КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ ресурсов бюджетных организаций
Анализ объемов работ, услуг бюджетных учреждений. Значение, задачи и источники информации анализа деятельности бюджетных учреждений. Анализ ресурсов. Анализ объемов работ, услуг бюджетных учреждений. Значение, задачи и источники информации анализа деятельности бюджетных учреждений. Бюджетных организаций Л7.Особенности анализа хозяйственной деятельности
Предметом экономического анализа в рамках изучаемого курса является хозяйственная деятельность бюджетных и научных учреждений, направленная на осуществление их функций по социально-культурному и научному обслуживанию общества и эффективное использование выделенных им ресурсов. При этом хозяйственная деятельность характеризуется целью, процессом и сред- - ствами ее достижения, а также результатами, которые складываются под воздействием различных факторов. Цель хозяйственной деятельности бюджетных и научных учреждений состоит в выполнении намеченных государством социально-культурных мероприятий в области народного образования, культуры, науки, здравоохранения с помощью использования созданных в материальном производстве ценностей. При этом характерно, что предметом потребления выступают не вещи, а сам процесс производства полезного эффекта деятельности учреждения. Он обеспечивает удовлетворение духовных потребностей людей или изменение социальных условий, в которых осуществляется их жизнедеятельность. В учреждениях здравоохранения - это процесс лечения, в школах -обучение учащихся, в детских учреждениях — уход за детьми и их воспитание, в научных — производство новых знаний. Выделение цели хозяйственной деятельности в качестве объекта анализа позволяет выявить характер и объем работы учреждения, принятие решений по повышению эффективности. Хозяйственная деятельность бюджетных и научных учреждений по выполнению их функций выражается в разнообразных экономических явлениях и хозяйственных процессах. К ним относятся, например, проведение уроков в школе, посещение врачом больного на дому. Их характер и количество определяют объем и качество работы учреждений, позволяют судить о необходимости и обоснованности расходов, полноте выполнения задач по удовлетворению потребностей общества в определенных услугах. Постоянно изучая их на практике, мы получаем возможность оценить характер работы и результаты деятельности учреждения на определенную дату и в динамике. Экономические явления и хозяйственные процессы в деятельности учреждений складываются под влиянием разнообразных объективных факторов. Постоянно воздействуя на результаты деятельности учреждений, они отражают существующие закономерности, связи и зависимос- ти. Так, приобретение учреждением оборудования и приборов, соответствующих его профилю, вызывает сложные экономические последствия: ведет к увеличению расходов учреждения, улучшает качество обслуживания, повышает интенсивность работы. Поэтому в процессе анализа определяются факторы и влияние каждого из них. В зависимости от характера факторов оцениваются результаты деятельности учреждения. Следовательно, факторы выступают важным слагаемым экономического анализа. В экономических исследованиях под фактором обычно понимают движущие силы, условия совершения хозяйственных процессов и причины, влияющие на них. Деятельность учреждений непроизводственной сферы сложна и многогранна и представляет собой комплекс взаимосвязанных хозяйственных процессов, характеризующихся системой показателей, зависимых от многочисленных и разнообразных причин (факторов). Если какой-либо фактор не берется во внимание при расчетах, то подсчет степени влияния других факторов, принятых в расчетах, а также выводы по результатам анализа будут неточными. Содержанием экономического анализа является глубокое и всестороннее изучение его предмета с целью выработки управленческих решений для перевода экономики учреждений в новое качественное состояние. Содержание анализа хозяйственной деятельности включает такие элементы, которые обеспечивают ему выполнение своей роли и решение своих задач. К числу таких элементов относятся: уяснение конкретной задачи анализа данного объекта; выявление факторов и выбор методов их количественного измерения; установление направления и размера (степени) влияния факторов на изменение или образование результативного показателя; выявление условий, благоприятствующих действию факторов; выработка вариантов устранения отрицательных факторов и создание условий для положительных. Основная