КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды экономических систем
Как известно, любая система – это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность. Сказанное позволяет нам сформулировать следующее определение: экономическая система – это совокупность экономических агентов и производственных возможностей, а также принципов, институтов и инструментов, в рамках которых распределяются ограниченные производственные ресурсы, принимаются и координируются экономические решения. Если коротко – агенты, ресурсы и способы принятия решений. Как указывал Вальтер Ойкен, понятие экономической системы основано на разграничении экономического процесса и форм этого процесса [11, с.с. 76–77]. Экономическая система обладает определенной функциональной автономией, но при этом существует в контексте правовой, политической и социальной систем. Таким образом, экономическая система – часть общества как общей «мегасистемы». Синонимом «экономики» как экономической деятельности и как экономической системы является в русском языке термин «хозяйство», а в английском языке – economy. Соответственно прилагательное «хозяйственный» в данных случаях является синонимом «экономического». Экономическая система – тот экономический порядок, который возникает в силу действия универсальных экономических законов в конкретных исторических условиях. Этот порядок характеризуется сложностью и целостностью. Он включает в себя определенные элементы и связи между ними. Вкратце эти элементы перечислены в определении экономической системы. Если развернуть определение, то можно выделить шесть групп структурных элементов экономической системы: · факторы производства; · технологии; · экономические агенты (хозяйственные единицы); · экономическая культура (представления, система ценностей); · доминирующие принципы экономических отношений (в первую очередь – горизонтальность отношений и их договорный характер или иерархия с вертикальными отношениями); · различные регулирующие институты («правила игры») и координационные инструменты управления, которые «цементируют» экономическую систему, объединяют ее элементы в единое целое. Поскольку институты и инструменты – системообразующие элементы экономической системы, остановимся на них подробнее. С точки зрения современной институциональной экономики институты – «правила игры», структурирующие поведение людей в стандартных, повторяющихся ситуациях, а также внешние механизмы, обеспечивающие их «защиту», т.е. принуждение индивида к их выполнению. Любые «правила игры» по определению ограничивают спектр альтернатив, доступных экономическим агентам. Координационный эффект институтов выражается в снижении уровня неопределенности среды, в которой действуют экономические агенты. Эффективные «правила игры» обеспечивают координацию деятельности субъектов в силу того, что делают их поведение более предсказуемым и тем самым снижают трансакционные издержки – издержки рыночного обмена (внешние трансакционные издержки) и иерархического, централизованного взаимодействия (внутренние издержки). Благодаря институтам экономические агенты экономят на издержках изучения и прогнозирования поведения других агентов (трансакционная функция институтов). Кроме того, институты выполняют рамочную функцию, распределительную (влияя на распределение издержек и выгод между агентами) и обучающую. Строго говоря, под термином «институты» скрываются два разных феномена – институциональная среда и институциональные соглашения. Институциональная среда – совокупность основополагающих социальных, политических, и юридических правил и норм, определяющих общие рамки человеческого (в т.ч. экономического) поведения. Это институты как общие рамки поведения. Институциональные соглашения – это договоренности между индивидами и/или их группами, определяющие конкретные способы кооперации и конкуренции.Институциональные соглашения возникают в контексте институциональной среды. Это институты как конкретные механизмы экономической координации, институты как организационные модели. В современной экономике к важнейшим институциональным соглашениям относят рынок и фирму. От «правил игры», даже самых продуманных и эффективных, мало толку, если отсутствуют средства, обеспечивающие их соблюдение, иначе – нет механизма принуждения к их исполнению. Под механизмом принуждения к исполнению правил имеется в виду наличие гаранта (гарантов) соблюдения правил, характер санкций и наличие правил применения этих санкций, а также то, в какой форме правила выражены и какова процедура их «узаконивания». С точки зрения того, каков механизм принуждения к исполнению «правил игры», экономисты делят правила на формальные и неформальные. Формальные правила защищены жесткими санкциями за их нарушение. Гарантом их выполнения является «третья» (по отношению к экономическим агентам) сторона, обладающая средствами принуждения и специализирующаяся на выполнении этой функции. Формальные правила достаточно четко вербализированы, содержатся в тех или иных официальных текстах, предполагают наличие формальной процедуры их узаконивания. Поскольку чаще всего монополию на насилие имеет государство (а это самое надежное средство принуждения), то формальные нормы воплощены в первую очередь в правовых нормах: в Конституции, законодательстве и судебных прецедентах. Это означает, что государство является прямым гарантом соблюдения «правил игры»; правовые нормы – те, которые «защищены» государством. Кроме того, формальные нормы содержатся в текстах договоров, а также в уставах юридических лиц и служебных инструкциях (т.н. внутренние, или корпоративные нормы). Для внутренних (корпоративных) норм государство является уже косвенным гарантом их соблюдения, гарантом «в последней инстанции». Таким образом, наблюдается определенная иерархия формальных правил. В случае слабости, неэффективности государства альтернативным гарантом выполнения правил могут быть криминальные структуры. В данном случае юристы говорят о «теневом праве», политологи – о «феодализации» государства, а экономисты – об институционализации теневой экономики. Неформальные нормы предполагают мягкие санкции за их нарушение. Они существуют в памяти участников группы, и в роли гаранта выполнения правил выступает любой участник, заметивший их нарушение. Практически они опираются на «общественное» (в широком смысле) мнение. Неформальные нормы воплощены в нормах морали, культурных традициях, бытовых обычаях, сложившихся стереотипах поведения. Итак, главный разграничивающий признак формальных и неформальных норм – наличие или отсутствие специализации людей на осуществление функции принуждения к исполнению правил. Формальные правила и неформальные нормы соотносятся примерно, как право и мораль. Если формальные правила игры во многом зависят от целей экономической политики, то неформальные в большей степени – от исторического пути развития, менталитета общества, доминирующей культуры. Первоочередным экономическим институтом является институт собственности – правила, которые определяют, что кому принадлежит. Экономические инструменты – более узкое понятие. Это способы достижения отдельными экономическими агентами (или их группами) конкретных целей и способы координации их действий путем целенаправленного воздействия на экономическую систему. Экономические инструменты складываются в рамках институтов. Например, понижение фирмой продажной цены является инструментом увеличения спроса и расширения рынка сбыта, а изменение Центральным Банком минимальной резервной нормы – одним из инструментов денежно–кредитной политики. Самым выдающимся примером экономических инструментов является т.н. система (механизм) цен. Экономические инструменты именуют иногда «механизмами». Итак, институциональные рамки, институциональные соглашения (механизмы) и инструменты – системообразующие элементы экономической системы. Разные экономические системы отличаются друг от друга именно тем, какие координационные институты и инструменты доминируют. Безусловно, конечные цели (набор целей) функционирования экономической системы могут отличаться: эффективность, справедливость, стабильность, экономический рост, обеспечение военной мощи, максимизация ренты определенной социальной группой и друг. Но при этом вопросы, которые решает каждая экономическая система, одни и те же. Это т.н. универсальные экономические вопросы: «что производить?», «кто должен производить?», «как?», «для кого?». Только решает эти вопросы каждая система по–своему. Таким образом, экономические системы – это альтернативные способы координации хозяйственной деятельности и достижения эффективности. Другое различие между экономическими системами – в доминирующих технологиях и отраслях экономики. Поэтому существуют две основных классификации экономических систем: · историческая (историко–технологическая) классификация – доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества; · институциональная классификация – традиционная экономика, плановая и рыночная в их различных разновидностях. Рассмотрим обе классификации подробнее. В основу исторической (историко–технологической) классификации экономических систем положены три взаимосвязанных критерия: · доминирующие технологии и отрасли экономики; · лимитирующий фактор экономического роста; · господствующая социальная группа (класс, страта). По этим критериям выделяют доиндустриальное общество (экономика), индустриальное общество и постиндустриальное общество. Доиндустриальное общество (аграрная цивилизация) – тип экономической системы, при котором основной отраслью является сельское хозяйство, соответственно земля (природные ресурсы) является лимитирующим фактором экономического роста, а господствующей социальной группой являются землевладельцы. Экономические особенности аграрной цивилизации: · низкая производительность сельского хозяйства, являющейся доминирующей отраслью (примерно 90 % занятого населения); · многоукладность экономики, когда в тех или иных пропорциях могут сочетаться традиционное натуральное хозяйство и рыночные отношения, а иногда – доминировать командная экономика; · масштабное использование принудительного – рабского или крепостного – труда; · несимметричность экономического процветания и военной мощи; · структура собственности ориентирована на максимизацию ренты властью и совершенно не соответствует задаче минимизации трансакционных издержек [Д. Норт, см.12]. Индустриальное общество (экономика) – тип экономической системы, при котором доминирующей группой отраслей является промышленность, соответственно физический капитал является лимитирующим фактором экономического роста, а господствующей социальной группой являются бизнесмены – как собственники капитала («буржуазия»), так и собственно предприниматели. На исторической стадии индустриального общества находится большинство современных стран. Индустриальное общество может совмещаться с любым институциональным типом экономической системы, кроме традиционной экономики (см. об этом далее). Постиндустриальное общество(экономика) – тип экономической системы, при котором доминирующей группой отраслей (сегментом экономики) является сфера услуг, соответственно информация (нематериальные активы, объекты интеллектуальной собственности) является лимитирующим фактором экономического роста, а господствующей социальной группой являются владельцы информации. В настоящее время лишь считанное количество стран перешли к стадии постиндустриальной экономики: США, страны Западной Европы и Япония. Классификация экономических систем по институциональной природе является более фундаментальной, концептуальной. В данном случае выделяют большее число типов экономических систем. В основу классификации положены следующие критерии: 1) «правила игры», т.е. преобладающий тип собственности (соответственно – доминирование частного или общественного интереса) и иные экономические институты; 2) механизмы координации деятельности экономических агентов – стихийный порядок с преобладанием у хозяйствующих субъектов горизонтальных связей добровольного характера, или иерархия с вертикальными механизмами управления. Другими словами, разница в том, кто принимает решения «что и сколько?», «кто?», «как?» и «для кого?» должен производить. С некоторой долей условности выделим четыре фундаментальных типа экономических систем– традиционная экономика, командная, рыночная и многоукладная. Остальные виды являются разновидностями этих четырех фундаментальных типов. Заметим, что институциональная классификация экономических систем не является окончательно устоявшейся в науке. Традиционная экономика (traditional economy) – экономическая система, в которой решения что и сколько?, кто?, как? и для кого производить? подчинены традициям, обычаям. Следование традициям, рутине – главный принцип экономической организации. Преобладает общественная (общинная) собственность на факторы производства. Данный тип экономической системы преобладал в примитивном хозяйстве древних народов и является единственно возможным для людей с первобытным типом мышления. Проще говоря, это экономика относительно небольшого первобытного племени. Черты традиционной экономики свойственны любому замкнутому натуральному хозяйству. В некотором смысле «традиционная экономика» и «натуральное хозяйство» – синонимы. Так, если крестьянин по личному опыту знает, что для того, чтобы прожить зиму, ему нужно заготовить кадку соленых огурцов и три мешка картошки, он руководствуется этим правилом из года в год. На вопрос «что производить», традиционное общество отвечает: «то же, что и раньше». «Как производить?» – так же. «Для кого?» – для себя и/или общины. Элементы традиционной экономики можно обнаружить практически в любой экономической системе. Даже на предприятиях, функционирующих в современной рыночной экономике, существуют устаревшие корпоративные традиции, рутинные технологии и пр. С точки зрения исторической эволюции традиционной экономики следует выделить присваивающее хозяйство и производящее хозяйство. Связующим звеном между ними является т.н. неолитическая революция – переход от кочевого к оседлому образу жизни, связанный как с прогрессом орудий труда, так и с коренным изменением ментальности первобытного человека. Командная экономика (command / planned economy) – централизованно управляемая экономическая система («принудительно направляемое хозяйство» по выражению Л. Эрхарда), в которой основные экономические решения принимаются государством и соответственно исполняются по приказу. Главным принципом экономической организации является иерархия, координация «по вертикали». Характерные особенности командной экономики: · доминирование государственной собственности на факторы производства; · наличие единого народохозяйственного плана; · цель деятельности государственных (преимущественно) предприятий – выполнение государственного плана; · доминирование вертикальных финансовых и материальных потоков (нормированное распределение и прикрепление поставщиков к потребителям и др.); · фиксированные государством и (как следствие) хронически неравновесные цены. Цены выполняют лишь лимитирующую и учетную функции; · закрытость по отношению к мировой экономике (с государственной монополией на внешнюю торговлю); · деньги если и используются, то играют подчиненную роль. Экономика имеет заметные черты натурального хозяйства; · слабость материальных стимулов к производительной деятельности; · патерналистский менталитет значительной части населения; · массовое использование (в той или иной степени) принудительного труда. В основе командной экономики лежит государственная собственность, личный интерес подчиняется общественному, свобода выбора сильно ограничен для всех экономических агентов. Вертикальные связи преобладают над горизонтальными и предопределяют иерархическое устройство таких систем. В политическом отношении командная экономика сопряжена с авторитаризмом или (часто) с тоталитаризмом. Исторически командная экономика претерпела следующую эволюцию: · аграрные рабовладельческие экономики Древнего Мира и (отчасти) Средних веков. Их характерные особенности – доминирование рабского труда (принудительность труда в крайней форме) и примитивность используемых технологий; · промышленные социалистические экономики ХХ века. Яркими примерами являются экономики СССР (в 1918–1920 и 1929–1991 г.г.) и нацисткой Германии (с 1935 года). Социализм как социально–философское и политико–идеологическое, а не сугубо экономическое понятие, выходит за рамки рассмотрения данной темы. Отметим лишь, что командная экономика, иерархическая «вертикальная» координация – существенная часть социалистической модели общественного устройства. Выделим следующие недостатки командной экономики: · подчинение потребления производству; · отсутствие материальных стимулов для эффективного использования ресурсов; · закрепление патерналистского менталитета у значительной части населения, упование на государство; · искаженность цен и пропорций производства; · массовый товарный дефицит на фоне бесхозяйственного отношения к материальным ценностям; · почти неизбежное наличие значительных теневых потоков корректирующего характера. К преимуществам централизованного планирования можно отнести: · способность общества (государства) к быстрой мобилизации ресурсов и их концентрации на приоритетных направлениях. Это преимущество наиболее очевидно в военных условиях; · относительная социальная однородность, отсутствие сильной дифференциации доходов и имущества; · психологическое ощущение стабильности у большинства населения. Рыночная экономика (market economy) – экономическая система, основанная на обмене, когда большая часть трансакций имеет форму сделок – систематических, легальных, добровольных и (как следствие) взаимовыгодных. Соответственно экономические решения принимаются децентрализовано, основное связующее звено между производством и потреблением – рынок, а основным механизмом координации является система рыночных цен (отсюда и термин). Рыночная экономика имеет сложную институциональную характеристику и ряд специфических разновидностей. Как самый распространенный тип экономической системы, она более подробно будет рассмотрена в следующем вопросе. Многоукладная экономика – одновременное сосуществование элементов двух или даже всех трех вышеуказанных институциональных типов экономической системы, когда каждый из них является значимым и трудно один из них считать доминирующим. В данном случае экономический уклад – набор родственных экономических институтов с определенным принципом координации решений. В некотором смысле почти любая экономика является многоукладной, но в данном случае имеется в виду, что: · одновременно сосуществуют крупные сектора экономики с разными укладами; · таким образом, ни один принцип экономической координации и ни один уклад не являются доминирующими. Выделим три исторических разновидности многоукладной экономики: · патриархальная многоукладная экономика, для которой характерна относительная изоляция друг от друга секторов экономики с различными укладами, своего рода «внутренняя автаркия», а кроме того – относительная стабильность; · т.н. рыночный социализм. Историческими примерами являются некоторые страны Восточной Европы 1950–1980–х г.г. – Венгрия, Югославия, Польша. Безусловно, существует корреляция между политическим режимом и типом экономической системы, но второе автоматически не вытекает из первого; · переходная экономика (см. третий вопрос). Патриархальная многоукладность экономики имеет много исторических примеров: экономика феодальной средневековой Европы, полукочевые скотоводческие хозяйства (горские цивилизации), степное кочевое скотоводство. Например, арабский мир средневековья сочетал традиционную экономику с активной торговлей. От других разновидностей многоукладной экономики патриархальную «модель» отличает стабильность, устойчивое внутреннее равновесие. Феодализм в этой связи следует считать не экономическим, а политико–правовым понятием. Под феодализмом принято понимать децентрализацию государства (государственных функций), в т.ч. судебной власти. «Нет человека без сеньора» – главный принцип социальной организации феодального общества. При этом для феодализма характерно доминирование – как правило – натуральной традиционной экономики с крепостной зависимостью крестьян от феодала. Феод – земельный надел во главе с феодалом. Феодальное право собственности на землю – «пересекающиеся» права крестьян, феодала и верховной (центральной) власти, закрепленные обычным правом. Таким образом, феодальная собственность не есть частная собственности феодала на землю, а феодализм не тождественен крепостному праву (прикреплению крестьян к земле). Исторические факторы возникновения феодализма не менее специфичны, чем сама феодальная система: · ослабление центральной власти, в т.ч. из–за развала или отсутствия эффективной налоговой системы (ярким примером является быстрое возникновение феодальной системы на территории Западной Римской империи после ее падения); · потребность городов и крестьянских общин в децентрализованной защите в силу децентрализованного же характера нападений «мобильных бандитов» (в раннем Средневековье – кочевников и норманнов); · несовместимость статусов крестьянина и воина (до появления огнестрельного оружия). В этой связи на первоначальном этапе феодализм часто имел добровольный характер, представляя собой своеобразные «контрактные» отношения между крестьянской или городской общиной и группой вооруженных людей во главе с феодалом. Альтернативой феодализму как модели социально–политической организации средневекового общества была централизованная империя. Многоукладная экономика лишена цельности и может свидетельствовать (в определенных случаях) о переходном характере экономической системы.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |