КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комплексная программа физического воспитания учащихся общеобразовательной школы //Физическая культура в школе. 1987, № 6. С. 28
Классы
4. Двигательная подготовленность. Визуально (зрением) определяется уровень владения учениками двигательными действиями. Фото и видеозапись движений поможет точнее проанализировать выполнение упражнения, устранить имеющиеся ошибки в движениях. К обдумыванию выполняемых физических упражнений следует постоянно приучать учеников. П. Лесгафт категорически настаивает, чтобы ребенок приучался к анализу своих действий и к контролю над ними. Это способствует развитию сознательного отношения к физической культуре как к образовательному предмету и должно иметь место на всех занятиях физическими упражнениями. Следует не только уметь фиксировать двигательные достижения учеников, но и прогнозировать физическую и двигательную подготовленность школьников на перспективу (четверть, учебный год, лето). Умение плавать является одним из необходимых условий двигательной подготовки школьников к жизнедеятельности Рекомендуется для совершенствования выполнения прикладных двигательных действий проводить комбинированные эстафеты (с бегом, прыжками, метанием) в физкультурном зале и на местности, в изменяющихся условиях решения двигательных задач (полоса препятствий), в период туристической экскурсии, турпохода. Методика[13] обучения двигательным действиям изложена в специальной педагогической литературе. 5. Нравственная воспитанность. Нравственное воспитание — это процесс формирования моральных качеств школьников, черт характера, умений и привычек поведения. Нравственная воспитанность — уровень проявления моральных качеств. Нравственное воспитание осуществляется в процессе занятий физическими упражнениями и позволяет решать задачи формирования положительных качеств личности, взгляды и убеждения учеников. Изучение уровня воспитанности класса входит в систему педагогического мониторинга и дает возможность учителю целенаправленно подбирать и проводить подвижные игры, выполнение парных упражнений, организовать самостоятельные занятия на уроке (по заданию педагога) и дома, спортивное соревнование, выполняя правила поведения при контакте со спортивным противником, победителем. Приводим критерии оценки воспитанности школьников разного возраста (табл. 5)[14]. Мониторинг нравственной воспитанности способствует коррекции задач воспитания, обучения, развития и всей цепочки их решения. Были рассмотрены объективные показатели качества. Субъективные показатели качества: 1. Уровень профессиональной подготовки учителя. 2. Отношение учителя к своему предмету. 3. Отношение школьников к физической культуре. 4. Отношение в семье к ребенку. 5. Атмосфера в классе (нравственное самочувствие ученика). Приведенные критерии подведут учителя к оценке воспитательного воздействия на занимающихся. В разных школах (городских, сельских) и регионах уровень воспитанности учащихся качественно различен. Тестирование процесса физического воспитания в направлении педагогического контроля включают: входной контроль (тест-операция, ТО), текущий контроль (тест-коррекция, ТК), итоговый контроль (тест-выход, ТВ). Тестирование выявляет результативность педагогического воздействия учителя на занимающихся. Мониторинг — это в первую очередь система оценки качества физического воспитания школьников. На основе мониторинга осуществляется принятие адекватных педагогических решений (до и после тестирования). Имеет место индивидуальная и групповая оценка состояния здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности, уровня развития двигательных качеств (силы, выносливости и нравственной воспитанности учащихся). Рассмотрим разновидности педагогического контроля. Входной контроль (ТО) позволяет правильно ввести занимающихся в занятия физическими упражнениями например, в начале учебного года, в начале четверти, во втором полугодии, эффективно спланировать учебный процесс. Экспресс-тестами (быстрыми тестами) могут быть: прыжок в длину с места; метание набивного мяча, сидя двумя руками из-за головы; челночный бег. Текущий контроль (ТК). Дает возможность вносить коррективы в педагогический процесс, помогает учителю изменять (упрощать, дополнять) педагогические задачи в соответствии с состоянием учеников. Итоговый контроль (ТВ). Выявляет результативность усвоения темы программы, учебной четверти, полугодия, учебного года занятий с учениками. Выводит педагога на управление физическим воспитанием школьников. Перечень тестов может быть следующий: силовые показатели, скоростные; показатели выносливости, координации) движений. УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ ШКОЛЬНИКОВ. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Педагогическое управление является основой профессиональной деятельности учителя физической культуры. Это то, что сегодня отличает процесс физического воспитание от предшествующего времени и ориентирует педагога на перспективу. Управляют как всем процессом физического воспитания в целом, так и по направлениям: урочное, прикладное, физкультурно-оздоровительное, внеклассное, общешкольное. Управляют качеством подготовки школьников. Качество физического воспитания школьников определяется соответствием результатов педагогического процесса государственным установлениям в области физической культуры и спорта и в первую очередь образовательному стандарту. Управление физическим воспитанием (педагогическое управление) понимают как умения сознательно организовать и направлять систему занятий физическими упражнениями школьников, настроенную на реализацию содержания и форм занятий двигательными действиями, обеспечивающих наилучшее выполнение целей и комплексное решение задач. Управление выражается в поддержании оптимального режима работы педагога и учащихся, в научной организации учительского труда, в повышении культуры педагогической деятельности в направлении ученик — класс — возрастная группа школьников. Параметры управления: 1. Функционирование рационально организованной системы физического воспитания (концепция, задачи, программа, модель физического воспитания, технология, качество, управление качеством. Функции педагогической работы учителя: конструктивная, коммуникативная, организаторская, гностическая. 2. Направленность на реализацию содержания (программы) и форм физического воспитания. 3. Обеспечение выполнения целей физического воспитания. 4. Комплексное решение задач физического воспитания: оздоровительных, образовательных, воспитательных. Соблюдение иерархии задач физического воспитания. Управление выражается: 1. В поддержании оптимального режима работы педагога и учащихся (см. оптимизацию процесса физического воспитания). 2. В научной[15] организации учительского труда. 3. В повышении культуры педагогической деятельности. Овладение педагогическим мастерством. 4. В эффективности физического воспитания в направлении ученик (личность), класс, возрастная группа школьников. Педагог должен уметь управлять: 1. Приобретением специальных знаний по физической культуре. 2. Формированием двигательных умений и навыков. 3. Развитием физических качеств. А. Специальные знания. Предусмотрены программой физического воспитания школьников. Вписываются в российский образовательный стандарт по физической культуре. Теоретические сведения дозированно сообщают на каждом уроке физической культуры. Теоретико-методические занятия предусмотрены третьим уроком физической культуры в неделю «НАВЧАЛЬНА ПРОГРАМА З ФІЗИЧНОЇ КУЛЬТУРИ для загальноосвітніх навчальних закладів» (2009). Б. Двигательные умения и навыки определены программой по физической культуре. В содержание программы входят традиционные виды упражнений: гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, подвижные и спортивные игры, лыжи (кроссовая подготовка), плавание. В 10—11 классах в занятия могут быть включены: атлетическая гимнастика, шейпинг, атлетические единоборства, акробатические упражнения (усложненные), элементы «хатха-йоги», китайская гимнастика «у-шу», ритмическая гимнастика, факультативные (или секционные) занятия избранным видом спортивной специализации. В. Развитие физических качеств. Уровень развития физических качеств устанавливается нормативными требованиями программы. Требования дифференцированы по возрасту и полу. Следует учитывать периоды сенситивного развития физических качеств и психомоторных функций в детском и подростковом возрасте. Предлагаем алгоритм технологического уровня качества процесса физического воспитания школьников. Может быть положен в основу управления качеством. 1. Определение целей и задач процесса физического воспитания школьников. 2. Уяснение системы педагогической работы учителем структуры процесса физического воспитания. 3. Пояснение задач физического воспитания учащимся. 4. Тестирование готовности учеников к выполнению установлений педагога. Анализ состояния здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности, уровня нравственной воспитанности класса. 5. Определение программы занятий физическими упражнениями, методов и форм процесса физического воспитания. 6. Построение модели (схемы) процесса физического воспитания. 7. Разработка модельной технологии физического воспитания школьников и способов управления качеством. 8. Практическая педагогическая работа с учениками. 9. Тестирование достигнутого уровня решения педагогических задач. 10. Коррекция средств, методов, форм организации занятий физическими упражнениями (коррекция технологии физического воспитания школьников). 11. Практическая педагогическая работа учителя. 12. Проверка (тестирование) результативности педагогического процесса. Определение (уточнение) цели и задач на перспективу. По аналогии можно определить алгоритм решения (качества) отдельной педагогической задачи: 1. Уяснение и постановка задачи учителем (этап обучения). 2. Усвоение задачи учениками. 3. Экспресс-тест. Определяет степень готовности школьников к освоению двигательного действия. 4. Определение средств (физических упражнений), методов (методики), способов организации занятий физическими упражнениями. 5. Обучение двигательному действию. 6. Экспресс-тест (тесты) педагогического контроля за усвоением учебного материала. 7. Коррекция пути решения задачи. 8. Принятие учителем педагогических решений и уяснения их учениками. 9. Практическое решение педагогической, задачи. 10. Экспресс-тест уровня решения задачи. 11. Выход на новый уровень решения задачи или запланированного педагогического эффекта. 12. Совмещение решения педагогической задачи с другими задачами процесса физического воспитания. Практическая работа учителя с учениками. Изложенное позволит перейти к управляемому уровню решения задачи (задач). Функционирует в системе методов и принципов обучения двигательным действиям. Приводит к запланированному педагогическому эффекту. Придает объективность процессу физического воспитания. Процесс физического воспитания школьников вписывается в реализацию специфических функций физической культуры: 1) образовательной, 2) прикладной, 3) спортивной, 4) рекреативной, 5) общекультурной (гармония духа и тела), 6) эстетической, 7) нормативной, 8) информационной.
ЗАКОН АДЕКВАТНОСТИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ[16] Закон как объективное педагогическое явление обеспечивает устойчивое состояние процесса физического воспитания. Он носит постоянный характер, отражает повторяющуюся тенденцию педагогического процесса, выражает отношение связей в педагогике физического воспитания школьников. Рассматривается как основание в создании технологии физического воспитания учащихся разных классов. Адекватность закона проявляется в тождественности его функционирования в физическом воспитании школьников, направленном на реализацию целей Российской системы физического воспитания и решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Процесс физического воспитания имеет базовые параметры (10), отвечающие современной педагогической теории. Исходя из этого педагогика физического воспитания должна вполне соответствовать установлениям и отражать: 1. Адекватность процесса физического воспитания возрасту и полу занимающихся. При этом обеспечивается эффективное влияние физических упражнений на организм и точность их педагогического воздействия на учащихся. Анатомо-физиологические и психологические особенности школьников определяют путь учителя в процессе физического воспитания, рисуют личностные и групповые характеристики учащихся, что позволяет влиять на эффективность занятий физическими упражнениями. 2. Адекватность педагогического процесса состоянию здоровья учащихся. Важный показатель в построении занятий физическими упражнениями. Определяет влияние упражнений на учеников. Индекс здоровья школьника и коллектива класса непосредственно выявляет качество физического воспитания, это способствует повышению физической и интеллектуальной работоспособности учеников. В итоге улучшается жизнедеятельность школьников в период их обучения. 3. Адекватность педагогического процесса уровню физического развития школьников. Показатели развития позволяют корректировать процесс физического воспитания, управлять физическими достижениями учащихся и работать на перспективу. 4. Адекватность педагогического процесса физической и двигательной подготовленности школьников. Степень развития физических качеств позволяет уточнить содержание физических упражнений и методику; их применения в динамике (%) педагогического воздействия на занимающихся. Двигательная подготовленность устанавливается педагогом путем визуальной оценки техники выполнения двигательных действий. Учитывается степень вариативного владения упражнениями, их совершенствование в различных условиях жизнедеятельности. 5. Адекватность педагогического процесса уровню нравственной воспитанности учеников. Влияет на подбор физических упражнений и связана с поведением учащихся на занятиях. Выполнение парных упражнений, движений поточным способом, индивидуальные и групповые занятия под руководством инструктора-ученика, использование 6. Адекватность физического воспитания наличию материальной базы, оборудования (стандартного, нестандартного), инвентаря, техническим средствам обучения. Профессиональное взвешивание материальных возможностей организации занятий углубляет процесс физического воспитания и делает его доступным для учеников. Соответствие оборудования географическому району расположения школы, региональным особенностям проживания людей, школьному компоненту программы физического воспитания расширяет возможности учителя в его повседневной педагогической деятельности. 7. Адекватность физического воспитания потребностям и желаниям учащихся и их родителей. Позволяет заинтересовать школьников занятиями физическими упражнениями, препятствует однообразию процесса физического воспитания (способствует гуманизации и демократизации физического воспитания). Поворачивает родителей учеников к физическому совершенствованию своих детей. Личностно-ориентированное физическое воспитание дает необходимый педагогический эффект, так как физические упражнения по содержанию, объему, интенсивности и дозировке рассчитываются на индивидуальные возможности ученика. Увлеченность и преемственность занятий физическими упражнениями имеют педагогическое значение и повышают эффективность физического воспитания. 8. Адекватность физического воспитания требованиям образовательной области «Физическая культура» (образовательного стандарта) — ведущее условие ориентирования процесса физического воспитания в современной школе. Школа настоящего времени призвана сформировать у учащихся понятие о здоровье и полезности занятий физическими упражнениями. Устойчивые мотивы и потребности в гармоническом физическом развитии, физической и двигательной подготовленности обеспечивают целостное развитие физических и психических характеристик ученика. 9. Адекватность физического воспитания государственным установлениям в области физической культуры и спорта. Создает единое образовательное пространство. Реализует государственную политику в области физического воспитания школьников. Расширяет возможности учителя при исполнении профессиональных обязанностей. Так, в Законе «Об образовании» отмечено, что педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. 10. Адекватность педагогических требований избранной модели физического воспитания. Избранная школой модель в системе методических направлений и форм физического воспитания нацелена на решение задач физического воспитания и выстраивается в линию учебный год — четверть — урок. Системный подход в физическом воспитании школьников обеспечивает гармоническое развитие учеников, всестороннее физическое совершенствование детей. Изложенное позволяет выявить объективные условия проектирования педагогического процесса и через корреляционые взаимосвязи комплексно воздействовать физическими упражнениями на занимающихся. Определение качества и управление физическим воспитанием учащихся закладывают фундамент научно-обоснованной творческой педагогической деятельности учителя физической культуры в цивилизованном демократическом обществе.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ Корреляция — латинское слово, обозначает согласованность, взаимосвязь рассматриваемых явлений. В педагогике физического воспитания школьников все направления и формы физического воспитания взаимосвязаны и в едином педагогическом воздействии настроены на решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Педагогическая корреляция регулирует соотношение направлений и форм занятий физическими упражнениями, составляющих модель физического воспитания учащихся. Корреляция является основным методом интеграции (объединения в единое целое) задач, средств, форм и методов физического воспитания, способом сочетания методических направлений в целостное педагогическое явление — процесс физического воспитания школьников. Общим корреляционным признаком выдвигается целенаправленность (цели и задачи физического воспитания) как исходная составляющая построения (планирования) физического воспитания на учебный год, четверть, урок. Планы системы физического воспитания включают урочное и внеурочное физическое воспитание и взаимозависимость их между собой. Планы наполняются программами занятий по годам обучения, четвертям, возрастным группам школьников. С учетом состояние здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности учащихся. При реализации требований корреляции в педагогике физического воспитания школьников согласованности подлежат: 1) цели и задачи физического воспитания; 2) задачи и средства физического воспитание; 3) задачи, средства и методы воспитания, обучения, развития; 4) методы и формы занятий двигательными действиями; 5) качество физического воспитания; 6) управление качеством. Таким образом, осуществляется выход на новый уровень физического воспитания школьников.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |