КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика физкультурно-оздоровительного направления физического воспитания
1. Утренняя гимнастика (зарядка) является эффективной формой индивидуальных занятий физическими упражнениями. Зарядка содействует разностороннему физическому развитию, правильному формированию растущего организма, укреплению здоровья и закаливанию учеников. Поскольку утренняя гимнастика является сугубо индивидуальной (за исключением зарядки в школе-интернате, лагере, где она носит групповой характер) формой занятий школьника, она может быть точно рассчитана по содержанию упражнений и объему нагрузки на каждого ученика. В этом ее огромная ценность в сравнении с другими занятиями физическими упражнениями. Комплекс гимнастики состоит из 10—12 упражнений, рассчитанных на 15—20 минут времени. Упражнения выполняются ежедневно, круглый год при комнатной температуре (летом желательно на воздухе), зимой при открытой форточке. 1 упражнение. Ходьба на месте с наращиванием темпа до среднего с правильной осанкой и дыханием. 2 упражнение — типа потягивания. Способствует выпрямлению позвоночника. Выполняется в медленном темпе. 3 упражнение. Круговые движения (наклоны) головы в одну и в другую сторону (вперед-назад). 4 упражнение. На координацию движения рук, ног, головы. 5 упражнение. На укрепление мышц ног и увеличение подвижности в суставах. Приседание, попеременное поднимание прямых и согнутых ног, выпады (вперед, назад, в стороны), маховые движения ног (вперед, в сторону). Упражнение можно сочетать с движениями рук вперед, вверх, в стороны. Выполняется в среднем темпе. 6 упражнение. На укрепление мышц туловища, а также мышц брюшного пресса. Выполняются повороты, вращение туловища, поднимание ног (стоя, сидя, лежа на спине). В медленном и в среднем темпе. 7 упражнение. Для укрепления мышц спины и увеличения подвижности позвоночника. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны. Можно выполнять в сочетании с движениями рук. В медленном и в среднем темпе. 8 упражнение. На укрепление плечевого пояса и мышц рук. Используют маховые движения рук, сгибание и разгибание рук в упоре, другие упражнения на силу в положении присев, стоя на коленях, лежа на спине (можно с гантелями). Рекомендуется выполнять в медленном, затем в среднем темпе. 9 упражнение. Общефизиологическое воздействие на организм занимающихся. Прыжки на месте, на двух и одной ноге, с продвижением вперед, назад, в стороны, с поворотами, разной высоты. Упражнения способствуют укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшают кровообращение. Часто выполняют недостаточное количество прыжков, поэтому их воздействие на организм незначительно. Рекомендуется начинать с 30—40 прыжков в 1 классе, прибавляя по 5—10 прыжков ежегодно. Может быть рекомендован бег на месте, на комнатной беговой дорожке или пробежка на воздухе. Нагрузка должна быть значительной. 10 упражнение. Ходьба на месте в сочетании с дыханием. Необходимо стабилизировать деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, довести организм до относительно спокойного состояния. Приведенная последовательность выполнения упражнений гимнастики не является стандартной. Можно включать в зарядку и другие упражнения (например, на индивидуальных тренажерах) в разнообразном сочетании и последовательности. Важно, однако, чтобы начало гимнастики осуществлялось в небольшом темпе с последующим его увеличением. Завершается выполнение комплекса медленными упражнениями и обязательно водными процедурами (обливание, обтирание, душ и др.). Особенно благоприятно воздействует на сосудистую систему «контрастный» душ. В зависимости от физической подготовленности школьника время зарядки может быть более продолжительным, а нагрузка высокой. Для хорошо физически подготовленного ученика в зарядку включают темповой бег, упражнения с гантелями разного веса, гирями, штангой, эспандером. В этом случае зарядка приобретает форму индивидуальной тренировки и должна проходить при повышенном внимании учителя физической культуры и врача. Смена комплексов упражнений проводится два-три раза в месяц. После выполнения упражнений осуществляется самомассаж нижних и верхних конечностей, поясничной части, плеч. При этом тщательно контролируется масса тела. Известно, что люди с избыточным весом в большей степени подвержены риску заболеть распространенными в наше время сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями. Сейчас широкое применение получила ритмическая гимнастика. Кассеты с записями упражнений выпускаются фирмой «Мелодия» и др. фирмами. 2. Гимнастика до уроков. Имеет большое воспитательное, гигиеническое и оздоровительное значение, является содержанием режима дня ученика. Она выполняется независимо от того, сделал ли ученик дома зарядку. Гимнастика до уроков организует и дисциплинирует учеников перед учебными занятиями в школе, способствует повышению обмена веществ в организме, улучшает учебную работоспособность, регулирует внимание и эмоциональное состояние. После выполнения упражнений создается положительное фоновое состояние нервной системы — вырабатываются хорошие условия для усвоения знаний на первых уроках. При наступлении утомления учеников, после 3-4 урока включается комплекс физкультурной минуты. Таким образом, в течение всего учебного дня поддерживается необходимая работоспособность школьников. Гимнастика до уроков может проводиться в помещении, но лучше на воздухе: на спортивной площадке, перед входом в школу, на аллеях парка, в роще. В зависимости от возраста учеников и условий проведения продолжительность ее равна 10—15 минутам. В зимний период времени гимнастику можно проводить на морозе, в верхней одежде и, по рекомендации гигиенистов, с 1—4 классами при температуре не ниже минус 12 градусов, с 5 по 11 классы — до минус 15-17 градусов по Цельсию (без ветра). В комплекс гимнастики включают 6—8 упражнений при условии выполнения следующих методических рекомендаций: а) упражнения должны быть знакомы ученикам и составлять простейшие сочетания движений; б) быть динамичными, охватывать большие мышечные группы; в) выполняться точно и согласованно; г) исключать возможности испачкать костюм и руки. Примерный комплекс гимнастики до занятий для учеников 5—6 класса: 1. Упражнение на осанку. 2. Ходьба на месте с различным положением рук (за голову, в стороны, вперед, на пояс). 3. Движения рук вверх, вперед, в стороны, упражнения на координацию движений. 4. Наклоны вперед и назад, в стороны. 5. Выпады. 6. Прыжки на месте с небольшой дозировкой. 7. Ходьба успокаивающая (на месте). Общее руководство гимнастикой до уроков возлагается на учителя физической культуры, впоследствии на дежурного учителя. Вначале учителю физической культуры следует поставить вопрос на совете школы (совещании при директоре). Здесь распределяются обязанности между учителями, намечается помощь физкультурного актива. Решение совещания учителей оформляется протоколом. В приказе по школе указываются задачи гимнастики до уроков, фамилии ответственных учителей, места занятий для отдельных классов (группы классов), излагаются правила поведения учеников, способы разведения школьников по классным комнатам. Комплексы физических упражнений частично изменяются 2-3 раза в месяц. Из старого комплекса исключаются несколько упражнений, которые заменяются новыми. Новые комплексы оформляются в виде настенных плакатов и заранее вывешиваются для всеобщего обозрения. Гимнастика до занятий может пропагандироваться по школьному радио. Через радиоузел осуществляется музыкальное сопровождение упражнений. Перед организацией гимнастики рекомендуется провести небольшое занятие с учителями школы и отдельно с учениками — помощниками педагога. Предварительная разъяснительная работа должна быть проведена с родителями учеников. Ученики приходят на занятия гимнастикой за 15—20 минут до начала первого урока (звонит первый звонок). За 5 минут до начала уроков включается второй звонок. Вместо традиционных звонков можно использовать другие сигналы к построению: отрывок песни, горн, барабан. Опоздавшие ученики не участвуют в выполнении упражнений. Школьники, отнесенные к специальной медицинской группе, могут быть освобождены от гимнастики до уроков или допущены с разрешения врача к выполнению упражнений при условии умеренной дозировки нагрузки. Желательно организовать соревнования между классами на лучшее выполнение гимнастических упражнений. Класс-победитель награждается вымпелом, который вывешивается на входной двери в класс (кабинет). Висящие рядом другие награды свидетельствуют о спортивном классе. Решение присвоить звание «Спортивный класс» принимает совет коллектива физической культуры. При этом действует главное методическое правило: все комплексы упражнений составляются с учетом возрастных особенностей учеников по группе классов и с раздельной дозировкой нагрузки. 3. Физкультурная минута. Физкультурная минута в режиме дня ученика проводится во второй половине урока, когда заметно утомление учеников и появляется задача поднятия работоспособности. При этом улучшается самочувствие школьников, повышается внимание, поднимается активность. «Дайте ребенку немного подвигаться, — отмечал К. Д. Ушинский, — и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий». Гигиеническая ценность физкультурной минуты в том, что она уменьшает статическое напряжение, возникшее в результате длительного сидения за партой, способствует выпрямлению позвоночника. Она проводится не более двух минут и состоит из трех-четырех простых упражнений. Упражнения проводит учитель-предметник, обязательно при открытых дежурным учеником форточках. Упражнения должны соответствовать возрастным особенностям и быть на «потягивание», «выпрямление» и умеренное расслабление мускулатуры тела. Повторяется каждое упражнение 4—6 раз. Они могут выполняться сидя или стоя при условии, чтобы ученик, выполняя упражнение, не задевал соседа. Примерный комплекс упражнений физкультурной минуты для учеников III класса: 1. Упражнение типа «потягивание», руки за голову. В исходном положении зафиксировать правильную осанку. 2. Три-четыре вращения локтями вперед из положения кисти к плечам (то же назад). 3. Наклоны влево и вправо, руки на поясе. 4. Приседания, руки вверх из положения руки на поясе. Темп выполнения упражнений средний. В процессе трудового обучения школьников — в мастерских, в межшкольных учебно-производственных комбинатах, на полевом стане — проводится физкультурная пауза, которая призвана нейтрализовать неудобство рабочей позы и снять утомление с мышц, участвующих в трудовых действиях. 4. Час здоровья. В общеобразовательной школе час здоровья проводится 3—4 раза в неделю. В сочетании с уроками физической культуры и другими формами занятий физическими упражнениями он направлен на увеличение двигательного режима учеников, укрепление их здоровья, повышение физической подготовленности учеников, что положительно влияет на их умственное развитие. Еще П.Ф. Лесгафт, выдающийся врач и анатом, пришел к выводу о единстве физического и умственного развития ребенка. Час здоровья должен охватывать всех школьников и продолжаться 40—45 минут. В зависимости от местных условий он может проводиться в любое время дня, например, после уроков. Организовать его рекомендуется на открытом воздухе и только в ненастную погоду — в помещении. В режиме дня ученика или в расписании уроков определяется соответствующее время. Час здоровья подготавливает и проводит школьный коллектив физической культуры, ученические общественные организации, физорги классов под руководством классных руководителей, при содействии родителей учеников и непосредственном участии специалиста физического воспитания — учителя физической культуры школы. Учитель физической культуры совместно с активом учеников проводит подготовку мест для занятий физическими упражнениями, планирует содержание часа здоровья, осуществляет подготовку руководителей отдельных занятий, консультирует их по вопросам методики выполнения физических упражнений. Общее руководство проведением часа здоровья осуществляют директор и его заместители при участии медицинского персонала школы. Ученики занимаются в спортивной форме или в другой одежде, приспособленной для занятий физическими упражнениями на воздухе, на лоне природы. Важно при этом строгое соблюдение правил безопасности занятий и наличие педагогического контроля. Учителям школы, свободным от работы, родителям учеников рекомендуется заниматься вместе со школьниками или объединяться в самостоятельные группы [1]. Это окажет огромное воспитательное воздействие, способствует формированию привычки к систематичности в занятиях физической культурой. При проведении часа здоровья должна быть полностью использована спортивная база школы, а также расположенные рядом со школой спортивные сооружения (стадион, площадки для спортивных игр, плавательный бассейн). Часть детей в это время может обучаться умению плавать (на базе ДЮСШ). Можно использовать базы, независимо от ведомственной принадлежности. В сельской и окраинной городской школе должны быть широко использованы возможности прилегающей местности, оборудованные площадками, размечены пешеходные тропы, созданы «дорожки здоровья», кроссовые и лыжные трассы. Решая преимущественно оздоровительные задачи, час здоровья должен складываться не только из обычных, но и нетрадиционных физических упражнений. В этом отношении творчество учителя физической культуры может быть беспредельным. При проведении часа здоровья имеет место следующая группировка классов: 1—2,3—4, 5—6 и т. д. Учеников более старшего возраста можно делить на временные группы и команды мальчиков, девочек, юношей, девушек. Допустимы и смешанные группы учеников. Это предоставит возможность дозировать физическую нагрузку не только с учетом возраста, но и пола учеников, состояния здоровья, физической и двигательной подготовленности. Можно индивидуализировать занятия физическими упражнениями учеников, учитывать особенности проявления черт характера и темперамента школьника, предоставить учащимся свободу выбора физических упражнений в решении задач индивидуального физического развития, физической и двигательной подготовки. Решение задач, связанных с коррекцией телосложения ученика, намного повысит интерес школьников к часу здоровья [1]. В период часа здоровья могут быть проведены быстрые соревнования (блицтурниры) по спортивным играм с уменьшением продолжительности периодов игры и нагрузки учеников. Важно, чтобы школьники после часа здоровья не чувствовали себя утомленными, получили бы заряд бодрости на учебу во второй половине школьного дня. Час здоровья не должен копировать урок физической культуры и быть строго регламентирован. Общие методические требования проведения часа здоровья едины для всех занятий физическими упражнениями: постепенное введение в физическую работу, повышение нагрузки и плавное завершение занятий. Темповой бег и ходьба могут широко использоваться в занятиях как упражнения общефизиологического воздействия на организм учеников, тренирующие сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма ученика. Часто используются, особенно с учащимися младших классов, подвижные игры, в более старших — элементы спортивных игр, игры с упрощенными правилами соревнований. Большое внимание на уроках физической культуры уделяют обучению учащихся умению правильно дышать при различных физических упражнениях. Это умение должно совершенствоваться при выполнении двигательных действий в процессе часа здоровья, что способствует выводу из организма продуктов обмена веществ, насыщению клеток нервной системы кислородом. Создаются благоприятные условия для проведения последующих уроков в школе. С завершением часа здоровья рекомендуется подвести итоги занятий, заслушать мнение ребят, поставить задачи на последующее время. Школьники, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, принимают посильное участие в часе здоровья или выполняют любимые физические упражнения при условии строгой, однако прогрессирующей дозировки нагрузки. Проведение часа здоровья ни в коем случае не исключает организацию других оздоровительных форм занятий школьников физическими упражнениями. 5. Подвижная перемена. Подвижная или, как ее еще называют, динамическая перемена проводится в течение 20—30 минут на большой перемене (при невозможности проведения часа здоровья), в хорошую погоду — с выходом на свежий воздух. Она организуется как средство активного отдыха учеников, повышения продуктивности их учебы, с целью закаливания. Самостоятельные занятия физическими упражнениями, выполняемые в подвижную перемену, воспитывают серьезное отношение у школьников к решению задач личного физического совершенствования. В подвижной перемене участвуют разновозрастные группы учеников. Поэтому упражнения должны быть подобраны с таким расчетом, чтобы они отвечали возможностям разных школьников. Желательно составить варианты проведения подвижной перемены (после выявлений желаний учеников) и заранее оповещать об этом школьников. Ответственность за организацию подвижной перемены несет директор школы. Непосредственным организатором и руководителем ее выступает учитель физической культуры совместно с классными руководителями и физкультурным активом из числа старших школьников. В содержание подвижной перемены включают упражнения со скакалками, мячами, обручами, упражнения в равновесии, лазанье и другие движения, доступные возрасту учеников, вызывающие интерес и приемлемые для самостоятельного выполнения. Рекомендуется широко использовать подвижные и спортивные игры такие, как волейбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, различные эстафеты, в том числе и комбинированные. Юноши старших классов могут выполнять силовые упражнения. Для этого заботами самих учеников подготавливают помост, штангу, гантели, гири и др. Заблаговременно подготавливаются к подвижной перемене и другие места занятий физическими упражнениями, спортивный инвентарь, оборудование зала, площадки. Продумывается способ раздачи инвентаря и сбора его после занятий. Для учеников разных классов можно предложить следующие подвижные игры [1]. Начальные классы: «Два сигнала», «Совушка», «Отгадай, чей городок», «Шишки, желуди, орехи» и др. Средние классы: «Прыжок за прыжком», «Точный поворот», «Загляни в круг», «Вызов номеров», «Бег командами», «Борьба за мяч». Подвижные игры, типичные для данного региона, могут предложить и сами дети. Зимой нужно организовать катанье на санках, коньках, лыжах, спуски со снежной горки. Однако дети не должны быть предоставлены самим себе. Контроль со стороны учителя за двигательной деятельностью школьников должен осуществляться в течение всей подвижной перемены. В разных видах занятий ученики принимают добровольное участие. Интересующиеся настольными играми могут сыграть партию в шахматы, шашки, «футбол», «хоккей», «баскетбол» в комнате отдыха. Дети, любящие книги, могут посетить школьную библиотеку, читальную комнату. В 1—4 классах занятия школьников физическими упражнениями на подвижной перемене проходят под руководством своего учителя. Надо при этом уберечь детей от чрезмерной нагрузки (особенно в подвижных играх) и не превращать подвижную перемену в обязательные, строго регламентированные занятия. За три-пять минут до окончания перемены необходимо сдать дежурным спортивный инвентарь и покинуть места занятий. Своевременный приход учеников в класс является важным организационным требованием подвижной перемены. Многие педагоги заботятся о чистоте в школе и поэтому ограничивают выход детей на свежий воздух. Делать этого не следует. Много лет назад в газете «Советский спорт» директор 49-й ярославской школы М. Н. Григорьев отмечал: «Мы давно отказались от сменной обуви — и грязи в школе от этого не прибавилось. А организовать перемены на улице стало значительно легче». Еще мы забываем, что пребывание учеников в школе и дома в мягкой обуви без каблуков способствует развитию у некоторых детей плоскостопия, а профилактика плоскостопия должна быть насущной заботой учителей, родителей, самих учащихся. 6. Ежедневный час занятий физическими упражнениями в группах (классах) с продленным школьным днем [2]. С 1981 года во всех школах России и Украины введены ежедневные, продолжительностью в один час, занятия физической культурой и спортом в группах (классах) продленного дня. Эти занятия направлены на укрепление здоровья учеников, организацию активного отдыха после уроков в школе, создание более высокой работоспособности перед выполнением домашних заданий. Очень важно,. чтобы ежедневные занятия физическими упражнениями содействовали закреплению материала уроков физической культуры, способствовали лучшей подготовке школьников к сдаче нормативных требований. Поскольку занятия носят ежедневный характер, их следует планировать на 2-недельный отрезок времени (12 занятий) в определенной системе связи с уроками физической культуры и домашними заданиями. Только в этом случае можно достичь высокого педагогического результата в решении задач физического воспитания. Занятия физическими упражнениями в группе (классе) продленного школьного дня проводит учитель-воспитатель при систематической консультации и помощи учителя физической культуры, физкультурного актива, родителей учеников. Ученики занимаются в спортивных костюмах. Занятия должны проводиться преимущественно на свежем воздухе, быть разнообразными по содержанию, интересными, строиться с учетом программы физического воспитания, быть достаточно интенсивными. Правильная дозировка отдельных упражнений и физиологической нагрузки занятий в целом способствует развивающему влиянию упражнений на организм занимающихся. Раздельная дозировка нагрузки (для мальчиков, девочек, учащихся основной, подготовительной и специальной медицинской групп), осуществление индивидуального подхода к занимающимся повышает эффект физического воспитания учеников. При проведении занятий учителю группы (класса) продленного дня надо также учитывать физическое развитие учеников, их физическую и двигательную подготовленность, помнить возрастные особенности школьников, знать требования педагогической психологии и гигиены. Об этом должен говорить учитель физической культуры, консультируя воспитателей группы (класса) продленного дня. В начале занятий нагрузка постепенно повышается, достигнув наибольшей величины через 30—40 минут занятия. Затем следует постепенное снижение ее до относительно спокойного состояния учеников. Каждое занятие включает обязательные физические упражнения и игры под руководством воспитателя (60 % времени занятия), а также упражнения по выбору самих учеников (40 %), выполняемые самостоятельно или в составе малой (3—5 человек) группы учащихся. Можно организовать коллективную подготовку учащимися домашних заданий по физической культуре, используя инвентарь и школьные спортивные сооружения. В этом отличие занятий в группе (классе) продленного дня от строго регламентированного урока физической культуры. Содержание и методика занятий физическими упражнениями в группе продленного дня показаны в соответствующей литературе и в методических материалах [4]. Привлечение свободных от работы родителей учеников (на сугубо добровольной основе) в помощь учителю-воспитателю при проведении занятий физической культурой в группе продленного дня может быть осуществлено по графику. Помогая «своему» учителю не более одного раза в месяц, родители контактируют с классом, где обучается ребенок, учителем-воспитателем, участвуют в школьном процессе воспитания детей. Посильную помощь школе родители могут осуществлять при проведении часа здоровья, туристического похода, других физкультурно-массовых мероприятий. 7. Самостоятельные тренировки школьников. Осуществляются по рекомендациям учителя физической культуры. Направлены на развитие физических качеств (с целью успешной сдачи учебных норм), овладение доступными для самостоятельного усвоения двигательных действий. Они проводятся 3—6 раз в неделю продолжительностью по 30—45 минут. Для выполнения физических упражнений ученикам рекомендуют объединиться в группы из 2—3-х человек, близко живущих друг от друга. Во дворе дома желательно сделать простейшую перекладину (турник) для подтягивания, силами учеников смастерить мелкий спортивный инвентарь. Надо разметить дистанцию бега, оборудовать места для прыжков. Важным условием самостоятельных занятий физическими упражнениями должна быть их абсолютная безопасность. Поэтому школьников знакомят с правилами подбора и выполнения упражнений, их дозировки, обучая их контролю нагрузки по частоте пульса и дыхания. Следует ознакомить учеников с простейшими тестами [1] физического развития, физической и двигательной подготовленности, научить ими пользоваться. Всему этому должен обучить учеников учитель физической культуры на уроках и на занятиях в спортивной секции. Обучая школьников двигательным умениям и навыкам, учитель выделяет упражнения, которые могут быть самостоятельно использованы учеником при выполнении утренней гимнастики, физкультурной минуты, индивидуальной тренировки. При этом надо научить школьников правильно составлять комплексы упражнений, рационально дозировать движения (с учетом их собственных индивидуальных, особенностей), эффективно их выполнять. Следует вовлечь каждого школьника в процесс учения, сделать его сознательным сторонником физического воспитания. Большое значение имеет самостоятельное изучение учеником доступной физкультурной и спортивной литературы. Обучение школьников умениям самостоятельно учиться, приобретать необходимые знания значимо и для физического воспитания. При систематических занятиях физическими упражнениями ученику рекомендуется вести дневник учета занятий и самоконтроля. Можно записывать в дневник свое самочувствие, показатели пульса и массы тела, планировать повышение объема и интенсивности занятий, записывать данные антропометрии, тестирования и др. Дневник ведется в произвольной (или рекомендуемой педагогом) форме, удобной для контроля учителя физической культуры и родителей учеников. Ученик составляет план проведения тренировки, показывает его учителю, вносит по советам педагога коррективы. Следует продумать перспективу занятий на небольшой отрезок времени (один-два месяца). Контроль со стороны родителей, учителя и врача за самостоятельными тренировками учащихся проводится дома, на уроках физической культуры, в период индивидуальных и групповых бесед со школьниками, в кабинете врача. Ученику можно регулярно проводить самостоятельные прогулки в любую погоду по заранее продуманному маршруту. Для этого нужно научиться правильно и ритмично ходить, изменяя темп ходьбы (количество шагов в минуту), сохранять правильную осанку. Хорошим подспорьем для контроля нагрузки является шагомер «Заря», выпускаемый пензенским часовым заводом. Он недорог, прост в эксплуатации и не требует особого ухода. Общей дневной нагрузкой для ученика средних классов является 20-25 тысяч шагов. В период прогулки рекомендуется наблюдать природу, читать названия улиц, площадей, отмечать в памяти достопримечательности. 8. Домашние задания по физической культуре. Выполнение домашних заданий по предмету «Физическая культура» предусмотрено программой физического воспитания. В связи с этим учитель физической культуры обязан планировать и давать ученикам на уроках домашние задания, осуществлять проверку их выполнения, ставить оценку в классной журнал. Домашние задания по своему содержанию принято делить на три группы: теоретические, практические, комплексные. 9. Теоретические задания содержат основы знаний, предусмотренные программой физического воспитания, с дополнениями учителя и должны вооружать учеников определенной суммой знаний по предмету (в том числе и сведениями для самостоятельного выполнения физических упражнений). 10. Практические задания подводят учеников к умениям поддерживать свой организм в порядке, подготавливают к правильному выполнению различных двигательных действий, составлению комплексов упражнений, их дозировке. Они строятся в основном на материале уроков физической культуры и должны быть доступными ученикам. 11. Комплексные задания содержат теоретические знания по физической культуре и материал для практического выполнения учениками упражнений. Это широко распространенный вид домашних заданий, но и наиболее сложный для учеников, особенно начальных классов. Организуя выполнение школьниками домашних заданий, необходимо приучать учеников внимательно слушать объяснения учителя, записывать полученные сведения в тетрадь (дневник физкультурника), активно усваивать материал урока. Освоение специальной терминологии физических упражнений приобретает значение с первого класса, дает возможность хорошо понимать физкультурную и спортивную литературу. Ученики должны уяснить практическую значимость домашнего задания, что повысит их интерес к двигательным действиям, улучшит внимание к заданию. При объяснении домашнего задания следует выделить главную сторону его выполнения, а также указать критерии оценки заданий на уроке физической культуры (занятии в спортивной секции). Немаловажное значение имеет установление сроков выполнения задания, так как они должны быть тесно связаны с изучением двигательных действий на уроках и других занятиях и нацелены на решение определенных задач. Организация внеурочных занятий предусматривает комплексный подход в физическом воспитании учащихся, системное планирование занятий физическими упражнениями, определение (мониторинг) качества и управление процессом физического воспитания школьников. Объединенные в процессе физического воспитания внеурочные занятия физической культурой и спортом в школе должны составлять стройную систему содержания, руководства, ответственности и контроля за качеством педагогической работы учителей. Должностные лица за несоблюдение Закона Украины «О физической культуре и спорте» несут ответственность [1] в соответствии с законодательством Украины. Домашние задания по физической культуре должны иметь четкую целевую установку на перспективу, быть понятными, интересными, в меру трудными для учеников, посильными для выполнения и безопасными. Могут иметь место дифференцированные домашние задания для различных уровней подготовленности школьников, мальчиков и девочек (юношей и девушек), учащихся основной и подготовительной медицинских групп. Каждое задание должно быть дозировано во времени и не превышать 20—30 минут разовых занятий. Учитель физической культуры должен своевременно оценивать домашние задания путем вызова учеников на уроке. Демонстрация задания может быть проведена в групповой форме или поочередно в зависимости от содержания физических упражнений. Оценка должна быть мотивирована и выражена в тактичной форме. При выполнении учеником домашнего задания на уроке он должен уметь самостоятельно контролировать свои действия и физиологическую нагрузку. Надо помнить, что домашние задания влияют на физическое совершенствование учеников. Они повышают недельную двигательную активность школьников, содействуют физическому развитию
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |