Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные задачи и принципы работы Фонда




РФФИ

Грант

используется особенно часто для поддержки исследований и разработок со стороны государства, если результаты работ неопределенные либо они не могут принести непосредственную пользу или выгоду в ближайшем будущем. Основными характеристиками гранта являются его целевой характер, общественная полезность, безвозмездность выделяемых по гранту средств.

Именно форму гранта – де_факто, но не де_юре, используют российские научные фонды. В действующих уставах РФФИ и РГНФ определены основные принципы поддержки науки через систему грантов:

 адресность поддержки: гранты выделяются преимущественно50

не организациям, а небольшим коллективам ученых (или индивидуальным ученым) независимо от возраста, ученого звания, ученой степени или должности, занимаемой ученым в научной организации, и от ее ведомственной принадлежности. Главное – качество научного предложения и возможности коллективазаявителя его реализовать. Однако и организация, в которой работают победители, получает дополнительные средства — около 15% размера самого гранта – на поддержание и развитие инфраструктуры. Таким образом, те институты, в которых много грантодержателей, автоматически получают больше средств, чем остальные;

= конкурсность в предоставлении финансовой поддержки: гранты выделяются строго на конкурсной основе в результате многоэтапной, независимой экспертизы проектов;

 безвозмездность и безвозвратность финансовой поддержки: гранты выдаются безвозмездно и безвозвратно при условии целевого использования выделенных средств и при обязательстве ученых сделать результаты исследований общественным достоянием.

 

Справка – грантообразующие организации

 Американский благотворительный фонд поддержки информатизации образования и науки
 Благотворительный фонд "Научное партнерство"
 Кауффман-фонд
 Конкурсный центр фундаментального естествознания
 Красноярский краевой фонд науки
 Международный благотворительный научный фонд имени К.И.Замараева
 Международный благотворительный фонд имени Д.С. Лихачева
 Международный научно-технический центр (МНТЦ)
 Международный научный фонд экономических исследований академика Н.П.Федоренко
 Международный Союз Экономистов
 Международный фонд "Поколение"
 Межрегиональный общественный фонд "Открытая Сибирь"
 Московский общественный научный фонд
 Национальная валютная ассоциация
 Независимый Институт Социальной Политики
 Некоммерческий Фонд "Глобальная энергия"
 Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского
 Российская благотворительная организация ИНО-Центр
 Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ)
 Российский фонд технологического развития
 Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ)
 Федеральная целевая программа "Интеграция"
 Фонд "Русский мир"
 Фонд Евразия
 Фонд некоммерческих программ "Династия"
 Фонд поддержки образования и науки
 Фонд содействия отечественной науке
 Фонд Содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
 Фонд «Научный потенциал»
 Центр изучения Германии и Европы

Таким образом, к достоинствам фондов как финансовых институтов можно отнести то, что они:

1) позволяют выявить и поддержать наиболее значимые и приоритетные работы, поскольку в деятельности фондов заложен механизм селекции; при этом предложение новых научных идей стимулируется через активизацию научного сообщества;

2) обладают действенным механизмом преодоления ведомственных барьеров, региональной разобщенности и дисциплинарной обособленности в науке;

3) способствуют междисциплинарной, межведомственной и

межрегиональной кооперации;

4) создают механизм интеграции науки на принципах и основаниях, адекватных рыночной экономике;

5) способствуют продвижению в обществе полученных результатов;

4) являются формой признания заслуг ученых и научных коллективов.

В то же время фонды не являются универсальным механизмом

финансирования НИОКР и, конечно, имеют пределы эффективности, поскольку они:

1) не предназначены для системной поддержки инфраструктуры науки, включая ее информационную составляющую;

2) не решают в полном объеме задачу восстановления кадровой структуры и преемственности, хотя и способствует ее улучшению;

3) выявляют кадровый балласт в науке и косвенно свидетельствуют об институциональном несовершенстве научных организаций, но сами по себе автоматически не устраняют ни то, ни другое.

Основными проблемами в деятельности фондов, которые снижают эффективность их работы и уровень доверия со стороны научного сообщества, были названы следующие:

недостаточная прозрачность в деятельности фондов, отборе проектов, отсутствие информации о причинах отклонения заявок;

недостаточная популяризация фондами своей деятельности и программ;

наличие программ, ограничивающих соискателей по возрасту;

отсутствие обратной связи после реализации проектов (нет оценки выполненных проектов);

усложненная форма заявок и обилие бумаг, которые необходимо заполнять при соискании грантов;

усложненная отчетность по грантам;

отсутствие анонимности при отборе проектов: экспертам известны имена заявителей, и отбор проектов привязан к именам соискателей;

несвоевременное и в неполном объеме финансирование проектов.

Таким образом, существенным является наличие определенного информационного «вакуума» со стороны фондов и нарушение «обратной связи». Фонды, как правило, ограничиваются анонсированием программ и помещением на своих сайтах или в печати форм заявок. До исследователей не доводится информация о том, кто и как отбирает проекты, как и почему меняются приоритеты и принципы деятельности фондов, а также каковы итоги реализации тех или иных программ. Статистические обзоры об итогах работы фондов оказались для большинства ученых неубедительными, особенно в части регионального распределения средств. Таким образом, сама идея конкурсного грантового финансирования не оспаривалась, а недовольство было связано преимущественно с процедурными моментами.

 

Для того чтобы фонды действовали более эффективно, целесообразно предпринять следующие шаги.

1. Следует изменить юридический статус РФФИ и РГНФ. Статус этих фондов как государственных учреждений не соответствует реальной практике их работы. Фактически оба фонда функционируют в режиме государственных грантовых агентств, которые по сути своей гораздо ближе к статусу тех агентств, которые являются сегодня структурными единицами в правительстве РФ. В этой связи следует законодательно определить статус фондов в соответствии с их реальными функциями.

2. Следует законодательно обеспечить унификацию понятия «грант», дав его единую трактовку в Гражданском, Бюджетном и Налоговом кодексах, а также в специализированных законах, касающихся научной деятельности.

3. Важно было бы предоставить фондам возможность реализации программ, направленных на формирование целостной национальной инновационной системы. Перспективными представляются программы, обеспечивающие формирование связей между фундаментальной наукой и ее практическими приложениями. Для этого важно развитие государственно_частных партнерств и, в частности, совместных инициатив с фондами, действующими в инновационной сфере. Следует усилить внимание фондов к сотрудничеству с региональными администрациями, в том числе через программы, стимулирующие формирование и развитие исследовательских сетей. Перспективным представляется также развитие программ совместных с зарубежными фондами и другими партнерами исследований на паритетной основе. Такие программы одновременно обеспечивают зарубежную экспертизу научных проектов. Для эффективной реализации партнерских и сетевых проектов следует предусмотреть существенное увеличение размеров предоставляемых грантов.

4. В системе действующих государственных научных фондов в полной мере реализован принцип целевой ориентации федерального бюджета. В этой связи необходимо заметно увеличить долю

этих фондов в государственных расходах на НИОКР. Опыт наиболее развитых стран мира подтверждает, что доля грантового финансирования среди различных форм распределения бюджетных средств должна быть значительно (как минимум в 2–3 раза) выше.

5. Одновременно с ростом бюджетов фондов должна проходить более четкая селекция реализуемых инициатив, а также определяться стратегия развития самих фондов, что позволит планировать изменения программ.

6. Важно, чтобы программа инициативных проектов была постоянно открыта для новых научных коллективов и не замыкалась на поддержке одних и тех же установившихся научных групп. Для этого, во_первых, может использоваться механизм международной экспертизы, а во_вторых, могут вводиться определенные ограничения. В качестве последних может быть выбрано либо число грантов, которые, в принципе, ученый может получить от данного фонда, либо предельный объем финансирования.

7. Ключевым принципом поддержки ученых и научных коллективов (инициативных проектов) должно быть обеспечение гибких схем реализации программ, когда общие инициативы по поддержке науки дополняются специальными грантами (например, подпрограммами грантов на поездки для тех, кто защитил диссертацию в течение последних 5–7 лет, грантами для краткосрочных визитов в зарубежные лаборатории и т.п.). Это позволило бы ученым восполнить те или иные наиболее важные для них пробелы в развитии научной карьеры.

 

Справочно

ИСТОРИЯ

Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) создан указом Президента Российской Федерации № 426 от 27 апреля 1992 года по инициативе крупнейших ученых страны.

Российский фонд фундаментальных исследований – самоуправляемая государственная некоммерческая организация в форме федерального учреждения, находящегося в ведении Правительства Российской Федерации, основной целью которой является поддержка научно-исследовательских работ по всем направлениям фундаментальной науки на конкурсной основе, и которая призвана построить новые отношения между учеными и государством.

Создание РФФИ означало рождение принципиально новой для российской науки организационной формы – открывшей ученым более широкие возможности творческого самовыражения, позволившей им самостоятельно осуществить выбор тематики исследований, создать творческие коллективы и сконцентрировать средства на наиболее перспективных работах.

Во главе РФФИ в разные годы стояли крупные российские ученые директор-организатор Фонда академик А. А. Гончар, академики В. Е. Фортов, М. В. Алфимов, В. Ю. Хомич. С июня 2008 г. Российский фонд фундаментальных исследований возглавил академик Панченко В.Я.

За период с 1992 по 2006 гг. РФФИ провел четырнадцать циклов конкурсов по всем разделам естественных и гуманитарных наук. С РФФИ взаимодействовали ученые из более чем 4000 организаций России. При поддержке РФФИ в 1993-2004 гг. проведено свыше 4500 научных конференций и семинаров в России. За счет грантов РФФИ около 13000 ученых России выезжали для участия в конференциях за рубеж. На средства РФФИ с 1993 по 2004 гг. поддержано около 3000 издательских проектов, издано 2100 книг. С 1998 по 2005 гг. при участии РФФИ проведено 15 семинаров на тему “Результаты фундаментальных исследований для инвестиций”.

К 2005 г. общее количество проводимых Фондом конкурсов достигло 30, в том числе 11 основных, 11 международных и 8 региональных. Практическая реализация новых для нашей страны принципов позволила выявить и поддержать наиболее талантливую и жизнеспособную часть ученых, ведущих первоклассные фундаментальные исследования в научных учреждениях государственных академий, в университетах, вузах и прикладных институтах.

Основная задача Фонда, в соответствии с Уставом – это проведение конкурсного отбора лучших научных проектов из числа тех, что представлены Фонду учеными в инициативном порядке, и последующее организационно-финансовое обеспечение поддержанных проектов.

Российский фонд фундаментальных исследований поддерживает фундаментальные исследования по следующим основным областям знаний:

 

1 математике, механике и информатике (01);

2 физике и астрономии (02);

3 химии (03);

4 биологии и медицинской науке (04);

5 наукам о Земле (05);

6 наукам о человеке и обществе (06)

7 информационные технологии и вычислительные системы (07);

8 фундаментальные основы инженерных наук (08).

В соответствии с Уставом Фонда, принятие всех решений о выделении средств для поддержки тех или иных проектов фундаментальных исследований, осуществляется по результатам экспертизы, проводимой независимыми экспертами и экспертными советами, состоящими из активно работающих ученых – авторитетных специалистов в своих областях фундаментальных знаний.

Один из основополагающих принципов работы РФФИ – адресность финансирования: Фонд целевым образом финансирует не организацию в целом, а группу ученых, выполняющую именно тот проект, который одобрен экспертами РФФИ.

Важный принцип работы РФФИ – полная открытость. Нормативные документы Фонда, объявления конкурсов и их результаты, инструкции для соискателей грантов публикуются и доступны всем, кого это интересует.

Фонд предоставляет средства на безвозвратной некоммерческой основе. Непременным условием предоставления средств Фондом является обязательство ученого, группы ученых или научной организации опубликовать результаты исследований, проведенных на средства Фонда, и сделать их общественным достоянием.

 

Для достижения основной цели - поддержки фундаментальных научных исследований, Фонд:

а) проводит отбор на конкурсной основе проектов;

б) разрабатывает и утверждает порядок рассмотрения представляемых на конкурс проектов, порядок проведения экспертизы проектов и предложений;

в) осуществляет финансирование отобранных проектов и мероприятий, а также контролирует использование выделенных средств;

г) поддерживает международное научное сотрудничество в области фундаментальных научных исследований, включая финансирование совместных научно-исследовательских проектов;

д) осуществляет подготовку, выпуск и распространение информационных и других материалов о деятельности Фонда;

ж) участвует в выработке предложений по формированию государственной научно-технической политики в области фундаментальных научных исследований.

Объявления о проведении конкурсов, результаты конкурсного отбора, решения Фонда о финансировании проектов и мероприятий, а также другие материалы о деятельности Фонда публикуются в печати и распространяются через электронные средства информации.

КОНКУРСЫ РФФИ

Виды конкурсов, перечень научных направлений, по которому объявляется конкурс, сроки и порядок его проведения, и общие принципы финансирования проектов, определяет Совет Фонда.

