Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления

Культы

В конфуцианстве сложился целый ряд взаимосвязанных культов: культ классических конфуцианских сочинений, письменности, грамотности и образованности, культ учёных-чиновников, культ китайской конфуцианской цивилизации, наконец, культ самого Конфуция. Вскоре после смерти Конфуция вблизи его могилы в Цюйфу (провинция Шаньдун) в его память был сооружён первый храм, ставший местом паломничества, общекитайской святыней. В эпоху Хань (207 до н. э. — 220 н. э.) было положено начало формированию государственного культа Конфуция. В VI в. по указу императора храмы в честь Конфуция начали сооружать в каждом городе страны, в них совершались обряды и жертвоприношения. Унифицирована была архитектура конфуцианских храмов, они стали более величественными. Специальных служителей культа в конфуцианстве нет, не сложился и институт монашества, хотя существовали конфуцианские отшельники-книжники. Весной в Китае неизменно отмечается «цин лин» — праздник поминовения усопших, когда обязательно посещение могил предков. Конфуцианство оказало определённое влияние на развитие культов Неба и Земли, носивших до революции 1911 официальный характер.

Конфуций верил в возможность построения в стране в перспективе общества «Великого единения» («Да тун»), для которого будут свойственны равенство, мир, человеколюбие, правильное правление. В учении Конфуция было много утопического, противоречивого и ошибочного, но он сам готов был исправить ошибку, если ему на неё указывали.

 

Слова в тексте Конфуция обладают большой ёмкостью, многозначностью, что было связано с особенностями мировоззрения людей его эпохи. Поэтому конфуцианское учение за многовековую историю своего существования развивалось и трактовалось его учениками и последователями по-разному, образовав несколько направлений. Среди последователей Конфуция особо следует отметить Мэнцзы (около 372—289 до н. э.) и Сюньцзы (около 313 — около 238 до н. э.). Мен-цзи развивал учение Конфуция о Небе как безличностной объективной необходимости, судьбе, которая стоит на страже добра. Новым у Мен-цзи состояло в том, что он усматривал наиболее адекватное отражение воли Неба в воле народа. Философ утверждал, что Вселенная состоит из ци — жизненной силы, энергии, которая в человеке должна быть подчинена воле и разуму. «Воля — главное, а ци — второстепенное. Поэтому я говорю: изменяйте волю и не вносите хаос в ци». Наиболее характерный момент учения Мен-цзи — его тезис о том, что человек от рождения хороший, добрый.

Его последователь Сюнь-цзи это решительно опровергал. В своем основном трактате О злой природе человека» он писал противоположное: естественными чертами человека является стремление к наживе и жадность. Инстинктивная жадность противопоставляет людей друг другу. Если бы человек по своей природе был добрым, говорил Сюнь-цзи, то ненужными были бы ни воспитание, ни ритуалы, ни законы, ни обязанности, ни сама государственная власть, укреплению котороый и способствовала в большой степени этическая система Конфуция.

Большую работу по восстановлению аутентичного конфуцианства и его комментированию провели ряд китайских философов, особенно Чжу Си (1130—1200). В западной литературе это направление по обновлению конфуцианства получило название неоконфуцианства.

Начиная со второй половины XIX в. конфуцианские идеи стали пользоваться вниманием китайских реформаторов, включая Кан Ювэя (1858—1927), Сунь Ятсена (1866—1925), Чан Кайши (1887—1975), Ли Куан Ю (р. 1923) и др.

Хотя авторитет Конфуция на протяжении многих столетий был очень высоким, периодически имели место антиконфуцианские высказывания и даже кампании. Против конфуцианства как государственной идеологии и основы феодальной культуры резко выступал китайский писатель Лу Синь (1881—1936). В 1972—76 Мао Цзэдун (1893—1976) в целях расправы со своими политическими противниками развернул «кампанию критики Линь Бяо (1907—71) и Конфуция», в ходе которой подвергались нападкам биография и само учение Конфуция.

Новая волна интереса к конфуцианство возродилась с конца 1970-х гг. В 1984 в городе Цзинань (провинция Шаньдун) создан Китайский фонд Конфуция, издающий с 1986 ежеквартальник «Исследование Конфуция» (Кунцзы яньцзю). В 1985 образован Научно-исследовательский институт Конфуция. С конца 80-х гг. возобновились торжественные церемонии в восстановленном храме Конфуция в Пекине, а также на его родине. На Тайване и в Сингапуре день рождения Конфуция считается праздничным днём.

В Китае конфуцианство повлияло на образ мышления населения и сыграло значительную роль в формировании китайского национализма. Каждый китаец, где бы он ни жил, в той или иной мере является конфуцианцем, независимо от степени его образованности, социального положения и даже исповедуемой религии.

Конфуцианство широко распространено в материковом Китае, в том числе в Сянгане, в Макао, на Тайване, в Корее, Вьетнаме, Сингапуре, среди китайцев, живущих в различных странах мира. Определить численность конфуцианцев в Китае очень трудно, так как среди китайцев широко распространено явление поликонфессиональности. Число некитайских приверженцев конфуцианства (прежде всего корейцев) в 1996 ориентировочно 5 млн. человек.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные этико-философские идеи Конфуция | Влияние конфуцианства на политическую систему Китая
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.