Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эвристический




Когнитивный

3. Технологический компонент включает в себя способы и приемы педагогической деятельности учителя. Педагогическая деятельность по своей природе технологична. Педагогическая технология помогает понять суть педагогической культуры, она раскрывает исторически меняющиеся способы и приемы, объясняет направленность деятельности в зависимости от складывающихся в обществе отношений. Именно в таком случае педагогическая культура выполняет функции регулирования, сохранения и воспроизведения, развития педагогической реальности. [3 (Сластенин), с. 33]

Рассматривая педагогическую технологию в контексте профессионально-педагогической культуры, правомерно выделить в ее структуре и такой элемент как технология педагогической деятельности – совокупность приемов и способов целостного осуществления педагогического процесса.

Технология педагогической деятельности рассматривается через призму решения совокупности педагогических задач. Группы педагогических задач:

- аналитико-рефлексивные – задачи анализа и рефлексии целостного педагогического процесса и его элементов, субъект-субъекных отношений, возникающих затруднений и др.;

- конструктивно-прогностические – задачи построения целостного педагогического процесса в соответствии с общей целью профессионально-педагогической деятельности, выработки и принятия педагогического решения, прогнозирования результатов и последствий принимаемых педагогических решений.

- организационно-деятельностные – задачи реализации оптимальных вариантов педагогического процесса, сочетания многообразных видов педагогической деятельности;

- оценочно-информационные – задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективная оценка;

- коррекционно-регулирующие – задачи коррекции хода, содержания и методов педагогического процесса, установление необходимых коммуникационных связей, их регуляция и поддержка и др. [3 (Сластенин), с. 39-40].

Способы решения задач:

- алгоритмический применяется в том случае, если процедура решения задачи состоит из эффективных операций и не содержит неоднозначно детерминированных разветвлений.

- квазиалгоритмический содержит неоднозначно детерминированные разветвления, определяемые условиями реально поставленной задачи. Этот способ преобладает в педагогической практики [3 (Сластенин), с. 39].

5. Личностный компонент раскрывает механизм овладения ею и ее воплощения как творческого акта. Личностный смысл профессиональной деятельности требует от учителя достаточной степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникающими или специально поставленными педагогическими задачами.

Профессиональная компетентность педагога – владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогичеого общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания [4 (Словарь справочник), с. 151].

Педагогическое мастерство – высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально ажных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие. Педагог-мастер – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей, и особенно детской и педагогической, психологии, в совершенстве владеющий методикой воспитания и обучения [4 (Словарь-справочник), с. 195].

Педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации педагогических способностей учителя.

Педагогическое творчество – процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах, оригинальное и высокоэффективное решение учителем учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения [4 (Словарь-справочник), с. 375].

Черты творческой личности (А.Н. Лук): готовность к риску, независимость суждений, импульсивность, познавательная «дотошность», критичность суждений, самобытность, смелость воображения и мысли, чувство юмора и склонность к шутке и др. [3 (Сластенин), с. 42].

Особенности педагогического творчества (В.И. Загвязинский, Н.Д. Никандров):

- Оно более регламентировано во времени и пространстве. Этапы творческого процесса (возникновение творческого замысла, разработка, реализация замысла и др.) между собой жестко связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к другому.

- Отсроченность результатов творческих поисков педагога. Результаты деятельности учителя воплощаются в знаниях, умениях, навыках, формах деятельности и поведения учащихся и оцениваются весьма частично и относительно. Развитые аналитические, прогностические, рефлексивные и другие способности учителя позволяют на основе частичных результатов предвидеть и прогнозировать результат его профессионально-педагогической деятельности.

- Сотворчество учителя с учащимися, коллегами в педагогическом процессе.

- Зависимость проявления творческого педагогического потенциала учителя от методического и технического оснащения образовательного процесса.

- Умение учителя управлять личным эмоционально-психологическим состоянием и вызывать адекватное поведение в деятельности учащихся. Способность педагога организовать общение с учащимися как творческий процесс, как диалог, не подавляя их инициативы и изобретательности, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации [3 (Сластенин), с. 42-43].

 

Список литературы

1. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для вузов / Н. А. Морева. – М.: Просвещение, 2006. – 320 с.

2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы педагогики. – 3-е изд. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 680 с.

3. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 576 с.

4. Словарь-справочник по педагогики / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.

5. Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя. – 3-е изд. – М.: Политиздат, 1972. – 496 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.