 

Развитие системы конкурсов РФФИ в 1993-2007 гг.

Рис. 1 Изменение среднего размера гранта РФФИ по инициативным проектам в 2002-2006 гг.

ЭКСПЕРТИЗА

Экспертиза является важнейшим элементом деятельности РФФИ. Все решения о поддержке проектов в РФФИ принимаются исключительно по результатам экспертизы.

Рассмотрение научных проектов, оценка возможностей их выполнения и выработка рекомендаций о целесообразности и объеме их финансирования проводятся членами экспертных советов по направлениям наук и экспертами Фонда. Каждая заявка проходит в РФФИ независимую многоэтапную экспертизу. После регистрации заявку рецензируют два-три эксперта, работающих независимо и анонимно. Затем сами заявки и результаты первичной экспертизы независимых экспертов представляются на секцию Экспертного совета (5-15 чел) за которой закреплено 4 - 7 узких направлений (кодов классификатора РФФИ) в данной области знания. Окончательные рекомендации для Совета Фонда вырабатывает Экспертный совет (70-100 чел.). Принципиальная схема организации экспертизы в РФФИ представлена на рисунке 1.

Экспертом РФФИ может быть признанный авторитетный специалист высшей квалификации с ученой степенью доктора (в основном) или кандидата наук (как исключение) из числа активно работающих ученых. Состав экспертов Фонда (более 2 тыс. чел.) ежегодно ротируется на треть и утверждается бюро Совета Фонда по представлению экспертных советов. В соответствии с правилами РФФИ ученый не может быть экспертом Фонда более 6 лет подряд. В последние годы, благодаря развитию информационной системы Фонда, от 75 до 100% экспертиз проводится в режиме on-line, что позволило значительно увеличить число ученых из всех регионов России, привлекаемых в качестве экспертов и,

 

Рис. 1 Экспертная система РФФИ

 

 

В РФФИ в 2006-2007 гг. действуют экспертные советы:

 

1. - по математике, механике и информатике;

 

2. - по физике и астрономии;

 

3. - по химии и науке о материалах;

 

4. - по биологии и медицинской науке;

 

5. - по наукам о Земле;

 

6. - по наукам о человеке и обществе;

 

7. - по информационным технологиям и информационным системам;

 

8. - по фундаментальным основам инженерных наук;

 

9. - по ориентированным фундаментальным исследованиям.

При проведении региональных конкурсов РФФИ экспертиза проходит по несколько измененной схеме. Конкурсные материалы представляются в Фонд после экспертизы региональных экспертных советов, деятельность которых удалось активизировать благодаря созданию в РФФИ Координационного совета, в состав которого вошли ведущие представители академической и вузовской науки из всех федеральных округов страны. Региональные экспертные советы формируются с учетом мнения администрации субъекта Российской Федерации и утверждаются бюро Совета Фонда.

 

Всего, в течение года РФФИ проводит около 65-70 тыс. экспертиз заявок по всем видам конкурсов.

БЮДЖЕТ ФОНДА

Средства Фонда формируются за счет:

 

– государственных ассигнований, составляющих до 6% от средств, выделяемых на гражданскую науку в бюджете Российской Федерации;

 

– добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц.

На рис. 1 представлены данные о финансировании РФФИ из бюджета государства с 1993 года.

 

Рис. Изменение бюджета РФФИ с 1993 по 2007 гг.

Средства Фонда используются на:

а) финансирование научных проектов и иных мероприятий, отобранных на конкурсах, проводимых Фондом;

б) приобретение и распространение научной информации в целях поддержки фундаментальных научных исследований;

в) содержание аппарата, развитие материально-технической и информационной базы Фонда, проведение экспертиз.

Распределение средств между различными видами деятельности РФФИ ежегодно утверждается Советом Фонда. Основная часть средств Фонда (более 70%) направляется на финансирование инициативных научных проектов, выполняемых небольшими научными коллективами (до 10 человек) или отдельными учеными (плановое распределение бюджетных средств РФФИ в 2007 г. см. рис. 2). Инициативный проект финансируется не более трех лет.

Между областями знания финансовые средства распределяются с учетом количества поступающих заявок на конкурс инициативных проектов.

Рис. 2 Плановое распределение финансирования по видам деятельности на 2007 г.

 

 

Рис. 3 Распределение средств между областями знаний по виду деятельности “Инициативные научные проекты и прочие конкурсы РФФИ” на 2007 год




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.