Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследования




Статистическая обработка результатов психолого-педагогического

 

Математические и статистические методы исследования находят широкое применение при выборе количества подлежащих исследованию объектов, для получения нового фактического материала, для анализа и обобщения полученных эмпирическими методами данных.

Выбор оптимального количества подлежащих исследованию объектов. Для достижения объективности, надежности и достоверности результатов (выводов) исследования важно обеспечить массовость и представительность (репрезентативность) объектов изучения. С этой целью психолого-педагогических исследования могут проводиться как сплошные или выборочные. В сплошных исследованиях изучаются все единицы (объекты) изучаемого явления. В выборочных исследованиях изучению подвергается только часть интересующих объектов (явлений, процессов), взятых по какому-либо признаку. В научной практике широко применяются именно выборочные исследования, т.к., во-первых, не всегда имеется изучить всю совокупность явлений (объектов, процессов), во-вторых, часто можно достичь достаточно точных выводов после изучения определенной части исследуемых единиц. В основе выборочного способа исследования лежат положения теории вероятности.

Для соблюдения требований массовости необходимо определить достаточное количество фактов, наблюдений, объектов. С этой целью можно использовать методы вычисления требуемых выборочных совокупностей, которые разработаны математической статистикой. Наиболее простой способ из них: исследователь устанавливает величины вероятности и допускаемой ошибки, по значениям которых по таблице достаточно больших чисел, фрагмент которой приведен в таблице 1[3], находит минимально необходимое количество единиц исследования.

Таблица 1 Краткая таблица достаточно больших чисел

Допустимая ошибка Величина вероятности
0,85 0,90 0,95 0,99 0,995 0,999
10,05            
10,04            
10,03            
10,02            
10,01            

Так, например, допускаемая ошибка в выводах по результатам наблюдений по сравнению с теоретическим предположениями принята равной 0,05 (т.е. мы можем ошибиться не более, чем в 5 случаях из 100). По таблице достаточно больших чисел (см. таблицу 1)можно определить, что правильное заключение может быть сделано в 9 случаях из 10 (с вероятностью 0,9), когда число единиц наблюдения будет не менее 270, или в 99 случаях из 100 (с вероятностью 0,99) – не менее 663 и т.д.

Как видно из таблицы величина требуемой выборки зависит от точности и вероятности, с которыми мы предполагаем делать выводы. В психолого-педагогических исследованиях она не должна быть чрезмерно большой. Для основательных выводов считается, как правило, достаточным 300-500 выбранных для наблюдения единиц.

Выбор объектов психолого-педагогического исследования, достаточно представительных для изучаемого класса явлений, может осуществляться с помощью различных методов отбора: простой случайный отбор, расслоенный случайный отбор, многоступенчатый отбор и др. Случайный выбор объектов из общей совокупности позволяет получать результаты, которые не будут резко отличаться от результатов, получаемых в случае исследования всей совокупности объектов. Т.е. репрезентативность единиц наблюдения обеспечивается, прежде всего, случайным выбором с помощью таблиц случайных чисел.

Например, для проведения массового эксперимента требуется определить 20 учебных групп из имеющихся 200. Для этого составляется нумерованный список всех групп. Затем из таблицы случайных чисел выписываются 20 номеров, начиная с какого-либо числа, через определенный интервал. Эти 20 случайных чисел определяют те группы, которые выбираются для исследования.

Для получения нового фактического материала используются приемы шаблонирования и шкалирования. Шаблонирование повышает информативную емкость анкетного опроса. Шкалирование дает возможность: более точно оценивать действия исследователя и исследуемых; объективно и точно диагностировать и измерять интенсивность определенных психолого-педагогических явлений; упорядочить, количественно оценить, определить низшую и высшую ступени исследуемого процесса, явления. В психолого-педагогических исследованиях используются трехмерная, многомерная, двусторонняя, биполярная и другие оценочные шкалы. Они могут отражаться в виде перечня показателей с определенным числовым значением (таблица 2), в виде таблицы или графически.

Таблица 2 Примеры оценочных шкал

Трехмерная шкала Многомерная шкала Двусторонняя шкала Биполярная шкала
Очень активный   Очень активный   Очень интересуется   Дисциплинированность     Недисциплинированность
Активный   Среднеактивный   Достаточно интересуется  
Пассивный   Не слишком активный   Равнодушен  
    Пассивный   Не интересуется -5
    Полностью пассивный   Совершенно нет интереса -10
           
           
           

 

Графическое изображение оценочных шкал выражает категории в наглядной форме, при этом каждая ступень шкалы характеризуется вербально.

Анализ и обобщение полученных эмпирическими методами данных. Математические и статистические методы позволяют установить различные соотношения, связи между фактами, проследить тенденции в развитии психолого-педагогических явлений. Так, определить сопоставимость и степень достоверности фактов, выбрать основания для их правильной группировки помогает теория группировок математической статистики. В зависимости от целей и задач исследования применяют типологические, вариационные или аналитические группировки.

Типологическая группировка применяется, когда необходимо разбить фактический материал на качественно однородные единицы. Например, распределение количества нарушений дисциплины между различными категориями студентов, разбивка показателей выполнения студентами физических упражнений по годам учебы.

Вариационная группировка применяется при необходимости сгруппировать материал по величине какого-либо изменяющегося (варьирующего) признака. Например, разбивка групп обучающихся по уровню успеваемости, по процентам выполнения заданий, однотипным нарушениям какого-либо порядка и т.п. Вариационная группировка дает возможность судить о структуре изучаемого явления.

При обобщении данных часто используется прием составления и изучения таблиц. Представление о статике явления дают вариационные ряды и таблицы. Сводка данных относительно одной статистической величины отображается как вариационный ряд распределения значения этой величины. По двум и более статистическим величинам составляется вариационная таблица распределения, раскрывающая распределение значений одной статической величины в соответствии со значениями, которые принимают другие величины. Динамику процесса или явления могут показать ряды развития, в которых первая строка содержит последовательные этапы или промежутки времени, а вторая – полученные на этих этапах значения изучаемой статистической величины. С помощью рядов развития выявляются возрастание, убывание или периодические изменения изучаемого явления, вскрываются его тенденции, закономерности. Таблицы, как правило, заполняются абсолютными или средними, относительными величинами.

Результаты обобщения эмпирического материала, помимо и на основе таблиц, часто изображаются графически в виде диаграмм, графиков, фигур и т.п. способами точек, прямых и прямоугольников. Графическое изображение статистического материала таблиц позволяет глубже проникнуть в смысл цифровых величин, уловить их взаимозависимость и черты изучаемого явления. При этом графическое изображение рядов распределения значения одной статистической величины позволяет построить кривые распределения, двух и более статистических величин – поверхность распределения. Ряды развития при графическом исполнении образуют кривые развития.

Аналитическая группировка помогает устанавливать взаимосвязь между изучаемыми явлениями, их взаимозависимость и взаимообусловленность в точном исчислении. Аналитический метод оперирует математическими формулами, с помощью которых выводятся так называемые обобщающие показатели, т.е. абсолютные величины, приведенные в сравнимый вид – относительные и средние величины, балансы и индексы. С помощью относительных величин (процентов) определяются качественные особенности анализируемых совокупностей, т.е. выявляются отношения части к целому (удельный вес), слагаемых к сумме (структура совокупности), одной части совокупности к другой ее части (характеристика динамики каких-либо изменений во времени) и др.

 


[1] Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2003.

[2] Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004.

[3] Давыдов В.П. Основы методологии, методики и технологии педагогического исследования: Научно-методическое пособие. – М.: Академия ФСБ, 1997.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.