Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности НКФ




И ее роль в развитии европейской философской мысли.

К немецкой классической философии конца ХУ111-Х1Х вв относятся И. Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель и Л. Фейербах. Все они очень разные философы, но их творчество принято оценивать как единое целое. Их объединяют общие методологические принципы построения философского знания: рационализм, диалектика, историзм.

Понятие "немецкая классическая философия ", введенная Ф. Энгельсом, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины XVIII в. - первой половины XIX в., которая была представлена учениями Канта, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. Все они в высшей степени оригинальные мыслители, очень различные по своим взглядам, но вместе с тем, они позволяют рассматривать немецкую философию как единое духовное образование.

1. Прежде всего их объединяет сходное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Философия выполняла высокую духовную миссию - являлась критической совестью культуры. Философия, считали они, впитывает соки культуры, цивилизации и призвана быть и осуществлять критическую рефлексию. И. Кант, Фихте, Гегель высоко возносят философию и относятся к ней как к строгой, систематической науке, правда, науке специфической по сравнению с естествознанием.

Философия не просто опирается на науку, подчиняясь критериям научности, но и сама дает науке широкие гуманистические ориентации. Они пытались мысленно охватить все глубинные, существенные особенности развития мира, природы, человеческого бытия.

2. Вторая особенность немецкой классической философии заключается в том, что ей выпала миссия придать философии облик широко разработанной, дифференцированной системы дисциплин, идей, понятий.

При этом каждый представитель немецкой классической философии строил свою систему, свое учение о бытии (онтология), о познании (гносеология), о человеке (антропология). Преобладающей тенденцией в этих системах является идеализм.

3. Важным достижением немецкой классической философии явилось убеждение в том, что разгадка сущности человека заключена в его активной, творческой деятельности. Мир человека не является изначальной данностью, он культивируется человеком, приобретая статус мира исторической культуры человека. Без него и вне его существование человека невозможно. Способом реализации культуры, основой ее возникновения и существования является деятельность.

Немецкие философы обосновали творчески активную природу познания, в котором субъект и объект тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, образуя целостное познавательное отношение.

4. Немецкая классическая философия проложила путь новому методу мышления - диалектике, разработало целостную диалектическую концепцию развития. Диалектика, хотя и на идеологической основе, открыла перед человеческой мыслью дотоле неизвестные горизонты. Она внедряла принцип историзма как основу мышления.

Немецкая философия ввела некоторые общие принципы в подходе к проблеме исторического развития. И Кант, и Гегель, несмотря на различие взглядов, к развитию истории подходят рационалистически. Историческое развитие они предполагают исследовать не с помощью прозрения - интуиции, а научно - теоретически,предлагая выделить некоторые закономерности истории, считая законы истории законами "разумности". Вместе с тем немецкие философы полагали, что главным двигателем истории являются идеи, побуждения людей. Им были присущи идеи свободы и гуманизма.

В22 Критическая философия И. Канта. Взгляды И. Канта на мораль и религию.

Иммануил Кант («Критика чистого разума») – родоначальник немецкой классической философии родился в 1724 г в Кенигсберге. Здесь же учился, стал ректором университета, писал свои труды и умер в 1804. Он был не только философом, но также крупным ученым в области естествознания. Преподавал.

В его творчестве выделяется два периода:

1) «докритический» (до 70-х гг. 18 века) - сфера интересов ограничивается проблемами онтологии, космологии, естественнонаучными исследованиями. Пытался решать философские проблемы - о бытии, философии природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как умозрительная наука. В этот период он развивал идею саморазвития природы. Основное сочинение – «Общая естественная история и теория неба», содержащая гипотезу о возникновении солнечной системы.

2) «критический» (после 70-х гг. 18 века) характеризуется созданием системы критического (трансцендентального) идеализма. На первый план выходят проблемы гносеологии: познавательные возможности человека, границы научного знания, структура мышления

Кант пытается строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явления или тот способ, который эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой разума”. Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей.

Развивая эту критику Кант пытался

1 - выяснить источники различного вида знаний - научного и философского.

2 - выяснить на чем основывается достоверность знаний.

3 - исследовать формы и категории научного мышления...

Познание человека начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что с помощью ощущений человек познает лишь явления (феномены), а сущность вещей (ноумен) остается непознаваемой, т.к. мир бесконечен и всегда находится сущность более глубокого порядка. т. е. ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретического знания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное знание существует - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о ввс, а только о свойствах вещей, к которым приложимы формы нашего сознания: ощущения, понятия. Ввс принципиально непознаваемы. Поэтому вещи остаются «вещами-в-себе» и в процессе познания не становятся «вещами-для-нас». В этом состоит агностицизм Канта (агностицизм – это учение, отрицающее познаваемость мира).

Он считает, что духовные интересы человека выражаются следующими вопросами:

Что я могу знать? (метафизика, то есть философия)

Что я должен делать? (мораль)

На что я могу надеяться? (религия)

Что такое человек? (антропология)

Эти 4 вопроса представляют собой «скелет» философской системы Канта.

Кант делит все знание на:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.