Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как же определить уровень своего физического развития?

 

1. Рост стоя легко определить следующим способом: к сте­не или косяку двери прикрепляют сантиметровую ленту дли­ной 2 м с нулевым обозначением на полу или чертят линию и делают на ней соответствующую разметку. Встают спиной вплот­ную к разметке (без обуви), касаясь ее пятками, ягодицами и меж­лопаточной областью спины. При этом голову держать прямо, подбородок слегка опустить (так, чтобы линия, соединяющая ко­зелок уха с наружным краем глазницы, была горизонтальной). Опустив книгу с твердым переплетом до соприкосновения с го­ловой, узнают по разметке рост.

Вес можно определить на напольных весах.

2. Окружность грудной клетки определяют при помощи сантиметровой ленты. Ее накладывают сзади под нижними углами лопаток (руки подняты в стороны), а спереди — по нижнему
краю околососковых кружков у мальчиков и по ходу четвертого ребра (при развитой грудной железе — над нею) — у девочек.

Измерения проводят в положении полного вдоха, затем — при глубоком выдохе и далее в спокойном состоянии (пауза). Раз­ница между окружностью грудной клетки при выдохе составля­ет размах (экскурсию) грудной клетки.

3.Окружность плеча измеряют, накладывая сантиметровую ленту по наибольшей выпуклости при напряженно согнутой и при свободно опущенной руке.

4.Окружность бедра определяют, накладывая ленту сзади под ягодичной складкой, параллельно полу, а окружность голени — накладывая ленту по наибольшей выпуклости икроножной мышцы. При этом нужно стоять в исходном положении — стойка ноги врозь, так, чтобы тяжесть тела распределялась равномерно на обе ноги.

Для оценки физического развития можно пользоваться дву­мя способами. Первый — это сравнение со средними показате­лями (стандартами), характеризующими нормальное физичес­кое развитие ребенка в данном возрасте и проживающего в том или ином регионе страны.

Второй способ — сопоставление между собой двух или не­скольких признаков физического развития (длины тела, массы тела, окружности грудной клетки и т. д.). Соотношение основ­ных признаков физического развития, которые взаимосвязаны, может дать ориентировочное представление о пропорциональ­ности физического развития.

5. Сопоставляя величину массы (веса) тела с величиной длины (роста) тела стоя, определяют весо-ростовой показатель:

 

Вес тела (г)

Показатель =

Рост (см)

Узнают, сколько граммов веса (массы) приходится на каж­дый сантиметр роста. Показатель менее 300 г для взрослых или менее 200 г для детей возраста 12—13 лет указывает на недоста­точный вес, а показатель больше 400 г — на избыточный вес.

Сопоставляя величину роста с величиной окружности груд­ной клетки (широкая или узкая грудная клетка), определяют по­казатель Эрисмана. Он равен величине окружности грудной клетки (см) минус половина величины роста стоя (см).

Если в дошкольном возрасте величина окружности грудной клетки превышает величину половины роста на несколько сан­тиметров, то уже в младшем школьном возрасте разность между ними снижается до нуля; в переходном возрасте этот показатель становится отрицательным — от 1 до 3 см (подросткам свой­ственна относительная узкогрудость), далее он вновь возраста­ет и к концу полового созревания достигает величин, близких к показателям взрослых.

6. Сопоставляя величину жизненной емкости легких (ЖЕЛ) с величиной тела, определяют жизненный показатель:

 

ЖЕЛ (мл)

Показатель =

Вес тела (кг)

Величины эти средние. В каждом отдельном случае боль­шую роль играют врожденные особенности организма.

Показатели веса, например, у вполне здоровых детей могут отклоняться в ту или другую сторону на 3—5 кг. Превышение средней нормы на одну треть — явление ненормальное. Так, если у 10-летнего ребенка при росте 126 см вес больше нормы (30 кг), * то можно заподозрить развитие ожирения.

У детей жизненный показатель, начиная с 10-летнего возраста, как и у взрослых, довольно постоянен: в переходном возрасте он равен 65—70 мл у мальчиков и 55—60 мл у девочек, у взрослых его средняя величина — около 60 мл на каждый килограмм веса у муж­чин и около 52 мл на килограмм веса у женщин.

Оценивая физическое развитие по внешним признакам, оп­ределяют осанку, форму позвоночника, форму грудной клетки, строение ног и форму стопы.

7. Осанку, то есть привычную позу человека, которая характеризуется способностью без особого напряжения держать прямо туловище и голову, лучше всего определять при положе-
нии стоя в профиль. В этом случае хорошо заметны естествен­ные (физиологические) изгибы позвоночника. Чрезмерная или недостаточная их величина свидетельствует о неправильной осанке.

Осанка связана с формой позвоночника, грудной клетки, по­ложением тела, степенью развития групп мышц. При наруше­ниях осанки может образоваться круглая спина, плоская спина, седлообразная спина. Наиболее выраженные отклонения в фор­ме спины отмечаются при боковых искривлениях позвоночни­ка — сколиозах.

8. Форма грудной клетки зависит от формы и расположения ребер, ключиц, грудины, лопаток, позвоночника. Наиболее часто встречаются коническая, цилиндрическая и уплощенная
формы грудной клетки.

Лопатки в норме должны быть на одной линии и не слиш­ком отставать от спины. Отклонением от этого бывают неоди­наковое положение нижних углов лопаток, отстающие или кры­ловидные лопатки (вследствие рахита, мышечной слабости или общей задержки в росте).

9. Форма ног считается нормальной, если при стойке «смирно» бедра и голени сомкнуты или между ними есть небольшие
просветы в области коленей или над внутренними лодыжками. Отклонением от нормальной формы ног может быть О-образная форма (одно из последствий рахита) или Х-образная (возникает чаще всего в результате слабости мышечно-связочного аппарата), которая встречается больше у девочек.

10. Нормальная стопа имеет форму полусвода, который удерживается благодаря натяжению связочного аппарата и напряжению мышц, поддерживающих свод стопы. Уплощение
свода стопы — плоскостопие — говорит о нарушении нормальной функции. Нередко это вызывает ограничение способности к двигательной деятельности. В этом случае при ходьбе и стоянии быстро наступает утомление, появляются
мышечные боли.

Путем простого осмотра стопы можно судить о ее строении. Более верное представление дает отпечаток стопы на белом лис­те бумаги. Для этого необходимо смочить стопы ног красящим веществом (например, синькой) или жирным (оливковым, подсолнечным) маслом и сразу поставить стопу (стопы) на лист чистой бумаги. При плоскостопии на отпечатке ступней не бу­дет внутренней выемки.

Надо приучать учеников постоянно следить за своим здо­ровьем, сформировать культ здоровья в школе, культ здорово­го, красивого, хорошо развитого тела и рекомендовать учащим­ся завести Дневник или тетрадь под названием «Мое здоровье»[8], в котором фиксировать показатели здоровья, состояние физи­ологических систем организма, работоспособность, уход за ко­жей и др.

Существенное значение для формирования психики ребен­ка имеет коррекция телосложения, осанка, обучение правиль­ной, красивой походке, умению доброжелательно улыбаться, ко­ординация движений, способ поведения.

Оценка некоторых показателей физического развития уча­щихся 5—9 и 10—11 классов изложены в книгах «Оценка каче­ства подготовки выпускников основной и полной[9] школы по физической культуре».

3. Физическая подготовленность. Уровень развития физи­ческих качеств. Контролируется нормативами образовательного стандарта по физической культуре. Определяется степе­нью проявления физических способностей, отражающих ско­рость, силу, выносливость, координацию движений, гибкость ученика. Важно не только уметь правильно оценивать дости­жения учеников по уровню развития физических качеств, но и прослеживать динамику их проявления[10] у школьников раз­ного возраста и пола.

Примерные таблицы (табл. 3—4) оценки уровней развития физических качеств приведены в настоящей книге. Однако име­ют место нормативные требования, изложенные в Программе по физической культуре для учащихся общеобразовательных уч­реждений. 1—11 классы. Их мы приводим ниже[11].

 

Таблица 3

1—4 классы. Демонстрировать

Физические способности Физические упражнения Мальчики Девочки
Скоростные Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку (с) 6,5 7,0
Силовые Прыжок в длину с места (см)    
Сгибание туловища в висе лежа (кол-во раз)    
К выносливости (выбирается любое из упражнений) Кроссовый бег (мин, с) 800 м 6,00 6,10
Передвижение на лыжах на 1,5 км без учета времени  
Плавание произвольным стилем 25 м без учета времени  
К координации Жонглирование двумя малыми мячами (с) 11,0 10,5
Удержание тела в равновесии на гимнастической скамейки в позе "ласточка" (с)   30,0   30,0
"Челночный бег" Зх 10 см (с) 11,0 11,5

Опубликованы нормативы для учащихся 1—4,5—9,10—11 клас­сов в журнале «Физическая культура в школе»[12]. Расхождения в цифровых показателях не должны смущать учителя. В период реконструкции физического воспитания в школе имеет место не устоявшийся уровень требований.

Учитель физической культуры может (по классам, учебным группам, возрастным группам школьников) определить средний

Таблица 4

5—9 классы. Демонстрировать

Физические способности Физические упражнения Мальчики Девочки
Скоростные Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку (с) 9,2 10,2
Силовые Лазанье по канату на расстояние 6 м (с)  
Прыжок в длину с места (см)    
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой (кол-во раз)  
К выносливости (выбирается любое из упражнений) Кроссовый бег на 2 км (мин, с)   8,5   10,20
Передвижение на лыжах на 2 км (мин,с) 16,3 21,0
К координации Последовательное выполнение 5 кувырков (с) 10,0 14,0
Бросок малого мяча в стандартную мишень (м)   12,0   10,0
"Челночный бег" Зх 10 см (с) 8,2 8,8

арифметический показатель физической подготовленности школьников. Для этого необходимо путем складывания цифро­вых величин развития физических качеств получить сумму, ко­торую следует разделить на количество показаний. Получим среднее арифметическое число.

При наличии большого числа показателей имеют место два варианта расчета:

1-й вариант. Наилучший и последний результат отбрасыва­ют. Все измерения складывают и делят на число измерений.

2-й вариант. Берут второй результат и складывают с пред­последним числом. Делят на два и вводят показатель в число измерений.

 


Таблица 5

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Международные организации по борьбе с преступностью | Комплексная программа физического воспитания учащихся общеобразо­вательной школы //Физическая культура в школе. 1987, № 6. С. 28
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.