Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комплексная программа физического воспитания учащихся общеобразо­вательной школы //Физическая культура в школе. 1987, № 6. С. 28

Классы

Физические способности Физические упражнения Мальчики Девочки
Скоростные Бег 30 м (с) Бег 100 м (с) 5,3 14,3 5,4 17,5
Силовые Подтягивание из виса на высокой перекладине (к-во раз)   Прыжок в длину с места (см)     -  
К выносливости (выбирается любое из упражнений) Кроссовый бег на 3 км (мин,с)   Кроссовый бег на 2 км (мин,с) 13,5   10,0 -   -

 

 

4. Двигательная подготовленность. Визуально (зрением) оп­ределяется уровень владения учениками двигательными действи­ями. Фото и видеозапись движений поможет точнее проанали­зировать выполнение упражнения, устранить имеющиеся ошиб­ки в движениях.

К обдумыванию выполняемых физических упражнений сле­дует постоянно приучать учеников. П. Лесгафт категорически настаивает, чтобы ребенок приучался к анализу своих действий и к контролю над ними. Это способствует развитию сознательного отношения к физической культуре как к образовательному пред­мету и должно иметь место на всех занятиях физическими упраж­нениями.

Следует не только уметь фиксировать двигательные дости­жения учеников, но и прогнозировать физическую и двигатель­ную подготовленность школьников на перспективу (четверть, учебный год, лето). Умение плавать является одним из необхо­димых условий двигательной подготовки школьников к жизне­деятельности

Рекомендуется для совершенствования выполнения приклад­ных двигательных действий проводить комбинированные эста­феты (с бегом, прыжками, метанием) в физкультурном зале и на местности, в изменяющихся условиях решения двигательных за­дач (полоса препятствий), в период туристической экскурсии, турпохода.

Методика[13] обучения двигательным действиям изложена в специальной педагогической литературе.

5. Нравственная воспитанность. Нравственное воспита­ние — это процесс формирования моральных качеств школь­ников, черт характера, умений и привычек поведения. Нрав­ственная воспитанность — уровень проявления моральных качеств.

Нравственное воспитание осуществляется в процессе заня­тий физическими упражнениями и позволяет решать задачи фор­мирования положительных качеств личности, взгляды и убеж­дения учеников.

Изучение уровня воспитанности класса входит в систему пе­дагогического мониторинга и дает возможность учителю целе­направленно подбирать и проводить подвижные игры, выпол­нение парных упражнений, организовать самостоятельные за­нятия на уроке (по заданию педагога) и дома, спортивное соревнование, выполняя правила поведения при контакте со спортивным противником, победителем.

Приводим критерии оценки воспитанности школьников раз­ного возраста (табл. 5)[14].

Мониторинг нравственной воспитанности способствует кор­рекции задач воспитания, обучения, развития и всей цепочки их решения.

Были рассмотрены объективные показатели качества.

Субъективные показатели качества:

1. Уровень профессио­нальной подготовки учителя.

2. Отношение учителя к своему пред­мету.

3. Отношение школьников к физической культуре.

4. Отно­шение в семье к ребенку.

5. Атмосфера в классе (нравственное самочувствие ученика).

Приведенные критерии подведут учителя к оценке воспита­тельного воздействия на занимающихся. В разных школах (го­родских, сельских) и регионах уровень воспитанности учащих­ся качественно различен.

Тестирование процесса физического воспитания в направ­лении педагогического контроля включают: входной контроль (тест-операция, ТО), текущий контроль (тест-коррекция, ТК), итоговый контроль (тест-выход, ТВ).

Тестирование выявляет результативность педагогического воздействия учителя на занимающихся.

Мониторинг — это в первую очередь система оценки каче­ства физического воспитания школьников. На основе монито­ринга осуществляется принятие адекватных педагогических ре­шений (до и после тестирования). Имеет место индивидуальная и групповая оценка состояния здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности, уровня развития двигательных качеств (силы, выносливости и нравственной вос­питанности учащихся).

Рассмотрим разновидности педагогического контроля.

Входной контроль (ТО) позволяет правильно ввести занимаю­щихся в занятия физическими упражнениями например, в нача­ле учебного года, в начале четверти, во втором полугодии, эффек­тивно спланировать учебный процесс. Экспресс-тестами (быст­рыми тестами) могут быть: прыжок в длину с места; метание набивного мяча, сидя двумя руками из-за головы; челночный бег.

Текущий контроль (ТК). Дает возможность вносить коррек­тивы в педагогический процесс, помогает учителю изменять (уп­рощать, дополнять) педагогические задачи в соответствии с со­стоянием учеников.

Итоговый контроль (ТВ). Выявляет результативность усвое­ния темы программы, учебной четверти, полугодия, учебного года занятий с учениками. Выводит педагога на управление физическим воспитанием школьников. Перечень тестов может быть следующий: силовые показатели, скоростные; показатели выносливости, координации) движений.

УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ ШКОЛЬНИКОВ. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

 

Педагогическое управление является основой профессио­нальной деятельности учителя физической культуры. Это то, что сегодня отличает процесс физического воспитание от предшествующего времени и ориентирует педагога на перс­пективу.

Управляют как всем процессом физического воспитания в це­лом, так и по направлениям: урочное, прикладное, физкультур­но-оздоровительное, внеклассное, общешкольное. Управляют качеством подготовки школьников.

Качество физического воспитания школьников определяет­ся соответствием результатов педагогического процесса государ­ственным установлениям в области физической культуры и спорта и в первую очередь образовательному стандарту.

Управление физическим воспитанием (педагогическое уп­равление) понимают как умения сознательно организовать и на­правлять систему занятий физическими упражнениями школь­ников, настроенную на реализацию содержания и форм заня­тий двигательными действиями, обеспечивающих наилучшее выполнение целей и комплексное решение задач. Управление выражается в поддержании оптимального режима работы педа­гога и учащихся, в научной организации учительского труда, в повышении культуры педагогической деятельности в направле­нии ученик — класс — возрастная группа школьников. Параметры управления:

1. Функционирование рационально организованной систе­мы физического воспитания (концепция, задачи, програм­ма, модель физического воспитания, технология, качество, управление качеством. Функции педагогической работы учителя: конструктивная, коммуникативная, организатор­ская, гностическая.

2. Направленность на реализацию содержания (программы) и форм физического воспитания.

3. Обеспечение выполнения целей физического воспитания.

4. Комплексное решение задач физического воспитания: оз­доровительных, образовательных, воспитательных. Со­блюдение иерархии задач физического воспитания.

Управление выражается:

1. В поддержании оптимального режима работы педагога и учащихся (см. оптимизацию процесса физического воспи­тания).

2. В научной[15] организации учительского труда.

3. В повышении культуры педагогической деятельности. Ов­ладение педагогическим мастерством.

4. В эффективности физического воспитания в направле­нии ученик (личность), класс, возрастная группа школь­ников.

Педагог должен уметь управлять:

1. Приобретением специальных знаний по физической культуре.

2. Формированием двигательных умений и навыков.

3. Развитием физических качеств.

А. Специальные знания. Предусмотрены программой физи­ческого воспитания школьников. Вписываются в россий­ский образовательный стандарт по физической культуре. Теоретические сведения дозированно сообщают на каж­дом уроке физической культуры. Теоретико-методические занятия предусмотрены третьим уроком физической куль­туры в неделю «НАВЧАЛЬНА ПРОГРАМА З ФІЗИЧНОЇ КУЛЬТУРИ для загальноосвітніх навчальних закладів» (2009).

Б. Двигательные умения и навыки определены программой по физической культуре. В содержание программы вхо­дят традиционные виды упражнений: гимнастика с ос­новами акробатики, легкая атлетика, подвижные и спортивные игры, лыжи (кроссовая подготовка), плава­ние. В 10—11 классах в занятия могут быть включены: атлетическая гимнастика, шейпинг, атлетические еди­ноборства, акробатические упражнения (усложненные), элементы «хатха-йоги», китайская гимнастика «у-шу», ритмическая гимнастика, факультативные (или секци­онные) занятия избранным видом спортивной специа­лизации.

В. Развитие физических качеств. Уровень развития физичес­ких качеств устанавливается нормативными требования­ми программы. Требования дифференцированы по возра­сту и полу. Следует учитывать периоды сенситивного раз­вития физических качеств и психомоторных функций в детском и подростковом возрасте.

Предлагаем алгоритм технологического уровня качества про­цесса физического воспитания школьников. Может быть поло­жен в основу управления качеством.

1. Определение целей и задач процесса физического воспи­тания школьников.

2. Уяснение системы педагогической работы учителем струк­туры процесса физического воспитания.

3. Пояснение задач физического воспитания учащимся.

4. Тестирование готовности учеников к выполнению уста­новлений педагога. Анализ состояния здоровья, физичес­кого развития, физической и двигательной подготовлен­ности, уровня нравственной воспитанности класса.

5. Определение программы занятий физическими упражне­ниями, методов и форм процесса физического воспитания.

6. Построение модели (схемы) процесса физического воспи­тания.

7. Разработка модельной технологии физического воспита­ния школьников и способов управления качеством.

8. Практическая педагогическая работа с учениками.

9. Тестирование достигнутого уровня решения педагогичес­ких задач.

10. Коррекция средств, методов, форм организации занятий физическими упражнениями (коррекция технологии физического воспитания школьников).

11. Практическая педагогическая работа учителя.

12. Проверка (тестирование) результативности педагогичес­кого процесса. Определение (уточнение) цели и задач на перспективу.

По аналогии можно определить алгоритм решения (качества) отдельной педагогической задачи:

1. Уяснение и постановка задачи учителем (этап обучения).

2. Усвоение задачи учениками.

3. Экспресс-тест. Определяет степень готовности школьни­ков к освоению двигательного действия.

4. Определение средств (физических упражнений), методов (методики), способов организации занятий физическими упражнениями.

5. Обучение двигательному действию.

6. Экспресс-тест (тесты) педагогического контроля за усво­ением учебного материала.

7. Коррекция пути решения задачи.

8. Принятие учителем педагогических решений и уяснения их учениками.

9. Практическое решение педагогической, задачи.

10. Экспресс-тест уровня решения задачи.

11. Выход на новый уровень решения задачи или запланиро­ванного педагогического эффекта.

12. Совмещение решения педагогической задачи с другими задачами процесса физического воспитания. Практичес­кая работа учителя с учениками.

Изложенное позволит перейти к управляемому уровню ре­шения задачи (задач). Функционирует в системе методов и принципов обучения двигательным действиям. Приводит к зап­ланированному педагогическому эффекту. Придает объектив­ность процессу физического воспитания.

Процесс физического воспитания школьников вписывается в реализацию специфических функций физической культуры:

1) образовательной,

2) прикладной,

3) спортивной,

4) рекреа­тивной,

5) общекультурной (гармония духа и тела),

6) эстети­ческой,

7) нормативной,

8) информационной.

 

ЗАКОН АДЕКВАТНОСТИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ[16]

Закон как объективное педагогическое явление обеспечива­ет устойчивое состояние процесса физического воспитания. Он носит постоянный характер, отражает повторяющуюся тенден­цию педагогического процесса, выражает отношение связей в педагогике физического воспитания школьников. Рассматрива­ется как основание в создании технологии физического воспи­тания учащихся разных классов.

Адекватность закона проявляется в тождественности его фун­кционирования в физическом воспитании школьников, направ­ленном на реализацию целей Российской системы физического воспитания и решение оздоровительных, образовательных и вос­питательных задач.

Процесс физического воспитания имеет базовые параметры (10), отвечающие современной педагогической теории.

Исходя из этого педагогика физического воспитания долж­на вполне соответствовать установлениям и отражать:

1. Адекватность процесса физического воспитания возра­сту и полу занимающихся. При этом обеспечивается эф­фективное влияние физических упражнений на орга­низм и точность их педагогического воздействия на уча­щихся.

Анатомо-физиологические и психологические особенности школьников определяют путь учителя в процессе физического воспитания, рисуют личностные и групповые характеристики учащихся, что позволяет влиять на эффективность занятий фи­зическими упражнениями.

2. Адекватность педагогического процесса состоянию здоро­вья учащихся. Важный показатель в построении занятий физическими упражнениями. Определяет влияние упраж­нений на учеников. Индекс здоровья школьника и коллек­тива класса непосредственно выявляет качество физичес­кого воспитания, это способствует повышению физичес­кой и интеллектуальной работоспособности учеников. В итоге улучшается жизнедеятельность школьников в пери­од их обучения.

3. Адекватность педагогического процесса уровню физичес­кого развития школьников. Показатели развития позво­ляют корректировать процесс физического воспитания, управлять физическими достижениями учащихся и рабо­тать на перспективу.

4. Адекватность педагогического процесса физической и двигательной подготовленности школьников. Степень развития физических качеств позволяет уточнить содер­жание физических упражнений и методику; их примене­ния в динамике (%) педагогического воздействия на зани­мающихся.

Двигательная подготовленность устанавливается педаго­гом путем визуальной оценки техники выполнения двигатель­ных действий. Учитывается степень вариативного владения уп­ражнениями, их совершенствование в различных условиях жизнедеятельности.

5. Адекватность педагогического процесса уровню нравственной воспитанности учеников. Влияет на подбор физических упражнений и связана с поведением учащихся на занятиях. Выполнение парных упражнений, движений поточным способом, индивидуальные и групповые занятия под руководством инструктора-ученика, использование
метода круговой тренировки, подвижных и спортивных игр, занятий на спортивной площадке (школьном стадионе),
туристические походы, спортивные соревнования предъяв­ляют высокий уровень поведения учащихся.

6. Адекватность физического воспитания наличию матери­альной базы, оборудования (стандартного, нестандартно­го), инвентаря, техническим средствам обучения. Профессиональное взвешивание материальных возможностей организации занятий углубляет процесс физического вос­питания и делает его доступным для учеников. Соответ­ствие оборудования географическому району расположе­ния школы, региональным особенностям проживания людей, школьному компоненту программы физического воспитания расширяет возможности учителя в его повседневной педагогической деятельности.

7. Адекватность физического воспитания потребностям и желаниям учащихся и их родителей. Позволяет заинтере­совать школьников занятиями физическими упражнениями, препятствует однообразию процесса физического воспитания (способствует гуманизации и демократизации физического воспитания). Поворачивает родителей уче­ников к физическому совершенствованию своих детей.

Личностно-ориентированное физическое воспитание дает необходимый педагогический эффект, так как физические уп­ражнения по содержанию, объему, интенсивности и дозировке рассчитываются на индивидуальные возможности ученика. Ув­леченность и преемственность занятий физическими упражне­ниями имеют педагогическое значение и повышают эффектив­ность физического воспитания.

8. Адекватность физического воспитания требованиям образовательной области «Физическая культура» (образовательного стандарта) — ведущее условие ориентирования процесса физического воспитания в современной школе. Школа настоящего времени призвана сформировать у учащихся понятие о здоровье и полезности занятий физическими упражнениями. Устойчивые мотивы и потребности в гармоническом физическом развитии, физической и двигательной подготовленности обеспечивают целостное развитие физических и психических характеристик ученика.

9. Адекватность физического воспитания государственным установлениям в области физической культуры и спорта. Создает единое образовательное пространство. Реализует государственную политику в области физического воспи­тания школьников. Расширяет возможности учителя при исполнении профессиональных обязанностей. Так, в За­коне «Об образовании» отмечено, что педагогические ра­ботники имеют право на свободу выбора и использова­ния методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучаю­щихся, воспитанников.

10. Адекватность педагогических требований избранной мо­дели физического воспитания. Избранная школой модель в системе методических направлений и форм физическо­го воспитания нацелена на решение задач физического воспитания и выстраивается в линию учебный год — чет­верть — урок. Системный подход в физическом воспита­нии школьников обеспечивает гармоническое развитие учеников, всестороннее физическое совершенствование детей.

Изложенное позволяет выявить объективные условия проектирования педагогического процесса и через корреляционые взаимосвязи комплексно воздействовать физическими упражнениями на занимающихся. Определение качества и управление физическим воспитанием учащихся закладывают фундамент на­учно-обоснованной творческой педагогической деятельности учителя физической культуры в цивилизованном демократичес­ком обществе.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Корреляция — латинское слово, обозначает согласованность, взаимосвязь рассматриваемых явлений. В педагогике физическо­го воспитания школьников все направления и формы физичес­кого воспитания взаимосвязаны и в едином педагогическом воз­действии настроены на решение оздоровительных, образователь­ных и воспитательных задач.

Педагогическая корреляция регулирует соотношение направ­лений и форм занятий физическими упражнениями, составля­ющих модель физического воспитания учащихся.

Корреляция является основным методом интеграции (объе­динения в единое целое) задач, средств, форм и методов физи­ческого воспитания, способом сочетания методических направ­лений в целостное педагогическое явление — процесс физичес­кого воспитания школьников.

Общим корреляционным признаком выдвигается целенап­равленность (цели и задачи физического воспитания) как исход­ная составляющая построения (планирования) физического вос­питания на учебный год, четверть, урок.

Планы системы физического воспитания включают урочное и внеурочное физическое воспитание и взаимозависимость их между собой.

Планы наполняются программами занятий по годам обуче­ния, четвертям, возрастным группам школьников. С учетом со­стояние здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности учащихся.

При реализации требований корреляции в педагогике физичес­кого воспитания школьников согласованности подлежат:

1) цели и задачи физического воспитания;

2) задачи и средства физи­ческого воспитание;

3) задачи, средства и методы воспитания, обучения, развития;

4) методы и формы занятий двигательными действиями;

5) качество физического воспитания;

6) управле­ние качеством.

Таким образом, осуществляется выход на новый уровень физического воспитания школьников.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Как же определить уровень своего физического развития? | Вопрос 2. Стоимостной учет продукции промышленности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.