов.

Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания.

Сократ не считал себя мудрым, т.е. софистом, но лишь философом, любящим мудрость: «Я знаю, что ничего не знаю». Он утверждал: «Знать – это обладать памятью, а не умом». Гарантией постижения истины является совесть – даймонион. Совесть имеет божественное происхождение. Именно посредством совести боги выделяют человека и придают смысл всему мирозданию. Целью всего в мире является человек. Самое позорное невежество воображать, «будто знаешь то, чего не знаешь».

Сам Сократ сравнивал себя с оводом, который послан богом «коню» (народу Афин), большому и благородному, но обленившемуся от тучности и нуждавшемуся в том, чтобы овод его непрерывно погонял, не давал желанного, но предательского покоя. Такое поведение Сократа вызывало у многих недовольство и поэтому в «награду» он получал пинки, ругательства и наветы врагов. Но, получив пинок, Сократ говорил: «Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?» Проходя по рынку и глядя на множество товаров, философ отмечал: «Сколько же есть вещей, без которых можно жить!» Сократ говорил, что «сам он ест, чтобы жить, а другие живут, чтобы есть», и «чем меньше человеку нужно, тем он ближе к богам». Критикуя демократию, он заявлял, что «кормчего на корабле, плотника и флейтиста нельзя выбирать по жребию, но по способностям и знанию».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.