Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античная философия

Философия.

1.натурфилософский этап.

2.классический этап.

3.философия эпохи ….

Античная философия хронологически охватывает время- 7 в. до н.э.- 6 в.н.э. В это время философия получила развитие в Древней Греции.

Главный мировоззренческий принцип философии: космоцентризм- в центре внимания философов находился мир, как целое.

Философия началась с идеи «семи мудрецов». Их интересовало житейская мудрость. Были сформулированы гномы- афоризмы житейской мудрости. Имелось 3 вида гномов: гномы-нравственные – содержались моральные предписания (ничего сверх меры); гномы- познавательные (познай самого себя); гномы- Фалес. В древней философии было 3 центра: ионийская философия; италийская философия; афинская философия.

Ионийская философия.

Относятся следующие учения: философия милетской школы и учения Гераклита.

Основателем милетской школы был Фалес. Его последователи: Анаксимандр, Анаксимен. Они интересовались: главный вопрос- что есть мир как целое. Главное понятие- архэ (в мифологии бог Архэ имелось ввиду прерогатива богов, в философии первоначало мира).

Согласно Фалесу первоначалом является вода, как благо вообще. По мнению Анаксимандра первоначалом являлся Апейрон- особое неопределенная материя которая органами чувств не воспринимается. Согласно Анаксимену все возникло из сгущения и разряжения воздуха.

Эти философы считали, что все вещи возникли из первоначала и в него же обращаются. Сколько бы вещей не возникло количество первоначала остается неизменным. Первоначало движется и порождает противоположности (холодное-горячее). Мир как целое это не механизм, а живой, одушевленный, божественный организмом.

Учение милетской школы разбил Гераклит. Он исходил из противоположности одно и многое. Многое это любые вещи, которые мы воспринимаем, человек полагает что если это многое познать то откроется истина, на самом деле результатом будет не истина а многознание, чтобы познать истину за многим нужно обнаружить одно (иначе найти первоначало).

Версия Гераклита первоначало- огонь. Его свойства: он живой, одушевленный, разумный, и соответственно значит и мир тоже. Мир является вечным, и богами он не сотворен. В мире нет ничего стабильного «все течет все изменяется». Причина: всеобщая изменчивость возникает в результате единства и борьбы противоположностей. Противоположности сталкиваются и превращаются в друг друга. Результат этого в нашем мире все относительно. Любой предмет обладает противоположными свойствами, которые проявляются в разных ситуациях. Все изменения в мире происходят не случайно. Потому что в мире господствует логос (закономерность, космический принцип порядка). То что органы чувств воспринимают, как огонь для ума есть логос. Под ним видимо имеется ввиду борьба противоположностей. Гераклит считается основателем диалектики – учение о законах развития, потому что он сформулировал закон борьбы противоположностей, как источника развития.

У ионийских философов было 2 общие идеи:

стихийный материализм- это учения что материей является природная стихия, или интуитивная догадка о материальности первоначала.

антропоморфизм- объяснение мира по аналогии с человеком.

Италийская философия.

Учение Пифагора а также учение элейской школы.

Пифагор был согласен с ионийскими философами в идеях антропоморфизма, но при этом Пифагор не был стихийным материалистом. По мнению Пифагора первоначало не материя, в основе всего лежат числа, как особые нематериальные сущности. Числа существуют независимо от вещей, но проявляются в них. Пифагор был сторонником идеализма. В мире все можно выразить числом. Точку он обозначил числом- 1, линию- 2, плоскость- 3, геометрическое тело- 4. 1+2+3+4=10. Это выражение называется тетрактида- числовое выражение гармонии вселенной. Гармонию он называл «космической симпатией»- все составные части мироздания строго согласованы. Человек это существо особое, он обладает бессмертной душой и разумом. Своим разумом человек может постичь гармонию вселенной. Главным средством познания он считал математику.

Элейская школа.

Представители: Парменид, Зенон. Эта школа ввела в философию важнейшее понятие- бытие. По Пармениду бытие это «одно и все и едино-целое». Парменид был противником Гераклита. По Гераклиту есть борющейся противоположности, по Пармениду ни каких противоположностей нет. По Гераклиту все изменчиво, по Пармениду движения не существует. Человек по Пармениду воспринимает мир 2 путями:

органы чувств говорят человеку, что вокруг есть множеств вещей, которые движутся, с помощью языка человек присваивает вещам имена и поэтому появляется идея множества.

разум говорит человеку, что никакой множественности и движения нет это ошибка. Если с бытия сорвать ярлыки имен то бытие предстанет как одно и все или едино-целое.

Свойства бытия: бытие вечно и никем не сотворено, бытие целостно и неделимо, бытие неподвижно и неизменно, совершенно и имеет форму шара, единственно и его противоположности нет.

Парменид сформулировал принцип тождества мышления и бытия: «мыслить и быть это одно и тоже». Смысл: мысль никогда не бывает пустой, мысль всегда о чем-то, значит мысль наполнена бытием, то о чем мы мыслить не может, не существует. Вывод: мы не можем представить себе, что такое не бытие, следовательно, его не существует, и в самом бытие противоположностей нет.

Зенон попытался доказать правильность идеи отсутствия множества и движения. Для этого Зенон разработал апории (логически трудно разрешимые задачи):

1. Ахиллес и черепаха,

2. Стрела

3. Движущийся тела.

Зенон действовал от противного: сначала допускается множество, и движение, а потом логически доказывается, что их нет. Зенон считается основателем диалектики, но в ином смысле. Это учение о мышлении в противоположных понятиях (делимое - неделимое, конечное - бесконечное).

Афинская школа.

На этом этапе к этому центру принадлежало учение под названием атомистика, основатель – Левкипп, последователь Демокрит. Атомисты были противниками элеат. Элеаты считали, что бытие неподвижно, атомисты утверждали, что движение существует. Элеаты утверждали, что небытия нет, атомисты что есть. Элеаты думали, что бытие неделимо, атомисты что делимо. Демокрит - существует пустота как небытие, само бытие делится на атомы, которые движутся в пустоте. Свойства атомов: неделимость, неизменность. Атомы различаются по форме и величине. Все вещи и мир в целом образованы пустотой и атомами. Атомы и пустота вечны во времени и бесконечны в пространстве и мир тоже. Во вселенной существуют отличные от нашего миры. Атомы движутся в пустоте с необходимостью, сталкиваясь, они образуют вещи и миры. В мире нет ничего случайного вё смысле беспричинного. Надо всем господствует неумолимое необходимость.

Человек и его душа тоже состоят из атомов. Человек это микрокосмос, подобный макрокосмосу. Они состоят из одинаковых начал. Правда, в отличии от Пифагора Демокрит считал, что душа смертна. Человек, как и любой предмет, подчинен господствующей в мире необходимости. Человек может познать мир, органы чувств дают человеку знание поверхностных свойств вещей, но только разум дает знание истины. Истина в том, что реальны только атомы и пустота и необходимость. Демокрит попытался объяснить откуда у человека берутся ощущения, от каждой вещи отрываются ее мельчайшие атомные копии (эйдолы), они воздействуют на органы чувств и у человека появляется сначала ощущения а потом мысли (теория эманации).

Вывод: все философы данного этапа обозначаются следующими понятиями: физики, натурфилософы, физиологи, досократики. Причина: в центре их внимания находилась природа. Гераклит, Парменид и Демокрит разграничивали органы чувств и разума.

Философия как тип мировоззрения.

Мировоззрение- система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, к самому себе и другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок человека, определенной социальной группы и общества, их убеждений, идеалов, ценностных ориентаций, социально-политических, нравственных и религиозных принципов познания и оценок.

Мировоззрение своего рода каркас структуры личности класса или общества в целом.

На формулирование мировоззрения большое влияние оказывает знание и их оценка. В структуру мировоззрения также входят убеждения.

Философия- система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру.

Она отличается от всех типов мировоззрения степенью интеллектуальной разработками проблем и методов подхода к ним.

Философия- любовь к мудрости.

Философия изучает окружающий мир, природу, человека, общество. Пытается ответить на вопросы: что такое мир, истина, счастье, смысл жизни?

Периодизация философии:

античная 7-6 в. До н.э.- 3 в. н. э.

средневековая 1 в.н.э- 14-14в н.э.

философия эпохи Возрождения 14-14в.-16-17в.

философия Нового времени 17-18в.

современная философия 19в.-до наших дней.

Философия имеет следующие разделы:

Онтология- учение о бытие.

Гносеология- учение о познании.

Аксиология- учение о ценности

Логика- учение о мышлении.

2.

5-3 век до н.э. центр развития Афины.

Представители: Софисты и Сократ, Платон и Аристотель.

Софисты и Сократ были противниками ранней натурфилософии. А Сократ и вовсе совершил антропологический поворот в философии. Вместо природы Сократ предметом философии стал считать человека. Именно поэтому натурфилософов стали называть досократиками.

Софисты.

Софисты- главные учителя красноречия. Они занимались логикой и риторикой. Главный представитель- Протагор. Главные его идеи:

Ранние натурфилософы считали что за явлениями скрывается сущность которую надо найти с помощью разума. По Протагору быть значит являться то есть за явлениями нет никакой скрытой сущности.

Все явления относительны, о любом предмете можно сформулировать 2 противоположных тезиса, при этом оба тезиса будут истинны.

Натурфилософы считали что есть мнение о мире, а есть истина. По Протагору такого разграничения нет. Истина это чье-то мнение. Критерии истины: интерес конкретного человека. Доказать можно любую идею и убедить человека в чем угодно. «человек есть мера всех вещей.» то есть человек это индивидуальный субъект восприятия и истины.

В целом Софисты придерживались 4 принципов:

Субъективизм- реально только чье-то мнение.

Гносеологический релятивизм. Это означает что все наши знания относительны.

Этический релятивизм. Все ценности и нормы морали тоже относительны. Не существует абсолютных ценностей общих для всех людей. Некоторые Софисты считали относительными законы и веру в богов.

Диалектика- это искусство ведения спора.

Сократ был крупнейшим противником Софистов. «мнений может быть много, но истина одна». Т.е существуют абсолютные истины и ценности общие для всех людей. Проблема в том что люди их не понимают. И поэтому в своих поступках им не следуют. Например: мужество, справедливость, мудрость-это ценности абсолютные. Сократ полагал, что человек изначально способен нравственному поведению. «познай самого себя и стань им». Сам себя Сократ мудрецом не считал. И видел свою задачу в том чтобы помочь людям осознать абсолютные истины и ценности. «я знаю что ничего не знаю но другие не знают и этого». То есть люди слишком доверяют чужим мнениям, вместо того чтобы пользоваться своим разумом. Для отыскания истины Сократ разработал особый метод. Он состоит из 2 частей:

Элленктика- цель разрушить у человека устоявшиеся мнения. При этом Сократ использовал 2 приема: ирония-сомнение общепринятых мнений, отрицательная диалектика- с помощью вопросов Сократ подводил собеседника к осознанию его незнания.

Майхептика- ее цель- помочь человеку обрести истину. 2 метода: Положительная диалектика- с помощью вопросов Сократ подталкивал собеседника к самостоятельному выводу. Индукция как наведение на мысль- Сократ приводил несколько примеров, а собеседник должен был сделать на их основе вывод.

Жанр философствования Сократа являлся- диалог. Цель диалога –собеседник в форме понятия сформулировал предмет разговора. Сократ придерживался принципа- этический рационализм- учение что нормы морали могут быть обоснованы разумом. По Сократу главной добродетелью является знание. Если человек знает что такое добро, он совершит дурных поступков.

Платон.

Платон был величайшим учеником Сократа. Платон был первым систематизатором древнегреческой философии. Он разработал обширное учение включающее в себя учение о бытии, человеке, познании, морали и красоте, об идеальном государстве. Платон обобщил идеи многих предшественников.

Учении о бытии.

По Платону бытие образовано 2 мирами: мир идей, мир вещей. Любой предмет существует потому что в мире идей есть идея этого предмета. Если предмет исчезнет, то его идея останется. Платон выделил 3 варианта соотношения мира идей и вещей: вещи сходны с еприсутствуют в единичных вещах, вещи причастны идеям как совершенным образцам.

Также Платон признавал наличие мировой души. Она объемлет оба мира и есть источник движения в мире вещей. Все вещи возникли из материи, она не определенна и чем-то конкретным становится при соприкосновении с идеей. Бог созерцает идеи и по их образцу создает вещи. Мир идей имеет форму пирамиды: у основания находятся идеи простых вещей, а ближе к вершине идеи нравственные. На самой вершине находится идея Единого. Единое- высшее благо и гармония.

Учение о человеке.

По Платону человек принадлежит к двум мирам одновременно. Тело принадлежит миру вещей, а бессмертная душа миру идей. Земная жизнь человека как бы плен души в темнице-теле. Смерть –освобождение души из этого плена.

Учение о познании.

С помощью органов чувств человек познает мир вещей, и приходит к мнению, с помощью разума познается мир идей и постигается истина. После смерти тела душа переходит в мир идей и познает их, а затем вселяется в новое тело. Результат: у человека изначально в душе заложены все знания, их надо только вспомнить. Теория анамнезиса (припоминания). К воспоминаниям душу подталкивают органы чувств. Вещи похожие на идею и напоминают….

Затем душа начинает вспоминать самостоятельно используя при этом математику и диалектику.

Разум поднимается от основания пирамиды идей к ее вершине и в связи с этим конечная цель это познание идеи- Единого.

Аристотель.

Ему в философии принадлежит особое место. Он был вторым систематизатором. Аристотель полностью освободил философию от мифологии. Аристотель разработал категориальный аппарат. Разработал логику- как учение о законах и формах мышления. Аристотель отверг учение о идеях. Возражения:

Идеи бесполезны для познания сущности вещей и объяснения их бытия.

Учение об идеях не объясняет возникновение и гибель вещей а также движение существующее в мире.

Идеи как сущность вещи не может находится находиться за пределами самой вещи.

Платон противопоставил идеи как общее и сущность вещам как единичному и явлению. Аристотель считал что общее надо искать в единичном, а сущность в явлении. Для реализации этой задачи Аристотель предложил понятие субстанции.

Субстанция – самобытное бытие существующее в себе самом но не в чем-то ином.

Субстанцией может быть только что-то единичное. любой предмет субстанциален если он заключает в себе свою сущность. По Аристотелю есть 4 причины существования вещей:

Форма, или благодаря чему возникает вещь.

Материя, или из чего возникает вещь.

Движение, или как возникает вещь.

Цель, для чего возникает вещь.

Форма- первая сущность вещи. Форма вечна активна и есть нечто общее, но общее не может быть субстанцией. Значит сама по себе форма существовать не может. Чтобы форма стала формой конкретной вещи форма должна соединится с материей. Свойства материи: неопределенность, бесформенность, пассивность, материя возможность бытия но не действительность. Движение- переход от возможности к действительности. Движение всегда имеет цель. Целевое содержание движения обозначил понятием –энтелехия. Цель появляется до возникновение вещи, но как возможная. Когда предмет возникает цель из возможной в действительную. В тоже время эти причины не могут действовать сами по себе. Высшей сущностью Аристотель считал бога. Его свойства: единственная чистая форма лишенная материи, перво двигатель является неподвижным но при этом есть источником движения, перво двигатель является источником цели для всего существующего, это абсолютный сам себя ум.

Вывод: по Аристотелю бытие это иерархия уровней. Верхняя граница- перво двигатель, низшая- материя. при этом и бог и материя вечны. между ними располагается неживая природа, живая природа, человек и общество.

Тема. Философия эпохи средних веков.

Философия средних веков на первое место поставила не разум а веру, идеи античной философии были заимствованы если это было полезно для крестьянства. Мировоззренческий принцип средневековой философии теоцентризм.

Теоцентризм это представление что бог является главным звеном бытия.

 

Особенности средневековой философии:

1)Религиозный характер то есть все философские вопросы решались религие1

2)Авторитаризм это опора на авторитет авторитетное мнение, абсолютным авторитетом являлась религия

3)Дальматизм то есть существуют абсолютно незыблимые истины

4)Традиционализм то есть ориентация в прошлое.

 

Теоретическое ядро философии

1)Онтология — учение о бытии. Идеи: креационизм, супра натурализм.

2)Бытие творящее и бытие сотворенное

3)Теизм это учение что бог создал мир и продолжает им управлять

4)Бытие это иерархия сотворенных богом уровней

5)Геоцентрическая модель мира.

6)Мир конечен во времени и пространстве

 

Философская антропология:

-человек создан по образу и подобию бога,

 

-человек обладает трехсоставной сущностью(тело душа дух).

 

-существует дуализм между материальным смертным телом и не материальной душой.

 

-учение о первородном грехе печать которого лежит на всём человеческом роде

сотелиология — учение о спасении души.

 

-учение о свободной воле.

 

Гносеология:

-проблема соотношения разума и веры была решена в пользу веры — основа познания сверхъестественное откровение.

 

-разум подчинен вере но может её укрепить путем доказательства бытия бога.

 

-познание человеком бога возможно только через познание самого себя.

 

 

Этика:

-абсолютный приоритет ценности христианства и поэтому мораль имела религиозный характер.

 

-основой человеческих поступков должны быть только божественные заповеди.

 

-теотицея это учение об оправдании бога за существующее в мире зло.

 

-аскетизм это учение о телесном самоограничении человека в пользу его духовного развития.

 

 

Философия истории:

-телеологизм это учение о наличии у истории внутренней цели.

 

-провиденциолизм это учение что в истории действует божественный промысел.

 

-эсхатология это учение о конце света и страшном суде.

 

-смысл истории состоит в искуплении человеческого греха.

 

-возникает идея исторического прогресса и линейная модель времени.

 

 

Социальная философия:

-установленные в обществе людьми законы должны быть подчинены богоустановленным законам.

 

-теократия это учение о превосходстве церкви над государством.

 

 

Этапы средневековой философии:

 

ЭТАП СТРУКТУРА ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОДЕРЖАНИЕ
Апологетика (2-4 вв.) Иногда рассматривается как часть патристики Ориген, Татиан, Тертуллиан(крупнейший представитель) Защита христианства от язычества и рационализма античной философии, идея безусловного приоритета веры над разумом
Патристика (5-10 вв.) Западная, латинская ветвь   Боэций, Аврелий Августин Создание целостного, христианского философского учения (монотеизм, креационизм, супранатурализм, теизм) с опорой на философию Платона
Восточная, византийскаяветвь Василий Великий, Григорий Богослов
Схоластика (10-14 вв.) Ранняя (10-11 в.) Ансельм Кентерберийский, Иоанн Росцелин, Пьер Абеляр Начинается спор об универсалиях; влияние августиновского платонизма на взгляды Ансельма
  Зрелая (12-13 в.) Сигер Брабантский, Альберт Великий, Фома Аквинский Платонизм вытесняется аристотелизмом, возникает томизм и теория гармонии веры и разума
  Поздняя (13-14 в.) Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам Теория двойственности истин философии и богословия, принцип «бритва Оккама»

 

Философы эпохи средних веков и их труды:

 

ФИЛОСОФ ГЛАВНЫЙ ТРУД ЧЕМУ ПОСВЯЩЕН ТРУД
Тертуллиан   «О свидетельстве души» Душе человека прирожденны христианские истины. Все изобретения философов бессмысленны и ничтожны в сравнении со свидетельствами простой, необразованной души. Разум несовместим с верой и является ее антиподом
  Аврелий Августин       «Исповедь» Проблема самосознания личности, ее внутренней динамики. В этой философской автобиографии Августин показал становление собственной личности. Необходима божественная благодать: только она может вывести личность из инерции греховного бытия и «спасти»
  «О граде Божьем»   Учение о «граде земном», государстве, основанном на «любви к себе, доведенной до презрения к Богу», и «граде Божьем» – духовной общности, основанной на «любви к Богу, доведенной до презрения к себе»
  Боэций   «Утешение философией» Тема свободы духа среди текучей видимости житейских дел, оправдание бытия перед лицом страданий. Философия представляет собой не только мировоззрение, но и единство слова и дела, т.е. образ жизни
  Фома Аквинский «Сумма теологии», «Сумма против язычников» Завершение построения системы католической теологии, отработка вероучения в рамках здравого смысла: над «естественным» рассудком надстраиваются «сверхъестественные» догмы. Доктрина христианского аристотелизма

 

Спор об «универсалях» средневековой философии.

 

 

НАПРАВЛЕНИЕ ТЕЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕЧЕНИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
  Реализм     Крайний Общие понятия представляют собой идеальные сущности и существуют «до» и независимо от единичных вещей в мышлении Бога, образуют особый идеальный мир   Иоанн Скот Эриугена  
Умеренный Общие понятия существуют «до вещей» в уме Бога, «в вещах» в качестве их сущности и «после вещей» в мышлении человека   Фома Аквинский
  Номинализм Умеренный (концептуализм) Общие понятия существуют в качестве общего сначала в единичных вещах, а затем и «после» вещей в человеческом мышлении   Пьер Абеляр
  Крайний Общие понятия присутствуют только «после» вещей в мышлении человека лишь как имена, данные объективно существующим единичным вещам, и никакого особого идеального мира общие понятия не образуют   Иоанн Росцелин

 

В противовес средневековью эпоха возрождения на первое место ставила античность. Считалось что в античности существуют идеалы которым нужно подражать.

Возрождение это восстановление идеалов античности в новых условиях. Философия возрождения опиралась на мировоззрение антропоцентризма. Философы возрождения считали что у человека есть особое достоинство.

Особенности философии возрождения. Философия этой эпохи носила не религиозный а светский характер. На первый план стали выходить земные потребности людей. Антисхоластическая направленность, суть в том что возникла идея что нужно изучать реальные явления земного мира. Антидогматизм,свободомыслие, человек имеет право на сомнение. Повышенный интерес к изучению природы и её законов. Считалось что есть 2 главные формы познания мира и человека — наука и искусство. Философия взаимодействовала с ними и подталкивала их развитие.

Идеи возрождения философия

1)Философская антропология — учение о человеке.

2)Гуманизм. Основатель гуманизма Петрарка. Гуманизм это культурное движение эпохи возрождения обосновывающее особое место человека в мире и его возможности. Гуманизм это учени согласно которому человек является высшей ценностью и имеет право на свободную реализацию своих способностей. Гуманизм разделился на 2 ветви(Светский гуманизм и Христианский гуманизм).Гуманисты выработали новое в сравнение со средневековым понимание человека(см. Таблица 8). В концентрированном виде учение гуманизма изложил Мерантолла — идеи(Человек сотворец бога, человек-скреппа мира, человек это микрокосмос).

Все гуманисты считали что особое место человека в мире определяется 3 качествами

1)Разум

2)Творчество

3)

В связи с этим была обоснована идея титанизма человека. Учение прославляющее творческую всесторонне развитую личность которая добивается успеха. Гуманисты полагали что человек должен быть гармоничной личностью, а сама гармония понималась в 2 смыслах(гармония тела и души, всесторонняя реализация творческих способностей). Вывод человек обладает деятельной природой и способен к бесконечному созеданию(человек существо уникальное, неповторимое и поэтому бесценно)

Философия природы

Природа тоже стала пониматься совершенно иначе чем в средние века(см. Таблица 9).

Получила обоснование гелиоцентрическая картина мира(в центре мира находится не земля а солнце и земля вращается вокруг солнца и вокруг своей оси). Мир ограничен сферой звезд. Гораздо более радикальный взгляд на мир возник благодаря пантеизму(представители Николай Пузанский, Джордано Бруно). Пузанский считал что бога нельзя отделять от мира. Бруно считал задачей познания является нахождение бога в вещах. Пузански считал что бог находится минимум во всех вещах. Бог это абсолютная творческая сущность, чистая возможность. Мир возник не путем творения а путем развертывания из божественных глубин(Теория эмонации). Результат этого процесса что бог оказался един со своим творением. Главным свойством бога является потенциальная бесконечность. Если бог и мир едины значит и мир тоже потенциально бесконечен. Бог это центр и окружность мира но поскольку он бесконечен и находится везде и нигде значит у мира нет центра. Эти идеи развил Джордано Бруно он считал что вселенная бесконечно не потенциална а актуальна и образованна множеством разумных миров. В основе вселенной лежит движущаяся и развивающаяся материя. В средние века считали что законы бытия творящего противоположны. Бруно считал бытие творящее и сотворенное совпадают значит бытие однородно целостно и подчиняется универсальным законам. Эти законы справедливы для любой части вселенной. Бруно поддерживал идею о бесконечности вселенной. Пузанский и бруно мир понимали как живой одушевленный божественный механизм.

Гносиология.

Критика схоластики

Заключалась Эразм Роттрдамский считал что схоластика это мнимая глупость. А споры схоластов псевдонауки. Итальянский философ Марсилио Фичино утверждал что философия не служанка а сестра богословия. Итальянский философ Петро Помпонаций выдвинул идею(доказывает опыт о не Аристотеле) слепая вера в авторитет не допустима и необходимо пользоваться разумом когда это необходимо. Развитие научных методов познания природы главный вклад Галилео Галилей. Природа познается только в эксперименте. Интерес к познанию природы изначально был обоснован богословием. Главной целью познания является бог, но поскольку бог и мир едины для познания бога необходимо познание законов мира в которых бог себя проявляет. Возникает идея что познание и истина это процесс а не принятие на веру незыблемых догм. Пузанский считал что бог не познаваем цель познать есть но не познаваем, но он познаваемо проявляет себя в мире. Процесс познания бога бесконечен. Французский философ Монтень был сторонником скептицизма и утверждал что сомнение неотъемлемое право человека(Человек имеет право на свободомыслие.) он полагал истина не застывшая догма а процесс.

Этика.

Мораль понималась со светских позиций и считалось что она может быть обоснованна за пределами богословия. Вместо средневекового аскетизма утвердилась идея кетонизма, это учение что смыслом жизни является получение удовольствий. Лоренцо Валла считал что удовольствия для человека естественны и полезны. Монтель считал что без жизнелюбия человек существовать не может но при этом Монтель и Роттрдамский считали что во всем должна быть умеренность. Концепция гражданского гуманизма утверждала что каждый человек индивидуален н при этом своё личное благо должен соизмерять с общими благами. Воплощением общего блага является государство и соответственно служение ему является долгом каждого гуманиста. Гуманисты считали что главным средством развития человека является труд. Платон и Аристотель считали что облагораживает человека умственный труд. В эпоху возрождения возникла идея что физический труд не является презрением. Начиная с петрарки утвердилась идея что благородство человека определяется не богоизбранностью и знатностью происхождения а личными качествами и заслугами человека.

Социальная философия

1 идея)Светская власть государства должна быть подчинена духовной. Государство и сфера политики имеют свои собственные законы(эту идею выдвинул Макиавелли) сфера политики в принципе имеет законы даже не совместимы с повседневной моралью

2 идея) Гуманисты считали что человек достоен счастья в земном мире. Учения об утопии, Учение о городе солнца. Общая идея заключается что идеальный общественный строй должен способствовать гармоничной всесторонне развитой личности.

Философия истории

Вмешательство бога в историю было поставлено под сомнение(надо искать естественное рациональное объяснение исторических событий) Была обоснованна идея фортуны в 2 смыслах(удача приходит только к деятельному человеку и фортуна это социальная необходимость в рамках которой действует человек). Обе этих идеи поддерживал Макиавелли. Концепция роли отдельной выдающейся личности. Концепция исторического круговорота.

 

Философия эпохи нового времени

Характеристика э

Эпоха развития науки. В 17 веке происходит научная революция(классическая картина мира Галилея). Наука приобретает полную независимость от богословия. Успехи науки сильно повлияли на философию в том что возникла идея сделать философию точной наукой на подобие математике. Главная проблема философии этой эпохи это теория познания. Эта тенденция называлась гносеологизация проблематики философии.

Теоретическое ядро философии:

1)Онтология-Укрепление позиции материализма

2)Механицизм-Мир подчинен действию законов механики

В 17 возник теизм а в 18 веке атеизм

Философская антропология человек это разумное существо преобразователь мира. Человек должен стать господином природы путем познания её законов. Механицизм утверждал что тело человека это машина. В эту эпоху это проблема соотношения тела и души.

Гносеология. Доминирующей была идея что мир познаваем. В этом деле решающую роль играет наука. Чтобы наука познала мир её необходимо вооружить правильным методом.

Два направления о методе(эмпиризм и сенсуализм а также рационализм)

1)Эмпиризм. Отстаивал идею познания в эксперименте. Основателем этого учения являлся Фрэнсис Бэкон.

2)Сенсуализм защищал идею познания с помощью органов чувств. Основателем являлся Джон Локк. Сенсуализм разделился на 2 ветки.

-Материалистическая

-Субъективная идеалистическая(Джордж Бэркли, Дэвид Юм)

-Рационализм противостоял эмпиризму и сенсуализму. Рационализм этой эпохи сложился благодаря успехам математики и естествознания(Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниз)

Рационализм разделился на 2 ветви:

-Материалистическая(Спиноза)

-Идеалистическая(Лейбниц)

Рационалисты считали что полагали на органы чувств нельзя, нужно полагаться на знание. Если познание возможно без органов чувств это значит что в разуме должно содержаться нечто из чего можно построить знание. В разуме находятся врожденные идеи(Декарт) понятия(Спиноза).

Этика.

1)Рационализм это идея что поступки должны быть разумными.

2)Индивидуализм это идея что человек автономная личность

3)Учение о неотъемлемых естественных правах личности

4)Утилетаризм идея в том что смыслом жизни является польза.

 

Социальная философия.

1)Механицизм.

2)Теория общественного договора.

3)Теория разделения властей.

4)Развитие революционной идеологии образования общества.

 

Философия истории.

1)Телеологизм учение от наличии у истории цели.

2)Учение об объективных законах истории.

3)Теория общественного прогресса и этапов развития общества.

 

Противостояние эмпиризма и рационализма(Бэкон и Декарт)

Этих философов объединяло несколько идей:

1)Необходимость познания законов природы.

2)Наука это главное орудие познания.

3)У науки должен быть правильный метод.

4)Познав законы природы человек станет её господином.

5)Идея что главным препятствием в познания природы является схоластика.

Различия

1)Бэкон основал экспериментально индуктивный.

2)Декарт основал дедуктивно аналитический.

Бэкон отверг учения Платона и Пифагора за их идеализм. Аристотель в труде органон обосновывал метод дедукции. Бэкон в труде новый органон защищал метод индукции. Бэкон полностью отвергал схоластику, схоластика плодовита только в словах но не в делах, схоластика слишком абстрактна и оторвана от действительности она не помогает решать проблемы стоящие перед обществом. Бэкон разработал учения об идолах или призраках человеческого ума(ум засорен заблуждениями — идолами). Бэкон выделял их 4:

1)Идол рода заключался в том человек к свойствам вещей примешивает мнение

2)Идол пещеры люди смотрят на мир слишком субъективно и приписывают природе несуществующие характеристики(например цели природы)

-Эти 2 идола для человека прирожденные

3)Идол рынка(площади) люди неправильно пользуются часто не понимая их

4)Идол театра люди не критически усваивают чужие авторитетные методы

-Эти 2 идола приобретенные и от них нужно избавляться в первую очередь

Позитивная часть(Знание сила)-наука имеет практический смысл и призвана улучшить жизнь людей, знание законов природы увеличивает могущество человека. Бэкон полагал что античная наука не могла решить этой задачи потому что находилась в состоянии детства. Не изучались познавательные способности человека. Вместо изучения природы изучались высшие начала бытия. У науки не было правильного метода познания.

По Декарту знание должно соответствовать принципу очевидности и достоверности для разума. Этому принципу не соответствует схоластика. Необходимо рациональное сомнение чтобы провести полную ревизию знаний. Вместо средневековой культуры основанной на вере в авторитет нужно построить рациональную культуру. Решающую роль играет наука вооруженная правильным методом. Научное знание должно быть системным а не собранием случайных истин. В основе этой системы должно находится очевидное и достоверное суждение усомниться в котором уже невозможно. Нам необходимо рациональное сомнение но оно не должно быть бесконечным. Учение о бытии:

1)Деизм

2)Механицизм законы механики универсальны и для живого и для неживого.

Главной наукой мира является механика

Дуализм. Декарт считал что существуют 2 независимые противоположные субстанции:

1)Телесная(Материальная)-отождествил с природой.

2)Духовная(Мыслящая)-сознание и разум субъекта.

Если телесная субстанция протяженна то мыслящая наоборот. Субстанции существуют независимо одна от другой. Возникает казус что в человеке эти субстанции присутствуют обе. Возникает вопрос о соотношении тела и души. Вариант Декарта называется психофизиологическое взаимодействие — состояние души состоит от состояние тела и наоборот. Взаимодействие тела и души происходит в шишковидной железе мозга. Особенностью мыслящей субстанции является то что в ней имеются врожденные идеи. Врожденная идея это идея бога, принципы математики и логики. Врожденные идеи это отправной пункт познания. Врожденные идеи соответствуют принципу очевидности и достоверности для разума. Разум с помощью интеллектуальной интуиции устанавливает истинность врожденных идей, затем с помощью дедукции из врожденных идей строится знание. Например из идеи фигур строится геометрия из идеи чисел алгебра, а в сумме математика. Эта наука чисто рациональна и не зависит от опыта. Декарт обосновал 4 правила метода:

1)Начинать с простого и очевидного

2)Критерий истины интуиция усматривающая врожденное начало

3)Путем дедукции получать сложные высказывания

4)Сохранять непрерывность цепочки умозаключений

Вместе эти правила образуют дедуктивно аналитический метод.

Последователями Бэкона являлись Томас Гоббс и Локк.

Гоббс был систематизатором учения Бэкона. Гоббс был деистом сторонником материализма и механицизма. Гобс полагал что познание начинается в органах чувств а завершается в сознании.

В обыденном решающую роль играют органы чувств а в научном познание.

По Гоббсу образцами научного мышления являются математика(сложение и вычитание ощущений)

В отличие от Декарта Гоббс полагал что математика возникла в опыте. Гоббс разработал роль языка в жизни людей. Язык важен в 2 отношениях:истина это свойство не вещей а наших суждений о них, слова языка бывают 2 видов:

-Слова метки

-Слова знаки

Слова метки могут стать словами знаками.

 

Идеи Гобса и Локка касательно общественности

Государство есть результат соглашения между людьми. Гобс и лог считали что люди изначально жили в естественном состоянии, люди в следствие тщеславия считали что каждый имеет право на всё. В естественном состоянии человек человеку волк(шла война всех против всех. В определенный момент люди испугались взаимного уничтожения и договорились учредить государство. Люди добровольно отказались от части своих прав и передали их государству, а государство взамен обязалось защищать право на жизнь. Государство Гобс называл механическим чудовищем(левиафаном). Государство это машина которая может уничтожить любого, однако у людей есть естественные права которые нарушать нельзя. Произвол государства должен быть ограничен договором. Если правительство нарушает правила то народ может свергнуть правительство. Локк с этими был согласен, но он считал что договор возник потому что возникла частная собственность, государство обязалось защищать не только жизнь но и имущество. Локк был теоретиком политического либерализма и выдвинул учение о разделении властей.

Спиноза: был сторонником материалистического монизма, пантеизма, метафизики, рационализма.

Что есть мир как целое и по Спинозе ответ на этот вопрос может дать только разум. Спинозу интересовала проблема субстанции, в отличие от Декарта он считал что субстанция 1(она должна быть вечной и быть причиной самой себя). Такому требованию соответствует только бог, при этом бог отождествляется с природой. Субстанция является неподвижной и неизменной и поскольку она причина самой себя, действует она самостоятельно. Способ действия субстанции называется атрибут(протяжение и мышление). Мышление универсально по своей природе,»И камень мыслит». Сама субстанция это природа творящая и порождает природу сотворенную то есть множество единичных вещей которые Спиноза называл модусы. В мире господствует необходимость — жесткий детерминизм, все модусы подчинены этой необходимости. Спиноза полагал что свобода это осознанная необходимость и это означает что чем глубже человек понимает законы природы чем больше им следует тем больше возможностей для деятельности. Спиноза выделял 4 рода познания:

1)Познание по наслышке-самое не достоверное

2)Чувственное — смутное и слишком поверхностное, слишком субъективно.

3)Разум — дает достоверное знание. Возможности(познание сущности вещей, познание природной необходимости, познание атрибутов субстанции). Познание можно начинать прямо с разума минуя органы чувств. Порядок и связь идей в разуме соответствует порядку связей вещей в природе.

4)Интеллектуальная интуиция — наивысшая форма познания дающая знание бога, мира как целого.

В разуме заложены врожденные общие понятия(принципы логики и математики). Разум с помощью интуиции устанавливает их истинность, а затем с помощью дедукции из этих общих принципов строится знание.

Лейбниц: являлся сторонником деизма,объективного идеализма и плюрализма,диалектика и рационализм.

В отличие от Спинозы Лейбниц считал что в основе бытия мира лежит множество субстанций (Монады).

Демокрит Лейбниц
Атомы материальны Монады идеальны
Атомы путем столкновения взаимодействуют Монады независимы друг от друга

Свойства монад

1)Неделимость непроницаемость

2)Вечность

3)Способность к самодвижению и деятельности

4)Все монады созданы богом как верховной монадой

5)Монады различаются по способности восприятия а именно монады лежащие в основе растений способны к ощущениям, затем монады составляющие сущность животных обладают психикой, душа это человеческая монада обладающая разумом.

Каждая монада есть зеркало вселенной в том смысле что каждая воспринимает действие остальных. Монады независимы но действуют согласованно, в основе нашего мира лежит гармония монад. Наш мир наилучший из всех возможных миров. В человеке существует предустановленная богом гармония тела и души, ни тело ни душа не являются причинами друг друга и не влияют друг на друга. Телесное и душевное существуют независимо но существуют параллельно. Психофизиологический параллелизм.

В теории познания Лейбниц высказал новую идею — найти компромисс между сенсуализмом Локка и Декартом. В отличие от Спинозы Лейбниц считал что чувственное познание имеет большое значение.

По Лейбницу истины бывают:

1)Истины фактов — добываются в опыте и лежат в основе естественных наук.

2)Истины разума — добываемые мышлением, эти истины опираются на врожденные логические структуры, ими являются задатки мышления. Декарт и Спиноза считали что врожденными являются готовые знания. Мышление функционирует как направляемое органами чувств, разум устанавливает истинность задатков. С помощью дедукции строится знание. Истины разума должны соответствовать принципу логической не противоречивости. Если между звеньями знаний нет противоречия оно истинно. Декарт Спиноза и Лейбниц разделяли идеи:

1)Принижение роли чувственного познания

2)Признание наличия в разуме врожденного

3)Главная роль интеллектуальной интуиции дедукции в познании

4)Математика это образец научного мышления.

В 18 веке философы Джордж Бэрли, Дэвид Юб совершили переворот в сэнсуализме, Бэкон, Гоббс и Локк считали что мир существует объективно, мир материален. Бэрли пришел к выводу что мир существует только субъективно и не материален, Юб что мир не познаваем.

Бэрли поставил цель опровергнуты материализм и показать что понятие материя лишено всяких оснований. Бэрли переосмыслил 3 идеи Локка. Локк считал что разум путем абстрагирования формулирует общие понятия, у Бэрли это невозможно, всё что существует единично. Мы воспринимаем только единичные вещи а не общие понятия. В вещах единое и общее слиты воедино и разделить их нельзя, руководствуясь этим тезисом он разработал теорию «Репрезантивного мышления». Любую общую идею заменяет единичная идея. По Локку опыт бывает бывает внешний и внутренний, а по Бэрли только внутренний, вещи это лишь идеи нашего сознания и сами по себе они не существуют. Существование само по себе и в нашем восприятии одно и то же. По Локку качество вещей бывает первичное и вторичное, а Бэрли считал что все качества вторичны, любая вещь комбинация идей нашего сознания. Главная идея Бэрли «Существовать значит быть воспринимаемым».

Тема. Немецкая классическая философия и философия марксизма.

Гносеология и этика Канта.

Система и метод философии Гегеля.

Феербах.

Учение о человеке и обществе Маркса.

Эта философия охватывает конец 18 начало 19 века, а основатель Кант. Его последователи:Иоганн Фихте, Георг-Вильгельм Фридрих Гегель, Фридрих Шеллинг. Важнейшее достижение — разработка диалектики(разработал Гегель)

 

Вопрос. Гносеология и этика Канта.

Этапы:

1)До критический(до начала 70 г 18 в) — на этом этапе Кант интересовался философией природы и был сторонником научного материализма, он считал что пространство и время это объективные характеристики существования мира, вселенная бесконечна и состоит из огромного числа звездных систем. Выдвинул идею возникновения солнечной системы из газовой туманности

2)Критический(с начала 70 г 18 в). Пространство и время понимается как до опытные формы нашего восприятия мира. С позиции гносеологического оптимизма кант перешел к агностицизму. Главные работы:критика чистого разума, критика практического разума, критика способности суждения.

Критика — философы исследовали мир с помощью разума но не исследовали сам разум и его возможности, поэтому критика это и есть проверка возможностей или границ разума.

Кант переосмыслил понятие субъект — до Канта понималось как индивидуальный а после общий

Трансцедентальный — находящийся за пределами опыта, над индивидуальное начало в человеке всеобщая характеристика всех людей, именно от этого уровня зависят познавательные возможности человека, на этом уровне находятся атриорные формы чувственного познания и рассудка, их функция в том что с их помощью можно получить необходимое знание. Атриорная форма также доопытное, не знание а инструмент его получения. По Канту знание бывает 2 видов:апостериорное, априорное. Знания фиксируются в суждениях которые бывают аналитическими и синтетическими. Аналитически фиксируют известное знание а синтетические новые. Форма субъективна оприорна и находится в душе.

Чувственное познание — от него зависит точность математики. Ощущения поступают в органы чувств беспорядочно.

2 формы чувственного познания:

1)Пространство

2)Время

Математика по Канту научна-наука о мире как вещи для нас

Естествознание — наука о мире как вещи для нас.

«Рассудок законодательствует в природе» по Канту

От разума зависит философия, у разума априорных форм нет он порождает идеи бога души свободы мира как целого. Эти идеи Кант назвал ноумены(умопостигаемые сущности). Поскольку у разума априорных форм нет он ставит задачу перед рассудком объяснить эти сущности.

В след за рассудком разум не дает ни каких однозначных ответов, разум впадает в антиномии то есть неразрешимые противоречия. Философия не может быть наукой о высших сущностях.

Главное свойство человеческой воли — автономия.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 8. Сертификация продукции | Основное уравнение массопередачи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.