Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В20 Философская мысль эпохи Просвещения




Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения, подготовившего Великую французскую революцию. Это было мощное движение, объединившее всех прогрессивно мыслящих представителей формирующегося "третьего сословия": естествоиспытателей, политических деятелей, представителей культурной жизни, юристов и философов.

Широко известны имена Ш.Л. Монтескье (1689-1755 гг), Ф. Вольтера (1694-1778 гг), Ж.Ж. Руссо (1712-1778 гг), Д. Дидро (1713-1784 гг), Ж. Ламстри (1709-1751 гг), Э. Кондильяка (1715-1780 гг), П. Гольбаха (1723-1789 гг). Такое название эпоха получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили великую французскую революцию 1789-1794 гг.

Философия Просвещения - это не только проект очеловечивания мира, но и стремление к реализации этого проекта. Но человек этой эпохи - это не только субъект, который рационализирует мир, просветительский человек, - это активный, творческий, деятельный человек. Просветители вновь задумываются над вечными вопросами: Что есть истина? Возможна ли справедливость? Они приходят к выводу, что человек может обрести утраченное счастье, установить новое право, новую нравственность, независимую от теологии, от божества. Человек как свободное существо имеет только одну обязанность - быть счастливым. Религиозные фанатики не приведут к счастью. Человека приводит к счастью разум.

По своему характеру просветительская философия критична. Эта критика направлена прежде всего против религиозного мировоззрения. Именно мировоззрение, а не какой-либо религиозной доктрины или догмы. Этим просветительская философия отличается от своих предшественников. Предшественники Просвещения тоже критиковали религию, но лишь с точки зрения отдельных догматов, социально-нравственных и других установок. Просветительская же критика направлена против всякого знания, выводимого из авторитета веры, против религиозно-символического переживания мира.

Основные направления:

1. Деизм (Вольтер, Монтескье. Руссо, Кондильяк) - критиковали пантеизм (отождествление Бога и природы), отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей - Бог только творит мир и больше в его жизни не участвует.

2. Атеистическо-материалистическое (Мелье, Ламетри. Дидро, Гельвеций, Гольбах) - отвергали сами идею существования бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.

3. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) (Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон) – занимались проблемой разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

Человек, согласно просветителям, – это часть природы, всецело телесное материальное существо. Разум они или отождествляли с чувствами (Гельвеций), или рассматривали как некое общее чувство (Дидро). Жить в согласии с природой и разумом – значит жить, избегая страданий и по возможности наслаждаясь.

Человек не является злым по природе. Таким его делает общество: несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание. Вывод один: надо изменить общество и систему воспитания! Правильно воспитанный, т.е. просвещенный, человек займет позицию разумного эгоизма, принцип которого – «живи сам и дай жить другим». Соответствующий этому принципу строй должен обеспечить юридическое равенство всех граждан вне зависимости от сословных, национальных, конфессиональных различий между ними. Такой строй открывает возможность каждому получать выгоду (минимум страданий, максимум удовольствий), не ущемляя личные интересы всех других. Если Гельвеций считал, что по природе человек морально нейтрален и становится разумным эгоистом только благодаря воспитанию, то по Дидро, человек добр по природе, и правильное воспитание развивает и укрепляет эту естественную моральную склонность.

Ж.Ж. Руссо видел в Боге волю и мировой разум, считал, что материя несотворима и объективно существует всегда, а человек состоит из смертного тела и бессмертной души. Выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни, что в случае исчезновения религии упадут нравы и исчезнут материальные ограничения, предлагал создать заменитель религии - «гражданскую религию», «культ великого существа Бога», «культ мировой воли» и т.д. Главной причиной противоречий в обществе считал частную собственность.

Ф. Бабефсчитается первым коммунистом – теоретиком и практиком. Он решительно отвергал все философские теории, которые носят половинчатый характер и не ставят себе цель принесение народу счастья. Критиковал существующее общество и государство. Главное социальное зло – частная собственность и разделение общества на противоположные классы – богатых и бедных. Идеальное общество – общество в котором нет классового деления, частной собственности, вся земля разделена поровну между теми, кто на ней работает; существует полное экономическое и политическое равенство, совместный труд и всеобщее, равномерное, государственное распределение произведенного всем обществом продукта между всеми его членами.

Такое общество (коммунистическое) можно построить только путем насильственной революции бедных против богатых и жесткого революционного порядка. Бабеф стал первым философом-коммунистом, который попытался осуществить свои идеи на практике. Он создал революционную организацию «Заговор во имя равенства» для подготовки вооруженного восстания, составил манифест и программу будущего революционного правительства. Однако в 1797 году заговор был раскрыт, а Бабеф и некоторые его соратники были казнены.

 

В 20 Проблема материи и ее атрибутов в философии ХVIII века

Материалистическая философия ХVIII века получает особое развитие во Франции - Ж.-О. де Ламетри (1709-1751), К.Д. Гельвеций (1715-1771), П.А. Гольбах (1723-1789) проделали громадную работу, с одной стороны, по радикальной критике идеалистических и теологических воззрений, а с другой стороны, по теоретическому обоснованию материализма путем философского обобщения данных современных им наук и жизненного опыта людей.

Важнейшей теоретической опорой французского материализма ХVIII в. было естествознание. Но механистическая ограниченность естествознания Нового времени, выражавшаяся в применении "исключительно масштаба механики" ко всему происходящему в мире, неизбежно вела к метафизическому воззрению на вселенную, к неспособности понять мир как процесс, как такую материю, которая находится в непрерывном историческом развитии.

Отсюда внимание французских материалистов к новым отраслям физики, ботаники, физиологии, эмбриологии и палеонтологии - к тем научным направлениям, в которых научно обоснованы новые, по сравнению с механикой, знания о природе. Единство философских и естественно-научных знаний легло в основу издания уникального памятника человеческой мысли - "Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел"в 17 т. текста и 11 т. иллюстраций. Энциклопедистами называют вдохновителей и редакторов издания - Д. Дидро и Ж.Л.Д. Аламбера, авторов ряда статей - Вольтера, Гельвеция, Гольбаха, Монтескье, Руссо, многих других. Идеи французского материализма XVIII века получили в "Энциклопедии..." достойное освещение. С середины века слово "энциклопедист" становится синонимом принадлежности к просветительскому движению во Франции.

Французских материалистов объединяло общее стремление создать последовательно материалистическую концепцию природы. В этом - причины особой актуальности для Ламетри и Гельвеция, Гольбаха и Дидро таких проблем, как субстанциальность материи, единство материи и движения, причинности и необходимости, место человека в природе, связь материи и сознания.

Первым представителем плеяды великих французских материалистов называют Жольена Офре де Ламетри (1709-1751) .Ламетри был первым из философов, кто с гордостью назвал свое учение материализмом, а себя - материалистом.

Находясь с начала 1743 г. во французских войсках, участвовавших в происходившей тогда войне "за австрийское наследство", Ламетри перенес тяжелейшую болезнь. Свое состояние он сделал предметом научного наблюдения и пришел к выводу об обусловленности психики физиологическими процессами. Обобщая и развивая этот вывод, Ламетри выдвинул материалистическое решение психофизической проблемы и обосновал положение о материи как единственной субстанции. "...Во всей Вселенной, - пишет он в работе "Человек-машина", - существуют только одна субстанция, различным образом видоизменяющаяся".

Плодотворные идеи, намеченные Ламетри, во многом получили развитие в философских работах Гольбаха. В "Системе природы" он рассматривает природу как самопричину и причину всех форм бытия. Природа несотворима богом, возникновение любой вещи объясняется естественно-природными причинами.

С субстанциальностью материи в философии французских мыслителей неразрывно связана проблема движения. Понадобилось еще почти 25 лет для того, чтобы в работах Дидро и Гольбаха появилась детально разработанная концепция движения как неотъемлемого свойства материи.

Важнейшей задачей французского материализма стало выявление "сущности имманентного материи движения".

 

Французские материалисты свои положения о внутренней активности материи направляли в первую очередь против учения о божественном первотолчке. Формулировка принципа единства материи и движения, данная Гольбахом, является прямым результатом полного отождествления природы с материальным миром.

Эти же принципы нашли отражение в работах Гельвеция "Об уме" и "О человеке". Согласно Гельвециюмир материален, он бесконечен во времени и пространстве, находится в постоянном движении. Мышление и ощущения являются свойствами материи, возникшими как ее наиболее сложные образования. Так же, как Ламетри и Гольбах, Гельвеций считает человека неотделимым элементом природы, подчиненным ее закономерностям.

Общее для французских материалистов понимание природы определяет и характеристику причинности. Положение о том, что все в мире имеет естественные причины является одним из краеугольных - оно включено в само определение природы и направлено против теологических и агностических философских точек зрения.

Несомненным достижением французских материалистов XVIII века являлась трактовка универсальной естественной причинности как процесса взаимодействия. Было, таким образом, преодолено метафизическое разграничение причины и следствия и признание активности только за причиной. Французские материалисты понимали, что в природе нет жесткого разделения на причины и следствия и что следствия одних причин могут выступать причинами других или оказывать обратное воздействие на обусловившие их явления.

Материализм французских философов XVIII века включает в себя еще одну, во многом поставленную, но далеко не полно рассмотренную проблему - проблему связи сознания и материи. Как уже отмечалось, значительный вклад в решение вопросов, раскрывающих названную проблему, вносит Ламетри, особенно публикацией в 1745 году "Естественной истории души". Правда, поставленные вопросы рассматриваются в соответствии с механистической концепцией, преобладающей в естествознании, но было достигнуто понимание необходимости решения этой проблемы, в частности, в результате характеристики души и определения ее свойств. Душа для Ламетри - "материальный двигатель живого организма", душа и тело "засыпают одновременно", одновременно погибают. Другими словами, философы-материалисты способствуют постановке на научную основу изучения фактов, характеризующих психические процессы.

Французские материалисты XVIII века сумели, пусть не полностью, но все-таки использовать принципиально важные для философии открытия естествознания. В рамках онтологии были обоснованы положения, свидетельствующие о новой высокой ступени материалистической философии. Несомненно, что философские концепции Ламетри, Дидро, Гольбаха и Гельвеция свидетельствовали о воздействии механицизма и метафизического способа мышления. Но очевидно и то, что французский материализм XVIII века был развивающейся открытой системой идей, дающих огромный материал для дальнейшего развития философской мысли.

 

3. В 21 Немецкая классическая философия




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1044; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.