КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи физического воспитания
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Целенаправленность физического воспитания отражает цели и задачи педагогической работы учителя. Цели показывают то, к чему следует стремиться. Задачи выражают то, что требуется исполнить, "разрешить. Цели физического воспитания как государственные установления регулируют и направляют перспективу процесса физического воспитания школьников. Они должны предвидеть отдаленные результаты педагогической деятельности учителя (полугодие, год работы с учениками в 1—4, 5—9, 10—11 классах). Цели отражают потребности общества в физическом воспитании граждан Украины: 1. Гармоническое развитие учеников. 2. Укрепление и повышение уровня здоровья. 3. Формирование двигательного режима школьника, здорового образа жизни (ЗОЖ). 4. Личностно-ориентированное физическое воспитание. 5. Создание мировоззрения в сфере физической культуры. 6. Подготовка к жизнедеятельности.
Задачи дают конкретное направление педагогической работе учителя в достижении ближайшего педагогического результата (отдельного урока, системы уроков по теме, работы в четверти учебного года). Педагогическая работа учителя физической культуры состоит в умении реализовать цели и решать задачи физического воспитания школьников. Выделяются общие и возрастные задачи физического воспитания. Общие задачи физического воспитания такие, как: 1. Укрепление здоровья школьников. 2. Разностороннее физическое развитие. 3. Закаливание учащихся. Они проходят через весь процесс физического воспитания с 1-го по 11-й класс. Возрастная задача физического воспитания «Формирование и совершенствование естественных движений человека» решается преимущественно в 1 — 4-х классах, т. е. в рамках возрастной группы школьников. В более старших классах эти движения совершенствуются. Необходимо также конкретизировать задачи для мальчиков, девочек, юношей, девушек, учащихся 1, 2, 3, 4, 5, 11-х классов. Для удобства рассмотрения задачи физического воспитания можно условно разделить на три группы: оздоровительные, образовательные и воспитательные. Оздоровительные задачи направлены на укрепление здоровья растущего организма школьников, повышение уровня разностороннего развития учащихся, закаливание. Соблюдение санитарно-гигиенических норм урока и правил личной гигиены, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, постепенное повышение тренированности учеников улучшают физическое развитие школьников, способствуют коррекции телосложения, совершенствуют функциональную деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, содействуют лучшему сопротивлению простудным и инфекционным заболеваниям, устраняют дефекты роста ученика. Следует определить место и значение в педагогическом ряду таких оздоровительных задач, как «Формирование осанки» (рационального положения тела человека стоя, сидя, во время ходьбы, бега), «Закаливание учащихся путем применения специальных закаливающих процедур» (например, обдувания вентилятором) и приучения в любое время года заниматься в легком спортивном костюме, «Обучение правильному дыханию при выполнении различных физических упражнений, умению переносить задержки дыхания при натуживаниях», «Укрепление мышц брюшного пресса» (особенно девушек в связи с родовой функцией организма женщины), имеющих важное значение для жизни человека, его трудовой и оборонной деятельности, здорового досуга. Помимо изложенного при решении оздоровительных задач физического воспитания большое значение имеют: 1) сознание, 2) движение, 3) питание 4) лекарства [1] . Образовательные задачи направлены на формирование и совершенствование выполнения разнообразных двигательных действий, например: «Ознакомить с техникой метания маленького мяча», «Обучать прыжку в длину с разбега способом «согнув ноги», «Совершенствовать технику бега на 60 метров», «Дать ученикам теоретические сведения для самостоятельного выполнения физических упражнений» (в режиме дня ученика), решение задач личного физического развития, физической и двигательной подготовки. Задачи конкретизируются по урокам и вписываются в систему занятий физическими упражнениями. Существенной стороной обучения является индивидуальное совершенствование учащихся в приобретенных двигательных действиях, развитие умений применять их в разнообразных и меняющихся условиях: в соревнованиях, игре, на местности с различным состоянием грунта, погоды, в воде, на снегу, на траве и т. д. Приобретению соответствующих теоретических сведений (основы знаний) по физической культуре и спорту в процессе обучения двигательным действиям, а также инструкторских и судейских знаний и навыков придается большое значение для привлечения учащихся к работе школьного коллектива физической культуры. В процессе физического воспитания ученикам необходимо получить сведения не только о правильном выполнении физических упражнений, но и их воздействии на организм человека, использовании упражнений в режиме дня, закаливании. Надо твердо знать правила приема водных процедур, солнечных и воздушных ванн, научиться приемам самоконтроля, оценивать влияние упражнений на физическое развитие, физическую и двигательную подготовленность, здоровье школьников. В более старшем возрасте школьников знакомят с содержанием и методикой обучения и тренировки, правилами регулирования нагрузки, учат анализировать технику изучаемых движений, выявлять ошибки и находить пути их устранения. В доступной форме учитель сообщает ученикам сведения об истории и развитии физической культуры и спорта в России, о преобразовании школы, демократизации и гуманизации процесса физического воспитания, знания по анатомии и физиологии человека, психологии, гигиене, самоконтролю. Многие учителя пользуются данными физики и математики и других предметов, преподаваемых в школе, при определении: центра тяжести человека (в прыжках), частоты шагов в единицу времени (темп бега, ходьбы), угла выхода предмета при метаниях, траектории полета снаряда (мяча, ядра). Последовательное решение познавательных задач расширяет и углубляет знания учеников по физической культуре и спорту, способствует подготовке образованных людей. Воспитательные задачи направлены на развитие моральных и волевых качеств, навыков положительного поведения среди сверстников, на улице, во дворе, дома, в общественном месте. Регулярное решение воспитательных задач способствует формированию правового сознания учеников, положительных нравственных черт и привычек. Разнообразные, правильно спланированные воспитательные задачи такие, как «Соблюдение правил поведения во время самостоятельного (по заданию учителя) выполнения упражнений», «Воспитание умения упражняться под руководством ученика-групповода» (например, в основной части урока, в игровой тренировке), «Развитие ответственности за личное поведение в условиях коллективной спортивной (подвижной) игры» требуют знаний и внимания педагога в период всего учебного года. Например (табл. 1):
Таблица 1
В приведенном примере можно проследить трансформирование воспитательных задач от четверти к четверти. Выполняя упражнения под руководством учителя, школьник затем приучается работать на уроках физической культуры под руководством ученика-групповода (помощника учителя), а потом самостоятельно. Решение задач способствует развитию бережного отношения к местам занятий, оборудованию, инвентарю, воспитанию смелости и решительности (как специфических задач выполнения физических упражнений), выполнению требований дисциплинированного поведения занимающихся в условиях относительной свободы действий в спортивном зале, на площадке, стадионе, туристическом походе, в бассейне, на водной станции, на пляже. Широкий круг воспитательных задач, решаемых с помощью подвижных и спортивных игр, свидетельствует о больших возможностях физической культуры как предмета школьного обучения. Постоянное решение воспитательных задач с учетом уровня воспитанности учащихся способствует подготовке культурного человека, формирует сознательное отношение школьников к физической культуре и спорту как важной области ученической деятельности. В процессе физического воспитания должна быть отражена связь изучаемого материала с трудовой и военной практикой человека, потребностями жизни, строительством правового демократического общества в стране. Исходя из потребностей исторически сложившейся системы физического воспитания, целями школьной физической культуры являются: формирование здорового, физически совершенного, всесторонне развитого молодого человека с выраженной потребностью к индивидуальным занятиям физическими упражнениями, профилактика вредных привычек и правонарушений и, в итоге, подготовка учащихся к общественно полезной и личной жизнедеятельности (трудовой, военной, физкультурно-спортивной, семейной). В соответствии с целями определяются общие задачи физического воспитания школьников: 1) укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие и закаливание учащихся; 2) формирование двигательных умений и навыков, предусмотренных программой физического воспитания; 3) развитие способностей выполнять физические упражнения в различных по сложности и изменяющихся условиях; 4) приобретение знаний по физической культуре и спорту, а также умений самостоятельно заниматься в режиме дня физическими упражнениями; 5) привитие организаторских и инструкторских навыков проведения физических упражнений с небольшими группами школьников, судейства спортивных соревнований для оказания помощи учителю физической культуры, классному воспитателю, общественным организациям школы в физическом воспитании учащихся; 6) подведение школьников к выполнению возрастных уровней физической подготовленности учащихся, а также нормативов спортивной классификации; 7) воспитание активной жизненной позиции, нравственных и волевых качеств, интеллектуальное, эстетическое и трудовое воспитание в процессе занятий физическими упражнениями; 8) воспитание физических качеств: силы, быстроты (в различных ее проявлениях), выносливости, ловкости (координации движений), подвижности в суставах; 9) приобретение правильной осанки, умений эффективно дышать во время выполнения физических упражнений, профилактика плоскостопия, повышение общей работоспособности школьников; 10) приобретение умений систематически поддерживать свой организм в порядке, соблюдать личную и общественную гигиену, рациональный режим дня и питания. Общие задачи взаимосвязано дифференцируются в процессе комплексного подхода в физическом воспитании школьников и реализуются на протяжении каждого года учебы в различных формах занятий физическими упражнениями.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |