КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как же определить уровень своего физического развития?
1. Рост стоя легко определить следующим способом: к стене или косяку двери прикрепляют сантиметровую ленту длиной 2 м с нулевым обозначением на полу или чертят линию и делают на ней соответствующую разметку. Встают спиной вплотную к разметке (без обуви), касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью спины. При этом голову держать прямо, подбородок слегка опустить (так, чтобы линия, соединяющая козелок уха с наружным краем глазницы, была горизонтальной). Опустив книгу с твердым переплетом до соприкосновения с головой, узнают по разметке рост. Вес можно определить на напольных весах. 2. Окружность грудной клетки определяют при помощи сантиметровой ленты. Ее накладывают сзади под нижними углами лопаток (руки подняты в стороны), а спереди — по нижнему Измерения проводят в положении полного вдоха, затем — при глубоком выдохе и далее в спокойном состоянии (пауза). Разница между окружностью грудной клетки при выдохе составляет размах (экскурсию) грудной клетки. 3.Окружность плеча измеряют, накладывая сантиметровую ленту по наибольшей выпуклости при напряженно согнутой и при свободно опущенной руке. 4.Окружность бедра определяют, накладывая ленту сзади под ягодичной складкой, параллельно полу, а окружность голени — накладывая ленту по наибольшей выпуклости икроножной мышцы. При этом нужно стоять в исходном положении — стойка ноги врозь, так, чтобы тяжесть тела распределялась равномерно на обе ноги. Для оценки физического развития можно пользоваться двумя способами. Первый — это сравнение со средними показателями (стандартами), характеризующими нормальное физическое развитие ребенка в данном возрасте и проживающего в том или ином регионе страны. Второй способ — сопоставление между собой двух или нескольких признаков физического развития (длины тела, массы тела, окружности грудной клетки и т. д.). Соотношение основных признаков физического развития, которые взаимосвязаны, может дать ориентировочное представление о пропорциональности физического развития. 5. Сопоставляя величину массы (веса) тела с величиной длины (роста) тела стоя, определяют весо-ростовой показатель:
Вес тела (г) Показатель = Рост (см) Узнают, сколько граммов веса (массы) приходится на каждый сантиметр роста. Показатель менее 300 г для взрослых или менее 200 г для детей возраста 12—13 лет указывает на недостаточный вес, а показатель больше 400 г — на избыточный вес. Сопоставляя величину роста с величиной окружности грудной клетки (широкая или узкая грудная клетка), определяют показатель Эрисмана. Он равен величине окружности грудной клетки (см) минус половина величины роста стоя (см). Если в дошкольном возрасте величина окружности грудной клетки превышает величину половины роста на несколько сантиметров, то уже в младшем школьном возрасте разность между ними снижается до нуля; в переходном возрасте этот показатель становится отрицательным — от 1 до 3 см (подросткам свойственна относительная узкогрудость), далее он вновь возрастает и к концу полового созревания достигает величин, близких к показателям взрослых. 6. Сопоставляя величину жизненной емкости легких (ЖЕЛ) с величиной тела, определяют жизненный показатель:
ЖЕЛ (мл) Показатель = Вес тела (кг) Величины эти средние. В каждом отдельном случае большую роль играют врожденные особенности организма. Показатели веса, например, у вполне здоровых детей могут отклоняться в ту или другую сторону на 3—5 кг. Превышение средней нормы на одну треть — явление ненормальное. Так, если у 10-летнего ребенка при росте 126 см вес больше нормы (30 кг), * то можно заподозрить развитие ожирения. У детей жизненный показатель, начиная с 10-летнего возраста, как и у взрослых, довольно постоянен: в переходном возрасте он равен 65—70 мл у мальчиков и 55—60 мл у девочек, у взрослых его средняя величина — около 60 мл на каждый килограмм веса у мужчин и около 52 мл на килограмм веса у женщин. Оценивая физическое развитие по внешним признакам, определяют осанку, форму позвоночника, форму грудной клетки, строение ног и форму стопы. 7. Осанку, то есть привычную позу человека, которая характеризуется способностью без особого напряжения держать прямо туловище и голову, лучше всего определять при положе- Осанка связана с формой позвоночника, грудной клетки, положением тела, степенью развития групп мышц. При нарушениях осанки может образоваться круглая спина, плоская спина, седлообразная спина. Наиболее выраженные отклонения в форме спины отмечаются при боковых искривлениях позвоночника — сколиозах. 8. Форма грудной клетки зависит от формы и расположения ребер, ключиц, грудины, лопаток, позвоночника. Наиболее часто встречаются коническая, цилиндрическая и уплощенная Лопатки в норме должны быть на одной линии и не слишком отставать от спины. Отклонением от этого бывают неодинаковое положение нижних углов лопаток, отстающие или крыловидные лопатки (вследствие рахита, мышечной слабости или общей задержки в росте). 9. Форма ног считается нормальной, если при стойке «смирно» бедра и голени сомкнуты или между ними есть небольшие 10. Нормальная стопа имеет форму полусвода, который удерживается благодаря натяжению связочного аппарата и напряжению мышц, поддерживающих свод стопы. Уплощение Путем простого осмотра стопы можно судить о ее строении. Более верное представление дает отпечаток стопы на белом листе бумаги. Для этого необходимо смочить стопы ног красящим веществом (например, синькой) или жирным (оливковым, подсолнечным) маслом и сразу поставить стопу (стопы) на лист чистой бумаги. При плоскостопии на отпечатке ступней не будет внутренней выемки. Надо приучать учеников постоянно следить за своим здоровьем, сформировать культ здоровья в школе, культ здорового, красивого, хорошо развитого тела и рекомендовать учащимся завести Дневник или тетрадь под названием «Мое здоровье»[8], в котором фиксировать показатели здоровья, состояние физиологических систем организма, работоспособность, уход за кожей и др. Существенное значение для формирования психики ребенка имеет коррекция телосложения, осанка, обучение правильной, красивой походке, умению доброжелательно улыбаться, координация движений, способ поведения. Оценка некоторых показателей физического развития учащихся 5—9 и 10—11 классов изложены в книгах «Оценка качества подготовки выпускников основной и полной[9] школы по физической культуре». 3. Физическая подготовленность. Уровень развития физических качеств. Контролируется нормативами образовательного стандарта по физической культуре. Определяется степенью проявления физических способностей, отражающих скорость, силу, выносливость, координацию движений, гибкость ученика. Важно не только уметь правильно оценивать достижения учеников по уровню развития физических качеств, но и прослеживать динамику их проявления[10] у школьников разного возраста и пола. Примерные таблицы (табл. 3—4) оценки уровней развития физических качеств приведены в настоящей книге. Однако имеют место нормативные требования, изложенные в Программе по физической культуре для учащихся общеобразовательных учреждений. 1—11 классы. Их мы приводим ниже[11].
Таблица 3 1—4 классы. Демонстрировать
Опубликованы нормативы для учащихся 1—4,5—9,10—11 классов в журнале «Физическая культура в школе»[12]. Расхождения в цифровых показателях не должны смущать учителя. В период реконструкции физического воспитания в школе имеет место не устоявшийся уровень требований. Учитель физической культуры может (по классам, учебным группам, возрастным группам школьников) определить средний Таблица 4 5—9 классы. Демонстрировать
арифметический показатель физической подготовленности школьников. Для этого необходимо путем складывания цифровых величин развития физических качеств получить сумму, которую следует разделить на количество показаний. Получим среднее арифметическое число. При наличии большого числа показателей имеют место два варианта расчета: 1-й вариант. Наилучший и последний результат отбрасывают. Все измерения складывают и делят на число измерений. 2-й вариант. Берут второй результат и складывают с предпоследним числом. Делят на два и вводят показатель в число измерений.
Таблица 5
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |