Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая деятельность




Лекция 2

1. Философское и психологическое понимание категории «деятельность». Сущностные характеристики педагогической деятельности. Специфика педагогической деятельности, сфера ее применения, цель, содержание, средства, основные условия осуществления, результаты и значение в жизни современного человека. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Различные виды профессионально педагогической деятельности в соответствии с запросами обновляющейся российской школы (учебно-воспитательная, научно-методическая, социально-педагогическая, культурно-просветительная, коррекционно-развивающая, организационно-управленческая, как определяющие условие формирования ГОС ВПО. Другие по классификации видов педагогической деятельности. Стили педагогической деятельности.

2. Общая и профессиональная культура учителя. Необходимость культурологической составляющей в подготовке учителя. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры. Аксиологические, когнитивный, технологический, эвристический, личностный компоненты (аспекты) педагогической культуры.

3. Профессиональная компетентность педагога. Педагогическое мастерство и творчество педагога.

 

Деятельность:

- Философское понимание: специфически-человеческий способ отношения к миру – предметная деятельность (К. Маркс); представляет собой процесс, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваваеимые им явления природы – объектом свой деятельности [5 (Философский словарь), с. 108]

- Психологическое понимание: специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя (С. Рубинштейн, А. Леонтьев, Б. Теплов и др.) [2 (Немов), с. 657].

Педагогическая деятельность – профессиональная, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения [Словарь-справочник, с. 80].

Основная проблема педагогической деятельности – совмещение требований и целей учителя с возможностями, желаниями и целями учеников [4 (Словарь-справочник), с. 80].

Цель – результат, то, что должен получить человек в итоге, цель предопределяет способ и характер деятельности. Цель педагогической деятельности – явление историческое, она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. Цель педагогической деятельности – явление динамическое. Логика развития педагогической деятельности такова: возникая как отражение объективных тенденций общественного развития и приводя содержание с потребностями общества, они складываются в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели – развитию личности в гармонии с самой собой и социумом. Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая на сегодняшний момент рассматривается как общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. [3 (Сластенин), с. 19]

Основные объекты педагогической деятельности – воспитательная среда, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников [3 (Сластенин), с. 19].

Результат – то, что получает человек в итоге деятельности.

Виды результатов педагогической деятельности:

- психологические: реализуются под влиянием педагогического воздействия и психических новообразованиях личности учащегося и выражаются в мотивах, направленности, компетентности, системе отношений с другими людьми.

- функциональные: достигаются за счет создаваемых преподавателем новых форм, методов педагогического воздействия, в композиции учебно-воспитательной информации, в предлагаемых обучаемым видам деятельности, рассчитанных на получение искомого психологического результата;

- сопутствующие: заранее не предусмотрены и не запланированы, имеют эффект неожиданности [1 (Морева), с. 14].

Успешное осуществление педагогической деятельности обуславливается уровнем профессионального сознания учителя, овладения им педагогической технологией, педагогической техникой.

Структура педагогической деятельности (Кузьмина Н.В.):

1. Конструктивный компонент:

- конструктивно-содержательная составляющая – отбор и композия учебного материала, планирование и построение педагогического процесса;

- конструктивно-оперативная составляющая – планирование своих действий и действий учащихся;

- конструктивно-материальная – проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса, деятельности.

2. Организационный компонент – выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организация совместной деятельности.

3. Коммуникативная составляющая – установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями [4 (Словарь-справочник), с. 370].

Профессионализм педагогической деятельности - качественная характеристика субъекта педагогической деятельности, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления [1 (Морева), с. 15].

Этапы профессионализма педагога:

- учитель-профессиональ владеет основами профессии, успешно применяет известные в науке и практике приемы деятельности;

- учитель-новатор использует в своей практике наряду с апробированными средствами оригинальные новые подходы к решению педагогических задач;

- учитель-исследователь не только предлагает новые идеи, но и умеет их обобщать, исследовать и передавать другим педагогам [1 (Морева), с. 15].

Виды профессионально педагогической деятельности:

- учебно-воспитательная – педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.

- научно-методическая

- социально-педагогическая

- культурно-просветительная

- коррекционно-развивающая

- организационно-управленческая

Модели (стили) педагогической деятельности:

1. педагогика необходимости (авторитатрный стиль);

2. педагогика свободы (либеральный стиль);

3. педагогика сотрудничества (демократический стиль) [4 (Словарь-справочник), с. 80].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.