КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работа над образными выражениями
В художественном тексте слова и их сочетания приобретают дополнительные значения, чаще иносказательные. В начальных классах ведется работа над основными изобразительно-выразительными средствами, т.е. тропами: сравнением, метафорой, перифразом. Троп – это слово или выражение, употребленное в переносном значении и служащее для создания образа. Начальная школа не ставит задачу дать теоретические сведения о средствах образности. Вся работа носит практический характер. Её цель – научить понимать яркий, образный язык художественных произведений, представлять нарисованные словами картины и использовать для выражения собственных мыслей, эмоций, чувств тропы речи. Для эффективного обучения использованию образных выражений учителю следует иметь представление о наиболее употребительных тропах. Сравнение – это сопоставление двух явлений для того, чтобы пояснить одно одно из них при помощи другого. Сравнение может выражаться: - оборотами с разными союзами (Его речь сверкала, как алмаз); - при помощи слов подобный, похожий (…отсюда, издалека, Эйфелева башня казалась прозрачной, похожей на акварельный рисунок, на фантазию талантливого ребенка ); - творительным падежом имени существительного (яркое пламя столбом стояло); - формой сравнительной степени прилагательного + существительное (Он был мрачнее тучи). Метафора – (перенос) – использование слова в переносном значении на основании сходства в каком-либо отношении между двумя предметами или явлениями. Метафора – это скрытое сравнение. В основу метафоризации может быть положено сходство различных признаков предмета: - цвета: В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря (Фет); - форма: И роняют тихо слёзы ароматные цветы (Фет); - назначение: Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно (Пушкин); - расположение: Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана (Лермонтов). Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека: … и звезда с звездою говорит (Лермонтов). Олицетворение используется при описании явлений природы, окружающих вещей. Эпитет – это образное определение предмета или действия: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она (Пушкин). Эпитет не только ярко, образно описывает предмет, но и передаёт авторскую оценку. Чаще всего эпитет выражается прилагательным («клён кудрявый»), но может выражаться существительным («волшебница-зима»), наречием («утомительно гремит»). Перифраз – описательный оборот, употребляемый вместо слова или словосочетания: Унылая пора! Очей очарованье! (Пушкин). В перифразах выделяется один какой-либо признак, а все другие затушёвываются, поэтому перифраз даёт возможность обратить внимание на наиболее важные в художественном отношении части или свойства предмета. Перифразы могут быть общеязыковывми, получать устойчивый характер: золотой телец, люди в белых халатах. Анализ использованных в авторских текстов тропов не должен сводиться только к логической работе, т.е. к выделению оснований для сравнения (скрытого или явного). Главное – вызвать в воображении детей картины, образы: Представьте, как …, дать понять, как данное выражение позволяет автору передать мысль. Основные приёмы работы над изобразительными средствами языка: 1) обнаружение в тексте образных слов; 2) объяснение значения слов и оборотов; 3) словесное рисование, воссоздание образов по вопросу: Какую картину рисует автор? Что ты представляешь, читая строки? 4) использование проанализированных образов в собственных рассказах, пересказах, изложениях, сочинениях; 5) отработка интонации, подготовка к выразительному чтению; 6) упражнения по подбору сравнений, эпитетов, составление. Учитель может предложить детям следующие упражнения: 1) Прочитайте. Начало быстро светать. Неожиданно над нашей головой, на огромной высоте, показалось розовое облачко (Паустовский) - Какую картину вы представляете, прочитав текст? - Какое словосочетание помогло понять тест? (розовое облачко) - Почему оно розовое? (Начался рассвет, облачко окрасилось красноватыми лучами) - Каким вы его представляете? На что оно похоже? (пушистое, нежное, легкое, как вата; похоже на…); - Одно СЛВЧ помогло представить картину. Сочетание слов, с помощью которого можно увидеть картину, представить её, почувствовать или даже пережить, называются образными выражениями. - А теперь попробуйте найти образные выражения в стихотворении С. Есенина. 2) Сравните два описания. Какое более удачно? 3) Вставьте подходящие по смыслу слова, пользуясь справочными материалами. 4) Сравните предметы и выявите черты сходства. 5) Расположите слова по степени усиления обозначенного ими признака: Гнев, ярость, злость, раздражение; быстрый, стремительный, торопливый. 6) Прислушайтесь с закрытыми глазами к окружающему миру. Что вы слышите? Какие образные выражения можно использовать, чтобы передать это?
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |