Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретический материал

Методы коллективных экспертных оценок сложных систем.

Лабораторная работа №2.

Методы коллективных экспертных оценок относятся к эвристическим методам. Это приемы и методы поиска решения задач и вывода доказательств, основанные на учете опыта решения сходных задач в прошлом, накоплении опыта, учете ошибок и интуиции.

Эвристические программы обычно не предназначены для получения точных численных решений, их главная задача – определение стратегии поиска приблизительных решений.

Экспертные методы – это методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации.

Экспертные методы (ЭМ) используются при наличии в процессе исследования систем управления интуитивной информации, преобразуемой воображением.

ЭМ используют:

- в предшествующих прогнозных исследованиях систем;

- в плановых исследованиях систем управления сложными системами.

 

Интуитивные (экспертные) методы исследований используют для анализа, диагностики состояния, последующего прогнозирования вариантов развития в следующих случаях.

1). Для объектов, развитие которых либо полностью, либо частично не поддается предметному описанию или математической формализации.

2). В условиях отсутствия достаточно представительной и достоверной статистики по характеристикам объекта.

3). В условиях большой неопределенности среды функционирования объекта, рыночной среды.

4) При средне- и долгосрочном прогнозировании новых рынков, объектов новых областей промышленности, подверженных сильному влиянию открытий в фундаментальных науках (например, микробиологическая промышленность, квантовая электроника, атомное машиностроение).

5). В случаях, когда или время, или средства, выделяемые на прогнозирование и принятие решений, не позволяют исследовать проблему с применением формальных моделей.

6). Отсутствуют необходимые технические средства моделирования, например, вычислительная техника с соответствующими характеристиками.

7). В экстремальных ситуациях.

Степень достоверности экспертизы устанавливается по абсолютной частоте, с которой оценка эксперта в конечном итоге подтверждается последующими событиями.

В формализованном, и в неформализованном способах определения эксперта значительное место занимает профессиональный опыт и развитая на его основе интуиция.

Наличие дополнительной информации о прогнозируемых признаках лишь улучшает оценку эксперта.

 

Не любой специалист в своей профессиональной сфере может являться экспертом. Для того чтобы специалист мог выступать в роли эксперта, он должен удовлетворять следующим требованиям.

Требования, предъявляемые к эксперту:

1) высокий уровень общей эрудиции;

2) оценки эксперта должны быть стабильны во времени и транзитивны;

3) эксперт должен иметь определенный практический или исследовательский опыт и быть признанным специалистом в данной области знаний;

4) эксперт должен иметь психологическую установку на будущее;

5) он должен быть способен к адекватномуотображению тенденций развития исследуемого объекта;

6) эксперт не должен быть заинтересован в конкретном результате прогноза.

 

Поскольку эксперты тоже люди, хотя и высококлассные специалисты, они могут совершать ошибки. Ошибки экспертов делятся на две группы.

· Ошибки первого вида – систематические.

Эксперт, склонный к систематическим ошибкам, выдает значения, ко­торые устойчиво отличаются от истинного в сторону увеличения или уменьшения. Ошибки этого вида связаны со складом ума экспертов.

Для коррекции систематических ошибок:

- можно применять поправочные коэффициенты;

- использо­вать специально разработанные тренировочные игры.

· Ошибки второго вида – случайные.

Случайные ошибки изменяются от одной экспертной оценки к другой и характеризуются величиной дисперсии.

 

К сожале­нию, заранее (априори) определить способность человека де­лать правильные экспертные оценки невозможно.

Важным средством подготовки экспертов являются специ­альные тренировочные игры.

Деятельность эксперта может осуществляться:

- в устной форме (интервью);

- в письменной форме (ответы на вопросы специальных таблиц экспертных оценок или свободное изложение по заданной те­ме).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Свойства констант | Стадии жизненного цикла организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.