цель анализа в системе управления — обеспечение эффективного функционирования ее управляемого объекта. Для достижения этой цели, исходя из сущности и роли анализа, его предмета и содержания, решаются пять основных задач. Первая задача - выявление потребности общества в услугах бюджетных и продукции научных учреждений в нужном объеме. При определении общественных потребностей исходят из того, что они не имеют предела, но их удовлетворение ограничено уровнем развития материального производства. Кроме того, необходимо учитывать, что такая потребность в значительной степени диктуется действием социальных факторов, которые носят вероятностный характер. Поэтому при ее обосновании широко используется метод экспертных оценок и логического моделирования, изучение данных анализа текущих хозяйственных результатов деятельности учреждений, сравнение конечных результатов работы учреждений и значений социальных факторных показателей в районах их действия. Обобщение полученных данных позволяет обосновать потребность в услугах бюджетных и продукции научных учреждений. На практике для обоснования потребностей в тех или иных видах услуг применяются различные представительные характеристики в виде натуральных показателей материально-технической базы (койки в здравоохранении), условных (в народном образовании — контингент учащихся). Потребность в научной продукции определяется исходя из стоимостных показателей. Так, потребность населения в услугах детских дошкольных учреждений определяется по численности детей в возрасте до 6 лет. Количество специалистов для народного хозяйства рассчитывается с учетом их дополнительной потребности в связи с дальнейшим развитием экономики, естественным выбытием работников и частичной заменой практиков дипломированными специалистами. По учреждениям культуры и здравоохранения используется нормативный метод определения потребности в их услугах. Так, потребность в стационарной медицинской помощи населению измеряется количеством коек на 1000 человек населе ния. Вторая задача - изучение полноты удовлетворения потребностей общества в услугах бюджетных и продукции научных учреждений и проверка соблюдения установленных нормативов. Ее решение предусматривает выявление по данным отчетности бюджетных учреждений соответствия количества оказанных услуг потребности в них, изучение их состава по различным признакам. Так, студенты вузов с этой целью подразделяются по специальностям. В процессе анализа выявляется фактический уровень обеспеченности соответствующего контингента определенными видами услуг, который сопоставляется с нормативами. В вузах устанавливаются, например, нормативы численности студентов на одного преподавателя. Их нарушение ведет к ухудшению качества обслуживания населения и снижению уровня использования ресурсов учреждения. Третья задача — оценка эффективности использования ресурсов. Важность этой задачи повышается в связи с той ролью, которую играют трудовые и материальные ресурсы в хозяйственной деятельности учреждений, где они выступают неотъемлемым элементом удовлетворения потребности в услугах. Поэтому анализ их использования не ограничивается проверкой соблюдения норм расхода материальных ценностей и эффективности труда (нагрузки или выработки), а осуществляется в тесной увязке с оценкой полноты удовлетворения общественных потребностей в определенных услугах. Четвертая задача - выявление и измерение факторов отклонений фактических показателей хозяйственной деятельности учреждений от нормативных или плановых и определение резервов. При решении этой задачи в наибольшей степени проявляется действенность экономического анализа. Благодаря установлению с помощью анализа причин недостатков, выявлению неиспользованных возможностей обеспечивается более полное удовлетворение общественных потребностей в услугах (научно-технической продукции) и эффективное использование средств на их создание. Решение этой задачи требует системного подхода при проведении анализа хозяйственной деятельности, что вызывает необходимость взаимосвязанного изучения факторов с достаточно полным учетом их внутренних и внешних связей, взаимодействия и взаимоподчиненности, что достигается с помощью их систематизации. Систематизация - это размещение изучаемых явлений или объектов анализа в определенном порядке с выявлением их взаимосвязи и подчиненности. Пятая задача — подготовка аналитической информации для выбора оптимальных управленческих решений. Она состоит в сборе данных о работе учреждения, их аналитической обработке и обобщении результатов анализа. Кроме того, в ходе анализа формируются предложения об устранении недостатков и улучшении работы учреждения. Успех хозяйственной деятельности в наибольшей степени зависит от полноты и правильности решения этой задачи анализа. Результаты анализа деятельности бюджетных и научных учреждений зависят не только от качества полученной информации в аналитической функции, но и от состояния информационной базы в учреждении до проведения работ по организации самого анализа каких-либо объектов. Она включает прежде всего действующие официаль- ные материалы, регулирующие деятельность учреждений в разрезе рассматриваемых отраслей непроизводственной сферы. Знание их требований помогает определить объекты, которые должны быть рассмотрены в процессе анализа. Важной составной частью информационной базы анализа хозяйственной деятельности учреждений являются планово-нормативная документация, хозяйственные договора и соглашения. Плановые и нормативные документы содержат задания по развитию сети, уровню обслуживания населения и текущих расходов на содержание учреждений и др. Хозяйственные договоры предусматривают сроки выполнения научно-исследовательских работ, показатели научно-технического уровня и другие условия. Поэтому их данные используются в процессе анализа в качестве критериев оценки деятельности. Основным источником информации анализа является бухгалтерская и статистическая отчетность, содержащая данные, характеризующие деятельность учреждения по отдельным направлениям. В ней отражены результаты исполнения сметы расходов, сведения о состоянии сети, штатов и контингентов, материально-технической базы учреждений. Сопоставление их с данными планово-нормативной документации позволяет выявить уровень эффективности работы учреждений, полноту выполнения возложенных на них функций. Для оценки эффективности использования отдельных видов ресурсов привлекаются данные бухгалтерского и статистического учета, акты ревизий, справки обследований и проверок, объяснительные записки, протоколы производственных совещаний, данные анкетных опросов, письма, заявления и жалобы трудящихся. Ознакомление с ними позволяет получить конкретный и важный материал для всесторонней характеристики работы учреждения. В процессе анализа широко применяется информация о хозяйственной деятельности учреждений за предыдущие периоды, а также других учреждений, позволяющих судить о темпах роста показателей, изменении результатов работы или о месте учреждения в отрасли. Оценка использования оборудования, приборов, материалов и других материально-технических ресурсов осуществляется по паспортам и прочей документации, характеризующей их технико-экономические показатели. Таким образом, информационная база анализа деятельности учреждений весьма неоднородна по своему содержанию. К этому следует добавить различные требования к ее составу в зависимости от вида анализа и его объектов. Так, текущий анализ преимущественно ориентируется на данные отчетности. Он дает возможность получить обобщенную характеристику всех сторон деятельности учреждения. Источниками информации оперативного анализа являются данные учета и единовременных наблюдений. Предварительный анализ опирается на учетную и отчетную информацию за предыдущий период, материалы специальных обследований, других учреждений.
АНАЛИЗ ОБЪЕМА РАБОТЫ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Важным условием общественного развития является народное образование. В системе его учреждений ведущее место принадлежит средней общеобразовательной школе — учебно-воспитательному учреждению, имеющему своей целью дать учащимся систематизированные знания по основам наук, привить соответствующие навыки, необходимые для дальнейшей профессиональной подготовки и обучения. Школьная сеть определенного района призвана охватить обучением и воспитанием детей в возрасте от 6 до 17 лет, создать им необходимые условия для получения среднего образования, а также обеспечить рациональное использование педагогических кадров, материально-технических и финансовых ресурсов. Состояние школьной сети оценивается прежде всего наличием максимальных удобств для обучения и воспитания детей. Они зависят от типа школьных помещений и соблюдения установленной нормы учебной площади на одного учащегося, наличия производственных мастерских и спортивных комплексов, от укомплектованности классов продленного дня и интернатов, сменности занятий, в сельской местности — от удаленности школы от постоянного местожительства школьников, организации их подвоза, количества иностранных языков, изучаемых в школе. В процессе анализа устанавливается обеспеченность сети перечисленными условиями, ее изменение по сравнению с предыдущими годами и нормативами или планом развития. Для этого используются многие источники информации: отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам общеобразовательных школ; утвержденная смета; статистическая и оперативная отчетность; технические паспорта на все строения, принадлежащие средней общеобразовательной школе, и другие документы. От состояния школьной сети зависят условия, определяющие учебно-воспитательный процесс, содержание и организацию учебно-воспитательной работы. В дальнейшем в ходе анализа изучается объем работы школы с использованием таких показателей, как количество учащихся (школьный контингент), учебных классов или классов-комплектов, их наполняемость. Все эти показатели тесно связаны между собой и находят отражение в обобщенном показателе объема работы — количестве часов учебной нагрузки. Объем учебной нагрузки характеризует затраты труда учителей по обучению школьников основам наук в урочное время. Учебная нагрузка (в часах) по каждому предмету и классу регулируется установленными учебными программами и планами. На ее объем в целом по школе влияют количество и состав учебных классов, количество часов учебной работы согласно учебному плану в расчете на класс. В свою очередь количество классов зависит от контингента учащихся и наполняемости классов. В процессе анализа устанавливаются изменения учебной нагрузки по сравнению с предыдущими годами и планом (учебной программой) текущего учебного года в целом по школе, по группам классов и учебным предметам. Причинами невыполнения плана учебной нагрузки могут быть срывы занятий, болезни учителей, неполная укомплектованность школы учителями. Кроме того, следует учитывать, что затраты труда учителей школы по обучению и воспитанию школьников складываются из затрат на выполнение как урочной, так и различных видов внеурочной работы (проверка тетрадей, заведование кабинетами, классное руководство). При изучении материала этого параграфа на основании данных табл.3.1 использован прием сравнения, который позволил определить абсолютные отклонения фактических данных отчетного года от предыдущего и от плановых данных текущего хозяйственного года. АНАЛИЗ ОБЪЕМА РАБОТЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Деятельность высших учебных заведений связана с подготовкой высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства. Требования к характеру и содержанию работы вузов постоянно повышаются. При анализе их работы необходимо учитывать особенности характера их деятельности. Она сочетает в себе такие виды работ, как учебная, учебно-методическая и научно-исследовательская. Все они имеют важное самостоятельное значение, но ведущее место среди них занимает учебная работа, а остальные виды деятельности способствуют ее успешному осуществлению. Поэтому состояние вузовской сети, объем учебной работы, ее результаты и качество являются приоритетными направлениями анализа. Основными источниками информации выступают приказы о приеме, переводах и выпуске студентов, отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по высшему профессиональному образованию. Основными показателями отдельных вузов являются специализация их работы и концентрация подготовки специалистов, с учетом которых создается необходимая материально-техническая база для обучения студентов, формирования квалифицированного профессорско-преподавательского коллектива, подготовки квалифицированных специалистов при наименьших затратах. Специализация в работе вузов состоит в подготовке специалистов каждым из них по ограниченному кругу специальностей и специализаций. Ее нарушение проявляется в рассредоточении подготовки специалистов для на- родного хозяйства определенной специальности (специализации) по многочисленным вузам или формировании многопрофильных высших учебных заведений. В качестве показателей специализации используется количество специальностей и специализаций, по которым вуз готовит специалистов для народного хозяйства, количество групп специальностей (специализаций), общая численность студентов и принятых на одну определенную специальность, а также удельный вес студентов данной специальности (специализации) в их общем количестве. Показатели концентрации подготовки специалистов для народного хозяйства зависят от размера вуза. К ним относятся численность студентов в целом по учебному заведению и формам обучения, а также численность профессорско-преподавательского состава. Их аналитическое значение состоит в том, что определенный уровень показателей концентрации определяет уровень расходов на подготовку специалистов, рациональность использования материально-технической базы и качество подготовки специалистов, вызывает другие экономические и социальные последствия. Их изучение связано с необходимостью определения оптимального размера вуза. Для характеристики вузовской сети используется значительное количество ее частных показателей. Это наличие специальных учебных кабинетов и лабораторий, специальной аппаратуры для них, специальной аппаратуры для учебных целей (диапроекторов, магнитофонов, телевизоров), кафедр и факультетов. Нужно принять во внимание также соотношение между различными формами обучения (очная, вечерняя, заочная), наличие курсов повышения квалификации специалистов народного хозяйства, филиалов. Все эти показатели в совокупности позволяют судить о степени готовности высшего учебного заведения выполнять возложенные на него функции. Объем учебной работы вуза оценивается рядом показателей. К ним относятся прием и отсев студентов, выпуск специалистов, количество студентов на начало и конец учебного года, а также их среднегодовая численность. Каждый из этих показателей имеет определенное учетно-аналитическое значение. Прием учащихся в вуз характеризует задание (заказ) на подготовку специалистов. При помощи такого показателя, как выпуск специалистов, работа вуза увязывается с потребностью народного хозяйства в специалистах. Отсев представляет собой сокращение численности студентов вуза в период их обучения, причинами которого могут быть неуспеваемость, нарушение учебной дисциплины, собственное желание, призыв в армию и др.
Анализ объема работы амбулаторно-поликлинических учреждений Функционирование амбулаторно-поликлинической сети здравоохранения проявляется в выполнении ее учреждениями определенного объема работы по медицинскому обслуживанию населения. Основными показателями, характеризующими объем работы учреждения в данном случае, являются количество врачебных посещений и количество лиц, обратившихся в поликлинику по поводу оказания им медицинской помощи. Значение показателя врачебных посещений состоит в том, что при его помощи измеряется объем работы за конкретные отрезки времени, выполненной отдельными подразделениями и специалистами поликлиники. По числу лиц, обратившихся в поликлинику за лечением, можно сделать вывод об объеме об- служивания населения, которое выступает потребителем услуг. Использование двух показателей позволяет системно оценить процесс предоставления услуг здравоохранения и их потребление населением в единстве. В процессе анализа объема работы поликлиники по оказанию услуг здравоохранения оценивается выполнение плана по количеству врачебных посещений в целом по поликлинике, по ее структурным подразделениям и по отдельным врачебным специальностям, а также по уровню посещаемости. Функционирование амбулаторно-поликлинической сети тесно связано с укомплектованием учреждений врачебным персоналом. При определении количества штатных должностей учитываются численность населения и необходимый уровень медицинского обслуживания (посещаемости) населения. Фактический уровень посещаемости, зависящий от заболеваемости населения и его обращаемости в поликлинику, определяется эффективностью работы врачебного персонала. Поэтому в процессе анализа объема работы в качестве влияющих на него факторов выступают уровень укомплектованности поликлиники врачебным персоналом и изменение уровня его врачебной нагрузки. В них в конечном счете находят отражение полнота обеспеченности населения услугами здравоохранения, уровень организации и качество работы учреждений. Результат работ поликлиники характеризуется большой разнородностью врачебных посещений. В связи с этим важное значение имеет рассмотрение в процессе анализа их состава по различным признакам (направлениям). Это дает возможность уточнить и выявить потребности населения в определенных видах амбулаторно-поликлинической помощи, установить изменения в характере и трудоемкости услуг. Так, врачебные посещения различаются по видам обращаемости населения в поликлинику (подразделяются на посещения с лечебной целью, в связи с прохождением диспансеризации, профилактических и других специальных осмотров); по повторяемости (первичные и повторные); по месту оказания услуг здравоохранения (на посещения больным врача и врачом больного на дому); по врачебным специальностям и др. Завершающим этапом анализа объема работы поликлиники является оценка уровня амбулаторного обслуживания населения. С этой целью устанавливаются количество лиц, обратившихся за оказанием медицинской помощи, и их удельный вес в общей численности жителей района обслуживания. Сравнение их фактического уровня с данными предыдущих периодов позволяет сделать вывод о состоянии здоровья населения и его обращаемости за медицинской помощью. Особенность производственной (функциональной) деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения состоит в том, что в объеме их работы ведущее место занимают мероприятия по профилактике и • предупреждению заболеваний (проводимые в плановом порядке профилактические осмотры отдельных групп населения, цеховые осмотры по выявлению наиболее опасных видов заболеваний и диспансеризации населения). Значимость этих мероприятий заключается в динамичном наблюдении за здоровыми и больными людьми и определяется снижением общей заболеваемости и смертности населения, сокращением случаев временной утраты трудоспособности и выходов на инвалидность.
Анализ состава, структуры и состояния основных фондов Анализ основных фондов, как правило, начинают с изучения их натурально-вещественного содержания. Для этого прежде всего используются данные отчетности об их группировке по назначению, которые позволяют охарактеризовать состав и структуру основных фондов на определенный период (начало и конец года) и их изменение. Под составом основных фондов понимается их материально-вещественное содержание, а под их структурой - процентное отношение отдельных видов основных фондов к общей их сумме В ходе анализа состава и структуры основных фондов устанавливаются значение каждой их группы в абсолютной сумме и удельный вес в общей стоимости, а также их изменение в течение отчетного года. Успешное выполнение задач бюджетных и научных учреждений зависит от уровня прогрессивности активной части основных фондов. Проведение научных исследований в НИИ на уровне мировых достижений, подготовка специалистов в учебных заведениях в соответствии с запросами научно-технического прогресса, оказание своевременной и качественной медицинской помощи в учреж- дениях здравоохранения возможны только при использовании оборудования, приборов, инструментов и другой техники, отвечающих современному уровню развития науки и техники. Однако замена морально устаревших основных фондов учреждений осуществляется постепенно. В связи с этим возникает объективная необходимость установления и выявления изменения уровня прогрессивности активной их части. Этот уровень характеризуется удельным весом стоимости прогрессивных У или морально устаревших Уст видов технических средств в их общей стоимости и определяется раздельно на начало и конец года по формулам Уп = (Сп:Со) -100, (9.1) у„= (С„:С0) -100, (9.2) где Сп, Сст - стоимость прогрессивных и морально устаревших видов технических средств соответственно, тыс. руб.; Со — общая стоимость технических средств, тыс. руб. На изменение состояния основных фондов существенное влияние оказывает их износ. Он представляет собой процесс потребления их стоимости в той мере, в какой они утрачивают свою потребительскую стоимость или материально изнашиваются. Поэтому данные об износе используются для обобщенной характеристики состояния основных фондов в целом или отдельных групп. В процессе анализа устанавливают коэффициент износа Киз на начало и конец года. Он исчисляется отношением суммы износа к восстановительной (первоначальной) стоимости основных фондов .С учетом специфики использования и назначения основных средств по некоторым объектам износ не начисляется. К ним относятся: продуктивный скот, относящийся к основным фондам независимо от стоимости; библиотечные фонды; фонды, переведенные в установленном порядке на консервацию; фонды, находящиеся в стадии реконструкции и технического перевооружения с полной их остановкой; фонды бюджетных организаций, включая научно-исследовательские, конструкторские и технологические организации; фильмофонды, музейные и художественные ценности, сценическо-постановочные средства, здания и сооружения, являющиеся памятниками архитектуры и искусства; многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста; экспонаты животного мира в зоопарках и других аналогичных учреждениях, а также оборудование, экспонаты, образцы, модели (действующие и недействующие), макеты и другие наглядные пособия, находящиеся в кабинетах и лабораториях и используемые для научных целей. Данные об износе основных средств на начало и конец года характеризуют состояние основных средств и позволяют определить их балансовую стоимость на начало и конец года за вычетом износа, которая должна соответствовать фонду в основных средствах. Уменьшение на конец года фонда в основных средствах и увеличение процента их износа следует считать как отрицательный фактор технического и качественного состояния основных средств. Это является сигналом для принятия мер по обновлению основных средств и требует дополнительных средств на капитальный ремонт. Наиболее полную характеристику обновления отдельных видов основных фондов, особенно оборудования, аппаратов и приборов, можно получить по данным анализа их возрастного состава. С этой целью они группируются по срокам эксплуатации. Такой анализ имеет важное значение для научно-исследовательских организаций и вузов, которые располагают значительным количеством однотипного оборудования. Движение основных средств анализируется на основе данных баланса об использовании сметы расходов и отчета об их движении, а также материалов инвентаризации, актов списания этих ценностей, данных обследования, проверок и ревизий. Указанные объекты могут быть приобретены как за счет финансирования из бюджета, внебюджетных средств, безвозмездных поступлений, так и ввода в эксплуатацию объектов строительства. Необходимо стремиться к тому, чтобы увеличение основных средств осуществлялось в основном за счет бюджетного финансирования или ввода в эксплуатацию нового оборудования, машин и т.д., а также за счет внебюджетных средств. Приобретение основных средств за счет внебюджетных средств должно быть подтверждено данными отчета об использовании сметы этих средств. О безвозмездном поступлении основных средств от вышестоящих организаций, шефов и других должно быть указано в объяснительной записке к отчету. Наиболее важным является показатель фондовооруженности ведущей (основной) группы работников учреждений активной частью основных фондов или оборудованием (например, учебно-лабораторное оборудование на одного преподавателя вуза, научно-исследовательское оборудование на одного научного работника НИИ). В процессе анализа обеспеченности учреждений основными фондами выявляются тенденции изменения показателей фондовооруженности, соотношение темпов их роста, сравниваются темпы их роста с темпами роста численности работников и объема работ (услуг). Положительной признается тенденция преимущественного роста показателей фондовооруженности и особенно технической вооруженности труда. В анализируемом учреждении наблюдаются положительные тенденции в развитии технической базы, о чем свидетельствуют абсолютные и относительные показателироста фондовооруженности. При оценке результатов следует учитывать особенность развития бюджетных и научных учреждений. Она состоит в том, что повышение уровня их обеспеченности основными фондами не приводит к замене труда механизмами и сокращению численности работающих, а создает лишь благоприятные условия для улучшения результатов их труда за счет его интенсификации, а значит, для уменьшения длительности лечения больных в учреждениях здравоохранения, ускорения процесса внедрения научных разработок НИИ, повышения качества обучения школьников или подготовки специалистов в вузах. В связи с индивидуальным характером функций, выполняемых разными типами учреждений или их подразделениями, важное значение приобретает комплектность обеспечения основными фондами с учетом специфики работы и потребности учреждений в определенных их видах. Для решения этой задачи в процессе анализа используются показатели фондооснащенности, определяющие уровень технического обеспечения учреждений или их подразделений и позволяющие сравнивать технические условия, оценивать обоснованность размещения основных фондов по отдельным учреждениям. Анализ обеспеченности учреждения малоценными и быстроизнашивающимися предметами В процессе анализа обеспеченности учреждения малоценными и быстроизнашивающимися предметами (МБП) прежде всего устанавливается уровень их потребления на текущий год и его изменение по сравнению с предыдущим годом. Он измеряется стоимостью израсходованных малоценных и быстроизнашивающихся предметов в текущем году на нужды больницы в расчете на основную производственную единицу нагрузки. Росту уровня потребления способствовали: увеличение бюджетных ассигнований; проведение текущего ремонта здания; улучшение качества хозяйственного обслуживания учреждения; повышение нормативов обеспеченности МБП контингента учреждения; получение материальной помощи из-за рубежа. Повышение уровня потребления МБП рассматривается как одно из условий улучшения качества обслуживания населения. Расходы малоценных и быстроизнашивающихся предметов в учреждениях постоянно растут..В этих условиях важно знать причины их количественного увеличения по сравнению с планом и прошлым годом. В процессе анализа учитывается, что влияние причин расхода МБП в конечном счете находит отражение в изменении объема услуг или состояния сети и уровня материалопотребления. Состав факторов и их влияние заслуживают положительной оценки. Увеличение расхода малоценных и быстроизнашивающихся предметов связано с решением таких задач, как обеспечение надлежащего качества обслуживания, увеличение объема предоставленных услуг, а значит, и более полное удовлетворение потребностей населения в услугах здравоохранения.: Основным направлением изучения обеспеченности учреждения малоценными и быстроизнашивающимися предметами является оценка выполнения плана обеспечения по их объему и составу. Для этого сравниваются данные бухгалтерского;учета по фактически полученным малоценным и быстроизнашивающимся предметам с потребностью в них в разрезе учетных групп. В процессе проведения анализа необходимо проанализировать целесообразность приобретения малоценных и быстроизнашивающихся предметов по одной учетной группе сверх норм и причины недопоставки их по другой группе. Недопоставки могут зависеть от поставщиков, которые не выполняют своих договорных обязательств. В этом случае необходимо выяснить, какие меры воздействия на поставщиков принимались со стороны учреждения. Кроме того, причинами недостаточной обеспеченности учреждения отдельными видами малоценных и быстроизнашивающихся предметов могут быть несвоевременность заключения или отсутствие договоров на их поставку. Еще одной причиной недопоставки малоценных предметов является необоснованное сокращение выделяемых фондов на приобретение, а также сокращение бюджетного финансирования. Анализ обеспеченности бюджетного учреждения малоценными и быстроизнашивающимися предметами проводится в разрезе источников их приобретения. К числу таких источников относятся: материальные средства, полученные из бюджетных средств;материальные средства, полученные за счет внебюджетных средств; безвозмездное получение от других учреждений системы здравоохранения; шефская помощь; выявленные излишки, обнаруженные при инвентаризации или проверке остатков; оприходование малоценных и быстроизнашивающихся предметов, полученных от ликвидации основных фондов, и др. В анализируемом учреждении в отчетном году малоценные и быстроизнашивающиеся предметы приобретались за счет средств, полученных из бюджета, за счет внебюджетных средств и в порядке безвозмездного получения. Анализ использования малоценных и быстроизнашивающихся предметов Экономное расходование малоценных и быстроизнашивающихся предметов — важное направление повышения эффективности общественного производства. Оно сохраняет свое значение для бюджетных и научных учреждений и выражается в соблюдении установленных натуральных норм расхода отдельных видов малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Поэтому в процессе анализа для оценки уровня использования малоценных и быстроизнашивающихся предметов их фактический расход сравнивается с нормативным. Результат выражается в экономии или перерасходе отдельных видов предметов. Методику их определения раскроем на примере использования мягкого инвентаря и обмундирования. В научных организациях анализ расходования малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП) следует выполнять в разрезе каждой темы, путем сравнения фактических затрат с затратами, предусмотренными по смете. Кроме того, в процессе анализа используются показатели емкости МБП, выполненных научно-исследовательских работ. С учетом их незначительного удельного веса в затратах на научное производство его целесообразно измерять стоимостью малоценных предметов, используемых для разработки научной темы, на всю законченную тематику или выполненные работы в расчете на определенную сумму научно-технической продукции. В процессе изучения малоценных и быстроизнашивающихся предметов особое внимание уделяется анализу их движения. Такой анализ позволяет выявить полноту их расходования по назначению и изменение их остатков.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |