Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 4. Методика работы над словарем учащихся




1. Основные направления и виды словарной работы в школе.

2. Источники обогащения словаря.

3. Основные типы словарных упражнений.

4. Способы объяснения значения слов.

5. Работа над синонимами, антонимами, многозначными словами, омонимами, паронимами, фразеологизмами.

6. Работа над изобразительными средствами языка.

-1-

Слово – основная значащая единица языка. Словами обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, выражаются чувства и намерения. Любое высказывание складывается из слов и их сочетаний, выстроенных в определенной последовательности в соответствии с замыслом и связанных между собой грамматически. Без достаточного запаса слов невозможно овладение языком как средством общения. Чем богаче словарь школьников, тем шире у них возможность выбора слов для более точного и выразительного оформления мысли. Поэтому объем словаря, его разнообразие и активность рассматриваются в методике как важные условия успешного развития речи. Важно, чтобы усвоение слов проходило не стихийно, чтобы учитель управлял этим процессом и таким образом облегчал бы его для учащихся, делал бы его эффективнее и обеспечивал правильность, полноту усвоения. Словарная работа в школе предусматривает 4 направления:

1) обогащение словаря, т.е. новых, ранее неизвестных слов, а также новых значений уже известных слов (ежедневно учащийся должен прибавлять к своему запасу 8-10 слов);

2) уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных выражений, усвоение лексической сочетаемости;

3) активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в активный словарь каждого учащегося (активный словарь составляют те слова, которые субъект не только понимает, но и употребляет в собственной речевой деятельности), введение слов в предложения и словосочетания, включение в беседу, рассказ, изложение, сочинение;

4) устранение нелитературных слов (диалектных, просторечных, жаргонных, грубых, бранных, нецензурных), которые дети усваивают под влиянием речевой среды, исправление ошибочных ударений, произношений.

Словарная работа проводится на каждом уроке русского языка и чтения. Она может иметь разную цель; в зависимости от цели выделяются следующие виды словарной работы: 1) словарно-лексическая (раскрытие и усвоение лексического значения слова); 2) орфоэпическая (отработка правильного произношения слова); 3) словарно-орфографическая (усвоение написания); 4) синтаксическая (включение слова в словосочетания и предложения). Отметим, что словарно-орфографическая работа проводится в форме словарных диктантов, которые сразу же проверяются. Можно рекомендовать картинные диктанты, отгадывание загадок, диктант с взаимопроверкой и т.п.

-2-

Основные источники обогащения словаря - это тексты художественных произведений и учебных книг, тексты кинофильмов и телепередач, речь педагогов. Это педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка. Особо важную роль среди них играют учебные книги, которые составлены так, чтобы каждый новый текст содержал как знакомую, так и новую лексику. В учебниках представлены не адаптированные тексты классической литературы, поэтому школьники усваивают русский язык на подлинных высокохудожественных образцах. Готовясь к уроку чтения, учитель выявляет, какие слова и обороты речи будут использованы для словарной работы: 2-3 слова, непонятные для большинства учащихся можно объяснить, 3-4 слова или словосочетания наметить для уточнения их оттенков, эмоциональной окраски, все эти слова следует включить в высказывания учащихся при ответах на вопросы учителя или пересказе.

Весьма полезным пособием для словарной работы являются словари, в т.ч. помещенные в учебниках, и многочисленные сноски, дающие объяснение значений малопонятных слов.

На речь учащихся влияют и педагогически неконтролируемые источники, которые могут оказаться неправильными с точки зрения литературного языка. Это речь родственников, друзей, окружающих.

-3-

Словарные упражнения содействуют обогащению словарного запаса учащихся, формированию умений осмысленного владения лексическими средствами, укрепляют взаимосвязь между лексическими знаниями и умением пользоваться лексическим запасом языка.

Типы словарных упражнений:

1. Объяснение значений слов. Материалом служат слова и устойчивые сочетания слов, восприятие и усвоение которых вызывает затруднение у учащихся. В основном это термины, архаизмы, неологизмы, слова иноязычного происхождения, слова специальной лексики. Словарная работа связана с умением видеть, находить незнакомые слова в тексте, поэтому она требует систематичности. Учитель просит детей найти незнакомые слова в тексте, в упражнении, отметить их при самостоятельном чтении. Не менее важно приучить школьников записывать новые слова в словарики, выяснять их значение с помощью словаря. Постепенно дети осваивают способы толкования слов. Объектом словотолкования могут быть лексические значения слов вне контекста, одно из значений или различные значения многозначного слова, образное значение слова, лексические значения системно объединенных слов (синонимов, омонимов, антонимов и др.). Упражнения на толкование слов могут сопровождаться заданиями на составление текста: Опишите, как вы представляете себе тайфун. Определите значение этого слова с помощью словаря. Сопоставьте значение слова, данное в словаре, и ваше описание обозначенного словом явления.

Усвоению значения слов способствуют узнавание слов по их

толкованию, в частности, разгадывание кроссвордов, определение

синонимов, антонимов, омонимов и т.п.

2. Группировка слов по семантическим признакам. Данная группа упражнений предшествует заданиям, направленным на создание высказываний. Словарные упражнения этого типа предполагают подбор слов на определенную тему. Составление этих групп слов связано с чтением художественных произведений или с подготовкой высказывания. Например, при подготовке к сочинению учитель просит учащихся записать слова и выражения, которые могут быть использованы в данном сочинении. Или при анализе произведения следует выписать из его текста слова, относящиеся к определенной смысловой группе (природа, профессии и др.).

3. Анализ лексических средств текста. Упражнения этого типа делятся на две группы: а) анализ образцовых текстов, нацеленный на оценку его богатства, выразительности, а также правильность и точность словоупотребления в этом тексте; б) анализ и лексико-стилистическая правка негативного текста, предполагающие выявление слов, употребленных в несвойственном им значении, устранение неоправданных повторов, многословия, замену использованных языковых единиц более точными или выразительными, слов иноязычного происхождения - русскими, диалектных, просторечных - литературными.

4. Составление словосочетаний, предложений, связного текста. Эти упражнения содействуют формированию умений свободного владения системными объединениями слов, соотносительными языковыми средствами. Формированию навыков нормативного, точного, целесообразного словоупотребления и сочетания слов по смыслу. В активный словарь учащихся вводится ранее неизвестная им лексика, активизируются отдельные пласты словарного запаса, устанавливаются системные связи лексического уровня. Составление текста подготавливают упражнения на составление словосочетаний и предложений. К упражнениям этой группы относятся составление высказывания, в основе которого лежит тематическое объединение слов (Перечислите качества вашего друга, которые вам нравятся и которых ему недостает. Напишите сочинение «О моем друге», используя составленную вами группу слов), составление высказывания, в основе которого лежат слова, обозначающие определенное лексическое явление (Вам понравился фильм, а вашему другу — нет. Составьте ряды слов, которые отразят ваши разногласия. Используя антонимы, напишите сочинение).

-4-

Методике русского языка известно много разнообразных приемов работы над значением нового слова.

1. Словообразовательный анализ (От какого слова образовано слово «подберезовик»? Почему его так назвали?).

2. Сопоставление слова с другими словами с целью выяснения различий, разграничения значений паронимов (например, серебряный и серебристый).

3. Объяснение значения слова с опорой на контекст, в котором значение слов «высвечивается», школьники могут понять и особенности употребления данного слова, его сочетаемости, выразительности (Грибы не сыть, но как с ними быть).

4. Выяснение значения по справочным материалам, т.е. по словарям и сноскам.

5. Показ предмета (картинки, макета, чучела) или действия, обозначаемого словом.

6. Замена объясняемого слова синонимом (завет - наказ).

7. Подбор антонимической пары (тусклый - яркий).

8. Разъяснение на основе развернутого описания (В развернутых ответах на вопрос «Кто где живет?» дети раскрывают значение слов англичане, эскимосы).

9. Логическое определение слова на основе установления родо-видовых компонентов (Ель — это хвойное вечнозеленое дерево с мелкой густой хвоей и светло-коричневыми шишками удлиненной формы, висящими снизу ветки).

10. Этимологический анализ (ожерелье - от жерело, т.е. горло).

-5-

Работа с синонимами - наиболее важная область словарной работы, так как лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается синонимикой. Чем больше в словаре синонимов, тем богаче, выразительнее возможности как языка в целом, так и каждого его носителя. Система работа над синонимами в начальных классах складывается из следующих элементов.

1. Усвоение теоретических сведений о синонимах как словах, близких по смыслу.

2. Обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и их оттенков, различий между словами - синонимами.

3. Подбор синонимов, которые могут служить заменой данному слову, и выяснение оттенков значений, особенностей употребления. 4. Градация синонимов, т.е. расположение их по возрастающей или по убывающей степени какого-либо признака.

5. Активизация синонимов, т.е. использование их в связной речи.

6. Исправление речевых ошибок, связанных с неудачным употреблением слов, заменой его более уместным в данном случае синонимом.

7. Вычленение из данного учителем списка синонимических групп.

8. Замена описательного оборота словом - синонимом.

Для контраста, создающего яркость и образность, в речи используются слова - антонимы. Антонимы часто встречаются в текстах книг для чтения. Работа над антонимами включает следующие компоненты.

1. Усвоение теоретических сведений об антонимах как словах, противоположных по смыслу.

2. Обнаружение антонимов в читаемых текстах, объяснение противоположности их значений.

3. Подбор антонимов к данным словам.

4. Составление предложений с парами антонимов.

5. Замена антонима в предложении.

6. Продолжение начатого предложения с антонимами.

7. Подбор антонимов к многозначным словам.

8. Составление параллельных синонимических рядов (медленно, вяло -быстро, энергично).

Младшие школьники часто смешивают сходные слова: войти и зайти, рыбий и рыбный, одеть и надеть и др. Работа над указанными словами — это работа над уточнением значения слов и их сочетаний. Целесообразно ведение словариков паронимов, включение их в словосочетания и предложения, сопоставление их значений, корректировка негативных текстов. Изучение паронимов не предусмотрено школьной программой. Однако упражнения на материале однокоренных созвучных слов – интересный дидактический материал для уроков развития речи. При этом работа над паронимами проходит в несколько этапов в3-4 классе.

1 этап – рецептивный: восприятие паронимов, произнесение созвучных слов, предварительное осмысление лексических значений. Например, чтение текста, в котором встречаются смешиваемые созвучные слова, вычленение таких слов; чтение словарных справок, описывающих значение паронимов, уточнение различия в их значении. Ответы на вопросы учителя типа:

- Каково значение слова роднить? А родить?

- С каким похожим словом путают слово костистый?

- От какого созвучного слова следует отличать слово рыбий?

2 этап – репродуктивный: этап практической тренировки, усвоение лексико-грамматической сочетаемости созвучных слов, активизация операций с паронимами. Например, можно предложить детям такие упражнения:

1) Где можно, подберите антонимы:

Белеет парусник -…парусник;

Белит чай молоком - ….

2) Напишите под диктовку. Найдите однокоренные слова, выделите корень:

Описать красоту, написать рассказ, дружеская беседа, дружественная делегация…

3 этап – продуктивный: выработка навыка свободного владения словом при построении собственных речевых конструкций; речевые упражнения на конструирование и реконструирование текста с паронимами. На данном этапе можно предложить упражнения:

1) Вставьте подходящие по смыслу слова:

На … учёного съехалось много гостей. В адрес …прозвучало много добрых слов. (юбилей, юбиляр)

2) Составьте словосочетания:

Надеть (шапку, кофту, куклу, сестру); одеть (варежки, ребенка, свитер, больного).

3) Исправьте ошибки:

В его словах звучали вражеские нотки. Я предоставил работу на проверку учителю.

Основа работы над многозначностью - это анализ образов из прочитанных текстов. Иносказательное, образное употребление слов (тропы речи) в художественных произведениях помогает осознать многозначность, переносное значение слов. Кроме того, проводятся и специальные упражнения:

1. Подобрать слова, которые имеют 2-3 значения.

2. Объяснить значение слов гребешок, язык, горлышко, нос, молния и др.

3. Сравнить значение слов в сочетаниях идут часы - идут дети - идет, строительство, камень на дороге — камень на сердце и др.

4. Подобрать близкие по смыслу слова к каждому значению данных слов: сырой песок — сырой помидор.

5. Подобрать противоположные по смыслу слова к каждому значению данных слов.

От многозначности дети переходят к омонимам, теоретические сведения о которых в начальной школе не даются, и формирование соответствующих понятий проходит лишь подготовительную стадию. Дети встречаются с омонимами на занимательном, игровом материале.

-6-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 9850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.