КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормативно - правовая база обращения с отходами
Во всем мире одной из наиболее актуальных является проблема рационального обращения с отходами. Бесконтрольное обращение с отходами приводит к серьезным экологическим последствиям, в связи с чем во всех развитых странах принимаются специальные законодательные акты, регулирующие комплексное управление отходами (сбор, транспортировка, сортировка, обезвреживание, переработка, утилизация, ликвидация, захоронение, требования к местам складирования, правила маркировки и хранения), представляющими опасность для здоровья человека и окружающей среды, от которой зависит жизнь на Земле. Принципы и методы законодательного регулирования предотвращения загрязнения окружающей среды отходами во многих странах различны, а сами нормативные акты и законы отличаются степенью строгости обращения с отходами (ограничения на выбросы), степенью содействия предпринимателям в переработке отходов и создании малоотходных и экономичных технологий, требованиями вторичного использования отходов и максимально возможной утилизации ценных компонентов, содержащихся в отходах, регламентацией контроля состава и свойств отходов и др. В законодательстве целого ряда стран главной целью деятельности государства признана охрана окружающей среды, и выполнение законов, устанавливающих правила сбора, переработки и уменьшения количества отходов как основных источников загрязнения природной среды контролируется очень строго. Поскольку нормирование выбросов во времени ужесточается, промышленники вынуждены постоянно увеличивать затраты на мероприятия по контролю вредных выбросов при производстве промышленной продукции, по закупке и установке очистного оборудования, по созданию малоотходного производства, а также по оплате услуг за сбор, удаление и захоронение отходов. Нормативно-правовая база охраны окружающей среды определяется Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными актами, постановлениями правительства, указами президента, санитарными, строительными нормами и правилами.1 Все граждане Российской Федерации имеют конституционное право на благоприятную окружающую среду. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности регламентируются федеральными законами РФ. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, являющейся основой жизни на Земле. Этот Закон призван способствовать формированию и укреплению экологической безопасности и устойчивого развития на территории РФ, сохранению биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений. В соответствии с Законом одним из основных принципов охраны окружающей среды при осуществлении (или планировании) хозяйственной деятельности является научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства. Закон регламентирует обязательное проведение государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан. Речь, таким образом, идет о предотвращении экологически вредного воздействия на природную среду и здоровье человека хозяйственной деятельности. Проекты, по которым не имеются положительные заключения государственной экологической экспертизы, утверждению не подлежат. Экологический контроль за объектами хозяйственной деятельности осуществляют органы государственной власти РФ или субъектов РФ. При этом население должно быть обеспечено достоверной информацией о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране и о фактах хозяйственной деятельности, создающей угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан. Одним из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды, предусмотренных законом, является плата за негативное воздействие на окружающую среду. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (поверхностные и подземные) и на водосборные площади; размещение отходов производства и потребления и некоторые другие. Весьма важно, что государство поддерживает предпринимательскую деятельность, осуществляемую в целях охраны окружающей среды, посредством установления налоговых и других льгот (в соответствии с законодательством). В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности Закон предусматривает установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (нормативы допустимых выбросов и сбросов, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, некоторые другие нормативы). Весьма важно, что Закон запрещает ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ до уровня предельно допустимых нормативов. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды. Для обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной деятельности на территории РФ проводится экологическая сертификация - обязательная или добровольная (обязательность определяется порядком, установленным правительством РФ). Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регулирует общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Настоящий Закон регламентирует санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, устанавливающие критерии безопасности и безвредности жизнедеятельности человека. В соответствии с Законом все предприятия обязаны осуществлять производственный контроль за выполнением санитарных правил. В случае несоблюдения санитарных правил может быть приостановлена эксплуатация действующих предприятий, а также прекращены работы по проектированию и строительству новых объектов. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» регламентирует отношения в области экологической экспертизы и направлен на решение вопросов охраны окружающей среды посредством предупреждения негативного воздействия на нее хозяйственной деятельности. Экологическая экспертиза устанавливает: • соответствие намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям; • допустимость реализации объекта экологической экспертизы (на основе оценки последствий реализации объекта с точки зрения воздействия на окружающую среду). Основными объектами экологической экспертизы являются: • проекты правовых актов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду; • проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду; • технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения объектов хозяйственной деятельности (в том числе проекты международных договоров, проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги). В РФ различают два вида экологической экспертизы: государственную экологическую экспертизу; общественную экологическую экспертизу. Государственную экологическую экспертизу организуют и проводят на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией и содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую среду соответствующей хозяйственной деятельности и о возможности реализации объекта. За качество экспертизы отвечают эксперты; эксперты независимы при осуществлении ими своих полномочий и обязаны учитывать передовые достижения отечественной и зарубежной науки и техники при анализе экспертируемых материалов. Государственная экологическая экспертиза обязательно проводится до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций до государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. Она может проводиться независимо от государственной экологической экспертизы (заявление о проведении общественной экологической экспертизы должно пройти государственную регистрацию в органах местного самоуправления). Федеральный закон N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» определяет государственную политику в области обращения с отходами производства и потребления и призван содействовать предотвращению отрицательного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье человека при обращении с ними, а также максимальному вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источника сырья. В соответствии с Законом основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: • приоритет охраны окружающей среды; • научно обоснованное сочетание экономических и экологических интересов общества; • создание и внедрение малоотходных технологических процессов; • комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов на основе замкнутых технологических циклов; • использование механизмов экономического стимулирования для вовлечения отходов в хозяйственный оборот; • государственный надзор и контроль за соблюдением установленных санитарных правил, гигиенических нормативов и норм экологической безопасности при обращении с отходами; • защита национальных интересов и участие в международном сотрудничестве в области обращения с отходами. При обращении с отходами, в соответствии с Законом регламентируются требования при проектировании, строительстве и реконструкции объектов хозяйственной деятельности, при эксплуатации производств, при размещении отходов, при очистке населенных пунктов от ТБО. Особые требования регламентируют обращение с опасными отходами (содержащими в своем составе вещества, для которых характерно одно из опасных свойств - токсичность, инфекционность, взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность). В целях исключения экологического вреда Закон “О защите ОС” запрещает захоронение отходов на наиболее экологически и социально ценных территориях. В частности, запрещается: • захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, в поверхностные и подземные водные объекты, в недра и на почву, на территориях водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в бальнеологических целях (т.