КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные этико-философские идеи Конфуция
Раннее конфуцианство, как и даосизм, являлось прежде всего философией. Оно включало в себя всю систему разнообразных гуманитарных знаний, в том числе мифологических, поэтических, исторических, ритуальных и т. д. Философия Конфуция строилась прежде всего на нравственных общечеловеческих принципах и поэтому оказалась близкой по своим установкам различным слоям общества. Основываясь на древнекитайской концепции «дао», Конфуций даёт ей своё толкование: он тесно увязывает понятия «дао» (пути) и «дэ» (добродетели). Учение Конфуция о «дао» нашло в дальнейшем конкретное воплощение во всех его этико-моральных понятиях и принципах. Конфуцианство с полным основанием может быть названо также «жэнь дао» («путь человеколюбия», «учение о человеколюбии»), ибо понятие «жэнь» является в нём ключевым. Оно весьма многогранно в представлении Конфуция. Гуманными, человечными, благорасположенными, милосердными, добрыми, по его мнению, были легендарные «совершенномудрые» правители древности Яо, Шунь и Юй. «Жэнь» было высшей мерой оценки достоинств человека. В «Луньюе» содержится 109 определений «жэнь». Все этические понятия Конфуция всегда многозначны. Поведение личности, по его учению, определяют также «чжун» (верность, преданность, лояльность, честность), «шу» (великодушие, сострадание, забота о людях), «и» (справедливость, долг, правильность). «Жэнь», «чжун», «шу» и «и» составляют так называемое «единое», пронизывающее всё учение Конфуция о личности, обществе и государстве. Перечисленными качествами должен обладать «цзюньцзы» («благородный муж») — идеал совершенного человека. Сам Конфуций так определяет эту личность: «Благородный муж всегда исходит из чувства справедливости, которое выражается в том, что в делах он следует правилам поведения, в речах скромен, при завершении дел правдив... Благородный муж думает о девяти /вещах/ — о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слушать четко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительны; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходимости спрашивать других, когда появляются сомнения; о необходимости помнить о последствиях своего гнева; о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу». Каждый человек путём нравственного и культурного совершенствования должен стремиться к овладению качествами «цзюньцзы». Но если человек не будет следовать учению Конфуция в практической жизни, то он непременно превратится в «сяо жэнь» (низкого, маленького человека). «Благородный муж», кроме того, обладает «вэнь», то есть всем богатством духовной культуры. По Конфуцию, никому не заказан путь к знаниям («чжи»), то есть каждый человек может и должен овладевать знаниями, стремиться к совершенствованию. Отношения людей в семье и обществе должны основываться на полном соблюдении «ли» — этико-ритуальных норм, этикета. По Конфуцию, каждый человек всегда должен знать свои обязанности и права и неукоснительно выполнять положенное: «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном». Первейшая заповедь каждого человека — быть почтительным добропорядочным сыном, соблюдать полную покорность воле родителей, оказывать сыновнюю почтительность («сяо»). Конфуций неизменно подчёркивал необходимость благоговения человека перед предками и почтения к ним. Культ семейно-родовых предков по мужской линии занимает особое место в конфуцианстве. Перед домашним алтарём и в специальном храме предков регулярно совершаются обряды жертвоприношений. Культ предков в конфуцианстве в европейской традиции обычно связывается с религией; в сознании же китайцев связь с предками органически сочетается с их мировоззрением и является естественной составной частью их образа жизни, как и соблюдение «сяо», «жэнь» и других норм этикета. Поддерживать связь с предками, совершать в их честь и память ритуалы — это обязательное условие соблюдения этикета, непременная обязанность мужчин, их святой долг как по отношению к предкам, так и по отношению ко всем людям. Правила поведения «ли» предусматривали не только почитание предков и родителей, уважение к старшим, но и преданность государю, правителю. Однако, по Конфуцию, «правитель должен быть правителем», то есть он должен управлять народом, проявляя человеколюбие и добродетель. Если же дела в государстве идут плохо и государь не может достойно управлять, то необходимо провести преобразования, то есть осуществить идею «чжэн мин» — выправления имён, чтобы название соответствовало содержанию. Таким образом, последователи Конфуция фактически признавали за народом право насильственного свержения неугодного правителя. Конфуций говорил также о влиянии воли Неба на решение государственных дел, наместником же Неба на земле признавался чжоуский правитель, получивший титул Сына Неба. Это положение даёт право некоторым учёным говорить о религиозной сути конфуцианской концепции Неба. Однако не следует забывать при этом о концепции «чжэн мин», не позволяющей абсолютизировать власть Неба. В конфуцианстве совершенно не разработан вопрос о происхождении мира и человека, нет акцента на большую, исключительную зависимость их от внешних сил. Поэтому конфуцианство в общем скептически относится к исполнению пышных обрядов, что было характерно для даосов. Конфуций считал, что благородные, высокообразованные мужи не должны совершать какие-то колдовские обряды, признавать их влияние на жизнь человека. Последователи Конфуция с иронией воспринимали приверженность даосов к исполнению многочисленных магических обрядов. В частности, высмеивая даосов, они утверждали, что можно долго и много молиться, совершать различные обрядовые действия, но дождь всё равно не пойдёт. Таким образом, если и признавать наличие в конфуцианстве каких-то религиозных моментов, то и в этом случае оно выступает как весьма специфическая секуляризованная форма религии, в которой мирское, профанное органически сочетается с сакральным.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |