Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика физкультурно-оздоровительного направления физического воспитания




1. Утренняя гимнастика (зарядка) является эффективной формой индивидуальных занятий физическими упражнениями. Зарядка содействует разностороннему физическому развитию, правильному формированию растущего организма, укреплению здоровья и закаливанию учеников. Поскольку утренняя гимна­стика является сугубо индивидуальной (за исключением заряд­ки в школе-интернате, лагере, где она носит групповой харак­тер) формой занятий школьника, она может быть точно рассчи­тана по содержанию упражнений и объему нагрузки на каждого ученика. В этом ее огромная ценность в сравнении с другими занятиями физическими упражнениями.

Комплекс гимнастики состоит из 10—12 упражнений, рассчи­танных на 15—20 минут времени. Упражнения выполняются ежедневно, круглый год при комнатной температуре (летом же­лательно на воздухе), зимой при открытой форточке.

1 упражнение. Ходьба на месте с наращиванием темпа до среднего с правильной осанкой и дыханием.

2 упражнение — типа потягивания. Способствует выпрям­лению позвоночника. Выполняется в медленном темпе.

3 упражнение. Круговые движения (наклоны) головы в одну и в другую сторону (вперед-назад).

4 упражнение. На координацию движения рук, ног, головы.

5 упражнение. На укрепление мышц ног и увеличение под­вижности в суставах. Приседание, попеременное поднимание прямых и согнутых ног, выпады (вперед, назад, в стороны), ма­ховые движения ног (вперед, в сторону). Упражнение можно сочетать с движениями рук вперед, вверх, в стороны. Выполня­ется в среднем темпе.

6 упражнение. На укрепление мышц туловища, а также мышц брюшного пресса. Выполняются повороты, вращение тулови­ща, поднимание ног (стоя, сидя, лежа на спине). В медленном и в среднем темпе.

7 упражнение. Для укрепления мышц спины и увеличения подвижности позвоночника. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны. Можно выполнять в сочетании с движениями рук. В медленном и в среднем темпе.

8 упражнение. На укрепление плечевого пояса и мышц рук. Используют маховые движения рук, сгибание и разгибание рук в упоре, другие упражнения на силу в положении присев, стоя на коленях, лежа на спине (можно с гантелями). Рекомендуется выполнять в медленном, затем в среднем темпе.

9 упражнение. Общефизиологическое воздействие на организм занимающихся. Прыжки на месте, на двух и одной ноге, с продви­жением вперед, назад, в стороны, с поворотами, разной высоты. Упражнения способствуют укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшают кровообращение. Часто выполня­ют недостаточное количество прыжков, поэтому их воздействие на организм незначительно. Рекомендуется начинать с 30—40 прыж­ков в 1 классе, прибавляя по 5—10 прыжков ежегодно. Может быть рекомендован бег на месте, на комнатной беговой дорожке или пробежка на воздухе. Нагрузка должна быть значительной.

10 упражнение. Ходьба на месте в сочетании с дыханием. Необходимо стабилизировать деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, довести организм до относительно спокойного состояния.

Приведенная последовательность выполнения упражнений гимнастики не является стандартной. Можно включать в заряд­ку и другие упражнения (например, на индивидуальных трена­жерах) в разнообразном сочетании и последовательности. Важ­но, однако, чтобы начало гимнастики осуществлялось в неболь­шом темпе с последующим его увеличением. Завершается выполнение комплекса медленными упражнениями и обязатель­но водными процедурами (обливание, обтирание, душ и др.). Особенно благоприятно воздействует на сосудистую систему «контрастный» душ.

В зависимости от физической подготовленности школьника время зарядки может быть более продолжительным, а нагрузка высокой. Для хорошо физически подготовленного ученика в за­рядку включают темповой бег, упражнения с гантелями разного веса, гирями, штангой, эспандером. В этом случае зарядка при­обретает форму индивидуальной тренировки и должна прохо­дить при повышенном внимании учителя физической культуры и врача. Смена комплексов упражнений проводится два-три раза в месяц. После выполнения упражнений осуществляется самомассаж нижних и верхних конечностей, поясничной части, плеч. При этом тщательно контролируется масса тела. Известно, что люди с избыточным весом в большей степени подвержены рис­ку заболеть распространенными в наше время сердечно-сосуди­стыми и другими заболеваниями. Сейчас широкое применение получила ритмическая гимнастика. Кассеты с записями упраж­нений выпускаются фирмой «Мелодия» и др. фирмами.

2. Гимнастика до уроков. Имеет большое воспитательное, ги­гиеническое и оздоровительное значение, является содержани­ем режима дня ученика. Она выполняется независимо от того, сделал ли ученик дома зарядку.

Гимнастика до уроков организует и дисциплинирует учени­ков перед учебными занятиями в школе, способствует повыше­нию обмена веществ в организме, улучшает учебную работоспо­собность, регулирует внимание и эмоциональное состояние. После выполнения упражнений создается положительное фо­новое состояние нервной системы — вырабатываются хорошие условия для усвоения знаний на первых уроках. При наступле­нии утомления учеников, после 3-4 урока включается комплекс физкультурной минуты. Таким образом, в течение всего учебного дня поддерживается необходимая рабо­тоспособность школьников.

Гимнастика до уроков может проводиться в помещении, но лучше на воздухе: на спортивной площадке, перед входом в школу, на аллеях парка, в роще. В зависимости от возраста учеников и условий проведения продолжительность ее равна 10—15 минутам. В зимний период времени гимнастику мож­но проводить на морозе, в верхней одежде и, по рекоменда­ции гигиенистов, с 1—4 классами при температуре не ниже минус 12 градусов, с 5 по 11 классы — до минус 15-17 граду­сов по Цельсию (без ветра).

В комплекс гимнастики включают 6—8 упражнений при условии выполнения следующих методических рекомендаций:

а) уп­ражнения должны быть знакомы ученикам и составлять простей­шие сочетания движений;

б) быть динамичными, охватывать большие мышечные группы;

в) выполняться точно и согласо­ванно;

г) исключать возможности испачкать костюм и руки.

Примерный комплекс гимнастики до занятий для учеников 5—6 класса:

1. Упражнение на осанку.

2. Ходьба на месте с различным положением рук (за голову, в стороны, вперед, на пояс).

3. Движения рук вверх, вперед, в стороны, упражнения на ко­ординацию движений.

4. Наклоны вперед и назад, в стороны.

5. Выпады.

6. Прыжки на месте с небольшой дозировкой.

7. Ходьба успокаивающая (на месте).

Общее руководство гимнастикой до уроков возлагается на учителя физической культуры, впоследствии на дежурного учи­теля. Вначале учителю физической культуры следует поставить вопрос на совете школы (совещании при директоре). Здесь рас­пределяются обязанности между учителями, намечается помощь физкультурного актива. Решение совещания учителей оформ­ляется протоколом. В приказе по школе указываются задачи гим­настики до уроков, фамилии ответственных учителей, места заня­тий для отдельных классов (группы классов), излагаются правила поведения учеников, способы разведения школьников по клас­сным комнатам.

Комплексы физических упражнений частично изменяются 2-3 раза в месяц. Из старого комплекса исключаются не­сколько упражнений, которые заменяются новыми. Новые ком­плексы оформляются в виде настенных плакатов и заранее вы­вешиваются для всеобщего обозрения.

Гимнастика до занятий может пропагандироваться по школь­ному радио. Через радиоузел осуществляется музыкальное со­провождение упражнений.

Перед организацией гимнастики рекомендуется провести не­большое занятие с учителями школы и отдельно с учениками — помощниками педагога. Предварительная разъяснительная ра­бота должна быть проведена с родителями учеников.

Ученики приходят на занятия гимнастикой за 15—20 минут до начала первого урока (звонит первый звонок). За 5 минут до начала уроков включается второй звонок. Вместо традиционных звонков можно использовать другие сигналы к построению: от­рывок песни, горн, барабан. Опоздавшие ученики не участвуют в выполнении упражнений.

Школьники, отнесенные к специальной медицинской груп­пе, могут быть освобождены от гимнастики до уроков или допу­щены с разрешения врача к выполнению упражнений при усло­вии умеренной дозировки нагрузки. Желательно организовать соревнования между классами на лучшее выполнение гимнас­тических упражнений. Класс-победитель награждается вымпе­лом, который вывешивается на входной двери в класс (кабинет). Висящие рядом другие награды свидетельствуют о спортивном классе. Решение присвоить звание «Спортивный класс» прини­мает совет коллектива физической культуры. При этом действу­ет главное методическое правило: все комплексы упражнений составляются с учетом возрастных особенностей учеников по группе классов и с раздельной дозировкой нагрузки.

3. Физкультурная минута. Физкультурная минута в режиме дня ученика проводится во второй половине урока, когда замет­но утомление учеников и появляется задача поднятия работо­способности. При этом улучшается самочувствие школьников, повышается внимание, поднимается активность. «Дайте ребенку немного подвигаться, — отмечал К. Д. Ушинский, — и он ода­рит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут жи­вого внимания дадут вам в результате больше целой недели по­лусонных занятий».

Гигиеническая ценность физкультурной минуты в том, что она уменьшает статическое напряжение, возникшее в результа­те длительного сидения за партой, способствует выпрямлению позвоночника. Она проводится не более двух минут и состоит из трех-четырех простых упражнений. Упражнения проводит учитель-предметник, обязательно при открытых дежурным уче­ником форточках.

Упражнения должны соответствовать возрастным особенно­стям и быть на «потягивание», «выпрямление» и умеренное расслабление мускулатуры тела. Повторяется каждое упражнение 4—6 раз. Они могут выполняться сидя или стоя при условии, что­бы ученик, выполняя упражнение, не задевал соседа.

Примерный комплекс упражнений физкультурной минуты для учеников III класса:

1. Упражнение типа «потягивание», руки за голову. В исходном положении зафиксировать правильную осанку.

2. Три-четыре вращения локтями вперед из положения кисти к плечам (то же назад).

3. Наклоны влево и вправо, руки на поясе.

4. Приседания, руки вверх из положения руки на по­ясе. Темп выполнения упражнений средний.

В процессе трудового обучения школьников — в мастерских, в межшкольных учебно-производственных комбинатах, на по­левом стане — проводится физкультурная пауза, которая при­звана нейтрализовать неудобство рабочей позы и снять утомле­ние с мышц, участвующих в трудовых действиях.

4. Час здоровья. В общеобразовательной школе час здоровья про­водится 3—4 раза в неделю. В сочетании с уроками физической куль­туры и другими формами занятий физическими упражнениями он направлен на увеличение двигательного режима учеников, укреп­ление их здоровья, повышение физической подготовленности уче­ников, что положительно влияет на их умственное развитие. Еще П.Ф. Лесгафт, выдающийся врач и анатом, пришел к выводу о единстве физического и умственного развития ребенка.

Час здоровья должен охватывать всех школьников и про­должаться 40—45 минут. В зависимости от местных условий он может проводиться в любое время дня, например, после уро­ков. Организовать его рекомендуется на открытом воздухе и толь­ко в ненастную погоду — в помещении. В режиме дня ученика или в расписании уроков определяется соответствующее время.

Час здоровья подготавливает и проводит школьный коллек­тив физической культуры, ученические общественные органи­зации, физорги классов под руководством классных руководи­телей, при содействии родителей учеников и непосредственном участии специалиста физического воспитания — учителя физи­ческой культуры школы.

Учитель физической культуры совместно с активом учени­ков проводит подготовку мест для занятий физическими упраж­нениями, планирует содержание часа здоровья, осуществляет подготовку руководителей отдельных занятий, консультирует их по вопросам методики выполнения физических упражнений. Общее руководство проведением часа здоровья осуществляют директор и его заместители при участии медицинского персо­нала школы.

Ученики занимаются в спортивной форме или в другой одеж­де, приспособленной для занятий физическими упражнениями на воздухе, на лоне природы. Важно при этом строгое соблюде­ние правил безопасности занятий и наличие педагогического контроля. Учителям школы, свободным от работы, родителям учеников рекомендуется заниматься вместе со школьниками или объединяться в самостоятельные группы [1]. Это окажет огром­ное воспитательное воздействие, способствует формированию привычки к систематичности в занятиях физической культурой.

При проведении часа здоровья должна быть полностью ис­пользована спортивная база школы, а также расположенные ря­дом со школой спортивные сооружения (стадион, площадки для спортивных игр, плавательный бассейн). Часть детей в это вре­мя может обучаться умению плавать (на базе ДЮСШ). Можно использовать базы, независимо от ведомственной принадлеж­ности. В сельской и окраинной городской школе должны быть широко использованы возможности прилегающей местности, оборудованные площадками, размечены пешеходные тропы, созданы «дорожки здоровья», кроссовые и лыжные трассы.

Решая преимущественно оздоровительные задачи, час здо­ровья должен складываться не только из обычных, но и нетра­диционных физических упражнений. В этом отношении твор­чество учителя физической культуры может быть беспредель­ным. При проведении часа здоровья имеет место следующая группировка классов: 1—2,3—4, 5—6 и т. д. Учеников более стар­шего возраста можно делить на временные группы и команды мальчиков, девочек, юношей, девушек. Допустимы и смешан­ные группы учеников. Это предоставит возможность дозировать физическую нагрузку не только с учетом возраста, но и пола уче­ников, состояния здоровья, физической и двигательной подго­товленности. Можно индивидуализировать занятия физически­ми упражнениями учеников, учитывать особенности проявле­ния черт характера и темперамента школьника, предоставить учащимся свободу выбора физических упражнений в решении задач индивидуального физического развития, физической и двигательной подготовки. Решение задач, связанных с коррек­цией телосложения ученика, намного повысит интерес школь­ников к часу здоровья [1].

В период часа здоровья могут быть проведены быстрые со­ревнования (блицтурниры) по спортивным играм с уменьше­нием продолжительности периодов игры и нагрузки учени­ков. Важно, чтобы школьники после часа здоровья не чувство­вали себя утомленными, получили бы заряд бодрости на учебу во второй половине школьного дня. Час здоровья не должен копировать урок физической культуры и быть строго регла­ментирован.

Общие методические требования проведения часа здоровья едины для всех занятий физическими упражнениями: постепен­ное введение в физическую работу, повышение нагрузки и плав­ное завершение занятий. Темповой бег и ходьба могут широко использоваться в занятиях как упражнения общефизиологичес­кого воздействия на организм учеников, тренирующие сердеч­но-сосудистую и дыхательную системы организма ученика.

Часто используются, особенно с учащимися младших классов, подвижные игры, в более старших — элементы спортивных игр, игры с упрощенными правилами соревнований.

Большое внимание на уроках физической культуры уделяют обучению учащихся умению правильно дышать при различных физических упражнениях. Это умение должно совершенство­ваться при выполнении двигательных действий в процессе часа здоровья, что способствует выводу из организма продуктов об­мена веществ, насыщению клеток нервной системы кислородом. Создаются благоприятные условия для проведения последующих уроков в школе.

С завершением часа здоровья рекомендуется подвести итоги занятий, заслушать мнение ребят, поставить задачи на последу­ющее время.

Школьники, отнесенные по состоянию здоровья к специаль­ной медицинской группе, принимают посильное участие в часе здоровья или выполняют любимые физические упражнения при условии строгой, однако прогрессирующей дозировки нагрузки.

Проведение часа здоровья ни в коем случае не исключает организацию других оздоровительных форм занятий школьни­ков физическими упражнениями.

5. Подвижная перемена. Подвижная или, как ее еще называют, динамическая перемена проводится в течение 20—30 минут на большой перемене (при невозможности проведения часа здоро­вья), в хорошую погоду — с выходом на свежий воздух. Она орга­низуется как средство активного отдыха учеников, повышения продуктивности их учебы, с целью закаливания. Самостоятель­ные занятия физическими упражнениями, выполняемые в под­вижную перемену, воспитывают серьезное отношение у школь­ников к решению задач личного физического совершенствования.

В подвижной перемене участвуют разновозрастные группы учеников. Поэтому упражнения должны быть подобраны с та­ким расчетом, чтобы они отвечали возможностям разных школь­ников. Желательно составить варианты проведения подвижной перемены (после выявлений желаний учеников) и заранее опо­вещать об этом школьников.

Ответственность за организацию подвижной перемены не­сет директор школы. Непосредственным организатором и руководителем ее выступает учитель физической культуры со­вместно с классными руководителями и физкультурным акти­вом из числа старших школьников.

В содержание подвижной перемены включают упражнения со скакалками, мячами, обручами, упражнения в равновесии, ла­занье и другие движения, доступные возрасту учеников, вызыва­ющие интерес и приемлемые для самостоятельного выполнения. Рекомендуется широко использовать подвижные и спортивные игры такие, как волейбол, баскетбол, бадминтон, настольный тен­нис, различные эстафеты, в том числе и комбинированные. Юноши старших классов могут выполнять силовые упражнения. Для этого заботами самих учеников подготавливают помост, штангу, гантели, гири и др. Заблаговременно подготавливаются к подвижной перемене и другие места занятий физическими упражнениями, спортивный инвентарь, оборудование зала, пло­щадки. Продумывается способ раздачи инвентаря и сбора его после занятий.

Для учеников разных классов можно предложить следующие подвижные игры [1]. Начальные классы: «Два сигнала», «Совушка», «Отгадай, чей городок», «Шишки, желуди, орехи» и др. Сред­ние классы: «Прыжок за прыжком», «Точный поворот», «Загля­ни в круг», «Вызов номеров», «Бег командами», «Борьба за мяч».

Подвижные игры, типичные для данного региона, могут предложить и сами дети.

Зимой нужно организовать катанье на санках, коньках, лы­жах, спуски со снежной горки. Однако дети не должны быть пре­доставлены самим себе. Контроль со стороны учителя за двига­тельной деятельностью школьников должен осуществляться в те­чение всей подвижной перемены.

В разных видах занятий ученики принимают добровольное участие. Интересующиеся настольными играми могут сыграть партию в шахматы, шашки, «футбол», «хоккей», «баскетбол» в комнате отдыха. Дети, любящие книги, могут посетить школь­ную библиотеку, читальную комнату.

В 1—4 классах занятия школьников физическими упраж­нениями на подвижной перемене проходят под руководством своего учителя. Надо при этом уберечь детей от чрезмерной на­грузки (особенно в подвижных играх) и не превращать подвиж­ную перемену в обязательные, строго регламентированные за­нятия. За три-пять минут до окончания перемены необходимо сдать дежурным спортивный инвентарь и покинуть места заня­тий. Своевременный приход учеников в класс является важным организационным требованием подвижной перемены.

Многие педагоги заботятся о чистоте в школе и поэтому ог­раничивают выход детей на свежий воздух. Делать этого не сле­дует. Много лет назад в газете «Советский спорт» директор 49-й ярославской школы М. Н. Григорьев отмечал: «Мы давно отка­зались от сменной обуви — и грязи в школе от этого не прибави­лось. А организовать перемены на улице стало значительно лег­че». Еще мы забываем, что пребывание учеников в школе и дома в мягкой обуви без каблуков способствует развитию у некото­рых детей плоскостопия, а профилактика плоскостопия должна быть насущной заботой учителей, родителей, самих учащихся.

6. Ежедневный час занятий физическими упражнениями в груп­пах (классах) с продленным школьным днем [2].

С 1981 года во всех школах России и Украины введены ежедневные, продолжи­тельностью в один час, занятия физической культурой и спортом в группах (классах) продленного дня. Эти занятия направлены на укрепление здоровья учеников, организацию активного от­дыха после уроков в школе, создание более высокой работоспо­собности перед выполнением домашних заданий. Очень важно,. чтобы ежедневные занятия физическими упражнениями содей­ствовали закреплению материала уроков физической культуры, способствовали лучшей подготовке школьников к сдаче норма­тивных требований. Поскольку занятия носят ежедневный ха­рактер, их следует планировать на 2-недельный отрезок време­ни (12 занятий) в определенной системе связи с уроками физи­ческой культуры и домашними заданиями. Только в этом случае можно достичь высокого педагогического результата в решении задач физического воспитания.

Занятия физическими упражнениями в группе (классе) про­дленного школьного дня проводит учитель-воспитатель при систематической консультации и помощи учителя физической культуры, физкультурного актива, родителей учеников. Учени­ки занимаются в спортивных костюмах. Занятия должны прово­диться преимущественно на свежем воздухе, быть разнообразны­ми по содержанию, интересными, строиться с учетом программы физического воспитания, быть достаточно интенсивными. Пра­вильная дозировка отдельных упражнений и физиологической нагрузки занятий в целом способствует развивающему влиянию упражнений на организм занимающихся. Раздельная дозировка нагрузки (для мальчиков, девочек, учащихся основной, подго­товительной и специальной медицинской групп), осуществле­ние индивидуального подхода к занимающимся повышает эффект физического воспитания учеников. При проведении занятий учи­телю группы (класса) продленного дня надо также учитывать фи­зическое развитие учеников, их физическую и двигательную под­готовленность, помнить возрастные особенности школьников, знать требования педагогической психологии и гигиены. Об этом должен говорить учитель физической культуры, консультируя воспитателей группы (класса) продленного дня.

В начале занятий нагрузка постепенно повышается, достиг­нув наибольшей величины через 30—40 минут занятия. Затем сле­дует постепенное снижение ее до относительно спокойного со­стояния учеников.

Каждое занятие включает обязательные физические упраж­нения и игры под руководством воспитателя (60 % времени за­нятия), а также упражнения по выбору самих учеников (40 %), выполняемые самостоятельно или в составе малой (3—5 чело­век) группы учащихся. Можно организовать коллективную под­готовку учащимися домашних заданий по физической культу­ре, используя инвентарь и школьные спортивные сооружения. В этом отличие занятий в группе (классе) продленного дня от строго регламентированного урока физической культуры. Со­держание и методика занятий физическими упражнениями в группе продленного дня показаны в соответствующей литера­туре и в методических материалах [4].

Привлечение свободных от работы родителей учеников (на сугубо добровольной основе) в помощь учителю-воспитателю при проведении занятий физической культурой в группе про­дленного дня может быть осуществлено по графику. Помогая «своему» учителю не более одного раза в месяц, родители кон­тактируют с классом, где обучается ребенок, учителем-воспитате­лем, участвуют в школьном процессе воспитания детей. Посиль­ную помощь школе родители могут осуществлять при проведении часа здоровья, туристического похода, других физкультурно-мас­совых мероприятий.

7. Самостоятельные тренировки школьников. Осуществляют­ся по рекомендациям учителя физической культуры. Направле­ны на развитие физических качеств (с целью успешной сдачи учебных норм), овладение доступными для самостоятельного усвоения двигательных действий. Они проводятся 3—6 раз в неделю продолжительностью по 30—45 минут.

Для выполнения физических упражнений ученикам реко­мендуют объединиться в группы из 2—3-х человек, близко жи­вущих друг от друга. Во дворе дома желательно сделать простей­шую перекладину (турник) для подтягивания, силами учеников смастерить мелкий спортивный инвентарь. Надо разметить ди­станцию бега, оборудовать места для прыжков.

Важным условием самостоятельных занятий физическими упражнениями должна быть их абсолютная безопасность. По­этому школьников знакомят с правилами подбора и выполне­ния упражнений, их дозировки, обучая их контролю нагрузки по частоте пульса и дыхания. Следует ознакомить учеников с простейшими тестами [1] физического развития, физической и двигательной подготовленности, научить ими пользоваться. Все­му этому должен обучить учеников учитель физической культу­ры на уроках и на занятиях в спортивной секции.

Обучая школьников двигательным умениям и навыкам, учи­тель выделяет упражнения, которые могут быть самостоятельно использованы учеником при выполнении утренней гимнасти­ки, физкультурной минуты, индивидуальной тренировки. При этом надо научить школьников правильно составлять комплек­сы упражнений, рационально дозировать движения (с учетом их собственных индивидуальных, особенностей), эффективно их выполнять. Следует вовлечь каждого школьника в процесс уче­ния, сделать его сознательным сторонником физического воспитания. Большое значение имеет самостоятельное изучение уче­ником доступной физкультурной и спортивной литературы. Обу­чение школьников умениям самостоятельно учиться, приобретать необходимые знания значимо и для физического воспитания.

При систематических занятиях физическими упражнения­ми ученику рекомендуется вести дневник учета занятий и само­контроля. Можно записывать в дневник свое самочувствие, по­казатели пульса и массы тела, планировать повышение объема и интенсивности занятий, записывать данные антропометрии, тестирования и др. Дневник ведется в произвольной (или реко­мендуемой педагогом) форме, удобной для контроля учителя физической культуры и родителей учеников. Ученик составляет план проведения тренировки, показывает его учителю, вносит по советам педагога коррективы.

Следует продумать перспективу занятий на небольшой от­резок времени (один-два месяца). Контроль со стороны родите­лей, учителя и врача за самостоятельными тренировками уча­щихся проводится дома, на уроках физической культуры, в пе­риод индивидуальных и групповых бесед со школьниками, в кабинете врача.

Ученику можно регулярно проводить самостоятельные про­гулки в любую погоду по заранее продуманному маршруту. Для этого нужно научиться правильно и ритмично ходить, изменяя темп ходьбы (количество шагов в минуту), сохранять правиль­ную осанку. Хорошим подспорьем для контроля нагрузки явля­ется шагомер «Заря», выпускаемый пензенским часовым заво­дом. Он недорог, прост в эксплуатации и не требует особого ухо­да. Общей дневной нагрузкой для ученика средних классов является 20-25 тысяч шагов. В период прогулки рекомендуется наблюдать природу, читать названия улиц, площадей, отмечать в памяти достопримечательности.

8. Домашние задания по физической культуре. Выполнение домашних заданий по предмету «Физическая культура» предус­мотрено программой физического воспитания. В связи с этим учитель физической культуры обязан планировать и давать уче­никам на уроках домашние задания, осуществлять проверку их выполнения, ставить оценку в классной журнал.

Домашние задания по своему содержанию принято делить на три группы: теоретические, практические, комплексные.

9. Теоретические задания содержат основы знаний, предусмот­ренные программой физического воспитания, с дополнениями учителя и должны вооружать учеников определенной суммой знаний по предмету (в том числе и сведениями для самостоя­тельного выполнения физических упражнений).

10. Практические задания подводят учеников к умениям поддер­живать свой организм в порядке, подготавливают к правильно­му выполнению различных двигательных действий, составлению комплексов упражнений, их дозировке. Они строятся в основ­ном на материале уроков физической культуры и должны быть доступными ученикам.

11. Комплексные задания содержат теоретические знания по физической культуре и материал для практического выполне­ния учениками упражнений. Это широко распространенный вид домашних заданий, но и наиболее сложный для учеников, осо­бенно начальных классов.

Организуя выполнение школьниками домашних заданий, не­обходимо приучать учеников внимательно слушать объяснения учителя, записывать полученные сведения в тетрадь (дневник физкультурника), активно усваивать материал урока. Освоение специальной терминологии физических упражнений приобре­тает значение с первого класса, дает возможность хорошо пони­мать физкультурную и спортивную литературу. Ученики долж­ны уяснить практическую значимость домашнего задания, что повысит их интерес к двигательным действиям, улучшит вни­мание к заданию. При объяснении домашнего задания следует выделить главную сторону его выполнения, а также указать кри­терии оценки заданий на уроке физической культуры (занятии в спортивной секции). Немаловажное значение имеет установление сроков выполнения задания, так как они должны быть тесно связаны с изучением двигательных действий на уроках и других занятиях и нацелены на решение определенных задач.

Организация внеурочных занятий предусматривает комплек­сный подход в физическом воспитании учащихся, системное планирование занятий физическими упражнениями, определе­ние (мониторинг) качества и управление процессом физичес­кого воспитания школьников.

Объединенные в процессе физического воспитания внеуроч­ные занятия физической культурой и спортом в школе должны составлять стройную систему содержания, руководства, ответ­ственности и контроля за качеством педагогической работы учителей. Должностные лица за несоблюдение Закона Украины «О фи­зической культуре и спорте» несут ответственность [1] в соответ­ствии с законодательством Украины.

Домашние задания по физической культуре должны иметь четкую целевую установку на перспективу, быть понятными, ин­тересными, в меру трудными для учеников, посильными для вы­полнения и безопасными. Могут иметь место дифференциро­ванные домашние задания для различных уровней подготовлен­ности школьников, мальчиков и девочек (юношей и девушек), учащихся основной и подготовительной медицинских групп. Каждое задание должно быть дозировано во времени и не пре­вышать 20—30 минут разовых занятий.

Учитель физической культуры должен своевременно оцени­вать домашние задания путем вызова учеников на уроке. Демон­страция задания может быть проведена в групповой форме или поочередно в зависимости от содержания физических упражне­ний. Оценка должна быть мотивирована и выражена в тактич­ной форме. При выполнении учеником домашнего задания на уроке он должен уметь самостоятельно контролировать свои дей­ствия и физиологическую нагрузку. Надо помнить, что домаш­ние задания влияют на физическое совершенствование учени­ков. Они повышают недельную двигательную активность школь­ников, содействуют физическому развитию




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.