Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ ресурсов бюджетных организаций

Анализ объемов работ, услуг бюджетных учреждений.

Значение, задачи и источники информации анализа деятельности бюджетных учреждений.

Анализ ресурсов.

Анализ объемов работ, услуг бюджетных учреждений.

Значение, задачи и источники информации анализа деятельности бюджетных учреждений.

Бюджетных организаций

Л7.Особенности анализа хозяйственной деятельности

  1. Анализ исполнения сметы расходов бюджетных учреждений

 

 

Предметом экономического анализа в рамках изуча­емого курса является хозяйственная деятельность бюд­жетных и научных учреждений, направленная на осуще­ствление их функций по социально-культурному и науч­ному обслуживанию общества и эффективное использова­ние выделенных им ресурсов. При этом хозяйственная деятельность характеризуется целью, процессом и сред-

- ствами ее достижения, а также результатами, которые складываются под воздействием различных факторов.

Цель хозяйственной деятельности бюджетных и на­учных учреждений состоит в выполнении намеченных го­сударством социально-культурных мероприятий в облас­ти народного образования, культуры, науки, здравоохра­нения с помощью использования созданных в материаль­ном производстве ценностей. При этом характерно, что предметом потребления выступают не вещи, а сам про­цесс производства полезного эффекта деятельности учреж­дения. Он обеспечивает удовлетворение духовных потреб­ностей людей или изменение социальных условий, в кото­рых осуществляется их жизнедеятельность. В учреждени­ях здравоохранения - это процесс лечения, в школах -обучение учащихся, в детских учреждениях — уход за детьми и их воспитание, в научных — производство новых знаний.

Выделение цели хозяйственной деятельности в каче­стве объекта анализа позволяет выявить характер и объем работы учреждения, принятие решений по повышению эффективности.

Хозяйственная деятельность бюджетных и научных учреждений по выполнению их функций выражается в разнообразных экономических явлениях и хозяйственных процессах. К ним относятся, например, проведение уро­ков в школе, посещение врачом больного на дому. Их характер и количество определяют объем и качество ра­боты учреждений, позволяют судить о необходимости и обоснованности расходов, полноте выполнения задач по удовлетворению потребностей общества в определенных услугах. Постоянно изучая их на практике, мы получаем возможность оценить характер работы и результаты дея­тельности учреждения на определенную дату и в динами­ке.

Экономические явления и хозяйственные процессы в деятельности учреждений складываются под влиянием разнообразных объективных факторов. Постоянно воздей­ствуя на результаты деятельности учреждений, они отра­жают существующие закономерности, связи и зависимос-

ти. Так, приобретение учреждением оборудования и при­боров, соответствующих его профилю, вызывает сложные экономические последствия: ведет к увеличению расходов учреждения, улучшает качество обслуживания, повыша­ет интенсивность работы. Поэтому в процессе анализа оп­ределяются факторы и влияние каждого из них. В зави­симости от характера факторов оцениваются результаты деятельности учреждения. Следовательно, факторы выс­тупают важным слагаемым экономического анализа.

В экономических исследованиях под фактором обычно понимают движущие силы, условия совершения хозяй­ственных процессов и причины, влияющие на них. Дея­тельность учреждений непроизводственной сферы сложна и многогранна и представляет собой комплекс взаимосвя­занных хозяйственных процессов, характеризующихся системой показателей, зависимых от многочисленных и разнообразных причин (факторов). Если какой-либо фак­тор не берется во внимание при расчетах, то подсчет сте­пени влияния других факторов, принятых в расчетах, а также выводы по результатам анализа будут неточными.

Содержанием экономического анализа является глу­бокое и всестороннее изучение его предмета с целью выра­ботки управленческих решений для перевода экономики учреждений в новое качественное состояние. Содержание анализа хозяйственной деятельности включает такие эле­менты, которые обеспечивают ему выполнение своей роли и решение своих задач. К числу таких элементов отно­сятся:

уяснение конкретной задачи анализа данного объекта;

выявление факторов и выбор методов их количествен­ного измерения;

установление направления и размера (степени) влия­ния факторов на изменение или образование результатив­ного показателя;

выявление условий, благоприятствующих действию факторов;

выработка вариантов устранения отрицательных фак­торов и создание условий для положительных.

Основная цель анализа в системе управления — обес­печение эффективного функционирования ее управляемо­го объекта. Для достижения этой цели, исходя из сущно­сти и роли анализа, его предмета и содержания, решают­ся пять основных задач.

Первая задача - выявление потребности общества в услугах бюджетных и продукции научных учреждений в нужном объеме. При определении общественных потреб­ностей исходят из того, что они не имеют предела, но их удовлетворение ограничено уровнем развития материаль­ного производства. Кроме того, необходимо учитывать, что такая потребность в значительной степени диктуется действием социальных факторов, которые носят вероят­ностный характер. Поэтому при ее обосновании широко используется метод экспертных оценок и логического моделирования, изучение данных анализа текущих хозяйственных результатов деятельности учреждений, сравне­ние конечных результатов работы учреждений и значе­ний социальных факторных показателей в районах их действия. Обобщение полученных данных позволяет обо­сновать потребность в услугах бюджетных и продукции научных учреждений. На практике для обоснования по­требностей в тех или иных видах услуг применяются раз­личные представительные характеристики в виде нату­ральных показателей материально-технической базы (кой­ки в здравоохранении), условных (в народном образова­нии — контингент учащихся). Потребность в научной про­дукции определяется исходя из стоимостных показателей. Так, потребность населения в услугах детских дошколь­ных учреждений определяется по численности детей в воз­расте до 6 лет. Количество специалистов для народного хозяйства рассчитывается с учетом их дополнительной потребности в связи с дальнейшим развитием экономики, естественным выбытием работников и частичной заменой практиков дипломированными специалистами. По учреж­дениям культуры и здравоохранения используется норма­тивный метод определения потребности в их услугах. Так, потребность в стационарной медицинской помощи населе­нию измеряется количеством коек на 1000 человек насе­ле ния.

Вторая задача - изучение полноты удовлетворения по­требностей общества в услугах бюджетных и продукции научных учреждений и проверка соблюдения установлен­ных нормативов. Ее решение предусматривает выявление по данным отчетности бюджетных учреждений соответ­ствия количества оказанных услуг потребности в них, изучение их состава по различным признакам. Так, сту­денты вузов с этой целью подразделяются по специально­стям. В процессе анализа выявляется фактический уро­вень обеспеченности соответствующего контингента опре­деленными видами услуг, который сопоставляется с нор­мативами. В вузах устанавливаются, например, нормати­вы численности студентов на одного преподавателя. Их нарушение ведет к ухудшению качества обслуживания

населения и снижению уровня использования ресурсов учреждения.

Третья задача — оценка эффективности использования ресурсов. Важность этой задачи повышается в связи с той ролью, которую играют трудовые и материальные ресур­сы в хозяйственной деятельности учреждений, где они выступают неотъемлемым элементом удовлетворения по­требности в услугах. Поэтому анализ их использования не ограничивается проверкой соблюдения норм расхода материальных ценностей и эффективности труда (нагруз­ки или выработки), а осуществляется в тесной увязке с оценкой полноты удовлетворения общественных потреб­ностей в определенных услугах.

Четвертая задача - выявление и измерение факторов отклонений фактических показателей хозяйственной дея­тельности учреждений от нормативных или плановых и определение резервов. При решении этой задачи в наи­большей степени проявляется действенность экономичес­кого анализа. Благодаря установлению с помощью анали­за причин недостатков, выявлению неиспользованных воз­можностей обеспечивается более полное удовлетворение общественных потребностей в услугах (научно-техничес­кой продукции) и эффективное использование средств на их создание. Решение этой задачи требует системного под­хода при проведении анализа хозяйственной деятельнос­ти, что вызывает необходимость взаимосвязанного изучения факторов с достаточно полным учетом их внутренних и внешних связей, взаимодействия и взаимоподчиненности, что достигается с помощью их систематизации. Систематизация - это размещение изучаемых явлений или объектов анализа в определенном порядке с выявлением их взаимосвязи и подчиненности.

Пятая задача — подготовка аналитической информа­ции для выбора оптимальных управленческих решений. Она состоит в сборе данных о работе учреждения, их ана­литической обработке и обобщении результатов анализа. Кроме того, в ходе анализа формируются предложения об устранении недостатков и улучшении работы учреждения. Успех хозяйственной деятельности в наибольшей степени зависит от полноты и правильности решения этой задачи анализа.

Результаты анализа деятельности бюджетных и науч­ных учреждений зависят не только от качества получен­ной информации в аналитической функции, но и от состо­яния информационной базы в учреждении до проведения работ по организации самого анализа каких-либо объек­тов. Она включает прежде всего действующие официаль-

ные материалы, регулирующие деятельность учреждений в разрезе рассматриваемых отраслей непроизводственной сферы. Знание их требований помогает определить объек­ты, которые должны быть рассмотрены в процессе анали­за. Важной составной частью информационной базы ана­лиза хозяйственной деятельности учреждений являются планово-нормативная документация, хозяйственные дого­вора и соглашения. Плановые и нормативные документы содержат задания по развитию сети, уровню обслужива­ния населения и текущих расходов на содержание учреж­дений и др. Хозяйственные договоры предусматривают сроки выполнения научно-исследовательских работ, по­казатели научно-технического уровня и другие условия. Поэтому их данные используются в процессе анализа в качестве критериев оценки деятельности.

Основным источником информации анализа является бухгалтерская и статистическая отчетность, содержащая данные, характеризующие деятельность учреждения по отдельным направлениям. В ней отражены результаты исполнения сметы расходов, сведения о состоянии сети, штатов и контингентов, материально-технической базы учреждений. Сопоставление их с данными планово-нор­мативной документации позволяет выявить уровень эф­фективности работы учреждений, полноту выполнения возложенных на них функций.

Для оценки эффективности использования отдельных видов ресурсов привлекаются данные бухгалтерского и статистического учета, акты ревизий, справки обследова­ний и проверок, объяснительные записки, протоколы про­изводственных совещаний, данные анкетных опросов, пись­ма, заявления и жалобы трудящихся. Ознакомление с ними позволяет получить конкретный и важный материал для всесторонней характеристики работы учреждения.

В процессе анализа широко применяется информация о хозяйственной деятельности учреждений за предыдущие периоды, а также других учреждений, позволяющих су­дить о темпах роста показателей, изменении результатов работы или о месте учреждения в отрасли. Оценка ис­пользования оборудования, приборов, материалов и других материально-технических ресурсов осуществляется по паспортам и прочей документации, характеризующей их технико-экономические показатели.

Таким образом, информационная база анализа деятель­ности учреждений весьма неоднородна по своему содержа­нию. К этому следует добавить различные требования к ее составу в зависимости от вида анализа и его объектов. Так, текущий анализ преимущественно ориентируется на данные отчетности. Он дает возможность получить обоб­щенную характеристику всех сторон деятельности учреж­дения. Источниками информации оперативного анализа являются данные учета и единовременных наблюдений. Предварительный анализ опирается на учетную и отчет­ную информацию за предыдущий период, материалы спе­циальных обследований, других учреждений.

 

 

АНАЛИЗ ОБЪЕМА РАБОТЫ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Важным условием общественного развития является народное образование. В системе его учреждений ведущее место принадлежит средней общеобразовательной школе — учебно-воспитательному учреждению, имеющему своей це­лью дать учащимся систематизированные знания по осно­вам наук, привить соответствующие навыки, необходимые для дальнейшей профессиональной подготовки и обучения.

Школьная сеть определенного района призвана охва­тить обучением и воспитанием детей в возрасте от 6 до 17 лет, создать им необходимые условия для получения сред­него образования, а также обеспечить рациональное ис­пользование педагогических кадров, материально-техни­ческих и финансовых ресурсов. Состояние школьной сети оценивается прежде всего наличием максимальных удобств для обучения и воспитания детей. Они зависят от типа школьных помещений и соблюдения установленной нор­мы учебной площади на одного учащегося, наличия про­изводственных мастерских и спортивных комплексов, от укомплектованности классов продленного дня и интерна­тов, сменности занятий, в сельской местности — от уда­ленности школы от постоянного местожительства школь­ников, организации их подвоза, количества иностранных языков, изучаемых в школе. В процессе анализа устанав­ливается обеспеченность сети перечисленными условия­ми, ее изменение по сравнению с предыдущими годами и нормативами или планом развития. Для этого использу­ются многие источники информации: отчет о выполне­нии плана по сети, штатам и контингентам общеобразо­вательных школ; утвержденная смета; статистическая и

оперативная отчетность; технические паспорта на все стро­ения, принадлежащие средней общеобразовательной шко­ле, и другие документы.

От состояния школьной сети зависят условия, опреде­ляющие учебно-воспитательный процесс, содержание и организацию учебно-воспитательной работы. В дальней­шем в ходе анализа изучается объем работы школы с ис­пользованием таких показателей, как количество учащихся (школьный контингент), учебных классов или классов-комплектов, их наполняемость. Все эти показатели тесно связаны между собой и находят отражение в обобщенном показателе объема работы — количестве часов учебной нагрузки.

Объем учебной нагрузки характеризует затраты труда учителей по обучению школьников основам наук в уроч­ное время. Учебная нагрузка (в часах) по каждому пред­мету и классу регулируется установленными учебными программами и планами. На ее объем в целом по школе влияют количество и состав учебных классов, количество часов учебной работы согласно учебному плану в расчете на класс. В свою очередь количество классов зависит от контингента учащихся и наполняемости классов. В про­цессе анализа устанавливаются изменения учебной нагруз­ки по сравнению с предыдущими годами и планом (учеб­ной программой) текущего учебного года в целом по шко­ле, по группам классов и учебным предметам. Причина­ми невыполнения плана учебной нагрузки могут быть сры­вы занятий, болезни учителей, неполная укомплектован­ность школы учителями. Кроме того, следует учитывать, что затраты труда учителей школы по обучению и воспитанию школьников складываются из затрат на выполне­ние как урочной, так и различных видов внеурочной работы (проверка тетрадей, заведование кабинетами, классное руководство). При изучении материала этого параграфа на основании данных табл.3.1 использован прием сравнения, который позволил опреде­лить абсолютные отклонения фактических данных отчетного года от предыдущего и от плановых данных текущего хозяйственного года.

АНАЛИЗ ОБЪЕМА РАБОТЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Деятельность высших учебных заведений связана с подготовкой высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства.

Требования к характеру и содержанию работы вузов постоянно повышаются. При анализе их работы необхо­димо учитывать особенности характера их деятельности. Она сочетает в себе такие виды работ, как учебная, учеб­но-методическая и научно-исследовательская. Все они имеют важное самостоятельное значение, но ведущее мес­то среди них занимает учебная работа, а остальные виды деятельности способствуют ее успешному осуществлению. Поэтому состояние вузовской сети, объем учебной рабо­ты, ее результаты и качество являются приоритетными направлениями анализа. Основными источниками инфор­мации выступают приказы о приеме, переводах и выпуске студентов, отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по высшему профессиональному образова­нию.

Основными показателями отдельных вузов являются специализация их работы и концентрация подготовки спе­циалистов, с учетом которых создается необходимая ма­териально-техническая база для обучения студентов, фор­мирования квалифицированного профессорско-преподава­тельского коллектива, подготовки квалифицированных специалистов при наименьших затратах.

Специализация в работе вузов состоит в подготовке специалистов каждым из них по ограниченному кругу спе­циальностей и специализаций. Ее нарушение проявляет­ся в рассредоточении подготовки специалистов для на-

родного хозяйства определенной специальности (специа­лизации) по многочисленным вузам или формировании многопрофильных высших учебных заведений. В качестве показателей специализации используется количество спе­циальностей и специализаций, по которым вуз готовит специалистов для народного хозяйства, количество групп специальностей (специализаций), общая численность сту­дентов и принятых на одну определенную специальность, а также удельный вес студентов данной специальности (специализации) в их общем количестве.

Показатели концентрации подготовки специалистов для народного хозяйства зависят от размера вуза. К ним относятся численность студентов в целом по учебному за­ведению и формам обучения, а также численность про­фессорско-преподавательского состава. Их аналитическое значение состоит в том, что определенный уровень пока­зателей концентрации определяет уровень расходов на подготовку специалистов, рациональность использования материально-технической базы и качество подготовки спе­циалистов, вызывает другие экономические и социальные последствия. Их изучение связано с необходимостью оп­ределения оптимального размера вуза.

Для характеристики вузовской сети используется зна­чительное количество ее частных показателей. Это нали­чие специальных учебных кабинетов и лабораторий, спе­циальной аппаратуры для них, специальной аппаратуры для учебных целей (диапроекторов, магнитофонов, теле­визоров), кафедр и факультетов. Нужно принять во вни­мание также соотношение между различными формами обучения (очная, вечерняя, заочная), наличие курсов по­вышения квалификации специалистов народного хозяй­ства, филиалов. Все эти показатели в совокупности позво­ляют судить о степени готовности высшего учебного заве­дения выполнять возложенные на него функции.

Объем учебной работы вуза оценивается рядом пока­зателей. К ним относятся прием и отсев студентов, вы­пуск специалистов, количество студентов на начало и конец учебного года, а также их среднегодовая числен­ность. Каждый из этих показателей имеет определенное учетно-аналитическое значение. Прием учащихся в вуз характеризует задание (заказ) на подготовку специа­листов. При помощи такого показателя, как выпуск спе­циалистов, работа вуза увязывается с потребностью на­родного хозяйства в специалистах. Отсев представляет собой сокращение численности студентов вуза в пери­од их обучения, причинами которого могут быть неуспе­ваемость, нарушение учебной дисциплины, собствен­ное желание, призыв в армию и др.

 

Анализ объема работы амбулаторно-поликлинических учреждений

Функционирование амбулаторно-поликлинической сети здравоохранения проявляется в выполнении ее учрежде­ниями определенного объема работы по медицинскому об­служиванию населения. Основными показателями, харак­теризующими объем работы учреждения в данном случае, являются количество врачебных посещений и количество лиц, обратившихся в поликлинику по поводу оказания им медицинской помощи. Значение показателя врачеб­ных посещений состоит в том, что при его помощи изме­ряется объем работы за конкретные отрезки времени, вы­полненной отдельными подразделениями и специалиста­ми поликлиники. По числу лиц, обратившихся в поли­клинику за лечением, можно сделать вывод об объеме об-

служивания населения, которое выступает потребителем услуг. Использование двух показателей позволяет систем­но оценить процесс предоставления услуг здравоохране­ния и их потребление населением в единстве.

В процессе анализа объема работы поликлиники по ока­занию услуг здравоохранения оценивается выполнение плана по количеству врачебных посещений в целом по поликли­нике, по ее структурным подразделениям и по отдельным врачебным специальностям, а также по уровню посещае­мости. Функционирование амбулаторно-поликлинической сети тесно связано с укомплектованием учреждений врачебным персоналом. При определении количества штатных дол­жностей учитываются численность населения и необходи­мый уровень медицинского обслуживания (посещаемости) населения. Фактический уровень посещаемости, завися­щий от заболеваемости населения и его обращаемости в поликлинику, определяется эффективностью работы вра­чебного персонала. Поэтому в процессе анализа объема работы в качестве влияющих на него факторов высту­пают уровень укомплектованности поликлиники врачеб­ным персоналом и изменение уровня его врачебной на­грузки. В них в конечном счете находят отражение пол­нота обеспеченности населения услугами здравоохранения, уровень организации и качество работы учреждений.

Результат работ поликлиники характеризуется боль­шой разнородностью врачебных посещений. В связи с этим важное значение имеет рассмотрение в процессе анализа их состава по различным признакам (направлениям). Это дает возможность уточнить и выявить потребности на­селения в определенных видах амбулаторно-поликлинической помощи, установить изменения в характере и трудоемкости услуг. Так, врачебные посещения раз­личаются по видам обращаемости населения в поли­клинику (подразделяются на посещения с лечебной целью, в связи с прохождением диспансеризации, про­филактических и других специальных осмотров); по повторяемости (первичные и повторные); по месту ока­зания услуг здравоохранения (на посещения больным врача и врачом больного на дому); по врачебным спе­циальностям и др.

Завершающим этапом анализа объема работы поли­клиники является оценка уровня амбулаторного обслу­живания населения. С этой целью устанавливаются коли­чество лиц, обратившихся за оказанием медицинской по­мощи, и их удельный вес в общей численности жителей района обслуживания. Сравнение их фактического уров­ня с данными предыдущих периодов позволяет сде­лать вывод о состоянии здоровья населения и его обраща­емости за медицинской помощью.

Особенность производственной (функциональной) деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения состоит в том, что в объеме их работы ведущее место занимают мероприятия по профилактике и • предупреждению заболеваний (проводимые в плановом порядке профилактические осмотры отдельных групп на­селения, цеховые осмотры по выявлению наиболее опас­ных видов заболеваний и диспансеризации населения). Значимость этих мероприятий заключается в динамич­ном наблюдении за здоровыми и больными людьми и определяется снижением общей заболеваемости и смертнос­ти населения, сокращением случаев временной утраты трудоспособности и выходов на инвалидность.

 

Анализ состава, структуры и состояния основных фондов

Анализ основных фондов, как правило, начинают с изучения их натурально-вещественного содержания. Для этого прежде всего используются данные отчет­ности об их группировке по назначению, которые позволяют охарактеризовать состав и структуру ос­новных фондов на определенный период (начало и конец года) и их изменение.

Под составом основных фондов понимается их материально-вещественное содержание, а под их структу­рой - процентное отношение отдельных видов основных фондов к общей их сумме

В ходе анализа состава и структуры основных фондов устанавливаются значение каждой их группы в абсолют­ной сумме и удельный вес в общей стоимости, а также их изменение в течение отчетного года.

Успешное выполнение задач бюджетных и научных учреждений зависит от уровня прогрессивности активной части основных фондов. Проведение научных исследова­ний в НИИ на уровне мировых достижений, подготовка специалистов в учебных заведениях в соответствии с запросами научно-технического прогресса, оказание свое­временной и качественной медицинской помощи в учреж-

дениях здравоохранения возможны только при использо­вании оборудования, приборов, инструментов и другой техники, отвечающих современному уровню развития на­уки и техники. Однако замена морально устаревших ос­новных фондов учреждений осуществляется постепенно.

В связи с этим возникает объективная необходимость установления и выявления изменения уровня прогрессив­ности активной их части. Этот уровень характеризуется удельным весом стоимости прогрессивных У или морально устаревших Уст видов технических средств в их общей стоимости и определяется раздельно на начало и конец года по формулам

Уп = (Спо) -100, (9.1)

у„= (С„:С0) -100, (9.2)

где Сп, Сст - стоимость прогрессивных и морально уста­ревших видов технических средств соответственно, тыс. руб.; Со — общая стоимость технических средств, тыс. руб. На изменение состояния основных фондов существен­ное влияние оказывает их износ. Он представляет собой процесс потребления их стоимости в той мере, в какой они утрачивают свою потребительскую стоимость или ма­териально изнашиваются. Поэтому данные об износе используются для обобщенной характеристики состояния основных фондов в целом или отдельных групп. В процес­се анализа устанавливают коэффициент износа Киз на начало и конец года. Он исчисляется отношением суммы износа к восстановительной (первоначальной) стоимости основных фондов

.С учетом специфики использования и назначения ос­новных средств по некоторым объектам износ не начисля­ется. К ним относятся:

продуктивный скот, относящийся к основным фондам независимо от стоимости;

библиотечные фонды;

фонды, переведенные в установленном порядке на кон­сервацию;

фонды, находящиеся в стадии реконструкции и тех­нического перевооружения с полной их остановкой;

фонды бюджетных организаций, включая научно-ис­следовательские, конструкторские и технологические организации;

фильмофонды, музейные и художественные ценно­сти, сценическо-постановочные средства, здания и со­оружения, являющиеся памятниками архитектуры и ис­кусства;

многолетние насаждения, не достигшие эксплуатаци­онного возраста;

экспонаты животного мира в зоопарках и других ана­логичных учреждениях, а также оборудование, экспона­ты, образцы, модели (действующие и недействующие), ма­кеты и другие наглядные пособия, находящиеся в кабине­тах и лабораториях и используемые для научных целей.

Данные об износе основных средств на начало и конец года характеризуют состояние основных средств и позво­ляют определить их балансовую стоимость на начало и конец года за вычетом износа, которая должна соответ­ствовать фонду в основных средствах.

Уменьшение на конец года фонда в основных сред­ствах и увеличение процента их износа следует считать как отрицательный фактор технического и качественного состояния основных средств. Это является сигналом для принятия мер по обновлению основных средств и требует дополнительных средств на капитальный ремонт.

Наиболее полную характеристику обновления отдель­ных видов основных фондов, особенно оборудования, ап­паратов и приборов, можно получить по данным анализа их возрастного состава. С этой целью они группируются по срокам эксплуатации. Такой анализ имеет важное зна­чение для научно-исследовательских организаций и ву­зов, которые располагают значительным количеством од­нотипного оборудования.

Движение основных средств анализируется на основе данных баланса об использовании сметы расходов и отче­та об их движении, а также материалов инвентаризации, актов списания этих ценностей, данных обследования, проверок и ревизий. Указанные объекты могут быть при­обретены как за счет финансирования из бюджета, вне­бюджетных средств, безвозмездных поступлений, так и ввода в эксплуатацию объектов строительства.

Необходимо стремиться к тому, чтобы увеличение ос­новных средств осуществлялось в основном за счет бюд­жетного финансирования или ввода в эксплуатацию но­вого оборудования, машин и т.д., а также за счет вне­бюджетных средств.

Приобретение основных средств за счет внебюд­жетных средств должно быть подтверждено данными отчета об использовании сметы этих средств. О без­возмездном поступлении основных средств от выше­стоящих организаций, шефов и других должно быть ука­зано в объяснительной записке к отчету.

Наиболее важным является показатель фондовоору­женности ведущей (основной) группы работников учреж­дений активной частью основных фондов или оборудова­нием (например, учебно-лабораторное оборудование на одного преподавателя вуза, научно-исследовательское оборудование на одного научного работника НИИ).

В процессе анализа обеспеченности учреждений основ­ными фондами выявляются тенденции изменения показа­телей фондовооруженности, соотношение темпов их рос­та, сравниваются темпы их роста с темпами роста чис­ленности работников и объема работ (услуг). Положитель­ной признается тенденция преимущественного роста по­казателей фондовооруженности и особенно технической вооруженности труда.

В анализируемом учреждении наблюдаются положи­тельные тенденции в развитии технической базы, о чем свидетельствуют абсолютные и относительные показателироста фондовооруженности. При оценке результатов сле­дует учитывать особенность развития бюджетных и науч­ных учреждений. Она состоит в том, что повышение уровня их обеспеченности основными фондами не приводит к за­мене труда механизмами и сокращению численности ра­ботающих, а создает лишь благоприятные условия для улучшения результатов их труда за счет его интенсифи­кации, а значит, для уменьшения длительности лечения больных в учреждениях здравоохранения, ускорения про­цесса внедрения научных разработок НИИ, повышения качества обучения школьников или подготовки специа­листов в вузах.

В связи с индивидуальным характером функций, вы­полняемых разными типами учреждений или их подраз­делениями, важное значение приобретает комплектность обеспечения основными фондами с учетом специфики ра­боты и потребности учреждений в определенных их ви­дах. Для решения этой задачи в процессе анализа исполь­зуются показатели фондооснащенности, определяющие уровень технического обеспечения учреждений или их подразделений и позволяющие сравнивать технические

условия, оценивать обоснованность размещения основных фондов по отдельным учреждениям.

Анализ обеспеченности учреждения малоценными и быстроизнашивающимися предметами

В процессе анализа обеспеченности учреждения мало­ценными и быстроизнашивающимися предметами (МБП) прежде всего устанавливается уровень их потребления на текущий год и его изменение по сравнению с предыдущим годом. Он измеряется стоимостью израсходованных ма­лоценных и быстроизнашивающихся предметов в теку­щем году на нужды больницы в расчете на основную про­изводственную единицу нагрузки. Росту уровня потребления способствовали:

увеличение бюджетных ассигнований;

проведение текущего ремонта здания;

улучшение качества хозяйственного обслуживания учреждения;

повышение нормативов обеспеченности МБП кон­тингента учреждения;

получение материальной помощи из-за рубежа.

Повышение уровня потребления МБП рассматривает­ся как одно из условий улучшения качества обслужива­ния населения.

Расходы малоценных и быстроизнашивающихся пред­метов в учреждениях постоянно растут..В этих условиях важно знать причины их количественного увеличения по сравнению с планом и прошлым годом. В процессе анали­за учитывается, что влияние причин расхода МБП в ко­нечном счете находит отражение в изменении объема ус­луг или состояния сети и уровня материалопотребления.

Состав факторов и их влияние заслуживают положи­тельной оценки. Увеличение расхода малоценных и быст­роизнашивающихся предметов связано с решением таких задач, как обеспечение надлежащего качества обслу­живания, увеличение объема предоставленных услуг, а значит, и более полное удовлетворение потребностей населения в услугах здравоохранения.:

Основным направлением изучения обеспеченности уч­реждения малоценными и быстроизнашивающимися пред­метами является оценка выполнения плана обеспечения по их объему и составу. Для этого сравниваются данные бухгалтерского;учета по фактически полученным мало­ценным и быстроизнашивающимся предметам с потребно­стью в них в разрезе учетных групп.

В процессе проведения анализа необходимо проанали­зировать целесообразность приобретения малоценных и быстроизнашивающихся предметов по одной учетной груп­пе сверх норм и причины недопоставки их по другой груп­пе. Недопоставки могут зависеть от поставщиков, кото­рые не выполняют своих договорных обязательств. В этом случае необходимо выяснить, какие меры воздействия на поставщиков принимались со стороны учреждения. Кро­ме того, причинами недостаточной обеспеченности учреж­дения отдельными видами малоценных и быстроизнаши­вающихся предметов могут быть несвоевременность зак­лючения или отсутствие договоров на их поставку. Еще одной причиной недопоставки малоценных предметов яв­ляется необоснованное сокращение выделяемых фондов на приобретение, а также сокращение бюджетного финанси­рования.

Анализ обеспеченности бюджетного учреждения мало­ценными и быстроизнашивающимися предметами прово­дится в разрезе источников их приобретения. К числу таких источников относятся:

материальные средства, полученные из бюджетных средств;материальные средства, полученные за счет внебюд­жетных средств;

безвозмездное получение от других учреждений сис­темы здравоохранения;

шефская помощь;

выявленные излишки, обнаруженные при инвента­ризации или проверке остатков;

оприходование малоценных и быстроизнашивающих­ся предметов, полученных от ликвидации основных фон­дов, и др.

В анализируемом учреждении в отчетном году мало­ценные и быстроизнашивающиеся предметы приобрета­лись за счет средств, полученных из бюджета, за счет внебюджетных средств и в порядке безвозмездного полу­чения.

Анализ использования малоценных и быстроизнашивающихся предметов

Экономное расходование малоценных и быстроизна­шивающихся предметов — важное направление повыше­ния эффективности общественного производства. Оно со­храняет свое значение для бюджетных и научных учреж­дений и выражается в соблюдении установленных нату­ральных норм расхода отдельных видов малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Поэтому в процессе анализа для оценки уровня использования малоценных и быстроизнашивающихся предметов их фактический рас­ход сравнивается с нормативным. Результат выражается в экономии или перерасходе отдельных видов предметов.

Методику их определения раскроем на примере использо­вания мягкого инвентаря и обмундирования.

В научных организациях анализ расходования мало­ценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП) сле­дует выполнять в разрезе каждой темы, путем сравнения

фактических затрат с затратами, предусмотренными по смете. Кроме того, в процессе анализа используются показатели емкости МБП, выполненных научно-иссле­довательских работ. С учетом их незначительного удель­ного веса в затратах на научное производство его це­лесообразно измерять стоимостью малоценных предметов, используемых для разработки научной темы, на всю за­конченную тематику или выполненные работы в расчете на определенную сумму научно-технической продукции.

В процессе изучения малоценных и быстроизнашива­ющихся предметов особое внимание уделяется анализу их движения. Такой анализ позволяет выявить полноту их расходования по назначению и изменение их остатков.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философский анализ категории бытия и ее эволюция. Основные формы и диалектика бытия | Заключительный этап психолого-педагогического исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.