Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системные модели взаимоотношений организации с внешним окружением

Другим типичным примером различий в рамках системных моделей ор­ганизации является логика отношений организации с внешним окружением. Создатели практически всех моделей организации признают значимость внеш­ней среды как важнейшего фактора и условия функционирования и развития организации. При этом они выделяют различные ее модели (среда как рынок; как кладовка разнородных ресурсов (Лоуренс и Лорш); как совокупность дру­гих организаций, с которыми ей приходится сотрудничать или конкурировать (Томпсон, Лоуренс и Лорш); как культурное или юридическое окружение (Мескон, Альберт, Хедоури) и др.). По этому основанию можно выделить три су­щественно различающихся системных модели организации.

Первая, обычно именуемая моделью организации как закрытой систе­мы, сосредоточивает основное внимание на процессах рационализации уп­равления внутри организации. Она ориентирована на описание функцио­нирования (или развития) организации в относительно стабильной внеш­ней среде. В этой модели состояние внешней среды рассматривается как не слишком значимый фактор, которым иногда можно пренебречь. Ее при­знак — описание организации как системы, где отношение организации со средой стабильны. Здесь «входы» (поступающие ресурсы: сырье, энергия, информация, технология, деньги, кадры) и «выходы» (продукты ее деятель­ности — товары и услуги) - относительно устойчивы. Таковы, например, модели организации, созданные в рамках классической школы (Файоль, Вебер, Керженцев) или школы человеческих отношений (Мэйо, Диксон), работавшие в условиях ненасыщенного рынка и широких рыночных и ресурсных ниш.

Вторая модель, именуемая моделью организации как открытой системы, сосредоточивает свое внимание на проблемах адаптации к состоянию внеш­ней среды, иногда в ущерб задачам рационализации управления внутри ор­ганизации. Она ориентирована на работу в нестабильной и динамичной внешней среде, изменением состояния которой невозможно пренебречь. Проблема адаптации к внешнему окружению или адаптированию окруже­ния к себе здесь является центральной проблемой. Признак такой модели — описание организации как системы, где «входы» и «выходы» постоянно ме­няются. Таковы, например, модели комплексной орга­низации П. Лоуренса и Дж. Лорша и теория ресурсной зависимости Дж. Пфеффера и Дж. Саланчика, созданные для описания функционирования и развития организации в условиях динамичного и пересыщенного рынка и высокой конкуренции.

Первая рассматривает динамику внешнего окружения как ключевой фактор, определяющий фактически все организационные процессы и зада­ющий дифференцированную логику формирования организационной струк­туры. Вторая описывает деловую организацию как систему, зависимую от целевого окружения (организации-поставщики, ор­ганизации-продавцы и организации-конкуренты), действующую в ситуации крайней нестабильности и неопределенности и предпринимающую герои­ческие усилия для изменения взаимных зависимостей на рынке в свою пользу.

Наконец, третья модель организации именуется обычно моделью избира­тельно открытой системы. В ее основе лежит представление, что разные ча­сти и уровни организации в разной степени открыты (подвержены воздейст­вию) по отношению к внешней среде и ее основным сегментам даже в усло­виях динамичного окружения. Таковы, например, модели организации, рас­сматривающие: а) различия в открытости (или закрытости) системы для трех уровней управленческой иерархии - стратегический, координационный, оперативный (Ф. Каст, Д. Розенцвейг); б) выделяющие по этому основанию два типа подразделений в деловой организации - бу­ферные подразделения и подразделения технического ядра.

Характерно, что каждая из указанных моделей находит свое примене­ние в управленческой практике.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теоретико-методологический плюрализм в исследовании организаций | Наиболее известные модели теории организаций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.