е. использования минеральных источников, вод, грязей в лечебных целях), для извлечения ценных минеральных ресурсов; • размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем здоровья человека; • захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Закон запрещает также ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания. Цели предупреждения или минимизации экологического и экогенного вреда, создаваемого отходами производства и потребления, достигаются посредством установления в законодательстве различных мер и требований, образующих правовой механизм обращения с такими отходами. Механизм обращения с ними предусмотрен Законом об отходах производства и потребления. Положения этого Закона получили развитие в ряде подзаконных актов: - Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г.; - Порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г.; -Постановлении Правительства РФ от 1 июля 1996 г. «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов» и др., а также в законах субъектов РФ, где соответствующие законы приняты. Важную роль в охране природы играют требования: к предприятиям и иным объектам, на которых образуются отходы; к обращению с отходами на территориях городских и других поселений; к объектам размещения отходов; к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; к транспортированию опасных отходов. В частности, при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов. При проектировании жилых зданий, предприятий и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, должны предусматриваться места (площадки) для сбора таких отходов. При определении порядка сбора отходов должно обеспечиваться соответствие экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду должен проводиться мониторинг состояния окружающей природной сред. Обязанность его проведения возложена на собственников объектов размещения отходов, а также на лиц, во владении или в пользовании которых находятся указанные объекты. После окончания эксплуатации данных объектов эти же субъекты обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду, а также работы по восстановлению нарушенных земель. К обращению с опасными отходами могут быть допущены лишь лица, имеющие профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с ними. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при соблюдении определенных требований, включая: • наличие паспорта опасных отходов; • наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; • соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах; • наличие документации для транспортирования и передач опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования. Особые требования российское законодательство предъявляет к трансграничному перемещению отходов. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в порядке, установленном вышеупоминавшимся постановлением Правительства РФ “О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов”. Закон содержит некоторые особые требования относительно обращения с опасными отходами (ст. 14). В зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека они подразделяются на классы опасности. Критерии опасности установлены Министерством природных ресурсов РФ. На опасные отходы должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство РФ. Закон допускает возможность ограничения или даже запрещения деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей природной среды и здоровья человека обращение с опасными отходами. Для обеспечения экологически корректного обращения с отходами применяются такие организационно-правовые меры, как: • лицензирование; • нормирование; • учет и отчетность; • ведение государственного кадастра; • контроль (государственный, производственный и общественный); • юридическая ответственность. Применяются также меры экономического регулирования обращения с отходами. В соответствии с законодательством только на основании лицензии (разрешения) допускаются многие виды деятельности, связанные с обращением с отходами производства и потреблении, К таким видам деятельности относятся, в частности, любая деятельность по обращению с опасными отходами; создание объектов размещения отходов; обращение с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов; и др. Конкретные требования о лицензировании деятельности в данной сфере устанавливаются рядом подзаконных актов, основным из которых является Положение о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденное Правительством РФ от 20 мая 1999 г. Лицензия (разрешение) на осуществление деятельности по обращению с отходами выдается Министерством природных peсурсов РФ и его территориальными органами в порядке, установленном вышеуказанным Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами. Нормирование в области обращения с отходами является новым направлением природоохранной деятельности в Российской Федерации. Оно стало развиваться с принятием Закона oб отходах производства и потребления. Закон предусматривает два вида нормативов — образования отходов и лимиты на их размещение. Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории. Конкретные требования, касающиеся этих нормативов, определяются Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. Правила устанавливают разные подходы к разработке проектов нормативов для планируемой и осуществляемой деятельности в области обращения с отходами. В обеих ситуациях проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Эта работа ведется на основании методических указаний Министерства природных ресурсов РФ. В отношении планируемой деятельности в области обращения с отходами проекты нормативов разрабатываются и представляются на утверждение до начала практического осуществления этой деятельности. Что касается осуществляемой деятельности по обращению с отходами, то разработка проектов нормативов и представление их на утверждение проводятся в сроки, определенные Министерством природных ресурсов РФ. Представленные проекты нормативов утверждаются соответствующим территориальным органом Министерства природных ресурсов РФ. В месячный срок эти органы принимают решение об утверждении лимитов на размещение отходов или о возвращении материалов на доработку с указанием причин отказа. Срок действия утвержденных лимитов на размещение разный и зависит как от видов деятельности, при которой образуются отходы, места ее осуществления, так и от видов отходов. По общему правилу лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. Для пользователей недр лимиты на размещение отходов устанавливаются на срок действия лицензии на пользование недрами в соответствии с проектом разработки месторождения полезного ископаемого. Лимиты на размещение отходов для деятельности в области обращения с отходами, осуществляемой на Байкальской природной территории, пересматриваются ежегодно. Лимиты на размещение опасных отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по обращению с такими отходами.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |