КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личностно ориентированное обучение
Образование невозможно без обращения к личности. Дело лишь в том, какую роль играет личность в этом процессе – роль цели или средства. Традиционное образование, преследующее цели функциональной, предметно-вещной образованности человека, использует личность как средство, опирается на механизмы мотивации, ценностной ориентировки, смыслопоиска как своего рода движущие силы достижения заданных извне целей. Развитие же этих личностных механизмов совершается в данном случае попутно, в той мере и в тех аспектах, в каких они оказываются необходимыми, востребованными для социальной идентификации индивида. Личностно ориентированное образование, напротив, рассматривает механизмы личностного существования человека – рефлексию, смыслотворчество, избирательность, ответственность, автономность и др. – как самоцель образования, достижению которой в конечном счете подчинены его содержательные и процессуальные компоненты. Эффективность усвоения при этом собственно предметного содержания возрастает благодаря тому, что содержание обретает качественно новый личностный смысл, выступает как содержание и среда становления личностного опыта индивида. Педагогическая реальность – это приобщение индивида к смыслу, а не только к знанию. Говоря о механизме личностного развития, необходимо подчеркнуть аспект скрытности, «интимности». Нужно отмечать то действительное содержание внутренней работы человека от того, как он эту «работу» презентует другому. В этом смысле педагогика личности основывается на помощи растущему человеку, в преодолении и снятии внутреннего конфликта. Человек, не любя, по словам В.В. Высоцкого, когда к нему «лезут в душу», мечтает одновременно быть понятым, услышанным, причем «правильно» с его точки зрения.
Образование в современном понимании практически не рассматривает способность к духовной самореализации, т.е. к становлению человека личностью. Чаще всего этот процесс соединяют с «воспитательной работой», однако этого недостаточно. Личность как носитель сознания и воли может развиваться только произвольно, лучше сказать «добровольно». Однако механизм принуждения нельзя при этом исключить совершенно. Он оказывается как бы «встроенным» в личность, и педагог нередко прибегает к нему, воздействуя на личность через стыд и неприятные переживания. Учебный процесс, становящийся сферой личностного опыта, обретает адекватные этому опыту черты: - открытость учащимся всех аспектов этого процесса – целей, содержания, выборы методов и форм, оценки результатов; - известная непредсказуемость продуктов учебной деятельности, что достигается благодаря качественно новым свойствам педагогических средств. – их дискуссионности, имитации, ролевому моделированию, режиссуре и т.д. Наиболее известные, общепризнанные научные концепции ЛОО: 1. Психолого-дидактичская концепция (И.С. Якиманская) 2. Аксиологичепская концепция (И.Б. Котова А.В. Петровский, Е.К. Шиянов) 3. Проективная модель (Н.И. Алексеев) 4. Культурологическая модель (Е.В. Бондаревская) В.И. Гинецинский, В.С. Ильин, М.В. Кларин, С.В. Кульневич, Л.И. Новикова, В.И. Слободчиков, А.П. Тряпицына и др. Недостатки знаниево-просветительской парадигмы: · недостижимый для понимания объем знаний; · функции образования не сводятся к знаниевому насыщению человека («недообразованность человека в собственно человеческом аспекте»). Все концепции: от обыденного понимания личностного подхода как этико-гуманистического принципа, предполагающего уважение прав человека и достоинств ребенка до различных вариантов реконструкции содержания и процессуальных характеристик образования для его переориентации на личность как приоритетную цель.
Суть концепции ЛОО В.В. Серикова: 1. Личность выступает как специальная цель образования; 2. определение содержания образования (опыт «быть личностью» – избирательность, рефлексия, смыслоопределение, волевая саморегуляция, соц. ответственность, креативность, автономность); 3. Создание ситуации развития личности – совокупность педагогических условий, актуализирующих «механизмы» личностной самоорганизации воспитанника (вхождение в пространство значимых для него проблем). Задача педагога – помочь ученику «обобщить» этот разрозненный жизненный опыт, извлечь из него уроки, сформулировать свои жизненные принципы. Помощь – специальные технологии (выявление жизненных проблем ученика и включение содержания обучения в их контекст – т.е. использование обучения в качестве средства их решения и совместно с ребенком проектировать его жизнедеятельность). · диалог; · игровое моделирование жизненных ситуаций. Традиционный подход поиска средств педагогической деятельности: выявление закономерностей протекания педагогического процесса – определение средств педагогической деятельности (нормативов, предписаний, способов ее осуществления) – «передача» этих средств работникам.
Приложение
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |